Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 22 октября 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 21.10.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 08.11.2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: - <_> - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - - <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- - <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 530-10-а по признакам нарушения Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Пермскому краю (Б. Гагарина, 80, г. Пермь, 614077), Конкурсной комиссией по проведению в Пермском крае конкурсов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре (ул. Куйбышева, 14, г. Пермь, 614006) ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
06.05.2010 г. (вх. 5500-10) в адрес Пермского УФАС России поступило заявление ИП Мастерова В.В. с жалобой на действия Конкурсной комиссии по проведению в Пермском крае конкурсов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре.
Заявитель полагает, что при проведении торгов с 14 августа 2009 г. по 05 ноября 2009 г. Управлением ГИБДД ГУВД по Пермскому краю, в частности, конкурсной комиссией, отдельным участникам торгов были созданы преимущественные условия деятельности, а также ИП Мастерову В.В. было незаконно отказано в участии в конкурсе, следовательно, нарушена ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Так, к участию в проверке транспортных средств были допущены ООО "Вайт моторс" и ИП Плотников С.В., заявки которых, согласно заключениям экспертной комиссии, не соответствовали предъявляемым требованиям.
При этом, как пояснил ИП Мастеров В.В., 16.09.2009 г. им в экспертную комиссию были представлены необходимые документы об устранении выявленных экспертной комиссией нарушений при проверке его базы согласно Акту от 11.09.2009 г.
Тем самым, указанные действия конкурсной комиссии по недопуску ИП Мастерова В.В. к участию в конкурсе, привели к нарушению прав и законных интересов ИП Мастерова В.В., тогда как ООО "Вайт моторс" и ИП Плотников С.В. допущены при представлении дополнительных материалов, свидетельствующих об устранении выявленных экспертной комиссией нарушений.
По мнению представителей ответчика - Управления ГИБДД ГУВД, заявка ИП Мастерова В.В. не отвечала требованиям конкурсной документации, экспертной комиссией при проверке базы данного участника, было выдано отрицательное экспертное заключение, следовательно, конкурсная комиссия правомерно не допустила ИП Мастерова В.В. к участию в конкурсе.
Кроме того, с учетом того, что несоответствия содержащиеся в заключении экспертной комиссии, в случае их устранения ИП Мастеровым В.В., требовали повторного выезда экспертной комиссии к месту размещения производственной базы, что не предусмотрено регламентом конкурса, решение экспертной комиссии было оставлено конкурсной комиссией без изменения.
ИП Мастеров В.В. не обращался в ГИБДД ГУВД, как к организатору конкурса с доказательствами устранения выявленных нарушении.
При проверке производственных баз ИП Плотникова С.В. и ООО "Вайт моторс" экспертной комиссией было установлено, что их производственные помещения и персонал, участвующий в проверке, обеспечивают проверку транспортных средств М1-М2 (легковые автомобили и автобусы полной массой не более 5т), N1 (грузовые автомобили массой не более 3,5т) и прицепы к ним, но не обеспечена проверка грузовых автомобилей полной массой более 3,5т и автобусов максимальной массой более 5т.
Таким образом, конкурсной комиссией было принято решение о допуске ИП Плотникова С.В. и ООО "Вайт моторс" к проверке транспортных средств категории М1-М2 и N1 с ограничением действия договора.
Представитель ООО "Вайт моторс", в свою очередь, пояснил, что нарушений ст. 17 в действиях конкурсной комиссии не усматривает и полагает, что они были правомерно допущены к участию в конкурсе.
Из письменных пояснений ИП Плотникова С.В. следует, что он был допущен к проверке транспортных средств на общих основаниях, без создания ему каких-либо преимущественных условий участия в конкурсе.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.07.1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Постановление N 880) Госавтоинспекция может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.
В соответствии с п. 18 "Положения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре", утвержденного Постановлением N 880, (далее - Положение о конкурсе) право заключения договора с органом управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации получают участники конкурса, добившиеся положительной оценки по всем основным показателям.
15.10.2008 г. Правительством Пермского края было принято Постановление N 513-п "О некоторых вопросах проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре" (далее - Постановление), которым утверждено Положение о проведении конкурсов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре в Пермском крае (далее - Положение о конкурсе), предусматривающее основные условия проведения конкурсов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в Пермском крае, функции, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к представляемым участниками документам, процедуре их рассмотрения и оформлению результатов конкурса.
