Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
N 11696-15/8 (опубликовано 10 декабря 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 17 ноября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - А.Р. Баженов, заместитель руководителя
Управления;
Члены Комиссии: И.А. Макридина, начальник отдела;
Е.О. Фомина, главный специалист - эксперт,
в присутствии представителей:
заявителя - Отделение по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, д. 112) - Ефимов Андрей Павлович по доверенности N 63 АА 3283115 от 28.09.2015 г.;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО ЛОМБАРД "ПОБЕДА" (445057, Самарская область, г. Тольятти, бульвар Приморский, д. 19, оф. 116, ИНН 632101001) представитель отсутствует (уведомлялось о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается отчетом отправки письма с сайта Почта России);
заинтересованного лица - ИП Манаков Владимир Викторович (445057, Самарская область, г. Тольятти, Приморский б-р, д. 19, кВ. 116, ИНН 632141210842) представитель отсутствовал (уведомлялся о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается отчетом отправки письма с сайта Почта России);
рассмотрев материалы дела N 11696-15/8, заслушав лиц, участвующих в деле, по признакам нарушения ООО "Ломбард "Победа" пункта 4 части 3 статьи 5, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило обращение (исх. N Т436-12-1-7/17862 от 10.06.2015 г.) заместителя управляющего отделением по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, согласно которому ООО "Ломбард "Победа" по адресам: 1) г. Самара, ул. Гагарина, д. 32; 2) г. Самара, ул. Аэродромная, д. 53А; 3) г. Самара, ул. Демократическая, д. 11; 4) г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 2; 5) г. Самара, ул. Бакинская, д. 40; 6) г. Самара, ул. Пензенская, д. 56; 7) г. Самара, ул. Победы, д. 134; 8) г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 24А; 9) г. Самара, ул. Революционная, д. 87; 10) г. Самара, ул. Гагарина, д. 36 (реклама распространяется посредством щита), размещает информацию об оказании услуг ломбарда круглосуточно (24 часа).
Однако в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон "О ломбардах") ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащее заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.
К обращению приложены фотографии рекламы, размещенной по вышеуказанным адресам.
Заявитель просил провести проверку по доводам, изложенным в обращении в отношении ООО "Ломбард "Победа", поскольку в указанной рекламе имеются признаки нарушения рекламного законодательства.
Так в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (в том числе, в части времени оказания услуг (24 часа)).
Кроме того в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации (ломбард вправе ежедневно только с 8 до 20 часов по местному времени осуществлять деятельность).
Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, пункта 1 статьи 7 Закона "О рекламе".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона "О ломбардах" ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона "О ломбардах" ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.
Таким образом, исходя из содержания размещенной рекламы, а также с учетом указанных норм, деятельность, рекламируемую посредством наружной конструкции и рекламного щита, может осуществлять исключительно юридическое лицо ООО "Ломбард "Победа".
При этом размещенные рекламные материалы не содержат информации об осуществлении деятельности ИП Манаковым В.В., а также какие-либо данные о нем как о рекламодателе данной рекламы.
В связи с чем, в процессе рассмотрения дела Комиссия заменила ответчика ИП Манакова В.В. на ООО "Ломбард "Победа". ИП Манаков В.В. был признан заинтересованным лицом.
ООО "Ломбард "Победа" письмом (исх. N 5 от 29.06.2015 г.) сообщило, что предприятие коммерческую деятельность не ведет, собственных, арендованных помещений, расчетного счета не имеет, налоговую, бухгалтерскую отчетность сдает без отражения деятельности, а размещение вывесок по адресам было произведено прежними арендаторами помещений.
ИП Манаков В.В. представил в адрес Самарского УФАС России (исх. N 157 от 23.07.2015 г.) копии договоров аренды и субаренды вышеуказанных помещений.
Кроме того из заявления отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (исх. N Т436-12-1-7/14552 от 07.05.2015) следует, что при посещении одного из офисов ООО "Ломбард "Победа", расположенного по адресу: г. Самара, ул. Революционная, 87, сотрудниками Отделения установлено, что кроме вывески на улице, в офисе организации отсутствует какая-либо информация об ООО "Ломбард "Победа", но размещено свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя Манакова В.В. В результате телефонного разговора с представителем ООО "Ломбард "Победа", сотрудником Отделения установлено, что заключение договора займа осуществляется от имени ИП Манакова В.В.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Ломбард "Победа" директором указанной организации и её учредителем (50% доли в уставном капитале) Общества является гр. Манаков Владимир Викторович, который является индивидуальным предпринимателем, арендующим помещения, где размещается информация рекламного характера об оказании услуг ломбарда круглосуточно (24 часа).
