Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 4 октября 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена "30" сентября 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено "4" октября 2010 г.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:
Авдеева А.И. - руководителя управления, председателя Комиссии,
Володина В.А. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии,
Францевой Е.В - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии,
При участии:
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Стройэлита":
- - представителя по доверенности от 23.09.2010 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Генеральная управляющая компания":
- - представителя по доверенности от 11.01.2010 г. б/н;
- - представителя по доверенности от 11.01.2010 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация N 7-2":
- - представителя по доверенности от 05.05.2010 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Авангард-1":
- - представителя по доверенности от 10.01.2010 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилсервис-1":
- - представителя по доверенности от 05.12.2009 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-10-1":
- - представителя по доверенности от 05.12.2009 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-11-1":
- - представителя по доверенности от 05.12.2009 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-16-1":
- - представителя по доверенности от 05.12.2009 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-17-1":
- - представителя по доверенности от 26.01.2010 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-20-1":
- - представителя по доверенности от 10.03.2010 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-21-1":
- - представителя по доверенности от 10.08.2010 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-22-1":
- - представителя по доверенности от 10.08.2010 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-23-1":
- - представителя по доверенности от 02.02.2010 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-24-1":
- - представителя по доверенности от 02.02.2010 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-26-1":
- - представителя по доверенности от 02.02.2010 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-29-1":
- - представителя по доверенности от 05.05.2010 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-7-1":
- - представителя по доверенности от 05.12.2009 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-9-1":
- - представителя по доверенности от 05.12.2009 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью ООО "Управляющая организация "Заря-1":
- - представителя по доверенности от 01.08.2010 г. б/н;
со стороны общества с ограниченной ответственностью ТСЖ "Городок военный":
- - представителя по доверенности от 01.08.2010 г. б/н;
рассмотрев дело N 3-09/16-2010 от 22.09.2010 по признакам нарушения ООО "Генеральная управляющая компания" (440008, г. Пенза, ул. Фрунзе, д.39) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Пензенское УФАС России 23.08.2010 г. поступила жалоба от ООО "Стройэлита" по вопросу нарушения антимонопольного законодательства организаторами и заказчиками комиссионных отборов исполнителей работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, а именно: ООО "Управляющая организация N 7-2", ООО "Управляющая организация "Авангард-1", ООО "Управляющая организация "Жилсервис-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-10-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-11-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-16-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-20-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-21-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-22-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-23-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-24-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-26-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-29-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-7-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-9-1", ООО "Управляющая организация "Заря-1", ТСЖ "Городок военный".
Из заявления следует, что действия заказчиков и организаторов при проведении комиссионных отборов нарушают права и законные интересы участников комиссионных отборов, поскольку не возможно определить, чем руководствовались члены комиссии, присваивая баллы участникам комиссионных отборов по установленным критериям.
На заседании Комиссии представитель заявителя дополнил, что в сообщении (извещении) о проведении комиссионных отборов не указаны сведения о требованиях к участникам комиссионных отборов.
На заседании Комиссии представитель ООО "Генеральная управляющая компания" пояснил, что баллы участникам комиссионных отборов присваивались каждым членом комиссии индивидуально исходя из представленных документов в соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 14.08.2008 N 506-пП идокументациями о комиссионных отборах, закрепляющими критерии оценки заявок на участие в комиссионных отборах. Дополнил, что максимальное количество баллов по каждому показателю присваивалось участнику с наилучшим предложением, остальным участникам баллы присваивались по степени выгодности предложений.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы сторон по делу, Комиссией установлено следующее.
