Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 20 октября 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 05.10.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 19.10.2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 410-10-а по признакам нарушения Комитетом ЗАГС Пермского края (ул. Советская, 53, г. Пермь, 614045) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ходе рассмотрения заявления ООО "СВАДЬБА Пермь" (вх. 3974-10 от 08.04.2010 г.) были исследованы документы и информация, касающиеся действий органов ЗАГС г. Перми по факту отказа распространения журнала для молодоженов "СВАДЬБА" в районных отделах ЗАГС.
Как пояснили представители заявителя 19.03.2010 г. они обратились в Комитет ЗАГС Пермского края с просьбой разрешить присутствие журнала "СВАДЬБА" в отделах ЗАГС г.Перми по адресам:
- отдел ЗАГС Индустриального района: г. Пермь, ул. Мира, 15;
- отдел ЗАГС Дзержинского района: г. Пермь, ул. Ленина, 98;
- отдел ЗАГС Кировского района: г. Пермь, ул. Кировоградская, 31 / Ласьвинская, 4;
- отдел ЗАГС Ленинского района: г. Пермь, ул. Кирова, 57;
- отдел ЗАГС Мотовилихинского района: г. Пермь, ул. Уральская, 111;
- отдел ЗАГС Орджоникдзевского района: г. Пермь, ул. Пулковская, 7;
- отдел ЗАГС Свердловского района: г. Пермь, Комсомольский проспект, 69;
При этом, на момент направления заявления в Пермское УФАС России ответа на указанное письмо от Комитета ЗАГС Пермского края не поступило.
Кроме того, представители ООО "СВАДЬБА Пермь" пояснили, что, при многочисленных разговорах с председателем Комитета ЗАГС Пермского края и с начальником сектора по взаимодействия с органами ЗАГС г. Перми, им дали понять, что в отделах ЗАГС г Перми может находиться только журнал "Свадебный марш" (Издательство "Ньютон") на условиях, прописанных в договорах, заключенных между издателем и администрациями районов г. Перми.
Представитель Комитета ЗАГС Пермского края, в свою очередь, пояснил, что при обращении ООО "СВАДЬБА Пермь" данному хозяйствующему субъекту был дан ответ о том, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют переданные им полномочия.
Рассмотрение вопроса о присутствии журнала "Свадьба" в отделах ЗАГС г. Перми в компетенцию Комитета ЗАГС не входит.
Кроме того, обращение ООО "СВАДЬБА Пермь", по мнению представителя Комитета ЗАГС Пермского края, касалось бесплатного распространения журнала "СВАДЬБА" для граждан в отделах ЗАГС г. Перми, в том числе, путем установления в помещениях отделов ЗАГС г. Перми журнальных стоек.
При этом, предложение о заключении договора на более выгодных, по сравнению с ООО "Ньютон", условиях на совместное издание журнала от ООО "СВАДЬБА Пермь" не поступало.
Представитель Комитета ЗАГС Пермского края также пояснил, что Комитет рекомендовал обратиться к органу местного самоуправления, полномочному решать вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
Одним из направлений деятельности Комитета ЗАГС Пермского края является разъяснительная работа по вопросам семейного законодательства среди населения края.
Так, в целях публикаций нормативных актов семейного законодательства, разъяснений их содержания, также статей о работе отделов ЗАГС г. Перми в марте 2005 г. Комитет ЗАГС Пермского края по итогам конкурса заключил договор N 2619 ОФ с ООО "Ньютон" о совместном издании журналов.
Исполнение договора не предусматривает затраты бюджетных средств.
Данный договор заключен не в рамках Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", так как не действовал на момент проведения конкурса.
Таким образом, Комитетом ЗАГС Пермского края не было ограничения конкуренции, выразившегося в отказе распространения журнала "Свадьба Пермь" в районных отделах ЗАГС г. Перми.
Кроме того, ООО "Ньютон" и ООО "СВАДЬБА Пермь" действуют на различных товарных рынка, ввиду чего между ними отсутствует конкуренция.
