Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 14 октября 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена "05" октября 2010 г. город Иваново
В полном объеме решение изготовлено "14" октября 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> в присутствии представителей лиц, участвующих в деле:
представителя ответчика - открытого акционерного общества "Тейковское предприятие тепловых сетей" - <_>
представителя заинтересованного лица - ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" - <_>
рассмотрев дело N 02-30/056, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Тейковское предприятие тепловых сетей" (<_>) части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции), установила:
При проведении плановой выездной проверки, в период с 30.07.2010 по 25.08.2010, на предмет соблюдения открытым акционерным обществом "Тейковское предприятие тепловых сетей" (далее - ОАО "ТПТС") требований антимонопольного законодательства, был выявлен договор банковского счета N 10 от 25.03.2010, заключенный между ОАО "ТПТС" и ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" (далее - ОАО "Россельхозбанк"). Согласно пункту 6.1 данного договора, он действует в течение неопределенного срока.
Предметом договора является открытие Банком счета Клиенту (ОАО "ТПТС") в валюте Российской Федерации N <_> и осуществление расчетно-кассового обслуживания Клиента.
27.02.1998 ОАО "ТПТС" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" и имеет регистрационный N 37.1.24.
Приказом ФСТ от 18.01.2010 N 3-э внесены изменения в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль в отношении ФГУП "Тейковское межрайонное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей", в связи с изменением организационно-правовой формы - ОАО "ТПТС".
По состоянию на 02.08.2010 ОАО "ТПТС" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов по товарной группе распределение тепловой энергии в географических границах тепловая распределительная сеть ОАО "ТПТС" с долей более 65% (Приказ Ивановского УФАС России от 29.03.2006 N 25).
Согласно части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона, в том числе открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.
Проведение открытых конкурсов или открытых аукционов в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных финансовых операций, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
При этом названная статья не содержит условий, соблюдение которых будет являться основанием для заключения таких договоров без проведения соответствующих конкурсов или аукционов.
В нарушение указанных норм открытый конкурс или открытый аукцион на право заключения договора N 10 от 25.03.2010 ОАО "ТПТС" не проводился.
Таким образом, в действиях открытого акционерного общества "Тейковское предприятие тепловых сетей" обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении договора N 10 от 25.03.2010 без предшествующего отбора финансовых организаций на конкурсной основе.
Приказом руководителя Ивановского УФАС России N152 от 03.09.2010 возбуждено дело N 02-30/056 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Тейковское предприятие тепловых сетей" части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В ответе (вх. N3537 от 28.09.2010) на запрос Ивановского УФАС России Ответчик сообщил, что ОАО "ТПТС" оказывает услуги населению, а именно производство и реализацию тепловой энергии потребителям в течение отопительного периода. Для более эффективного использования денежных средств, было принято решение о том, чтобы денежные средства, полученные в первую половину отопительного сезона положить на депозитный счет в банк. При изучении коммерческих предложений самые выгодные процентные ставки оказались у ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк". Для удобства расчетов ОАО "ТПТС" было принято решение открыть в данном банке расчетный счет.
В связи с тем, что процедура проведения конкурса по отбору финансовой организации длительна и не позволяла получить максимальной эффективности от использования денежных средств, ОАО "ТПТС" был заключен договор банковского счета N 10 от 25.03.2010 без проведения открытого конкурса или аукциона.
ОАО "Тейковское предприятие тепловых сетей" намерено больше не нарушать антимонопольное законодательство, в связи с чем, был принят приказ о создании комиссии по выбору кредитной организации на оказание банковских услуг и заключен договор с образовательным учреждением на обучение двух членов конкурсной комиссии по программе "Управление государственными и муниципальными заказами".
На заседании Комиссии 05.10.2010 представитель ответчика доводы, изложенные в письме (вх. N3537 от 28.09.2010) поддержал, нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона о защите конкуренции признал и пояснил, что договор банковского счета N 10 от 25.03.2010 является действующим.
На заседании Комиссии представитель заинтересованного лица - ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" - <_> пояснила, что при заключении договора банковского счета N 10 от 25.03.2010, ОАО "Россельхозбанк" не располагало информацией, что ответчик является субъектом естественной монополии.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Пункт 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Одной из целей, закрепленных в части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, является защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как следует из материалов дела, договор банковского счета N 10 от 25.03.2010 между ОАО "ТПТС" и ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" заключен без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными нормативно - правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
На основании части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе, для оказания таких финансовых услуг, как услуги открытия и ведения банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.
С момента вступления в силу Закона о защите конкуренции (26.10.2006) заключение указанных договоров без предшествующего этому отбора финансовых организаций, в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о защите конкуренции, не допускается и расценивается как нарушение антимонопольного законодательства, так как данная статья не содержит условий, соблюдение которых будет являться основанием для заключения таких договоров без проведения соответствующих конкурсов или аукционов.
В процессе рассмотрения дела представитель ответчика нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона о защите конкуренции признал.
Учитывая названные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что действия ОАО "ТПТС", которые выразились в нарушении порядка заключения договора на открытие и ведение банковского счета юридического лица и осуществление расчетов по этому счету, являются нарушением действующего законодательства и запрещены частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать действия открытого акционерного общества "Тейковское предприятие тепловых сетей", выразившиеся в нарушении порядка открытия банковского счета по договору N 10 от 25.03.2010 и осуществления расчетов по этому счету без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Основания для прекращения рассмотрения дела N02-30/056 в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
3. Выдать открытому акционерному обществу "Тейковское предприятие тепловых сетей" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, для чего расторгнуть договор банковского счета N 10 от 25.03.2010.
Подписи членов Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 02-30/056
14 октября 2010 года город Иваново
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 14 октября 2010 года по делу N 02-30/056 о нарушении открытым акционерным обществом "Тейковское предприятие тепловых сетей" (<_>) части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Открытому акционерному обществу "Тейковское предприятие тепловых сетей" в срок до 20.12.2010 прекратить нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в открытии банковского счета без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, для чего расторгнуть договор банковского счета N 10 от 25.03.2010.
2. О выполнении настоящего Предписания открытому акционерному обществу "Тейковское предприятие тепловых сетей" сообщить в Ивановское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением соответствующих документов.
Подписи членов Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 14 октября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016