Также, указанным Постановлением, образована комиссия по проведению конкурсов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 2.1. части 2 Положения о конкурсе решение о проведении конкурса, в том числе о сроках и месте его проведения, принимает Правительство Пермского края. Организатором конкурса выступает Управление ГИБДД ГУВД, в функции которого входит помещение объявления о проведении конкурса в средствах массовой информации с указанием целей, предмета и условий конкурса, порядка и критериев оценки представленных на конкурс заявлений, места, сроков, порядка и формы их представления, порядка и сроков объявления результатов конкурса, осуществление сбора заявлений на участие в конкурсе, принятие и регистрация представленных документов, подготовка предложений по составу конкурсной и экспертной комиссий.
Согласно Положению о конкурсе состав конкурсной комиссии утверждается распоряжением председателя Правительства Пермского края.
В соответствии с пунктом 1.2 части 1 Положения о комиссии, утвержденном распоряжением председателя Правительства Пермского края от 07.10.2008 г. N 153-рпп, конкурсная комиссия формируется из представителей исполнительных органов государственной власти Пермского края, Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Пермскому краю, иных заинтересованных организаций и учреждений. Пунктом 2.2 части 2 Положения о комиссии установлено, что сбор заявок на участие в конкурсе, прием и регистрацию представленных документов, размещение объявлений о конкурсе в средствах массовой информации осуществляет Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Пермскому краю в соответствии с Положением о проведении конкурса.
Общее руководство конкурсной комиссией и обеспечение выполнения возложенных на нее функций осуществляет председатель комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя комиссии. Организационно-техническую работу конкурсной комиссии осуществляет секретарь (пункт 3.1 части 3 Положения о комиссии).
Конкурсная комиссия, согласно пункту 6.2 части 6 Положения о конкурсе, проводит оценку документов на основании рассмотрения и обсуждения заключений экспертной комиссии.
19.11.2008 г. председателем комиссии по проведению конкурса на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре И.Н. Орловым было утверждено Положение об экспертной комиссии по проведению квалификационной оценке возможностей претендентов на право проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре (далее - Положение об экспертной комиссии).
Так, в соответствии с пунктом 1.3. части 1 Положения об экспертной комиссии ее основной задачей является обеспечение предварительного квалификационного отбора претендентов на участие в конкурсе, представивших в установленном порядке заявку и необходимые документы.
К участию в конкурсе допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, прошедшие предварительный квалификационный отбор. Целью квалификационного отбора является проверка финансовых, технических и производственных возможностей претендентов, представивших оформленную в установленном порядке заявку на участие в конкурсе.
В свою очередь, для осуществления предварительного квалификационного отбора формируется экспертная комиссия. Данная комиссия формируется в соответствии с предложениями государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства (главного управления, управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, проверка финансовых, технических и производственных возможностей претендентов, представивших оформленную в установленном порядке заявку на участие в конкурсе, осуществляется исключительно экспертной комиссией, сформированной в соответствии с Положением.
Экспертиза возможностей участников проводится в течение месяца (пункт 3.1. части 3).
Результаты работы экспертной комиссии оформляются в виде заключения и направляются для рассмотрения в конкурсную комиссию.
2. Так, в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов Управлением ГИБДД ГУВД по Пермскому краю с 14 августа 2009 г. по 05 ноября 2009 г. был проведен конкурс на право заключения договора по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в Пермском крае (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса было опубликовано в газете "Досье 02" от 14.08.2009 г. N 32, конкурсная документация размещена на сайте Министерства общественной безопасности Пермского края по адресу: http://www.mbkrai.perm.ru.
При анализе процедуры проведения данного конкурса, Пермским УФАС России было выявлено следующее.
Положением о конкурсе установлено, что претендент допускается к конкурсу в случае, если:
- производственно-техническая база для проведения проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, персонал, участвующий в этой проверке, соответствуют требованиям, определенным Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации;
- в составе персонала имеются не менее двух контролеров, подготовленных в соответствии с программами и порядком подготовки и переподготовки контролеров технического состояния транспортных средств, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Конкурсной документацией установлены условия допуска претендента к конкурсу:
- соответствие участника требованиям к участникам конкурса, установленным документацией;
- наличие всех документов, перечисленных в "перечне документов, подаваемых в составе заявки";
- соответствие представленных документов требованиям Конкурсной документации и прилагаемым формам;
- достоверность сведений, представленных Участником.
Документацией также установлены основные показатели оценки заявок:
- соответствие производственно-технической базы установленным требованиям;
- наличие квалифицированного персонала;
- соответствие экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также требованиям пожарной безопасности.
Согласно пункту 15 конкурсной документации экспертизу документов, представленных участником, и проверку производственно-технической базы на соответствие предъявляемым требованиям осуществляет экспертная комиссия в течении 30-и дней.
