Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
N 91-11805-15/8 (опубликовано 16 декабря 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "26" ноября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "09" декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - А.Р. Баженов, заместитель руководитель Управления;
Члены Комиссии - И.А. Макридина, начальник отдела;
Е.О. Фомина, главный специалист-эксперт,
в присутствии представителей:
заявителя по делу - ООО "Научно-технический центр внедрения, научные исследования и инновационные технологии в нефтегазовой промышленности" (ООО НТЦ "ВНИИТнефть") (443020, г. Самара, ул. Ленинградская, д. 83, кв/оф 80, ИНН 6311119024, дата регистрации 26.01.2010) - директор согласно выписке из ЕГРЮЛ и паспорту - Платонов Сергей Юрьевич;
ответчика по делу - ООО Торговый дом "ВНИИТнефть" (ООО ТД "ВНИИТнефть") (443011, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 303А, цокольный этаж, ком. 3, дата регистрации 14.10.2011 г., ИНН 6316168459) - представитель отсутствует. О месте и времени рассмотрения дела лицо извещалось надлежащим образом определением (исх. N 10916/8 от 02.11.2015 г.),
рассмотрев дело N 91-11805-15/8 по признакам нарушения ООО ТД "ВНИИТнефть" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило обращение ООО НТЦ "ВНИИТнефть" (исх. N 20 от 20.08.2015 г.) о наличии признаков недобросовестной конкуренции в действиях ООО ТД "ВНИИТнефть" по использованию полного и сокращенного фирменного наименования "ВНИИТнефть", правообладателем которого является ООО НТЦ "ВНИИТнефть".
Согласно заявлению Общество с ограниченной ответственностью Научно-технический центр "Внедрения, научные исследования и инновационные технологии в нефтегазовой промышленности" (далее - ООО НТЦ "ВНИИТнефть"; - Заявитель) зарегистрировано в налоговом органе 26.01.2010 г., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.
Основным видом деятельности ООО НТЦ "ВНИИТнефть" являются научные исследования и разработки в области естественных наук (код ОКВЭД 73.10).
ООО НТЦ "ВНИИТнефть" стало известно, что 14.10.2011 г. зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "ВНИИТнефть" (далее - ООО ТД "ВНИИТнефть"; - Ответчик), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Одним из видов деятельности ООО ТД "ВНИИТнефть" являются научные исследования и разработки в области естественных наук (код ОКВЭД 73.10).
Таким образом, по мнению ООО НТЦ "ВНИИТнефть" в действиях ООО ТД "ВНИИТнефть" по использованию в деятельности сходного полного и сокращенного фирменного наименования присутствуют признаки недобросовестной конкуренции, указанные в п. 9 ст. 4 Закона "О защите конкуренции".
Заявитель просил провести проверку соблюдения антимонопольного законодательства ООО ТД "ВНИИТнефть".
22.10.2015 г. приказом руководителя Управления N 355 возбуждено дело в отношении ООО ТД "ВНИИТнефть" по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела.
Комиссия Самарского УФАС России, рассмотрев все представленные в материалы дела N 91-11805-15/8 о нарушении антимонопольного законодательства доказательства, выслушав представителя Заявителя, пришла к следующим выводам.
Предметом и целями в соответствии со статьей 1 Закона "О защите конкуренции" являются предупреждение и пресечение:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Сфера правового регулирования антимонопольного органа определена частью 1 статьи 3 настоящего Закона "О защите конкуренции" и распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьёй 14 Закона "О защите конкуренции" установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Кроме того, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве недобросовестной конкуренции необходимо установить следующее:
- направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ;
- противоречие указанных действий обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- результатом таких действий является причинение убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесение вреда их деловой репутации или лишь угроза наступления перечисленных последствий.
Для признания действий недобросовестной конкуренцией необходимо учитывать совокупность данных обстоятельств. Письмом ФАС России от 22.05.2012 NАК/16098 подтверждено, что для признания действий недобросовестной конкуренцией должны одновременно учитываться все вышеуказанные условия.
Так, общество с ограниченной ответственностью Научно-технический центр "Внедрения, научные исследования и инновационные технологии в нефтегазовой промышленности" (сокращенное наименование - ООО НТЦ "ВНИИТнефть" (ОГРН11063110002920) 26.01.2010 г. зарегистрирован в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самару по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, 83,80, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
14.10.2011 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары осуществлена государственная регистрация вновь созданного юридического лица, ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ВНИИТнефть" (сокращенное наименование - ООО ТД "ВНИИТнефть" (ОГРН 1116316008049) по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 303А, цокольный этаж, ком. 3, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
ООО НТЦ "ВНИИТнефть" и ООО ТД "ВНИИТнефть" согласно сведений из ЕГРЮЛ осуществляют деятельность в области естественных и технических наук, действуют на едином экономическом рынке.
Таким образом, экономическим видом деятельности и заявителя и ответчика является - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.
