Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
(опубликовано 22 октября 2010 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 14.10.2010
Решение изготовлено в полном объеме 20.10.2010
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: - Могилёвкин А.Г.- заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - Терентьева Е.В. - и.о. начальника отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Филиппова В.А. - специалист-эксперт
отдела контроля монополистической
деятельности, недобросовестной конкуренции
и рекламы,
рассмотрев дело N 16 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем, ООО "Медиа Восток" ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе", выразившегося в размещении в газете "В каждый дом Сахалина" от 16.07.2010 N 29 (357) на стр. 39 рекламы медицинских услуг без предупреждения о возможных противопоказаниях,
в присутствии:
- главного редактора газеты "В каждый дом Сахалина" - представителя ООО "Медиа Восток" по доверенности от 07.10.2010 N 110,
- индивидуального предпринимателя,
в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,
- заявитель не явился, извещён надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Сахалинского УФАС России 20.07.2010 поступило заявление ООО "Сахалин Медиа Информ", в котором заявитель указал, что в газете "В каждый дом Сахалина" от 16.07.2010 N 29 (357) на стр. 39 размещена реклама медицинских услуг с нарушением требований ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе".
В результате проведённой проверки, отделом контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы установлено следующее.
На странице 39 вышеуказанной газеты, размещена реклама следующего содержания: "Кандидат медицинских наук, невролог, мануальный терапевт, специалист по прикладной кинезиологии. Диагностика и лечение любых болей, грыж диска, протрузий, головокружений, невритов, радикулитов, болей в суставах и мышцах. Далее адрес и номер телефона", без предупреждения о необходимости консультации специалиста либо иного предупреждения, указанного в ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе".
20.09.2010, Сахалинским УФАС России было возбуждено дело N 16 в отношении ИП и ООО "Медиа Восток" по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Данным определением дело было назначено к рассмотрению на 08.10.2010.
24.09.2010 в адрес Сахалинского УФАС России поступило ходатайство от ИП об отложении рассмотрения дела N 16, в связи с невозможностью его явки на заседание Комиссии по причине отсутствия на территории Сахалинской области до 12.10.2010.
В соответствии с первым абзацем пункта 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия решила отложить рассмотрение дела N 16. Назначить рассмотрение дела на 14.10.2010.
В своих письменных пояснениях (вх. N 4882 от 10.09.2010) ИП указал, что в газете "В каждый дом Сахалина" в начале рубрики "Всё для здоровья" присутствует предупреждение, соответствующее требованиям ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе". К тому же, по настоянию редакции газеты, в рекламный блок также была включена фраза "обязательна консультация специалиста". В такой форме реклама публиковалась всегда до выпуска газеты N 29 (357) от 16.07.2010, а также после него. По какой причине данный блок вышел именно в таком виде, ИП не знает, считает, что возможно произошла ошибка вёрстки.
На заседании Комиссии 14.10.2010, ИП подтвердил доводы, изложенные в письме, а также заявил, что заявлен в рекламном блоке как специалист и предупреждение о необходимости консультации специалиста в данном случае не требуется.
В своих письменных пояснениях (вх. N 4740 от 02.09.2010, N 5296 от 05.10.2010) ООО "Медиа Восток" указало, что основная информация в рекламном блоке о докторе, а та, что идёт ниже - это уточнение для потребителей. Также, для подобной рекламы была создана специальная рубрика "Всё для здоровья". В этой рубрике отдельной строкой, не менее 5 % площади, размещено, в соответствии с ФЗ "О рекламе", предупреждение о возможных противопоказаниях. Все макеты отслеживаются главным редактором газеты "В каждый дом Сахалина", которая принимает окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации. В данный момент нарушение устранено.
В доказательство об устранении нарушения ООО "Медиа Восток" представило выпуск газеты "В каждый дом Сахалина" от 30.07.2010 N 31 (359).
На заседании Комиссии 14.10.2010, представитель ООО "Медиа Восток" подтвердила доводы, указанные в письме, а также заявила, что практически во всех подобных блоках, размещённых рядом с рекламой ИП, присутствуют необходимые предупреждения. Возможная причина отсутствия предупреждения именно в этом блоке - технический сбой.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также объяснения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ "О рекламе".
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ч. 11 ст. 5 ФЗ "О рекламе" содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого постановлением правительства РФ от 22.01.2007 N 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем, содержащимся в приложении 1 к указанному Положению.
Указанным перечнем к медицинским услугам отнесены как услуги конкретных врачей по профилю деятельности, так и медицинские осмотры различных видов.
Кроме того, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 16.07.2001 N 268 "О введении в действие Отраслевого классификатора "Сложные и комплексные медицинские услуги", приём (осмотр, консультация) - производимые по определенному плану действия врача при возникновении у пациента потребности в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определенного заболевания, синдрома.
С учётом изложенного, реклама, содержащая сведения о приёме (осмотре, консультации) медицинских работников, либо перечисление наименований врачебных специальностей или услуг признаётся рекламой медицинских услуг, на которые распространяются требования ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе".
Вместе с тем, в рекламе ИП перечислены наименования врачебных специальностей (невролог, мануальный терапевт, специалист по прикладной кинезиологии, доктор остеопатии), а также услуги (диагностика и лечение любых болей, грыж диска, протрузий, головокружений, невритов, радикулитов, болей в суставах и мышцах).
Согласно ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе", реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В данной рекламе необходимое предупреждение отсутствует.
Ответственность за нарушение требования, установленного ч. 7 ст. 24, согласно ст. 38 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе", рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как установлено Комиссией, рекламодателем является (_), осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе", рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Учредителем газеты "В каждый дом Сахалина" является ООО "Медиа Восток".
Следовательно, рекламораспространителем в данном случае является ООО "Медиа Восток".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя, размещённую в газете "В каждый дом Сахалина" от 16.07.2010 N 29 (357) на стр. 39, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (опубликовано 22 октября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016