Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
от 4 октября 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления
члены комиссии: - главный специалист-эксперт,
- ведущий специалист-эксперт.,
рассмотрев дело N 6622/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы общества с ограниченной ответствен-ностью "Иваноффъ и К" (далее - ООО "Иваноффъ и К") о показе художественного фильма "Уче-ник чародея", размещенной на рекламной конструкции, установленной на наружной стене кино-театра "Крылья", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. 40 лет Победы, дом 15, содержа-щей признаки нарушения пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
- заявителя ХХХХХХХХХХ, - не явился, определение направлено 06.09.2010 исх. 4291-05, представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия Парамонова Е.В. (вх. 7279 от 24.09.2010);
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - общества с ограниченной ответственностью "Иваноффъ и К" (далее - ООО "Ива-ноффъ и К"), расположенного по адресу: 432063, г. Ульяновск, ул. Гончарова, дом 24/1:);
заинтересованных лиц:
- общества с ограниченной ответственностью "Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерз Рели-зинг" (далее - ООО "Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерз Релизинг"), расположенного по адресу: 125047, г. Москва, 4-й Лесной переулок, дом 4, - представитель не явился, определение направлено 06.09.2010 исх. 4291-05, представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия об-щества (вх. 7285 от 27.09.2010);
- общества с ограниченной ответственностью "Авалон - Неон" (далее - ООО "Авалон - Неон"), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. Марата, дом 43 (432071, г. Улья-новск, Молочный переулок, дом 1 А) - представитель не явился, определение направлено 06.09.2010 исх. 4291-05, установила:
В Ульяновское УФАС России поступило заявление ХХХХХХХХ (вх. N 69/ог от 16.07.2010) о распространении на рекламной конструкции, установленной на наружной стене ки-нотеатра "Крылья", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. 40 лет Победы, дом 15, недосто-верной рекламы о показе в формате 3D художественного фильма "Ученик чародея". К заявлению приложена фотография рекламы и билет на сеанс в кинотеатре "Крылья" 15.07.2010 в 11 час 40 мин. Из заявления следует, что фильм "Ученик чародея" демонстрировался в простом формате, а не в формате 3D, как это заявлено в рекламе.
Специалистами Ульяновского УФАС России 21.07.2010 установлен факт распространения указанной рекламы и произведена ее фотосъемка.
Ульяновским УФАС России определением от 12.08.2010 возбуждено дело N 6622/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. К участию в деле привлечены в качестве: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законода-тельства о рекламе - ООО "Иванофф и К", заявителя - ХХХХХХ., заинтересованных лиц - ООО "Авалон-Неон" и ООО "Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерз Релизинг". Рассмотрение дела на-значено на 01.09.2010.
На рассмотрение дела 01.09.2010 представители заинтересованных лиц ООО "Авалон-Неон" и ООО "Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерз Релизинг" не явились. Определение о воз-буждении дела от 12.08.2010 ООО "Авалон-Неон" направлено заказными письмами с уведомле-нием N 43206829752075 и N 43206829752082, которые обществом не получены по неустанов-ленным причинам. Заказное письмо с уведомлением N 43206829752099, которым указанное оп-ределение направлено ООО "Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерз Релизинг", обществом получе-но 24.08.2010 (по данным официального сайта ФГУП "Почта России"). ООО "Авалон-Неон" и ООО "Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерз Релизинг" документы, затребованные определением о возбуждении дела от 12.08.2010, не представлены. От заявителя ХХХХХХХХХХ. поступило письменное ходатайство (вх. N 6646 от 31.08.2010) о рассмотрении дела без его участия.