Данный факт подтвержден договорами об оказании услуг, которые были представлены Заявителем в материалы дела с отметкой "Коммерческая тайна".
В соответствии с частью 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
В силу части 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, фирменные наименования являются средствами индивидуализации юридических лиц, которым предоставляется правовая охрана.
Согласно частям 1, 2 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
В силу части 1 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
В соответствии с частью 3 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим).
В рамках рассмотрения дела и на основании соглашения о взаимодействии, заключенного 12.04.2010 г. ФАС России с Роспатентом, Самарское УФАС России направила запрос (исх. N 8683/8 от 28.08.2015 г.) в ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности", с целью выяснения вопроса: сходно ли до степени смешения сокращенное фирменное наименование Общества с Ограниченной Ответственностью Научно-технический центр "Внедрения, научные исследования и инновационные технологии в нефтегазовой промышленности" - ООО НТЦ "ВНИИТнефть" с полным и сокращенным фирменным наименованием Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ВНИИТнефть".
Согласно справке, данной ФИПС (исх. N 41-4155-12 от 18.09.2015 г.) сокращенное фирменное наименование ООО "ТД "ВНИИТнефть" является сходным до степени смешения с сокращенным фирменным наименованием ООО НТЦ "ВНИИТнефть" в силу наличия общих тождественных элементов "ВННИТ" и "нефть"; полное фирменное наименование Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ВННИТнфть" является сходным до степени смешения с сокращенным фирменным наименование ООО НТЦ "ВНИИТнефть" в силу наличия общих тождественных элементов "ВНИИТ" и "нефть".
Таким образом, Комиссией установлено, что полное и сокращенное фирменное наименование ответчика, тождественно, сходно до степени смешения с сокращенным фирменным наименованием заявителя. Заявитель и ответчик осуществляют аналогичный вид деятельности связанный с научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук на одной и той же территории города Самары.
Сокращенным наименованием заявителя в соответствии с уставом является - ООО НТЦ "ВНИИТнефть", полное наименование ответчика - общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ВНИИТнефть", сокращенное наименование - ООО ТД "ВНИИТнефть".
Как следует из материалов дела, заявитель широко используют буквенное сочетание "ВНИИТнефть" в процессе хозяйственной деятельности. Буквенное сочетание "ВНИИТнефть" используется и заявителем и ответчиком.
Использование ответчиком в фирменном наименовании буквенного сочетания "ВНИИТнефть" может вводить в заблуждение потребителей и тем самым нарушает исключительное право заявителя на его фирменное сокращенное наименование как средство его индивидуализации.
Комиссией установлено, что осуществляемые заявителем и ответчиком виды экономической деятельности совпадают.
В соответствии со статьей 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, исходя из обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ВНИИТнефть", связанных с использованием полного и сокращенного наименования "ВНИИТнефть", ранее зарегистрированного за ООО НТЦ "ВНИИТнефть", всех признаков недобросовестной конкуренции, указанных в пункте 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции":
1) Заявитель и Ответчик являются конкурирующими хозяйствующими субъектами, поскольку осуществляют деятельность, приносящую доход, на основании государственной регистрации на одном товарном рынке;
2) направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом. Указанное выражается в стремлении улучшить положение конкурирующего хозяйствующего субъекта на рынке, в том числе привлечь к своим товарам (работам, услугам) потребительский спрос и увеличить размер получаемой прибыли по отношению к размеру прибыли, которая могла быть получена им в случае добросовестного поведения на товарном рынке.
3) противоречие действующему законодательству, а именно статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, а также статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации;
4) способность причинения убытков конкуренту. Указанное выразилось в том, что Заявитель вследствие регистрации Ответчиком полного и сокращенного фирменного наименования сходного с сокращенным фирменным наименованием Заявителя, лишается возможности эффективно реализовывать свой товар/услуги, так как данные действия Ответчика не позволили Заявителю получить то, на что он был вправе рассчитывать при обычных условиях реализации своих товаров/услуг с использованием принадлежащего ему сокращенного фирменного наименования, что, в свою очередь, не может не сказаться на прибыли Заявителя.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", решила:
Признать Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ВНИИТнефть" (ООО "ВНИИТнефть") (443011, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 303А, цокольный этаж, ком. 3, дата регистрации 14.10.2011 г., ИНН 6316168459) нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона "О защите конкуренции" путем использования полного и сокращенного фирменного наименования "ВНИИТнефть", ранее зарегистрированного за ООО НТЦ "ВНИИТнефть";
Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ВНИИТнефть" (ООО "ВНИИТнефть") (443011, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 303А, цокольный этаж, ком. 3, дата регистрации 14.10.2011 г., ИНН 6316168459) предписание о прекращении недобросовестной конкуренции;
Передать материалы дела N 91-11805-15/8 уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии А.Р. Баженов
Члены Комиссии: И.А. Макридина
Е.О. Фомина
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области N 91-11805-15/8 (опубликовано 16 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016