Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 5 октября 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена "22" сентября 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено "05" октября 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <_> начальника отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов <_> специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов <_>
рассмотрев дело N 5216-10/7-1 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило заявление (вх. N 5805 от 18.06.2010 г.) ОАО "Военно-страховая компания" (далее - Заявитель) о нарушениях, имевших место при проведении открытого конкурса N 457 на право заключения договора страхования КАСКО и ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" на период 2010-2013 гг.
Согласно доводам Заявителя, при подведении итогов вышеуказанного конкурса были допущены нарушения, которые привели к неправильному определению победителя.
По лоту N 1 Конкурса, ОСАО "РЕСО-Гарантия" в заявке на участие в конкурсе указало общий размер страховой премии по КАСКО за 2009 г. - 6 697 млн. руб., что не соответствует, по мнению Заявителя, действительности. Данное значение повлияло на количество баллов, присвоенных ОСАО "РЕСО-Гарантия" по подкритерию "Суммарная доля страховых премий по КАСКО в общем объеме собранных премий за 2009 г., в %" и критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса".
По лоту N 2 Конкурса, ОСАО "РЕСО - Гарантия" при расчете страховой премии по ОСАГО были допущены ошибки, расчет страховой премии произведен с нарушением Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739, в связи с чем, ОСАО "РЕСО - Гарантия" получило наивысший балл по "Ценовому критерию".
На основании вышеизложенного, ОАО "Военно-страховая компания" просит отменить Протокол заседания конкурсной комиссии Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по оценке и сопоставлению заявок на участие в указанном открытом конкурсе.
По результатам рассмотрения указанного заявления, 05.07.2010 г. Самарским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения ОАО "РЖД" пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
С доводами Заявителя ОАО "РЖД" не согласно и считает их необоснованными, по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 данного Закона.
Статьей 12 Закона о размещении заказов и разделом 2.2. Конкурсной документации установлен закрытый перечень случаев, когда при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе, в том числе при несоответствии заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
В конкурсной документации, разработанной заказчиком, была установлена начальная (максимальная) цена контракта, рассчитанная исходя из установленных законодательством Российской Федерации об ОСАГО страховых тарифов, предусматривающих соответствующие каждому транспортному средству базовые ставки и коэффициенты, при этом конкурсная документация содержала в себе информацию по каждому автомобилю, влияющую на величину базового страхового тарифа и коэффициенты. Таким образом, лица, подающие заявки на участие в конкурсе, могли рассчитать сумму страховой премии исходя из предоставленной информации и руководствуясь регламентирующими нормативными документами. Порядок определения страховой премии утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739.
Вместе с тем, требования по обязательному предоставлению в составе конкурсной заявки расчета суммы страховой премии, предложенной участником конкурса, конкурсная документация не содержала, что соответствует положениям части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Победитель конкурса по лоту N 2 определен по результатам оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе в соответствии с фактическими значениями критериев, указанными участниками размещения заказа в коммерческих предложениях по лоту согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722. Коммерческое предложение, представленное ОСАО "РЕСО-Гарантия" в составе заявки на участие в конкурсе, полностью соответствует требованиям конкурсной документации. В связи с этим у ОАО "РЖД" отсутствовали какие-либо законные основания для отказа в допуске указанному участнику размещения заказа.
Запрашивание дополнительных сведений (документов), подтверждающих достоверность сведений, содержащихся в коммерческих предложениях ОСАО "РЕСО-Гарантия" и других участников не предусмотрено пунктом 2.2.2. конкурсной документации и статьями 11, 12 Закона о размещении заказов.
В связи с вышеизложенным, ОАО "РЖД" считает, что при проведении Конкурса отсутствует факт нарушения антимонопольного законодательства.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия установила следующее.
ОАО "РЖД" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога" проведен открытый конкурсN 457 на право заключения договора страхования КАСКО и ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" на период 2010-2013 гг.