По результатам работы экспертная комиссия, как было отмечено ранее, составляет письменное заключение о соответствии участников и производственно-технической базы критериям, указанным в конкурсной документации, и представляет его в конкурсную комиссию.
Таким образом, для участия в конкурсе претендент должен не только представить необходимые документы, но и пройти предварительный квалификационный отбор, который осуществляется экспертной комиссией.
Именно экспертная комиссия определяет соответствие претендента требованиям конкурсной комиссии по финансовым, техническим и производственным показателям.
3. Конкурсная комиссия в течение 14-и календарных дней, с даты поступления заключения, рассматривает представленные экспертной комиссией заключения, а также представленные Участниками проекты договоров, и принимает решение.
В соответствии с п. 5 конкурсной документации конкурсная комиссия создается для рассмотрения и оценки Заявок на участие в конкурсе в соответствии с порядком и критериями, предусмотренными в данной Конкурсной документации.
При этом, использование иных критериев, помимо предусмотренных данной Конкурсной документации, не допускается.
Однако, из анализа конкурсной документации следует, что данный документ не содержит конкретных установленных требований к производственно-технической базе участников конкурса, критериев по которым данная база будет оцениваться.
Так в конкурсной документации, в качестве требования к участникам конкурса указано на соответствие производственно-технической базы требованиям нормативных документов и пожарной безопасности, экологическим и санитарно-эпидемиологическим требования.
Вместе с тем, не указано, а, следовательно, не ясно самим участникам конкурса, по каким критериям будет оцениваться их база и в соответствии с какими нормативными актами.
При этом, конкурсная документация содержит указания на представление участниками, в том числе, документа, подтверждающего право собственности или пользования производственным помещением, прилегающей территории и постройками, а также, документы, подтверждающие соответствие зданий, сооружений, внутренних помещений, прилегающей территории и построек экологическим.
Однако, данные документы не относятся к обязательным требованиям к участникам и относятся к перечню документов, дополнительно представляемых участниками для экспертной комиссии.
К основным документам относятся, согласно перечню документов, подаваемых в составе Заявки:
- заявка участника;
- анкета участника;
-копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации юридического лица с представлением оригиналов (в случае, если копии не заверены нотариусом); копия документа, подтверждающего право на индивидуальное предпринимательство;
- справка о постановке на учет в налоговом органе;
-копии документов, подтверждающих наличие квалифицированного персонала (удостоверения контролера технического состояния транспортных средств и водительского удостоверения контролера);
- сведения о наличии нормативной документации, регламентирующей проведение проверок проведения технического состояния транспортных средств;
- проект договора.
Согласно разъяснениям Управления ГИБДД ГУВД по Пермскому краю от 18.12.2008 г. на обращение ООО "ПермПромСервис" о даче разъяснений положений конкурсной документации, для участия в конкурсе (предварительном квалификационном отборе) необходимо представить документы указанные только в "перечне документов, подаваемых в составе Заявки". Представление документов, указанных в "Перечне документов, дополнительно представляемых Участниками для экспертной комиссии" является добровольным. Указанные документы могут быть представлены участниками после прохождения предварительного квалификационного отбора по запросу экспертной комиссии.
В соответствии с ч. 15 конкурсной документации, если заявка по существу не отвечает требованиям конкурсной документации, то она отклоняется как не отвечающая требованиям конкурсной документации.
Иных условий принятия комиссией окончательно решения по итогам конкурса в конкурсной документации не установлено - либо отклонить, либо допустить.
4. Необходимо отметить, что Требования к производственно-технической базе участников конкурса установлены Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 г. N 880, в частности МВД России и Минтрансом России 19 мая 1999 года (далее - Требования).
Так, требования к производственно-технической базе включают, требования к земельному участку, производственному помещению, сооружениям и оборудованию станции государственного технического осмотра Государственной инспекции (пункта технического осмотра ЮЛ и ИП Ю, участвующих в проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре), рабочему месту сотрудника Государственной инспекции, а также к персоналу, участвующему в проверке технического состояния транспортных средств.
Кроме того, в соответствии с п. 15 Положения конкурсе по результатам рассмотрения документов не допускаются к конкурсу претенденты:
а) сообщившие о себе ложные сведения;
б) не представившие необходимые документы;
в) не соответствующие требованиям конкурсной комиссии по финансовым, техническим или производственным показателям.
Оценка документов проводится членами конкурсной комиссии на основе рассмотрения и обсуждения заключений экспертной комиссии (п. 16 Положения).
