Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 2 октября 2015 г. N ТГ 04-03/2015-105Р
резолютивная часть оглашена 30 сентября 2015 года г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 02 октября 2015 года
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
заместитель председателя Комиссии: <_> - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <_> - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, кворум соблюден,
рассмотрев материалы дела N ТГ 04-03/2015-105Р, возбужденного в отношении <_> по факту распространения в печатном издании "Секрет Бобра" в апреле 2015 года рекламной информации с признаками нарушения законодательства о рекламе,
в отсутствии:
- заявителя - <_> уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела;
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ИП <> уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, установила:
16.06.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступило обращение гражданина о распространении в печатном издании "Секрет Бобра" рекламы биологически активных добавок с нарушениями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". К заявлению приложен экземпляр издания.
В данном издании содержится информация о препаратах бальзам "капли для глаз "Секрет бобра Актив-Органелло", "Секрет бобра" актив с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с бобровой струей, "Секрет бобра" Актив с лецитином, "Секрет бобра" Сустард Актив-крем, "Секрет бобра" Актив с мумие легко ходить, "Секрет бобра" Актив с жиром барсука, "Секрет бобра" актив с хитозаном.
По мнению заявителя, в печатном издании "Секрет Бобра" опубликована реклама биологически активных добавок, при этом покупатели вводятся в заблуждение относительно свойств продуктов. Печатное издание "Секрет Бобра" распространяется через почтовые ящики жителей города Ижевска.
В данном печатном издании размещены номера телефонов для заказа продукции: 8-919-454-23-63, 8-800-555-70-65.
В целях получения информации о владельцах данных номеров Удмуртским УФАС России были направлены соответствующие запросы в ОАО "МТС" (исх. N ТГ 01-17-04/4682 от 19.06.2015 г.), ООО "Межрегиональный Транзит Телеком" (исх. NТГ 01-17-04/4685 от 19.06.2015 г.).
ОАО "МТС" в ответном письме (вх. N62ДСП от 13.07.2015 г.) указало, что номер 8-919-454-23-63 выделен <_>
ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" в ответном письме (вх. N 5800 от 17.07.2015 г.) указало, что номер 8-800-555-70-65 выделен ООО "ОТК".
13.07.2015 г. (исх. N ТГ 01-17-04/5293) в адрес ООО "ОТК" был направлен запрос информации. Письмо вернулось в Удмуртское УФАС России с отметкой "истек срок хранения".
В целях установления рекламодателя товаров капли для глаз "Секрет бобра Актив-Органелло", "Секрет бобра" актив с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с бобровой струей, "Секрет бобра" Актив с лецитином, "Секрет бобра" Сустард Актив-крем, "Секрет бобра" Актив с мумие легко ходить, "Секрет бобра" Актив с жиром барсука, "Секрет бобра" актив с хитозаном <_> был направлен запрос информации (исх. N ТГ 01-17-04/5419 от 16.07.2015 г.). <_> сведений в Удмуртское УФАС России не представила
Определением от 13.08.2015 г. по указанному факту в отношении <_> возбуждено дело по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" с привлечением к участию в деле в качестве заявителя <_> Дело назначено к рассмотрению на 30.09.2015 г.
На заседание Комиссии 30.09.2015 г. лица, участвующие в деле, уведомленные надлежащим образом, не явились.
Изучив материалы дела N ТГ 04-03/2015-105Р, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
В апреле 2015 года путем раскладки в почтовые ящики в г. Ижевске распространялось печатное издание "Секрет Бобра", в том числе по месту жительства заявителя - г. Ижевск, Воткинское шоссе, д. 16, корп. "в", кв. 44.
В печатном издании "Секрет Бобра" размещена информация о следующих препаратах: капли для глаз "Секрет бобра Актив-Органелло", "Секрет бобра" актив с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с бобровой струей, "Секрет бобра" Актив с лецитином, "Секрет бобра" Сустард Актив-крем, "Секрет бобра" Актив с мумие легко ходить, "Секрет бобра" Актив с жиром барсука, "Секрет бобра" актив с хитозаном.