В письменных пояснениях (исх. N 72 от 25.08.2010) и на рассмотрении дела 01.09.2010 представители ООО "Иваноффъ и К" пояснили, что общество осуществляет такие виды деятель-ности: показ фильмов, деятельность баров, ресторанов и кафе, рекламные услуги и другое. Об-ществом был приобретен художественный фильм "Ученик чародея". ООО "Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг" предоставлен рекламный макет фильма. По предоставленному макету арт-менеджером ООО "Иваноффъ и К" был разработан второй макет рекламы фильма "Ученик чародея". На рекламном плакате имеется надпись: "3D с 15 июля Крылья". Под буквой "D" размещено изображение очков, предназначенных для просмотра фильмов в формате 3D. Однако, указанная надпись не подразумевает показ фильма "Ученик чародея" в данном формате, а подра-зумевает сам кинотеатр, как оснащенный техническим оборудованием для показа фильмов в цифровом формате 3D. Также на указанном рекламном плакате сделана надпись: "Фантастиче-ское иллюзион-шоу!", так как был приглашен иллюзионист для небольших выступлений перед сеансами. Копия фильма ООО "Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг" предоставлена для показа в простом цифровом формате 2D и фильм демонстрировался именно в простом фор-мате, а не в 3D. Цифровые копии фильмов отличаются от копий на плёнке, у цифровых фильмов качество изображения и спецэффектов выше. Фильм "Ученик чародея" в кинотеатре "Крылья" демонстрировался в течение двух недель. Так как администрация не успела оформить вывеску "3D" рядом с наименованием кинотеатра "Крылья", решили разместить информацию о кинотеат-ре на рекламном плакате. По радио "Lоvе радио" фильм "Ученик чародея" ООО "Иваноффъ и К" рекламировался как фильм в простом цифровом формате 2D. Стоимость билета на просмотр фильмов в формате 3D дороже, чем на простой цифровой фильм. С 20 мая 2010 года, после уста-новки технического оборудования для показов фильмов в формате 3D демонстрировалось не-сколько фильмов в данном формате, например, "Шрек навсегда" и другие фильмы.
Из представленных ООО "Иванофф и К" документов следует, между ООО "Иванофф и К", в лице директора ХХХХХХ., (заказчик) и ООО "Авалон-Неон" (исполнитель) заключен договор N 142 от 07.07.2010, в соответствии с которым заказчик поручает исполнителю печать баннера, согласно утвержденному заказчиком эскизу. Согласно счёт - фактуре 000142 от 15.07.2010 и кви-танции к приходному кассовому ордеру N 142 от 15.07.2010 исполнителем изготовлен баннер в количестве 1 штуки, а заказчиком произведена оплата за изготовление баннера в сумме 4600 руб-лей.
Определением от 01.09.2010 срок рассмотрения дела N 6622/05-2010 продлен до 12.10.2010. Рассмотрение дела назначено на 04.10.2010.
Из письменных пояснений и документов, представленных ООО "Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг" (вх. N 6980 от 16.09.2010) в ответ на определение Ульяновского УФАС России (исх. N 4291-05 от 01.09.2010), следует, что между обществом (дистрибьютор) и ООО "Иванофф и К" (прокатчик) заключено соглашение о стандартных условиях и положениях пуб-личного показа аудиовизуальных произведений N 3549 от 12.02.2010. В соответствии с данным соглашением дистрибьютор и прокатчик заключают отдельные соглашения о публичном показе аудиовизуальных произведений. Согласно первоначальному соглашению о публичном показе ау-диовизуального произведения N 459804 от 14.07.2010 между дистрибьютором и прокатчиком период проката фильма "Ученик чародея" в кинотеатре "Крылья" установлен с 15.07.2010 до 28.07.2010. Фильм "Ученик чародея" на территории Российской Федерации демонстрировался в формате 2D. ООО "Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг" не давало ООО "Иванофф и К" рекламу о демонстрации фильма в формате 3D, а также не уполномочивало своих партнёров рекламировать фильм в указанном формате.
На рассмотрении дела 04.10.2010 представитель ООО "Иванофф и К" полностью поддер-жала письменные пояснения (вх. N 6523 от 25.08.2010) и пояснения, данные на заседании 01.09.2010, также уточнила, что надпись на рекламном плакате фильма "Ученик чародея": "3D с 15 июля Крылья" является имиджевой и не относится к рекламе самого проката фильма.
На рассмотрение дела 04.10.2010 представители заинтересованного лица ООО "Авалон-Неон" не явились. Определение о продлении срока рассмотрения дела от 01.09.2010 ООО "Ава-лон-Неон" направлено заказными письмами с уведомлением N 43206830750442, N 43206830750459, N 43206830750466 и N 43206830750473, которые обществом не получены по неустановленным причинам. ООО "Авалон-Неон" привлечено в качестве заинтересованного ли-ца, поэтому в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуж-денных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержден-ных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, рассмотрение дела возможно в его отсутствие.