Обществом с ограниченной ответственностью "Генеральная управляющая компания" были заключены договоры управления с организациями:
- ТСЖ "Городок военный" 10.06.2009 г.;
- ООО "Управляющая организация "Авангард-1" 19.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация N 7-2" 22.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Жилсервис-1" 22.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" 19.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Жилье-11-1" 19.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Жилье-21-1" 19.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Жилье-23-1" 19.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Жилье-29-1" 22.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Жилье-9-1" 27.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Заря-1" 27.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Жилье-7-1" 27.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Жилье-22-1" 19.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Жилье-20-1" 19.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Жилье-16-1" 19.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Жилье-26-1" 19.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Жилье-10-1" 19.09.2007 г.;
- ООО "Управляющая организация "Жилье-24-1" 19.09.2007 г. (далее по тексту - Договоры управления).
В соответствии с п. 3.2 Договоров управления Управляемые Общества - ООО "Управляющая организация N7-2", ООО "Управляющая организация "Авангард-1", ООО "Управляющая организация "Жилсервис-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-10-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-11-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-16-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-20-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-21-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-22-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-23-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-24-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-26-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-29-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-7-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-9-1", ООО "Управляющая организация "Заря-1", ТСЖ "Городок военный" (Далее по тексту Общества) - передают Управляющей организации - ООО "Генеральная управляющая компания" - все полномочия своего единоличного исполнительного органа, вытекающие из уставов Управляемых организаций, а также иные не предусмотренные Уставами полномочия, которыми наделяется единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Согласно условиям Договоров управления генеральный директор ООО "Генеральная управляющая компания" без доверенности имеет право действовать от имени Управляемых Обществ, издавать приказы и распоряжения по вопросам их деятельности, утверждать внутренние документы Управляемых Обществ, заключать договоры и совершать иные действия в пределах полномочий.
ООО "Генеральная управляющая компания" на основании указанных Договоров управления от имени Обществ 21.06.2010 г. были изданы приказы о создании комиссий для проведения комиссионных отборов исполнителей работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам:
- Военный городок, кор. 105, 108, 102 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ТСЖ "Городок Военный";
- ул. Калинина, д. 74, ул. М.Горького, д. 38/45, ул. Революционная, д. 2д, ул. Славы, д. 4, ул. Чкалова, д. 7 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация N 7-2";
- ул. Кулибина, д.11, д.12, д.14, ул. Ленина, д.10, ул. Литейная, д.14, ул. Ударная, д.22, д.28, д.40, ул. Фрунзе, д.25, д.30, ул. Циолковская, д.14 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Жилсервис-1";
- ул. Красная, д. 33а, ул. Свердлова, д. 38а, д. 40/13, ул. Тамбовская, д. 20 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1";
- ул. Ладожская, д. 57, ул. Собинова, д. 4 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Жилье-11-1";
- ул. Саранская д. 43а, заказчик и организатор комиссионного отбора, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Жилье-21-1";
- ул. Карпинского, д.24, д.30, д.30а, д.32а, д.38, д.40, д.42, д.44, д.46, д.48, ул. Пушкина, д.163, ул. Суворова, д.180, д.182, д.184, д.186, д.192 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Жилье-23-1";
- ул. Ухтомского, д.55, д.57, ул. Кл. Цеткин, д. 19, ул. Луначарского, д.28, д.34 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Жилье-29-1";
- ул. Ульяновская, д. 62 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Жилье-9-1";
- ул. Юбилейная, д.12, д.18, д.20 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Заря-1";
- ул. Чаадаева, д. 93, д. 97, г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Жилье-7-1";
- ул. Герцена, д. 44, ул. Пролетарская, д. 52 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Жилье-24-1";
- ул. Измайлова, д. 41а, ул. Тарханова, д. 7 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Жилье-22-1";
- ул. Мира, д. 47, д. 6 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Жилье-20-1";
- 4-ый пр. Терновского, д.7, ул. Пушанина, д.13, д.22, д.4, д.44, ул. Экспериментальная, д.5, д.6, д.7, д.9, д.11, д.12, д.13, д.14, д.15, д.16, д.18 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Жилье-16-1";
- ул. Вяземского, д.19, ул. Карпинского, д.27а, д.3 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Жилье-26-1";
- ул. Ульяновская, д.21, д.42, д.8, пр. Победы, д.81, д.87 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Жилье-10-1";
- ул. Плеханова, д.6, д.10, д.12, д.16, ул. Ворошилова, д.2, д.4, ул. Кулакова, д.10, ул. Новый Кавказ, д. 4 г. Пензы, заказчик и организатор комиссионного отбора ООО "Управляющая организация "Авангард-1".