Печатное издание "Секрет Бобра" не содержит выходных данных: дата и место печати издания, наименование и адрес учредителя и редакции печатного издания.
Отношения в сфере рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе").
Согласно пункту 1) статьи 3 Закона "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация о препаратах, размещенная в печатном издании "Секрет Бобра" направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования (к препаратам: капли для глаз "Секрет бобра Актив-Органелло", "Секрет бобра" актив с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с бобровой струей, "Секрет бобра" Актив с лецитином, "Секрет бобра" Сустард Актив-крем, "Секрет бобра" Актив с мумие легко ходить, "Секрет бобра" Актив с жиром барсука, "Секрет бобра" актив с хитозаном), формирование и поддержание интереса к ним, следовательно, является рекламой таких препаратов.
Согласно пункту 6) части 5 статьи 5 Закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Согласно части 7 статьи 5 Закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В печатном издании "Секрет Бобра" не указано, являются ли препараты капли для глаз "Секрет бобра Актив-Органелло", "Секрет бобра" актив с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с бобровой струей, "Секрет бобра" Актив с лецитином, "Секрет бобра" Сустард Актив-крем, "Секрет бобра" Актив с мумие легко ходить, "Секрет бобра" Актив с жиром барсука, "Секрет бобра" актив с хитозаном биологически активными добавками или лекарственными средствами.
Вместе с тем печатное издание "Секрет Бобра" содержит указания на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, препаратов капли для глаз "Секрет бобра Актив-Органелло", "Секрет бобра" актив с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с бобровой струей, "Секрет бобра" Актив с лецитином, "Секрет бобра" Сустард Актив-крем, "Секрет бобра" Актив с мумие легко ходить, "Секрет бобра" Актив с жиром барсука, "Секрет бобра" актив с хитозаном.
В рассматриваемой рекламе препаратов капли для глаз "Секрет бобра Актив-Органелло", "Секрет бобра" актив с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с бобровой струей, "Секрет бобра" Актив с лецитином, "Секрет бобра" Сустард Актив-крем, "Секрет бобра" Актив с мумие легко ходить, "Секрет бобра" Актив с жиром барсука, "Секрет бобра" актив с хитозаном отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, в частности являются ли данные рекламируемые товары биологически-активными добавками, что может ввести потребителя в заблуждение относительно свойств применения рекламируемых товаров, в том числе наличия противопоказаний к их применению.
Таким образом, реклама бальзама "Секрет Бобра", бальзама Кирова "Промуцет", бальзама "Очансол", крем-бальзама "Живительный", препарата "Живица кедра" является ненадлежащей, нарушающей пункт 6) части 5 статьи 5, часть 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона "О рекламе", за нарушение требований пункт 6) части 5 статьи 5, часть 7 статьи 5 настоящего закона ответственность несет рекламодатель.
<_> не представила в Удмуртское УФАС России сведения о рекламодателе, рекламораспространителе и рекламопроизводителе рекламы препаратов капли для глаз "Секрет бобра Актив-Органелло", "Секрет бобра" актив с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с бобровой струей, "Секрет бобра" Актив с лецитином, "Секрет бобра" Сустард Актив-крем, "Секрет бобра" Актив с мумие легко ходить, "Секрет бобра" Актив с жиром барсука, "Секрет бобра" актив с хитозаном, размещенной в печатном издании "Секрет Бобра".
Также в печатном издании "Секрет Бобра" отсутствуют выходные данные.
Таким образом, в Удмуртском УФАС России отсутствуют сведения о рекламодателе рекламы препаратов капли для глаз "Секрет бобра Актив-Органелло", "Секрет бобра" актив с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с бобровой струей, "Секрет бобра" Актив с лецитином, "Секрет бобра" Сустард Актив-крем, "Секрет бобра" Актив с мумие легко ходить, "Секрет бобра" Актив с жиром барсука, "Секрет бобра" актив с хитозаном, размещенной в печатном издании "Секрет Бобра", распространяемой в апреле 2015 года путем раскладки в почтовые ящики жителей г. Ижевска.
