Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 21 октября 2010 г. N 66
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
Камнева Н.П. - и.о. заместителя руководителя управления - начальника отдела рекламы, |
члены Комиссии: |
Скоп Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы, Сафронова Е.В. - специалист-эксперт отдела рекламы, |
рассмотрев дело N 66, возбуждённое в отношении закрытого акционерного общества "Новосибирская служба спасения" (далее - ЗАО "Новосибирская служба спасения") (юридический адрес: 630008, г. Новосибирск, ул. Никитина, 69; ИНН 5404106308), по факту размещения в журнале "Из рук в руки-АВТО. Сибирь" информации с признаками нарушения п.2 ч.3 ст.5 (в части условий применения товара), ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе"
в присутствии представителей:
заявителя - "_", не явился, уведомлен надлежащим образом;
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ЗАО "Новосибирская служба спасения", "_" (доверенность), установила:
В Новосибирское УФАС России поступило заявление "_" (вх.N5143 от 15.07.2010 г.) по факту распространения в журнале "Из рук в руки-АВТО. Сибирь" N26 (320) 2010 от 07-13 июля 2010 г. на стр. 3 информации следующего содержания:
"Авторынок Столица. Новосибирск, ул. Петухова, 51б Продажа легковых, грузовых автомобилей, спецтехники, автосервис, запчасти Новые тарифы для легковых автомобилей: в будние дни - 100 руб. суббота, воскресенье - 150 руб. Новосибирская служба спасения объявляет о продаже единой дисконтной карты СПАС 001 Владельцам данных дисконтных карт предоставляется уникальная возможность экономить деньги при расчете за услуги эвакуации и иных экстренных вызовов от компании СПАС 001; услуги компании СПАС-ДОМ; услуги авторынка и автосервиса "Столица"; при покупке ГСМ в сетях АЗС "Транссервис" и "Стандарт"; услуги многих других предприятий города Новосибисрка. Приобрести карту можно на авторынке "Столица" (магазин "Справка-счет", автомойка, администрация рынка запчастей, радиоузел). Среди владельцев карт компания проводит ежемесячный розыгрыш ценных призов. Официальный сайт Новосибирского авторынка www.stk-auto.com".
Как указано в заявлении, В. Ю. Акашкин привез в субботу 03.07.2010 г. свой автомобиль на авторынок "Столица" для продажи. Ему объявили, что въезд стоит 250 (двести пятьдесят) руб. При этом чек также выдают на данную сумму. По мнению заявителя, в вышеуказанной информации содержатся признаки нарушения п.4 ч.3 ст.5 закона "О рекламе".
В соответствии со ст.3 Закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой, т.к. отвечает всем требованиям определения рекламы. Объектом рекламирования в данном случае является услуга по размещению автомобилей на платном авторынке, а также услуги, предоставляемые владельцам единой дисконтной карты СПАС 001.
Новосибирским УФАС России был направлен запрос издателю еженедельника фотообъявлений "Из рук в руки - АВТО. Сибирь" - ООО "Пронто-Новосибирск". По результатам анализа представленных документов установлено следующее.
Между ООО "Пронто-Новосибирск" (Сторона 2) и ЗАО "Новосибирская служба спасения" (Сторона 1) заключен Договор N0108 от 01.08.2009 г. Согласно п.5 данного Договора (с учетом дополнительного соглашения N1 от 27.05.2010 г.), Сторона 2 обязуется размещать в журнале "Из рук в руки- АВТО. Сибирь" и "Все АВТО" информацию рекламного характера, предоставляемую Стороны 1 об автокомплексе "Столица" в объеме одной полосы в каждом журнале с периодичностью - еженедельно. Также данным пунктом установлена плата за размещение и порядок расчета.