2 июля 2010 г. ООО "Генеральная управляющая компания" от имени Обществ были опубликованы в печатном издании "Муниципальные ведомости" извещения о проведении комиссионных отборов исполнителей работ по капитальному ремонтумногоквартирных жилых домов, расположенных по вышеуказанным адресам, также данные извещения 02.07.2010 г. были размещены на официальном сайте Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы.
В соответствии с частью 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пензенской области от 14.08.2008 N 506-пП утвержден Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 6.2. Порядка закреплен перечень сведений, который должно содержать сообщение (извещение) о проведении комиссионного отбора, в том числе сведения о требованиях к участникам комиссионного отбора, установленных Заказчиком.
Однако данные сведения в указанных извещениях отсутствуют, что привело (могло привести) к ограничению круга претендентов, желающих принять участие в комиссионных отборах, тем самым к ограничению конкуренции, что является недопустимым с точки зрения антимонопольного законодательства.
1 июля 2010 г. на основании Договора управления исполняющим обязанности генерального директора ООО "Генеральная управляющая компания" Ернеевым М.Х. были утверждены документации по проведению комиссионных отборов исполнителей работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2010 году (далее по тексту - Документации)
Пунктом 9 Информационной карты Документаций установлены критерии, на основании которых комиссия определяет победителя комиссионного отбора, а именно:
- квалификационный состав - максимальное количество баллов - 10 баллов;
- наличие производственной базы (техническая оснащенность) - максимальное количество баллов - 5 баллов;
- опыт работы участника комиссионного отбора в сфере капитального ремонта многоквартирных домов - максимальное количество баллов - 5 баллов;
- стабильность финансового состояния участника комиссионного отбора за последний отчетный период - максимальное количество баллов - 3 балла.
При этом представленные Документации не содержат положений о порядке начисления баллов участникам комиссионных отборов, то есть обоснования присвоения определенного количества баллов участникам комиссионных отборов.
Отсутствие в конкурсной документации процедуры начисления баллов участникам конкурса может привести к субъективной оценке и произвольному их выставлению. Тем самым нарушаются права участников на обжалование в случае их не согласия с результатами конкурса, так как существующая процедура не позволяет проверить, был ли нарушен порядок определения победителя.
Согласно сравнительным таблицам по определению победителя комиссионного отбора, заказчиком и организатором которого выступало ООО "Управляющая организация "Жилье-24-1", участникам комиссионного отбора по одному и тому же критерию каждым членом комиссии было присвоено разное количество баллов. Так по критерию "Квалификационный состав" ООО "КомплектСтройСервис" было начислено разное количество баллов, среди них:
- 8 баллов начислено членом комиссии Александровым П.В.;
- 9 баллов начислено членом комиссии Шабановой Н.И.;
- 10 баллов начислено членом комиссии Ротаниной Н.П.
Аналогичным способом баллы выставлены и по остальным критериям.
Следовательно, отсутствие процедуры начисления баллов участникам комиссионного отбора приводит к произвольному их выставлению по установленным критериям от нуля до максимального значения и предоставлению необоснованных преимуществ отдельным участникам комиссионного отбора, тем самым приводит (или может привести) к ограничению конкуренции.
Пунктом 4.5. Порядка закреплен исчерпывающий перечень оснований, по которым участнику комиссионного отбора должно быть отказано комиссией в участии в комиссионном отборе, а именно, если участник комиссионного отбора:
- по квалификации и опыту выполнения аналогичных работ и услуг не соответствует требованиям, установленным в документации по комиссионному отбору;
- признан несостоятельным (банкротом) в установленном законом порядке или вопрос о несостоятельности (банкротстве) находится на рассмотрении в арбитражном суде;
- не представил в установленные сроки документы, подтверждающие его квалификацию в соответствии с требованиями документации по комиссионному отбору.
