Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
(опубликовано 12 октября 2010 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2010 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. Авдеев А.И. - руководитель управления, председатель Комиссии,
2. Бутузова Т.В. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий - член Комиссии;
3. Кузнецова О.Н. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий - член Комиссии;
4. Коростелева А.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий
рассмотрев дело N 2-15/02-2010 по признакам нарушения ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" (далее - ОАО "Молком") требований части 1 статьи 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (далее - Закон о торговле"),
при участии представителя со стороны ОАО "Молком":
- - генерального директора;
- - заместителя генерального директора;
- - главного бухгалтера;
- - представителя по доверенности от 30.09.2010,
УСТАНОВИЛА:
По результатам проверки деятельности ОАО "Молком" на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, в действиях ОАО "Молком" были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле, выразившегося в создании дискриминационных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" в целях ее дальнейшей реализации, в результате предоставления для них неравных условий получения скидок, составлен акт от 17.09.2010 N 33.
Приказом Пензенского УФАС от 20.09.2010 N 162 в отношении ОАО "Молком" возбуждено дело N 2-15/02-2010 по признакам нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле.
На заседании Комиссии представители ОАО "Молком" по обстоятельствам дела пояснили, что договоры с сетевыми компаниями предусматривают 3 % скидки к отпускной цене на молоко, кисло-молочную продукцию и сметану. Применять дифференцируемую скидку сетевые компании отказываются.
Решение о снижении отпускной цены для одного из индивидуальных предпринимателей (ИП Кашириной Л.Н.) было принято с целью внедрения продукции ОАО "Молком" на оптовый рынок торговых баз "Север".
Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующие обстоятельства.
ОАО "Молком" в соответствии с Уставом общества и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.06.2010 N 1338 осуществляет деятельность по переработке молока и производству сыра, а также оптовой и розничной торговле молочными продуктами.
Согласно акту проверки от 17.09.2010 N 33 ОАО "Молком" реализует свою продукцию хозяйствующим субъектам, приобретающим данную продукцию с целью ее дальнейшей перепродажи (магазины розничной торговли, торговые сети, субъекты, осуществляющие поставки в детские сады, школы, больницы, столовые).
Кроме того, в ходе проверки установлено, что ОАО "Молком" имеет 18 торговых объектов розничной торговли, находящихся под общим управлением.
Пункт 4 статьи 2 Закона о торговле определяет торговый объект как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно пункту 8 указанной статьи Закона, торговая сеть - это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Закона ОАО "Молком" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки в торговые сети, и одновременно само относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.
Законом о торговле регулируются отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. В частности частью 1 статьи 13 названного Закона установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, в соответствии с которыми, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе: создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
В ходе проведения вышеуказанной проверки у ОАО "Молком" был запрошен полный перечень покупателей с разделением по группам в зависимости от применяемых предприятием скидок к отпускным ценам на молочную продукцию.
По информации, представленной ОАО "Молком", хозяйствующие субъекты в зависимости от применяемых предприятием скидок делятся на "VIP потребителей", торговые сети, предприятия розничной торговли (крупные, средние и мелкие), предприятия общественного питания, бюджетные учреждения, которым поставки продукции осуществляются на условиях государственных и муниципальных контрактов, а также объекты фирменной торговли.
Для "VIP потребителей" в соответствии с дополнительным соглашением к договору товар отпускается с применением скидок в зависимости от объема реализации за предыдущий месяц в следующих размерах:
- от 2 % до 6 % на молочную продукцию;
- от 2 % до 10 % на кисломолочную продукцию;
- от 2 % до 10 % на сливки, сметану.
В перечень "VIPпокупателей" вошли 20 индивидуальных предпринимателей, а также ООО "Караван", осуществляющее розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети. Кроме того, из представленных договоров поставки установлено, что аналогичная система скидок применяется в отношении ООО "Спар Проспект Строителей" (дополнительное соглашение к договору поставки молока и молочной продукции от 01.01.2009 N 33).
Согласно имеющимся в материалах дела дополнительным соглашениям указанные скидки предоставляются исключительно при условии, что общая сумма отгруженной продукции за текущий месяц составляет более 100 000 рублей и ассортиментный перечень отгрузки включает в себя следующие группы молочной продукции: молоко, кисломолочная продукция, сметана, сырково-творожные изделия.
При этом анализ договоров ОАО "Молком" с другими торговыми сетями показал, что в отношении торговых сетей ООО "Ашан", ЗАО "Тандер", ЗАО ТД "Перекресток", применяются скидки в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью договора, в размере 3 % на молоко, кисломолочную продукцию и сметану, независимо от объема отгруженной продукции.
Комиссия не принимает доводы ответчика о том, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, поскольку сетевые компании отказываются применять дифференцируемую скидку.
Согласно акту проверки договоры с торговыми сетями ООО "Центр реструктуризации" (сеть магазинов "Гроздь") и ООО "Мандарин" вообще не предусматривают возможность применения скидок на отпускные цены ОАО "Молком".
Также имеют место неравные условия применения ОАО "Молком" скидок на отпускные цены в отношении индивидуальных предпринимателей.
Так, согласно представленным документам, в отношении ИП Кашириной Л.Н. (приложение к N 1 договору от 15.06.2010 г. N 260) применяются скидки на отгружаемую продукцию в размере 20 % от отпускных цен, указанных в прайс-листе. При этом объем продукции ОАО "Молком", закупаемый ИП Кашириной Л.Н., не превышает закупаемый объем продукции иными предпринимателями, по отношению к которым скидки в указанном размере не применяются.
Доводы ответчика о том, что решение о снижении отпускной цены для ИП Кашириной Л.Н. было принято с целью внедрения продукции ОАО "Молком" на оптовый рынок торговых баз "Север", являются несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства создают неравные условия хозяйственной деятельности для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю рассматриваемыми товарами, что в свою очередь создает препятствия их выходу на данный товарный рынок.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия для других хозяйствующих субъектов, в том числе: создавать препятствия для их доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО "Молком", выразившиеся в создании дискриминационных условий в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок, нарушением части 1 статьи 13 Закона о торговле.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, статьей 16 Закона о торговле, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" выразившиеся в создании дискриминационных условий в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок, ограничивающими конкуренцию и нарушающими часть 1 статьи 13 Закона о торговле.
2. Выдать ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 2-15/02-2010
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
12.10.2010 г. |
г. Пенза |
Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Пензенского УФАС России в составе:
1. Авдеев А.И. - руководитель управление, председатель Комиссии,
2. Бутузова Т.В. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
3. Кузнецова О.Н. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
4. Коростелева А.В.- главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 12.10.2010 по делу 2-15/02-2010 о нарушении ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" требований части 1 статьи 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (далее - Закон о торговле"),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" в срок до 20.12.2010:
- прекратить нарушение части 1 статьи 13 Закона о торговле, выразившееся в создании дискриминационных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок;
- предоставить равные условия получения скидок для всех хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" в целях ее дальнейшей реализации.
2. О выполнении настоящего предписания ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 24.12.2010 с приложением подтверждающих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (опубликовано 12 октября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016