В соответствии с п.2 Дополнительного соглашения N1 к Договору от 27.05.2010 г., информация, подлежащая размещению изложена в Приложении к настоящему соглашению. В приложении представлен макет для размещения в журнале "Из рук в руки - АВТО. Сибирь" (аналогичный по содержанию рассматриваемому), согласован генеральным директором ЗАО "Новосибирская служба спасения". Данный макет подлежит размещению с 01.06.2010 г. (согласно дате утверждения, указанной в приложении).
Также, в соответствии с заказом на размещение рекламы, данный макет размещался в журнале от 07, 14, 21, 28 июля 2010 г., о чем подписан Акт выполненных услуг NНСК19544 от 31.07.210г.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является ЗАО "Новосибирская служба спасения".
Согласно п.2 ч.3 ст.5 Закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; ч.7 ст.5 Закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
ЗАО "Новосибирская служба спасения" представлен прейскурант цен на услуги автомобильного рынка "Столица":
- тариф N1 - Легковой: предоставление торгового места в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу - 100 (сто) руб., суббота, воскресенье - 150 (сто пятьдесят) руб.;
- тариф N2 - Грузовой: предоставление торгового места в понедельник - 100 (сто) руб., все остальные дни - 150 (сто пятьдесят) руб.;
- тариф N3 - Абонемент: предоставление торгового места 30 календарных дней - 2500 (две тысячи пятьсот) руб.;
- тариф N4 - Выходного дня: предоставление торгового места в понедельник, вторник, среду, четверг - 50 (пятьдесят) руб., пятница, суббота, воскресенье - 250 (двести пятьдесят) руб.
Также из материалов дела следует, что указанные тарифы вступили в силу с 20 апреля 2010 г., после утверждения генеральным директором, и действуют до настоящего времени.
Как следует из пояснений генерального директора ЗАО "Новосибирская служба спасения" "_" действие Тарифа-1 распространяются только на легковые автомобили, Тарифа-2 - только на грузовые, Тарифа-3 и Тарифа-4 - на легковые и грузовые. Пользователями торговых мест являются как физические и юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Функции по предоставлению торговых мест, а также по сбору денежных средств за предоставленные торговые места, переданы ООО "Столица-регион". Процедура по предоставлению торговых мест следующая: при въезде владельцем транспортного средства на территорию рынка определяется только тариф. Этот тариф фиксируется на карточке, которая выдается владельцу транспортного средства. Расчет осуществляется при выезде, исходя из тарифа и количества дней, проведенных транспортным средством на территории рынка.
Таким образом, тариф для легковых автомобилей по Тарифу N1 и Тарифу N4 составляет:
- в будние дни: 100,00 руб. и 50,00 руб. (кроме пятницы) соответственно;
- в выходные дни: 150,00 руб. 250,00 руб. (включая пятницу) соответственно.
Из содержания рекламы следует, что тариф для легковых автомобилей в любом случае (независимо от номера тарифа) составляет в будние дни - 100,00 руб., в выходные дни - 150,00 руб.
Таким образом, содержание рекламы противоречит фактическим обстоятельствам.
Из содержания ч. 7 ст. 5 Закона "О рекламе" следует, что не допускается умолчание в рекламе информации (ее части), которая является значимой для потребителя и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод о свойствах рекламируемого объекта, приобрести его и использовать надлежащим образом.
В соответствии с ч.6 ст.38 Закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований ч.ч.3,7 ст.5 закона несет рекламодатель, т.е. ЗАО "Новосибирская служба спасения".
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, представитель ЗАО "Новосибирская служба спасения" не согласилась с наличием нарушения законодательства о рекламе в рекламном объявлении, размещенном в еженедельнике фотообъявлений "Из рук в руки - АВТО. Сибирь". Цель данной рекламы - разместить информацию о новом тарифе, это не обозначает замену всех старых тарифов, они также продолжают действовать и в настоящее временя. В части того, что размещенной рекламой до потребителя не доводится информация о том, что у него нет права выбора, представитель ЗАО "Новосибирская служба спасения" пояснила, что действующее законодательство о рекламе не обязывает рекламодателя в случае рекламы одного конкретного тарифа, также размещать информацию обо всех других имеющихся тарифах.