Исследовав материалы дела N 6622/05-2010, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу общества с ограниченной ответственностью "Иваноффъ и К" о показе художественного фильма "Ученик чародея", размещенную на рекламной конструкции, установленной на наружной стене кинотеат-ра "Крылья", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. 40 лет Победы, дом 15, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило заявление ХХХХХХ (вх. N 69/ог от 16.07.2010) о распространении на рекламной конструкции, установленной на наружной стене кинотеатра "Крылья", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. 40 лет Победы, дом 15, недостоверной рекламы о показе в формате 3D художественного фильма "Ученик чародея". К заявлению при-ложена фотография рекламы и билет на сеанс в кинотеатре "Крылья" 15.07.2010 в 11 час 40 мин. Из заявления следует, что фильм "Ученик чародея" демонстрировался в простом формате, а не в формате 3D, как это заявлено в рекламе.
Специалистами Ульяновского УФАС России 21.07.2010 установлен факт распространения указанной рекламы и произведена ее фотосъемка.
Реклама фильма "Ученик чародея" имеет следующее содержание.
На чёрном фоне плаката с правой и левой стороны, а также на заднем плане изображены многоэтажные дома, на фоне которых в лучах бело-голубого цвета размещено изображение героя фильма "Ученик чародея" Бальтазара Блейка в исполнении американского актёра Николаса Кей-джа.
Герой Николаса Кейджа одет в черный плащ и обращен спиной, обернувшись лицом, к по-требителям рекламы. На голове актёра длинные волосы, а в ладони левой руки он держит светя-щийся круглый предмет бело-голубого цвета.
В верхней части рекламного плаката размещена надпись, выполненная печатным шриф-том: "Фантастическое иллюзион-шоу! THE SORGERER". Внизу плаката под изображением Бальтазара Блейка размещено имя основателя американской мультипликации "Disney" и название фильма "Ученик чародея". Ниже белыми печатными буквами выполнена надпись: "В главной роли неповторимый Николас Кейдж". Под фамилией актёра крупными буквами голубого цвета приведена надпись: "3D с 15 июля Крылья". Под буквой "D" размещено изображение очков, предназначенных для просмотра фильмов в формате 3D.
В соответствии с п.п. 1,8 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Деятельность кинотеатра "Крылья", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. 40 лет Победы, дом 15, осуществляет ООО "Иваноффъ и К", расположенное по адресу: 432063, г. Ульяновск, ул. Гончарова, дом 24/1.
Реклама ООО "Иваноффъ и К" направлена на привлечение внимания неограниченного круга потребителей рекламы к тому, что при просмотре в кинотеатре "Крылья" фильма "Ученик чародея" в формате 3D, снятого как фантастическое иллюзион-шоу со зрелищными спецэффектами, они получат большее удовольствие.
3D формат - новый тип кино, воздействующий на зрителя не только на эмоциональном, но и физическом уровне, представляя собой не только фильм, но и захватывающий аттракцион. Действие фильма выходит из привычной плоскости киноэкрана и разворачивается прямо перед зрителем с помощью специальных 3D-очков, которые выдаются перед сеансом и управляются сигналами цифрового проектора. Зритель получает эффект виртуального присутствия в действиях фильма.
В рекламе о показе художественного фильма "Ученик чародея" в кинотеатре "Крылья" указан формат демонстрации фильма 3D, то есть при приобретении билета на указанный фильм зрителю перед сеансом обязаны выдать специальные 3D-очки и демонстрировать фильм в ука-занном в рекламе формате.
Рассматриваемая реклама выполнена в сине-черной цветовой гамме. Фигура главного ге-роя освещается сине-голубым светом, название фильма "Ученик чародея" написано синим цве-том, а также ниже расположенная фраза "3D c 15 июля Крылья" выполнена в виде одной стили-стической строки, одним шрифтом и в одной цветовой гамме (синим цветом), поэтому потреби-тели рекламы (в том числе и заявитель ХХХХХХХХ.) воспринимают данную рекламу именно в таком смысле, что с 15 июля в кинотеатре "Крылья" будет показан фильм "Ученик чародея" в формате 3 D.
Однако, фактически художественный фильм "Ученик чародея" транслировался в кинотеатре "Крылья" в простом формате, то есть в рекламе имеются сведения о характеристике, потребительских свойствах и об условиях применения товара, не соответствующие действительности, информация о показе фильма искажена, что вводит потребителей рекламы в заблуждение.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требо-ваниям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч.ч. 3 и 7 ст. 5 указанного Федерального закона несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из документов, представленных ООО "Иваноффъ и К" (исх. б/н от 04.08.2010) по запросу Ульяновского УФАС России (исх. N3768-05 от 26.07.2010), следует, что фильм "Ученик чародея" демонстрировался в кинотеатре "Крылья" на основании соглашения о публичном показе аудиовизуального произведения N 459804 от 14.07.2010 на период проката с 15.07.2010 по 28.07.2010, заключенного между ООО "Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерз Релизинг" (дистрибьютор) и ООО "Иваноффъ и К" (прокатчик).