Журнал "Свадьба Пермь" является периодическим печатным изданием рекламного характера, а журнал "Свадебный марш" и "Ваш малыш" являются периодическими печатными изданиями, не специализирующимися на сообщениях рекламного характера и рассчитаны на лиц, вступающих в брак или ставших родителями, независимо от уровня дохода.
Основная задача журналов "Свадебный марш" и "Ваш малыш" привить своим читателям истинные семейные ценности, а также помочь разобраться в семейном законодательстве.
Ежегодная пролонгация договора от 30.03.2005 г., заключенного с ООО "Ньютон", не свидетельствует об ограничении допуска ООО "СВАДЬБА Пермь" на рынок информационных печатных услуг для распространения журнала "Свадьба Пермь" в районных отделах ЗАГС.
Представители районных администраций, в свою очередь, пояснили, что журналы "Ваш малыш" и "Свадебный марш" распространялись в отделах ЗАГС г. Перми, а что касается отказов некоторых районных администраций на обращение ООО "СВАДЬБА Пермь", данному хозяйствующему субъекту было разъяснено, что действующими актами не предусмотрены полномочия органов ЗАГС по обеспечению функций распространения печатной продукции любой направленности, администрации районов не наделены функциями по распространению журналов и иных печатных зданий.
Представитель ООО Ньютон" пояснил, что в действиях Комитета ЗАГС Пермского края нарушений антимонопольного законодательства нет. Районные администрации также действовали правомерно при отказе ООО "СВАДЬБА Пермь" по распространению журнала в отделах ЗАГС г. Перми и не препятствовали осуществлению деятельности ООО "СВАДЬБА Пермь", а также, что ООО "СВАДЬБА Пермь" и ООО "Ньютон" действуют на различных товарных рынках и конкуренции между ними быть не может.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 24.07.2006 г. N15-п "Об утверждении Положения о Комитете записи актов гражданского состояния Пермского края" (далее - Положение) Комитет обладает правами юридического лица, основной целью которого является реализация полномочий РФ на государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории края.
Основными задачами Комитета являются, в том числе:
- контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных им полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;
- организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Пермского края;
- обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Пермского края в строгом соответствии с действующим законодательством в целях защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также интересов государства;
- оказание органам местного самоуправления необходимой консультационной помощи в осуществлении функций по государственной регистрации актов гражданского состояния;
- обеспечение статистического наблюдения за государственной регистрацией актов о заключении и расторжении брака на территории Пермского края;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, регистрирующих акты гражданского состояния.
Комитет в пределах своей компетенции:
- осуществляет контроль за надлежащим осуществлением органами местного самоуправления переданных им полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния:
- проводит проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению ими полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;
- проводит разъяснительную работу по вопросам семейного законодательства среди населения;
- способствует созданию условий для торжественной регистрации браков и рождений, обеспечению четкой организации и высокой культуры в работе органов записи актов гражданского состояния Пермского края;
- ведет статистическое наблюдение за государственной регистрацией актов гражданского состояния на территории Пермского края, представляет в установленном порядке сведения в органы государственной статистики;
- запрашивает в установленном порядке от органов местного самоуправления, а также других учреждений сведения, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
- заключает договоры и соглашения по вопросам деятельности Комитета;
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 08.06.2010 N 312-п)
- реализует функции главного распорядителя средств (администратора расходов краевого бюджета), зачисленных в бюджет Пермского края для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния (за счет средств федерального бюджета), контроль за их расходованием и иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
(п. 3.25 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 08.06.2010 N 312-п).
Таким образом, в полномочия Комитета входит проведение разъяснительной работы по вопросам семейного законодательства среди населения, создание условий для торжественной регистрации бракосочетания, высокой культуры работы органов ЗАГС Пермского края.
2. В 2005 г. Комитетом ЗАГС Пермского края был проведен закрытый конкурс на право заключить контракт по оказанию помощи Комитету ЗАГС Пермской области и всей системе органов ЗАГС Пермской области в осуществлении функции пропаганды семейных ценностей и разъяснения семейного законодательства среди населения и совместному выпуску специализированного журнала для молодоженов (далее - Конкурс).