К участию в комиссионном отборе не допускаются участники, которые находятся в состоянии реорганизации, ликвидации или банкротства.
В соответствии с пунктом 10.3. Документаций указанный перечень был дополнен иными основаниями для отказа участникам комиссионных отборов в участии в комиссионных отборах, а именно:
- за неполное представление информации;
- за неисполнение ранее заключенных договорных отношений в рамках государственных, муниципальных контрактов и иных договоров в части качества и сроков выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
При этом согласно п.7.3. Порядка комиссия имеет право запросить у участника или из других источников дополнительную информацию, подтверждающую и (или) уточняющую сведения, приведенные в заявке (в рамках действующего законодательства).
Данное нарушение, выразившееся в дополнении исчерпывающего перечня оснований для отказа участникам комиссионных отборов в участии в комиссионных отборах иными основаниями, предоставило возможность членам комиссии не допустить значительное количество участников комиссионных отборов к этапу определения победителей комиссионных отборов, что привело к ограничению конкуренции.
Так ООО "Стройэлита" была направлена заявка с приложением необходимых документов в ООО "Управляющая организация "Жилье-23-1" для участия в комиссионном отборе исполнителя работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных по ул. Карпинского, д.24, д.30, д.30а, д.32а, д.38, д.40, д.42, д.44, д.46, д.48, ул. Пушкина, д.163, ул. Суворова, д.180, д.182, д.184, д.186, д.192 г. Пензы.
Среди представленных документов имеются документы, подтверждающие сведения об административно-техническом и производственном персонале, которые закреплены в таблице по форме 5, указанной в Документации, с приложением копий трудовых книжек и копий дипломов, а также документы, подтверждающие сведения об отсутствии задолженности по обязательным платежам за последний отчетный период и просроченной задолженности перед третьими лицами за три года, которые содержатся в письмах от ООО "Стройэлита", справках из ФСС РФ, ИФНС России и бухгалтерском балансе на 30 июня 2010 г.
В соответствии с протоколом N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в комиссионном отборе подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов г.Пензы в 2010 году от 10.08.2010 г. ООО "Стройэлита" было не допущено к этапу определения победителей комиссионного отбора, в результате выявленных комиссией следующих недостатков в представленных документах:
1. Подтверждающие документы к ф.5 (Сведения об административно-техническом и производственном персонале) представлены в неполном объеме.
2. Не представлена справка об отсутствии задолженности по обязательным платежам из Пенсионного фонда.
Данные недостатки были трактованы ООО "Генеральная управляющая компания" как неполное предоставление информации, что согласно п.4.5. Порядка не является основанием, по которому участнику комиссионного отбора должно быть отказано в участии в комиссионном отборе.
Аналогичным образом комиссиями принимались решения о допуске к этапу определения победителей комиссионных отборов в отношении остальных участников комиссионных отборов, что привело (могло привести) к ограничению конкуренции.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Следовательно, действия ООО "Генеральная управляющая компания" при проведении вышеуказанных комиссионных отборов от имени Обществ на основании Договоров управления, выразившиеся в не установлении в извещениях о комиссионных отборах требований к участникам комиссионных отборов, порядка оценки участников комиссионных отборов, в дополнении исчерпывающего перечня оснований для отказа участникам комиссионных отборов в участии в комиссионных отборах иными основаниями, направлены на ограничение конкуренции при проведении комиссионных отборов исполнителей работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия Управления единогласно пришла к выводу о нарушении ООО "Генеральная управляющая компания" части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
Признать действия ООО "Генеральная управляющая компания", выразившиеся в осуществлении действий при проведении торгов, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В связи с тем, что на момент рассмотрения дела N 3-09/16-2010 комиссионные отборы проведены и по результатам их проведения заключены договоры, ООО "Генеральная управляющая компания" предписание не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 4 октября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016