Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N 04-04/19549 (опубликовано 17 декабря 2015 г.)
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе (далее - Комиссия)<_>
в присутствии представителей уполномоченного органа - Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан <_> муниципального заказчика - МКУ "Исполнительный комитет города Иннополис" <_> в отсутствие представителя заявителя - ООО "ЧОП "Зенит", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Закона о контрактной системе жалобу ООО "ЧОП "Зенит" (вх.N2512/ж; N2512/1/ж от 07.12.2015 г.) на действия уполномоченного органа - Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, муниципального заказчика - МКУ "Исполнительный комитет города Иннополис" при проведении открытого конкурса N 0111300059615000055 на предмет: "Оказание услуг по организации физической охраны внеобъектовых территорий городского поселения Иннополис", установила:
Извещение о проведении открытого конкурса N 0111300059615000055 на предмет: "Оказание услуг по организации физической охраны внеобъектовых территорий городского поселения Иннополис" было размещено в последней редакции на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 23.11.2015 года.
Уполномоченный орган - Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан;
Муниципальный заказчик - МКУ "Исполнительный комитет города Иннополис"
Начальная (максимальная) цена контракта - 744 492,76 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя положения конкурсной документации содержат нарушения действующего законодательства.
Представители уполномоченного органа, муниципального заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения.
1. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пояснениями муниципального заказчика при подготовке начальной (максимальной) цены контракта определена потребность в услуге по организации физической охраны внеобъектовых территорий.
Срок оказания услуг определен с учетом времени проведения конкурсных процедур, а также принимая во внимание, что в соответствии бюджетным законодательством контракт может быть заключен лишь до 31.12.2015 г, в связи с чем была рассчитана максимальная цена контракта исходя из срока оказания услуг 1 месяц.
Вместе с тем, в техническом задании установлено: "срок оказания услуг - с момента заключения муниципального контракта по 31 декабря 2015 г. включительно. Цена контракта рассчитывается исходя из стоимости единицы услуги, равной одним суткам, умноженной на количество оказанных единиц услуг".
Кроме того, в техническом задании конкурсной документации установлена цена за сутки в определенном размере.
Таким образом, уполномоченным органом, муниципальным заказчиком не установлены противоречивые сведения об объеме оказываемых услуг.
Следовательно, данный довод заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу заявителя: уполномоченным органом, муниципальным заказчиком неправомерно установлены требования к автомобилю и к стажу вождения водителя автомобиля мобильной группы охраны.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии было установлено, что установление требований к автомобилю и к стажу вождения водителя автомобиля мобильной группы охраны является потребностью заказчика, которая влияет на качество оказания услуг.
Таким образом, уполномоченным органом, муниципальным заказчиком правомерно установлены вышеуказанные требования.
3. Согласно доводу заявителя: в техническом задании отсутствуют сведения об объеме отдельных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В техническом задании конкурсной документации установлено, что "Исполнитель должен содержать помещения, выделенные заказчиком, для оказания услуг, в чистом виде, в том числе осуществлять уборку биотуалета".
В ходе заседания Комиссии было установлено, что муниципальным заказчиком будет представлено помещение после заключения муниципального контракта, соответственно также и объемы данного помещения.
Следовательно, довод заявителя по данному основанию является необоснованным.
4. Согласно доводу заявителя: в один объект закупки неправомерно объединены технологически и функционально не связанные между собой услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Соответственно, заказчик вправе включить в конкурсную документацию такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Вместе с тем, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Услуги, указанные в документации о проведении открытого конкурса, в том числе по наружному оформлению автомобиля, изготовления шеврона на форменную одежду представляют собой единый комплекс услуг и в совокупности направлены на единый результат, который достигается заказчиком привлечением единого исполнителя, отвечающего за все этапы услуг, производимых по единому объекту
С учетом данных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что требования установленные заказчиком в конкурсной документации не привели к ограничению количества участников конкурса, что подтверждается наличием трех поданных заявок на участие в данном конкурсе.
Вместе с тем, в ходе проведения выборочной внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно пункта 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия);
Руководствуясь частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация: 1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок; 2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены; 3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации; 4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе; 5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе; 6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе; 7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров; 8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N2/2 от 09.12.2015 г., заявке с номером 3 отказано в допуске на участие в открытом конкурсе, в связи не соответствием конкурсной документации, а именно "Представленный документ (копия платежного поручения), подтверждающий перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе не заверен банком в нарушение пункта 5 части 2 статьи 51 Закона N44-ФЗ и пункта 6 раздела 1.4. "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению" части 1 "Общие сведения и порядок проведения открытого конкурса" конкурсной документации. Документы заявки представлены не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация. Отсутствует декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (нарушение пункта 3 статьи 30 закона N44-ФЗ и пункта 1.4 части 1 раздела 1.4 конкурсной документации)".
В ходе заседания Комиссии установлено, что денежные средства в качестве обеспечения заявки в полном объеме перечислены уполномоченному органу.
В ходе заседания Комиссии установлено, что в конкурсной заявке участника приложено платежное поручение, распечатанное на бумажном носителе с использованием системы электронного платежа.
Вместе с тем, в пункте 19 статьи 3 Федерального закона РФ от 27.06.2011 N161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о национальной платежной системе) содержится понятие электронного средства платежа, под которым понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно- коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Согласно частям 1-3 статьи 5 и частям 1-2 статьи 8 Закона о национальной платежной системе, оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента).
Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.
Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.
Распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (далее - реквизиты перевода). Перечень реквизитов перевода устанавливается нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств.
Распоряжение клиента может передаваться, приниматься к исполнению, исполняться и храниться в электронном виде, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств.
19.06.2012 за N383-П Центральным Банком РФ утверждено Положение о Правилах осуществления перевода денежных средств (далее- Правила).
Согласно пункту 1.9 Правил, перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.
В силу пункта 1.10 Правил, перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к настоящему Положению.
Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения. Формы платежного поручения, инкассового поручения, 9 21_417050 платежного требования, платежного ордера на бумажных носителях приведены в приложениях 2, 4, 6 и 9 к настоящему Положению.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил, исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается банком плательщика посредством направления плательщику извещения в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения.
При этом указанным извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение.
На основании пунктов 5.3 и 5.4 Правил, реквизиты, форма (для платежного поручения на бумажном носителе), номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1 - 3 к настоящему Положению. Платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.
Строка N45 Приложения N1 к Правилам содержит то, что должно быть указано в платежном поручении в его разделе "отметки банка" для случаев, если платежное поручение выполнено на бумажном носителе и в электронном виде.
Так, если платежное поручение оформлено в электронном виде в последнем в разделе "отметки банка" должна быть указана дата его исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
Таким образом, платежное поручение заявки с порядковым N3 от 04.12.2015 г. подтверждает факт перечисления обществом денежных средств по нему.
Таким образом, заявка с порядковым номером 3 неправомерно отклонена по вышеуказанному основанию.
Таким образом, должностным лицом уполномоченного органа допущено нарушение при формировании протокола, что является нарушением части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заявка в любом случае правомерно отклонена в связи с непредставлением декларации о принадлежности субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсуствии оснований для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЧОП "Зенит" на действия уполномоченного органа - Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, муниципального заказчика - МКУ "Исполнительный комитет города Иннополис" при проведении открытого конкурса N0111300059615000055 на предмет: "Оказание услуг по организации физической охраны внеобъектовых территорий городского поселения Иннополис", необоснованной.
2. Признать должностное лицо уполномоченного органа - Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан нарушившим требования части 10 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N 04-04/19549 (опубликовано 17 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016