Согласно Протоколу N1 Конкурса от 18.03.2005 г. в конкурсе приняло участие 7 участников размещения заказов. Победителем конкурса признано издательство ООО "Ньютон".
Также в соответствии с данным Протоколом конкурс проводился в соответствии с Федеральным законом от 06.05.1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее - Закон N 97-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 22 Закона N 97-ФЗ организатор конкурса по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти вправе проводить закрытые конкурсы в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если:
предметом государственного контракта являются поставки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации;
технически сложные товары (работы, услуги) производятся ограниченным числом поставщиков (исполнителей).
Кроме того, при проведении закрытого конкурса приглашение принять участие в закрытом конкурсе направляется каждому поставщику (исполнителю), а извещение о проведении закрытого конкурса в средствах массовой информации не публикуется.
К проведению закрытых конкурсов применяются положения главы II настоящего Федерального закона, регулирующие порядок проведения открытого конкурса, если настоящей статьей не предусмотрено иное.
Пропаганда семейных ценностей, разъяснения семейного законодательства среди населения и совместный выпуск специализированного журнала для молодоженов как предмет закрытого конкурса не подпадают под нормы данной статьи Закона, следовательно, проведение Комитетом ЗАГС Пермского края закрытого конкурса, с учетом направления предложений к участию в данном конкурсе семи хозяйствующим субъектам, является ограничением в рамках осуществления деятельности по государственному заказу.
Из представленных в материалы дела документов следует, что денежные средства Пермского края в оплату государственного контракта не предусмотрены.
Действующий на момент проведения данного конкурса и заключения данного договора Закон N 97-ФЗ и Указ Президента РФ от 08.04.1997 г. N305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (далее - Указ N 305) предполагали, что государственные нужды - потребности Российской Федерации в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.
При этом, Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденное Указом Президента РФ N304 устанавливает, что положение определяет порядок размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд, осуществляемого государственными заказчиками за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов РФ, в том числе путем проведения торгов (конкурса).
Таким образом, государственные нужды субъекта РФ подразумевают совокупность двух условий: наличие государственной потребности и оплата данной потребности из средств соответствующего бюджета.
Следовательно, Комитетом ЗАГС Пермской области были нарушены требования Закона 97-ФЗ и Указа N 305.
3. Согласно договору N2619 ОФ (далее - договор) совместного издания журнала от 30.03.2005 г., заключенного между ООО "Ньютон" и Комитетом ЗАГС Пермской области (далее - Комитет), указанные стороны договора совместно выпускают журналы-справочники для молодоженов "Свадебный марш" и для родителей "Ваш малыш".
Срок действия договора составляет 1 год, но с условием ежегодной пролонгации.
В соответствии с п. 1.2 договора Комитет через районные и городские отделы ЗАГС организует выдачу данных журналов лицам, подающим заявления на регистрацию брака и получающим свидетельства при регистрации рождения ребенка.
ООО "Ньютон" по договору обязуется не менее 10% объема журнала "Свадебный марш" предоставлять Комитету для публикаций выдержек из Семейного законодательства РФ и обращений Председателя Комитета ЗАГС с целью проведения разъяснительной работы по вопросам семейного законодательства среди населения, а также не менее 5% объема журнала "Ваш малыш".
ООО "Ньютон" обязан организовывать доставку тиражей журналов в отделы ЗАГС.
Комитет в свою очередь обязуется организовывать выдачу журналов лицам, подающим заявления на регистрацию брака и получающим свидетельства при регистрации рождения ребенка через отделы ЗАГС Пермского края.
Кроме того, Комитет обязан ежеквартально выдавать ООО "Ньютон" официальную справку о количестве поданных заявлений на регистрацию брака, о количестве рожденных детей и количестве выданных журналов.
Таким образом, согласно условиям договора ООО "Ньютон" имеет право требовать от Комитета ЗАГС Пермского края информацию, касающуюся деятельности органов ЗАГС Пермского края, то есть только данный хозяйствующий субъект получает от указанного органа власти доступ к информации о количестве поданных заявлений на регистрацию брака, о количестве рожденных детей.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.