Комиссией Новосибирского УФАС России данные доводы не приняты, поскольку в рассматриваемой рекламе потребитель вводится в заблуждение относительно того, что указанная в рекламе стоимость услуг предоставляется по определенному тарифу, а именно по Тарифу N1. При этом до потребителя не доводится информация о том, что возможен выбор. Причем по Тарифу N4 потребитель получает более выгодные условия по оплате услуг авторынка "Столичный" в будние дни (кроме пятницы) - 50,00 руб.; но при этом, выбрав данный тариф, потребитель получит менее выгодные условия оплаты в выходные дни по сравнению с Тарифом N1- 250,00 руб.
Таким образом, отсутствие информации о номере тарифа, стоимость услуг по которому указана в рекламе, а, следовательно, о наличии у потребителя права выбора тарифа, не позволяет правильно, адекватно воспринимать рекламируемую информацию, направленную на привлечение потребителей услуг авторынка по предоставлению стоянки, вводит в заблуждение и влияет на оценку и решение потребителей относительно пользования услугами авторынка "Столичный". Непредставление потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к низкой цене товара приводит к тому, что потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными.
Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом рекламном макете содержатся признаки нарушения п.2 ч.3 ст.5 (в части условий применения товара), ч.7 ст.5 Закона "О рекламе".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ N 508 от 17.08.2006 г., решила:
1. Признать рекламу авторынка "Столица", размещенную в журнале "Из рук в руки-АВТО. Сибирь" N 26 (320) 2010 от 07-13 июля 2010 г. следующего содержания:
"Авторынок Столица. Новосибирск, ул. Петухова, 51б Продажа легковых, грузовых автомобилей, спецтехники, автосервис, запчасти Новые тарифы для легковых автомобилей: в будние дни - 100 руб. суббота, воскресенье - 150 руб. Новосибирская служба спасения объявляет о продаже единой дисконтной карты СПАС 001 Владельцам данных дисконтных карт предоставляется уникальная возможность экономить деньги при расчете за услуги эвакуации и иных экстренных вызовов от компании СПАС 001; услуги компании СПАС-ДОМ; услуги авторынка и автосервиса "Столица"; при покупке ГСМ в сетях АЗС "Транссервис" и "Стандарт"; услуги многих других предприятий города Новосибисрка. Приобрести карту можно на авторынке "Столица" (магазин "Справка-счет", автомойка, администрация рынка запчастей, радиоузел). Среди владельцев карт компания проводит ежемесячный розыгрыш ценных призов. Официальный сайт Новосибирского авторынка www.stk-auto.com", ненадлежащей, а ЗАО "Новосибирская служба спасения" нарушившим:
- п.2 ч.3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе", согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
2. Выдать ЗАО "Новосибирская служба спасения" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объёме "26" октября 2010 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ________________ Н.П. Камнева
Члены Комиссии ________________ Скоп Е.А.
_______________Сафронова Е.В.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
21 октября 2010 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Камнева Н.П. - и.о. заместителя руководителя управления - начальника отдела рекламы,
члены Комиссии - Скоп Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
Сафронова Е.В. - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 21 октября 2010 г. по делу N 66 о признании ненадлежащей рекламы авторынка Столица, размещенную в журнале "Из рук в руки-АВТО. Сибирь" N 26 (320) 2010 от 07-13 июля 2010 г. и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Закрытому акционерному обществу "Новосибирская служба спасения" (далее - ЗАО "Новосибирская служба спасения" (юридический адрес: 630008, г. Новосибирск, ул. Никитина, 69; ИНН 5404106308) в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламного объявления об услугах авторынка "Столица" с нарушением:
- п.2 ч.3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе", согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
2. ЗАО "Новосибирская служба спасения" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "19" ноября 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от ста двадцати до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ________________ Н.П. Камнева
Члены Комиссии _____________ Скоп Е.А.
________________Сафронова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 21 октября 2010 г. N 66
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016