На основании пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, производство по делу может быть прекращено, в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая, что в Удмуртском УФАС России отсутствуют доказательства того, что <_> является рекламодателем ненадлежащей рекламы вышеуказанных препаратов, распространяемой посредством печатного издания "Секрет Бобра", Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу N ТГ 04-03/2015-105Р по признакам нарушения пункта 6) части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
Печатное издание "Секрет Бобра" содержит номер телефона: 8-919-454-23-63.
Согласно статье 3 Закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В Удмуртском УФАС России отсутствуют достоверные данные, о том, что <_> определила объект рекламирования и содержания рекламы: капли для глаз "Секрет бобра Актив-Органелло", "Секрет бобра" актив с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с бобровой струей, "Секрет бобра" Актив с лецитином, "Секрет бобра" Сустард Актив-крем, "Секрет бобра" Актив с мумие легко ходить, "Секрет бобра" Актив с жиром барсука, "Секрет бобра" актив с хитозаном в печатном издании "Секрет Бобра" как товара.
Однако в указанном издании размещен номер телефона, предоставленный <_> с указанием информации о том, что по телефону осуществляется консультации и заказ продукции, то есть дистанционная продажа товара как услуга.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона "О рекламе", товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
С учетом изложенных фактов, Комиссия приходит к выводу, что <_> является рекламодателем услуг по дистанционной продаже следующих товаров: капли для глаз "Секрет бобра Актив-Органелло", "Секрет бобра" актив с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с бобровой струей, "Секрет бобра" Актив с лецитином, "Секрет бобра" Сустард Актив-крем, "Секрет бобра" Актив с мумие легко ходить, "Секрет бобра" Актив с жиром барсука, "Секрет бобра" актив с хитозаном в печатном издании "Секрет Бобра".
Статьей 8 Закона "О рекламе" установлено, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В печатном издании "Секрет Бобра" указанные сведения о продавце товаров капли для глаз "Секрет бобра Актив-Органелло", "Секрет бобра" актив с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с бобровой струей, "Секрет бобра" Актив с лецитином, "Секрет бобра" Сустард Актив-крем, "Секрет бобра" Актив с мумие легко ходить, "Секрет бобра" Актив с жиром барсука, "Секрет бобра" актив с хитозаном, наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя отсутствуют.
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования статьи 8 Закона "О рекламе".
Статьей 38 Закона "О рекламе" установлена ответственность рекламодателя за нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
<_> как рекламодателем - лицом, определившим объект рекламирования - дистанционный способ продажи товаров капли для глаз "Секрет бобра Актив-Органелло", "Секрет бобра" актив с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с бобровой струей, "Секрет бобра" Актив с лецитином, "Секрет бобра" Сустард Актив-крем, "Секрет бобра" Актив с мумие легко ходить, "Секрет бобра" Актив с жиром барсука, "Секрет бобра" актив с хитозаном в печатном издании "Секрет Бобра", нарушена статья 8 Закона "О рекламе".
Поскольку в Удмуртском УФАС России отсутствуют сведения о прекращении распространения печатного издания "Секрет Бобра" в г.Ижевске с нарушением требований статьи 8 Закона "О рекламе", Комиссия считает необходимым выдать <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, пунктами 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия решила:
Признать рекламу дистанционного способа продажи товаров капли для глаз "Секрет бобра Актив-Органелло", "Секрет бобра" актив с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с пантами алтайского марала, Капли "Секрет бобра" с бобровой струей, "Секрет бобра" Актив с лецитином, "Секрет бобра" Сустард Актив-крем, "Секрет бобра" Актив с мумие легко ходить, "Секрет бобра" Актив с жиром барсука, "Секрет бобра" актив с хитозаном в печатном издании "Секрет Бобра" в апреле 2015 года ненадлежащей, нарушающей статью 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Признать <_> рекламодателем, нарушившим требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела N ТГ 04-03/2015-105Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении <_> производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Прекратить производство по делу NТГ 04-03/2015-105Р по факту нарушения индивидуальным предпринимателем Пастуховой Ольгой Георгиевной пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение и предписание могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 2 октября 2015 г. N ТГ 04-03/2015-105Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016