Соответственно, данная информация позволяет ООО "Ньютон" рассчитывать предполагаемый тираж своей продукции, рассчитанный на условную аудиторию.
Данные о том, что указанная информация была предоставлена другим хозяйствующим субъектам, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, Комитет ЗАГС Пермского края нарушил ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
4. Как следует из письменных пояснений представителя Комитета ЗАГС Пермского края, заключение договора с ООО "Ньютон", необходимо для реализации функции Комитета по пропаганде семейного законодательства среди населения.
Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России полагает, что для реализации возложенной на Комитет ЗАГС Пермского края обязанности по разъяснению семейного законодательства, информация, касающаяся семейного законодательства, должна быть доступна для всего населения Пермского края, а не только для молодоженов, а по итогам закрытого конкурса, разъяснение семейного законодательства осуществлялось только для ограниченного круга лиц - для тех, кто вступает в брак и для родителей.
Из пояснений представителя ЗАГС Пермского края следует, что иным способом, кроме как в рамках заключенного с ООО "Ньютон" договора, разъяснительная работа по пропаганде семейного законодательства для населения данным органом не ведется, поскольку основная задача журнала "Свадебный марш" - помочь разобраться в семейном законодательстве молодоженам и родителям.
Комиссией Пермского УФАС России установлено, что выдержки из семейного законодательства в журнале "Свадебный марш" (выпуск Весна-Лето N 9, Осень 2010 N 10) занимают примерно всего от 3 до 5 страниц, при этом, статьи Семейного кодекса РФ предложены в указанных выпусках журнала в редакции, которая недействует с 01.09.2008 г., ввиду принятия Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве".
Остальная часть информационного материала носит исключительно рекламный характер.
При этом, разъяснение семейного законодательства Российской Федерации предполагает толкование материала, а не копирование норм, содержащихся в Семейном кодексе РФ.
Таким образом, до молодоженов доводится неактуальная информация о нормах федерального семейного законодательства, что может повлиять на введение будущих супругов в заблуждение, в то же время данная информация не является разъяснением семейного законодательства.
Следовательно, основная цель журнала "Свадебный марш" - реклама, что подтверждается, имеющимся в материалах данного дела Свидетельством о регистрации средства массовой информации (журнала "Свадебный марш") в Управлении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Приволжскому федеральному округу от 16.04.2007 г. ПИ N ФС 18-3309, в котором данный журнал предполагает информационную, рекламную специализацию, реклама более 40%.
5. Материалами дела подтвержден факт распространения журналов "Свадебный марш" и "Ваш малыш" в районных отделах ЗАГС Пермского края, в частности г. Перми.
19.03.2010 г. ООО "СВАДЬБА Пермь" письменно (исх. N2-03/2010) обратилось к председателю Комитета ЗАГС Пермского края о разрешении присутствия журнала "СВАДЬБА" в отделах ЗАГС г. Перми.
В ответ было получено письмо от 30.04.2010 г. N СЭД-42-01-36-152 "Об отказе" в котором указано, что на основании Закона Пермского края от 12.03.2007 г. N18-пк "О наделении органов местного самоуправления Пермского края полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния", органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют переданные им полномочия.
Данный вопрос о присутствии журнала "СВАДЬБА" в отделах ЗАГС г. Перми в компетенцию Комитета ЗАГС не входит.
Вместе с тем, к заявлению ООО "СВАДЬБА Пермь" приложили обложку журнала "Свадебный Марш", издаваемого ООО "Ньютон" за март 2010 г., на которой указано, что журнал выпускается совместно с Комитетом ЗАГС Пермского края.
Необходимо также отметить, что довод представителей ООО "Ньютон" и Комитета ЗАГС Пермского края о том, что данная организация и ООО "СВАДЬБА Пермь" действуют на различных товарных рынках, ввиду того, что журнал "СВАДЬБА" является информационно-печатным изданием рекламного характера, а журнал "Свадебный марш" не специализируется на сообщениях рекламного характера (что опровергается имеющимися в деле доказательствами) и соответствует требованиям ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", которая указывает на то, что объем рекламы не должен превышать 40% объема одного номера, является несостоятельным ввиду того, что обе организации осуществляют свою деятельность на рынке издания журналов и периодических публикаций, в частности журналов для молодоженов.