Печать баннера с рекламой и ее монтаж осуществлены ООО "Авалон-Неон" согласно договору N 142 от 07.07.2010, заключенному между ООО "Авалон-Неон" (исполнитель) и ООО "Иваноффъ и К" (заказчик).
В данном случае рекламодателем является ООО "Иваноффъ и К".
Ссылка ООО "Иваноффъ и К" на то, что фраза в рекламе "3D с 15 июля Крылья" является имиджевой рекламой самого кинотеатра "Крылья" и не относится с прокату фильма "Ученик чародея" не может быть принята Комиссией во внимание по следующим основаниям.
Имидж-реклама, как правило, действует шире других видов рекламы. Это реклама "впрок". Она направлена не только на непосредственных покупателей, а на более широкие слои населения для того, чтобы при расширении перечня продукции и сферы деятельности фирма или товар уже вызывали положительные эмоции у покупателей. Как правило, это отдельный вид рек-ламы, поскольку в отличие от товарной рекламы здесь в качестве предмета рекламирования вы-ступает сама фирма. Цель такой рекламы - создание положительного имиджа (образа) фирмы, поддержание благоприятного отношения к ней общественности и предпочтительного отношения покупателя. Роль имиджевой рекламы - создание собственной марки продукта либо производи-теля (например, марка "Сoca Cola").
В рассматриваемом случае показ фильмов в формате 3 D в кинотеатре "Крылья" начался с 20 мая 2010 года. Таким образом, на июль месяц такая форма демонстрации фильмов была уже не новой, и в данном формате транслировались фильмы в других кинотеатрах города Ульяновска. Фраза "3D с 15 июля Крылья" размещена в рекламе о демонстрации фильма "Ученик чародея" (с 15 июля 2010 года), поэтому не выглядит отдельно информирующей о том, что в кинотеатре "Крылья" осуществляют прокат кинофильмов в формате 3 D.
На здании кинотеатра было размещено несколько рекламных плакатов о прокате фильмов: "Сумерки Сага Затмение" (с 30 июня), "Начало", "Повелитель стихий" (с 8 июля). Причем фильмы "Сумерки Сага Затмение" и "Начало" демонстрировались в простом формате, также как и фильм "Ученик чародея", однако на них отсутствовала так называемая "имиджевая реклама" о возможности просмотра в кинотеатре "Крылья" фильмов в формате 3D. Реклама фильма "Пове-литель стихий" расположена под рекламой фильма "Ученик чародея", имеет схожий порядок расстановки комплектующих образов и надписей (вверху кадр из фильма с участием главного героя, ниже посередине название фильма, внизу надпись "3 D дата (с 8 июля) Крылья". Данный фильм транслировался в кинотеатре "Крылья" в формате 3D. Следовательно, потребителю рек-ламы сложно вычленить из одного рекламного плаката "имиджевую рекламу", в то время как на аналогичной рекламе тем же шрифтом и в том же стилистическом исполнении сообщается о трансляции фильма "Повелитель стихий" в 3 D формате с 8 июля (причем фраза "с 8 июля" в от-личие от фразы "с 15 июля" в рекламе фильма "Ученик чародея" выполнена белым шрифтом на черном фоне, а не в сине-голубом исполнении).
Поскольку в кинотеатре "Крылья" демонстрация фильмов в формате 3 D осуществлялась уже с 20 мая 2010 года, то доводы представителей ООО "Иваноффъ и К" о том, что на рекламном плакате о прокате фильма "Ученик чародея" с 15 июля размещена "имиджевая реклама" о воз-можности просмотра в кинотеатре "Крылья" кинофильмов в формате 3 D являются не обосно-ванными.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями за-конодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе"). Административная ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об ад-министративных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-42 Пра-вил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения зако-нодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу общества с ограниченной ответственностью "Иваноффъ и К" о показе художественного фильма "Ученик чародея", размещенную на рекламной конструкции, установ-ленной на наружной стене кинотеатра "Крылья", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. 40 лет Победы, дом 15, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО "Иванофф и К" не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федераль-ной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административ-ном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 07.10.2010.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 4 октября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016