Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 28 декабря 2015 г. N 700-17К
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела N 700-17к о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного 22.12.2015 г., (далее - Комиссия) в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела; Грибанова Н.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт; Капранчиков А.В.- член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
в присутствии:
представителя Заявителя - ООО "Тектор-Воронеж" <_>
представителя Ответчика - БУЗ ВО "ВОКБ N 1" - <_>
представителя заинтересованного лица - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области - <_>
представителя заинтересованного лица - ООО "Агентство пожарной безопасности" - <_> <_>
рассмотрев дело N 700-17к, возбужденное в отношении БУЗ Воронежская область "Воронежская областная клиническая больница N 1" (далее - БУЗ ВО "ВОКБ N 1") по признакам нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в объединении в одну закупку услуг по клинингу внутренних помещений и прилегающей территории и услуг по комплексному обслуживанию инженерных систем, в том числе по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений товаров, установила:
18.12.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступило заявление ООО "Тектор - Воронеж" на действия БУЗ Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N 1" (далее - Заказчик) по включению в одну закупку - аукцион на право заключить государственный контракт на оказание услуг по комплексной эксплуатации корпуса N 1 и комплекса хозяйственных построек перинатального центра БУЗ ВО ВОКБ N 1 (N 0131200001015005382) услуг по клинингу внутренних помещений и прилегающей территории и услуг по комплексному обслуживанию инженерных систем, в том числе по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что имеет признаки нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части объединения в одну закупку услуг технологически и функционально не связанных между собой.
По мнению Заявителя, БУЗ Воронежской области "ВОКБ N 1" незаконно и необоснованно объединило в одну закупку услуги клининга и услуги по техническому обслуживанию инженерных систем, в том числе по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что ограничило количество участников закупки и не позволило организациям, осуществляющим услуги по уборке зданий и территорий принять участие в аукционе, поскольку для участия в нем необходимо иметь лицензию МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Представитель ответчика пояснил, что закупка услуг по комплексной эксплуатации зданий БУЗ ВО "ВОКБ N 1" проводилась ежегодно с 2013 г. и жалоб со стороны участников не было. Кроме того, БУЗ ВО "ВОКБ N 1" при составлении документации о проведении электронного аукциона, в том числе описания объекта закупки, не предвидело, что объединение услуг по обслуживанию зданий может привести к ограничению конкуренции.
Представитель ООО "АПБ" не согласился с позицией Заявителя и выявленными признаками нарушений антимонопольного законодательства, пояснив что податель жалобы либо иной потенциальный участник имел возможность принять участие в торгах, даже не имея лицензию МЧС, а привлекая субподрядчиков на осуществление лицензированного вида услуг.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства и выслушав мнения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
26.11.2015 г. уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области по заявке БУЗ ВО "ВОКБ "N 1" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.zakupki.gov.ru. размещено извещение N 0131200001015005382 о проведении аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по комплексной эксплуатации корпуса N 1 и комплекса хозяйственных построек перинатального центра БУЗ ВО ВОКБ N 1.
Согласно приложению N 1 к заявке Заказчика - описание объекта закупки, в комплексную эксплуатацию корпуса N 1 и комплекса хозяйственных построек перинатального центра БУЗ ВО "ВОКБ N 1" входит:
1) комплексное обслуживание инженерных систем;
2) обслуживание зданий и прилегающей территории;
3) клининг внутренних помещений и прилегающей территории.
Комплексное обслуживание инженерных систем включает:
- обслуживание системы электроснабжения и освещения;
- обслуживание системы вентиляции и кондиционирования;
- обслуживание системы отопления;
- обслуживание системы водоснабжения и канализации;
- обслуживание систем безопасности: системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре; системы АПС и автоматизации инженерных систем пожарной сигнализации и пожаротушения; системы видеонаблюдения; системы контроля и управления доступом; системы палатной связи и сигнализации;
- обслуживание автоматической газовой котельной и газораспределительного оборудования.
Согласно подпункту 1 пункта 4.2 раздела 4 документации об электронном аукционе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказания услуги, являющихся объектом закупки на электронном аукционе, в том числе требованиям, установленным в информационной карте электронного аукциона.
В требования к участникам закупки, изложенным в информационной карте (раздел 1.3 документации об аукционе) включены, в том числе, наличие действующей лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
Указанные требования дублируются и в извещении о проведении аукциона.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к перечню видов деятельности, на которые требуется лицензия относится и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Деятельность по обслуживанию зданий и прилегающей территории (ремонт и замена замков, петель, ручек; ремонт и покраска парковых скамеек; обрезка и выпиловка сухих деревьев и т. д.), а также клининг внутренних помещений и прилегающей территории (подметание свежевыпавшего снега, очистка урн от мусора, выкашивание газонов и т. д.) не включены в перечень лицензируемых видов деятельности.
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 г. N 17 услуги по уборке помещений и услуги по обслуживанию инженерных систем являются разными видами услуг и относятся к различным категориям видов услуг. Так, деятельность по оказанию услуг по монтажу оборудования относятся к категории услуг ОКДП 4530000, а деятельность по оказанию услуг по уборке зданий и помещений относятся к категории ОКДП 7493000.
Таким образом, Заказчик, включив в одну закупку различные виды деятельности, технологически и функционально не связанные между собой существенно сузил круг потенциальных участников размещения заказа, так как для участия в данном аукционе, одна организация должна осуществлять и услуги по монтажу, обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, для осуществления которых необходимо иметь лицензию МЧС и клининговые услуги, не подлежащие лицензированию.
Часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России усматривает в действиях Заказчика - БУЗ Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N 1", определившего объект закупки и включившего в нее услуги технологически и функционально не связанные между собой нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23, 41, 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать БУЗ Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N 1" нарушившей требования части 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" в части включения в состав лота услуг технологически и функционально не связанных между собой, выразившееся в объединении в одну закупку N 0131200001015005382 - оказание услуг по комплексной эксплуатации корпуса N 1 и комплекса хозяйственных построек перинатального центра БУЗ ВО ВОКБ N1 услуг по клинингу внутренних помещений и прилегающей территории и услуг по комплексному обслуживанию инженерных систем, в том числе по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений товаров.
2. Выдать БУЗ Воронежской области "Воронежская клиническая областная больница N 1" предписание об устранении нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии со ст.52 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 28.12.2015 г.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Члены Комиссии Н.А. Грибанова
А.В. Капранчиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 28 декабря 2015 г. N 700-17К
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016