Проведя в 2005 г. конкурс по оказанию помощи Комитету ЗАГС Пермской области и всей системе органов ЗАГС Пермской области в осуществлении функции пропаганды семейных ценностей и разъяснения семейного законодательства среди населения и совместному выпуску специализированного журнала для молодоженов, и заключив по итогам его договор с ООО "Ньютон", по условиям которого Комитет ЗАГС Пермского края обязуется организовать выдачу Журналов лицам, подающим заявления на регистрацию брака и получающим свидетельства при регистрации рождения ребенка через отделы ЗАГС Пермского края, Комитетом ЗАГС Пермского края были определены границы товарного рынка - отделы ЗАГС Пермского края и потребителя товара - молодожены и лица, получающим свидетельства при регистрации рождения ребенка.
Из положений Устава ООО "Ньютон" следует, что общество образовалось в 1996 г. под названием ООО "Рекламная группа "О", в 2000 г. переименовано в ООО "Ньютон".
ООО "СВАДЬБА Пермь" было образовано в феврале 2010 г.
В соответствии с положениями ч. 2 Устава ООО "СВАДЬБА Пермь", данный хозяйствующий субъект осуществляет, в том числе, издательскую деятельность.
Устав ООО "Ньютон" также содержит указания на осуществление данным юридическим лицом деятельности по изданию журналов и периодических публикаций (п. 2.4. Устава).
Таким образом, данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами на рынке по изданию журналов и иных периодических публикаций на территории Пермского края.
При этом действия Комитета ЗАГС Пермского края по доступу ООО "Ньютон" к информации о количестве поданных заявлений на регистрацию брака, о количестве рожденных детей и количестве выданных журналов осуществляются также на указанном рынке - издания журналов и периодических публикаций на территории Пермского края.
Кроме того, частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.
Таким образом, владея информацией, ООО "Ньютон" заранее может просчитать необходимое для выпуска количество журналов, чтобы они были вручены каждому брачующемуся.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении Комитетом ЗАГС Пермского края ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как доступ к информации может привести к ограничению конкуренции на рынке по оказанию информационно-печатных услуг по изданию журналов и периодических публикаций для молодоженов и их распространению в отделах ЗАГС Пермского края.
6. В журнале "Свадебный марш" выпуска Осень 2010 г. содержится информация в виде таблицы "Сравнительный анализ работы отделов ЗАГС Пермского края по регистрации актов гражданского состояния за январь-июнь 2009 г. и 2010 г. из анализа которой следует, что за 2009 г. по г. Перми заключено 3566 браков при численности населения 985,8 тыс. чел., а по Пермскому краю - 8594 браков.
В материалах дела имеются сведения о распространении журналов "Свадебный марш" и "Ваш малыш" не только в границах г. Перми, но и по Пермскому краю.
Следовательно, каждой брачующейся в Пермском крае паре за 2009 г. отделами ЗАГС Пермского края было выдано 8594 журналов, причем за 2010 г. браков было на 5% больше - 9019, то есть, на столько же возросло число выданных молодоженам журналов (при том, что тираж журнала "Свадебный марш" составляет 5000 экземпляров и выпускается с периодичностью 3 раз в год (по условиям договора не менее трех раз в год)).
Кроме того, как было отмечено ранее, Комитет ЗАГС Пермского края по условиям договора с ООО "Ньютон" должен был предоставлять информацию о количестве выданных журналов данного издательства.
Тем самым, указанному хозяйствующему субъекту создается преференция (преимущество) по сравнению с иными организациями, действующими на одном с ООО "Ньютон" товарном рынке, и внеконкурентная "реклама", продвижение данного печатного издания, содержащего, в том числе, информацию рекламного характера.
На лицевой стороне обложки каждого журнала указано, что он выпускается совместно с Комитетом ЗАГС Пермского края, а на обороте: незаполненное приглашение для брачующихся для последующего указания времени и места, адреса (отдела ЗАГС г. Перми) проведения бракосочетания.