ОАО "РЖД", являясь субъектом естественной монополии, в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции обязано осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания определенных финансовых услуг, в том числе для страхования имущества и страхования ответственности.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, в том числе предложение о цене контракта.
В части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов установлен перечень оснований отказа в допуске к участию в торгах. Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, не допускается.
В соответствии с пунктом 1.5.1. конкурсной документации, участники размещения заказа должны заполнить и представить Заказчику заявку по каждому лоту на участие в Конкурсе, которая включает, в том числе коммерческое предложение по соответствующему лоту, подготовленное в соответствии с Приложением N 2 к конкурсной документации.
Заявки ОСАО "РЕСО-Гарантия" по лотам N 1 и N 2 на участие в Конкурсе соответствовали требованиям конкурсной документации и на основании части 2 статьи 27 Закона о размещении заказов конкурсной комиссией ОАО "РЖД" принято решение о допуске ОСАО "РЕСО-Гарантия" к участию в Конкурсе по данным лотам.
Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия ОАО "РЖД" в соответствии с конкурсной документацией оценивала и сопоставляла такие заявки в соответствии с критериями оценки заявок на участие в конкурсе, а именно:
по лоту N 1 - цена договора: размер страховой премии, уплачиваемой Заказчиком по договору КАСКО за 3 года, в руб.; качество услуг и квалификация Участника Конкурса: маржа платежеспособности, форма N 6 бухгалтерского баланса, суммарная долястраховых премий по КАСКО в общем объеме собранных премий за 2009 г., в %, общий размер страховой премии по КАСКО за 2009 г., в млн. руб.; сроки оказания услуг (в рабочих днях, не менее 1, но не более 5 рабочих дней): срок выдачи страховых полисов КАСКО после поступления денежных средств на счет Участника Конкурса; срок предоставления гарантии качества услуг (в месяцах): срок, в течение которого Участник конкурса обязуется возместить Заказчику недоплаченную сумму страхового возмещения, возникшую в результате ошибки в расчетах (калькуляции) (не менее 12 месяце) после истечения предусмотренного гражданским законодательством срока исковой давности;
по лоту N 2 - цена договора: размер страховой премии, уплачиваемой Заказчиком по договору ОСАГО за 3 года, в руб.; качество услуг и квалификация Участника Конкурса: маржа платежеспособности, форма N 6 бухгалтерского баланса, суммарная долястраховых премий по ОСАГО в общем объеме собранных премий за 2009 г., в %, общий размер страховой премии по ОСАГО за 2009 г., в млн. руб.; сроки оказания услуг (в рабочих днях, не менее 1, но не более 5 рабочих дней): срок выдачи страховых полисов ОСАГО после поступления денежных средств на счет Участника Конкурса; срок предоставления гарантии качества услуг (в месяцах): срок, в течение которого Участник конкурса обязуется возместить Заказчику недоплаченную сумму страхового возмещения, возникшую в результате ошибки в расчетах (калькуляции) (не менее 12 месяце) после истечения предусмотренного гражданским законодательством срока исковой давности.
В соответствии с частью 9 статьи 28 Закона о размещении заказов победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В результате оценки и сопоставления заявок участников конкурса в соответствии с критериями оценки и в порядке, предусмотренными конкурсной документацией, конкурсной заявке ОСАО "РЕСО-Гарантия" по лотам N 1 и N 2присвоен первый номер.
Таким образом, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе ОАО "РЖД" осуществлялась в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о размещении заказов, в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов, заказчик обязан отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Вместе с тем, обязанность заказчиков проверять достоверность сведений, представленных участниками размещения заказа в своих заявках на участие в конкурсе, законодательством о размещении заказов не установлена.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественной монополии обязаны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания определенных финансовых услуг.
Комиссией Самарского УФАС России не установлено в действиях ОАО "РЖД" нарушений положений Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО "РЖД" при проведении Конкурса нарушения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела, в связи с отсутствием в действиях ОАО "Российские железные дороги" нарушения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 октября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016