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
ООО "Ломбард "Победа" является рекламодателем указанной рекламы, то есть продавцом товара (предоставление услуги), определившим объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:
1. Фактом распространения рекламы на фасадах зданий в г. Самара по адресам: 1) г. Самара, ул. Гагарина, д. 32; 2) г. Самара, ул. Аэродромная, д. 53А; 3) г. Самара, ул. Демократическая, д. 11; 4) г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 2; 5) г. Самара, ул. Бакинская, д. 40; 6) г. Самара, ул. Пензенская, д. 56; 7) г. Самара, ул. Победы, д. 134; 8) г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 24А; 9) г. Самара, ул. Революционная, д. 87; 10) г. Самара, ул. Гагарина, д. 36 (реклама распространяется посредством щита), на которой рекламируются услуги ломбарда, в рекламе присутствует надпись "24 часа";
2. Копиями договоров субаренды N 22102014 от 22.10.2014 г., аренды б/н от 31.08.2012 г., субаренды б/н от 01.04.2013 г., аренды нежилого помещения б/н от 15.04.2015 г., аренды нежилого помещения N 1К от 12.11.2014 г., аренды б/н от 02.12.2013 г., аренды нежилого помещения N 1 от 01.08.2014 г., аренды нежилого помещения б/н от 01.07.2012 г. от 30.12.2008 г.;
3. Копиями фотографий рекламы;
4. Выписками из ЕГРЮЛ ООО "Ломбард "Победа" и ЕГРИП Манакова В.В., согласно которым основным видом деятельности ООО "Ломбард "Победа" является предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества (ОКВЭД 65.22.6), а основным видом деятельности ИП Манакова В.В. является прочая оптовая торговля (ОКВЭД 51.70);
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Как следует из ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение.
Недостоверной считается не только заведомо ложная, активно провозглашаемая, но и умалчиваемая, имеющая существенное значение информация, а также та информация, которая вводит потребителей в заблуждение, создает иллюзорное мнение относительно рекламируемого товара, работ либо услуг.
Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (в том числе, в части времени оказания услуг (24 часа)).
Кроме того в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации (ломбард вправе ежедневно только с 8 до 20 часов по местному времени осуществлять деятельность).
Комиссия Самарского УФАС России, изучив содержание рекламного материала в совокупности с имеющимися выражениями и изображениями в ней, а именно: "Победа" "Ломбарды" "24 часа", приходит к следующим выводам:
Указание в рекламе на время оказания услуг ломбардом "24 часа" является нарушением части 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах", поскольку ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащее заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.
Какое-либо иное лицо не могло размещать данную рекламу, поскольку это экономически нецелесообразно, т.к. указанный вид рекламы является дорогостоящим.
Таким образом, данная реклама содержит нарушение п. 4 ч.3 ст.5, а также п. 1 ст. 7 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение вышеуказанного требования несет рекламодатель, т.е. ООО "Ломбард "Победа".
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанная выше реклама в настоящее время не распространяется, в этой связи Самарское УФАС России считает необходимым выдать ООО "Ломбард "Победа" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО "Ломбард "Победа" на фасадах зданий в г. Самара по адресам: 1) г. Самара, ул. Гагарина, д. 32; 2) г. Самара, ул. Аэродромная, д. 53А; 3) г. Самара, ул. Демократическая, д. 11; 4) г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 2; 5) г. Самара, ул. Бакинская, д. 40; 6) г. Самара, ул. Пензенская, д. 56; 7) г. Самара, ул. Победы, д. 134; 8) г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 24А; 9) г. Самара, ул. Революционная, д. 87; 10) г. Самара, ул. Гагарина, д. 36 (реклама распространяется посредством щита), на которой рекламируются услуги ломбарда, в рекламе присутствует надпись "24 часа", поскольку она содержит нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5, пункта 1 статьи 7 Закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Ломбард "Победа", как рекламодателю предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Р. Баженов
Члены Комиссии И.А. Макридина
Е.О. Фомин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области N 11696-15/8 (опубликовано 10 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016