Данная информация также содержится на сайте www.sm.iperm.ru, на котором, в том числе, указано, что справочник "Ваш малыш" выпускается совместно с Комитетом ЗАГС Пермского края с ноября 2003 г. (в то время как договор с ООО "Ньютон" заключен Комитетом ЗАГС Пермского края только 30.03.2005 г.) с периодичностью в год с тиражом 5000 экземпляров. Вручается во всех районных отделах ЗАГС г. Перми всем родителям при регистрации.
Вышеизложенное подтверждает факт создания необоснованных преференций ООО "Ньютон" со стороны Комитета ЗАГС Пермского края, что, в свою очередь, является нарушением антимонопольного законодательства, в частности ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Распространение журнала "Свадебный марш" через отделы ЗАГС Пермского края является необоснованной преференцией для ООО "Ньютон" со стороны Комитета ЗАГС Пермского края, ввиду того, что журнал только данного хозяйствующего субъекта, вручается должностными лицами органов местного самоуправления брачующимся, то есть информация, в том числе, рекламного характера, непосредственно доходит до необходимого адресата - молодоженов, что является выгодным для ООО "Ньютон", что может привести к ограничению конкуренции.
7. В материалы данного дела Комитетом ЗАГС Пермского края были представлены письменные пояснения, из которых следует, что 17 сентября 2010 г. Комитетом ЗАГС Пермского края на официальном сайте goszakaz.perm.ru был размещен заказ "Оказание услуг по публикации разъяснений семейного законодательства" путем запроса котировок.
По окончании срока подачи котировочных заявок (18-00 ч. 29.09.2010 г.) составлен Протокол N 9567494 рассмотрения и оценки котировочных заявок, согласно которому единственная заявка поступила от ООО "Издательство "НьюТОН", которая была выбрана победителем. Данной организации Комитетом ЗАГС Пермского края был направлен проект контракта.
Согласно п. 3 ст. 45 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок вправе направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.
В соответствии с п. 6 ст. 46 Закона N 94-ФЗ в случае, если после дня окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, заказчик, уполномоченный орган продлевают срок подачи котировочных заявок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи котировочных заявок размещают на официальном сайте извещение о продлении срока подачи таких заявок.
При этом заказчик, уполномоченный орган обязаны направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Однако, доказательств размещения на официальном сайте извещения о продлении срока подачи заявок Комитетом ЗАГС Пермского края в материалы настоящего дела не представлено.
Кроме того, данный запрос котировок был размещен Комитетом ЗАГС Пермского края в период рассмотрения дела в Пермском УФАС России и данному органу местного самоуправления было известно, что ООО "СВАДЬБА Пермь" также заинтересовано было в присутствии на рынке информационно-печатных услуг по изданию журналов-справочников для молодоженов, в том числе, с публикацией информации о разъяснении семейного законодательства.
Вместе с тем, предложение об участии в данном запросе котировок от Комитета ЗАГС Пермского края в адрес ООО "СВАДЬБА Пермь" не поступало.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
2) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действий (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Положениями данной статьи закона установлен перечень подобных действий, в отношении которых законодателем установлен запрет на их совершение, и данный перечень не является исчерпывающим.
Статья 20 этого же Закона устанавливает правило о предоставлении муниципальной преференции с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
При этом под муниципальной преференцией понимается предоставление органами местного самоуправления преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности путем передачи имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (статья 4 названного Закона).
Статьей 19 Закона о защите конкуренции устанавливается перечень случаев допустимости предоставления муниципальной преференции, что не исключает признания муниципальной преференцией иных действий органов местного самоуправления, если они обладают признаками, указанными в п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, Комитетом ЗАГС Пермского края нарушены п.п. 6, 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся, в том числе, в:
- предоставлении ООО "Ньютон" доступа к информации в приоритетном порядке, путем указания в договоре от 30.03.2005 г. обязанности Комитета ЗАГС Пермского края предоставлять ООО "Ньютон" информацию о количестве поданных заявлений на регистрацию брака, о количестве рожденных детей;
- создании необоснованных преференций ООО "Ньютон" - издателю журналов "Свадебный марш" и "Ваш малыш", путем заключения в нарушение норм федерального законодательства договора N2619 ОФ совместного издания журнала от 30.03.2005 г. с ООО "Ньютон" и его ежегодной пролонгации, а также распространения в отделах ЗАГС Пермского края именно данных журналов.
что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке по оказанию информационно-печатных услуг по изданию журналов и периодических публикаций для молодоженов и их распространению в отделах ЗАГС Пермского края.
Необходимо также отметить, что в материалах дела отсутствуют доказательства расторжения договора N2619 ОФ совместного издания журнала от 30.03.2005 г., заключенного между ООО "Ньютон" и Комитетом ЗАГС Пермской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Пермского УФАС России, решила:
1. Признать факт нарушения Комитетом ЗАГС Пермского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся, в том числе, в:
- предоставлении ООО "Ньютон" доступа к информации в приоритетном порядке, путем указания в договоре от 30.03.2005 г. обязанности Комитета ЗАГС Пермского края предоставлять ООО "Ньютон" информацию о количестве поданных заявлений на регистрацию брака, о количестве рожденных детей;
- создании необоснованных преференций ООО "Ньютон" - издателю журналов "Свадебный марш" и "Ваш малыш", путем заключения с нарушением норм федерального законодательства договора N2619 ОФ совместного издания журнала от 30.03.2005 г. с ООО "Ньютон" и его ежегодной пролонгации, а также распространения в отделах ЗАГС Пермского края именно данных журналов.
что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке по оказанию информационно-печатных услуг по изданию журналов и периодических публикаций для молодоженов и их распространению в отделах ЗАГС Пермского края.
2. Выдать Комитету ЗАГС Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 410-10-а
05.10.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 05 октября 2010 г. по делу N 410-10-а о нарушении Комитетом ЗАГС Пермского края (ул. Советская, 53, г. Пермь, 614045) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите /конкуренции", предписывает:
Комитету ЗАГС Пермского края:
1. Прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся, в том числе, в:
- предоставлении ООО "Ньютон" доступа к информации в приоритетном порядке, путем указания в договоре от 30.03.2005 г. обязанности Комитета ЗАГС Пермского края предоставлять ООО "Ньютон" информацию о количестве поданных заявлений на регистрацию брака, о количестве рожденных детей;
- создании необоснованных преференций ООО "Ньютон" - издателю журналов "Свадебный марш" и "Ваш малыш", путем заключения с нарушением норм федерального законодательства договора N2619 ОФ совместного издания журнала от 30.03.2005 г. с ООО "Ньютон" и его ежегодной пролонгации, а также распространения в отделах ЗАГС Пермского края именно данных журналов.
что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке по оказанию информационно-печатных услуг по изданию журналов и периодических публикаций для молодоженов и их распространению в отделах ЗАГС Пермского края.
2. В срок до 10.12.2010 г. принять меры по обеспечению конкуренции на рынке по оказанию информационно-печатных услуг по изданию журналов и периодических публикаций для молодоженов и их распространению в отделах ЗАГС Пермского края, в том числе, путем исключения предоставления ООО "Ньютон" информации о количестве поданных заявлений на регистрацию брака, о количестве рожденных детей в приоритетном порядке, в частности, путем направления в адрес ООО "Ньютон" соответствующего письма.
3. В срок до 14.01.2011 г. рассмотреть вопрос возможности распространения журналов и периодических публикаций свадебной направленности иными хозяйствующими субъектами в районных отделах ЗАГС Пермского края, определив при этом, порядок возможности такого распространения, либо полностью исключить такую возможность.
4. В срок до 15.12.2010 г. представить в адрес Пермского УФАС России доказательства подтверждающие исполнение пункта 2 предписания.
5. В срок до 17.01.2011 г. представить в адрес Пермского УФАС России доказательства подтверждающие исполнение пункта 3 предписания.
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 20 октября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016