Претендент допускается к конкурсу в случае, если:
производственно-техническая база для проведения проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, персонал, участвующий в этой проверке, соответствуют требованиям, определенным Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации;
в составе персонала имеются не менее двух контролеров, подготовленных в соответствии с программами и порядком подготовки и переподготовки контролеров технического состояния транспортных средств, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Право заключения договора с органом управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации получают участники конкурса, добившиеся положительной оценки по всем основным показателям.
5. В соответствии с информационной картой конкурс разделен на 8 лотов по территориальному признаку.
Для участия по лоту N 8 допускались участники для организации проверок технического состояния технических средств, имеющих пункты технического осмотра в Коми-Пермяцком автономном округе.
Так, по данному лоту заявился только ИП Мастеров В.В.
Как следует из материалов дела, а также, из пояснений представителей ответчика - Управления ГИБДД ГУВД по Пермскому краю и ИП Мастерова В.В., по факту проведения экспертной комиссией осмотра производственно-технической базы последнего, расположенной по адресу: г. Кудымкар, ул. Свердлова, 60, комиссией был составлен акт проверки от 11.09.2009 г.
Согласно заключению экспертной комиссии (выводам) по предварительной квалификационной оценке возможностей в отношении ИП Мастерова В.В., имеющихся в материалах дела, указанный участник НЕ ИМЕЕТ оснований для участия в конкурсе.
Конкурс по Лоту N 8 в соответствии с Протоколом от 05.11.2009 г. N 5 конкурсной кимиссией был признан несостоявшимся.
Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России полагает, что действия конкурсной комиссии, ее подход к участникам конкурса различен ввиду следующего.
Так, в конкурсе по Лоту N 2 участвовали ИП Плотников С.В. и еще 6 участников и ООО "Вайт моторс", наряду с 4-я участниками (по Лот N 7).
Согласно материалам дела, в отношении ИП Плотникова С.В. экспертной комиссией было вынесено заключение о том, что оснований для участия в конкурсе данный участник НЕ ИМЕЕТ. Окончательное решение вопроса о допуске к проверке АТС категории: М1, М2, N1, О1, С, G передать на рассмотрение конкурсной комиссии.
При принятии положительного решения целесообразно допустить к проверке с ограничением по сроку действия договора: "до начала срока подачи заявок на участие в ближайшем конкурсе".
Однако, у конкурсной комиссии имелись основания для вывода о несоответствии принадлежащей ИП Плотникову С.В. производственно-технической базы для проведения проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре основным Требованиям и для отказа в допуске к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.
Данное отрицательное экспертное заключение свидетельствует о том, что ИП Плотников С.В. не прошел квалификационный отбор, в связи с чем, не должен был быть допущен к участию в конкурсе.
Конкурсная комиссия была не вправе проигнорировать заключение экспертной комиссии, поскольку, исходя из пункта 16 Положения, оценка документов проводится членами конкурсной комиссии на основе рассмотрения и обсуждения заключений экспертной комиссии.
6. В отношении ООО "Вайт моторс" экспертной комиссией также была проведена проверка производственной базы по двум адресам: 1) Репина, 25; 2) Багратиона, 2.
По адресу: Репина, 25 экспертной комиссией сделан вывод о том, что оснований для участия в конкурсе претендент НЕ ИМЕЕТ.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что по данному адресу ООО "Вайт моторс" отказалось участвовать дальше в конкурсе.
По адресу: Багратиона, 2 экспертная комиссия в своем экспертном заключении указала - окончательное решение вопроса о допуске к проверке АТС категории: М1, М2, N1, О1, С, G передать на рассмотрение конкурсной комиссии.
Кроме того, также указано, что при принятии положительного решения целесообразно допустить к проверке с ограничением по сроку действия договора: "до начала срока подачи заявок на участие в ближайшем конкурсе".
В силу подпункта "в" пункта 15 Положения по результатам рассмотрения документов не допускаются к конкурсу претенденты, не соответствующие требованиям конкурсной комиссии по производственным показателям.
К производственным относятся показатели, характеризующие качество проводимых обществом проверок технического состояния транспортных средств, поскольку нарушение персоналом общества требований технологии проверки технического состояния транспортных средств, неполная проверка технического состояния транспортных средств характеризуют качество оказываемых обществом услуг, которые являются предметом конкурса.
Таким образом, ООО "Вайт моторс" по выводам экспертной комиссии не обеспечило проверку всех категорий транспортных средств, как было необходимо по условиям конкурса, указанное требование также не было достигнуто и ИП Плотниковым С.В.
При таких обстоятельствах конкурсная комиссия по определению исполнителей услуг по проведению проверки технического состояния транспортных средств при проведении государственного технического осмотра должна была отказать ООО "Вайт моторс" и ИП Плотникову С.В. в допуске к участию в конкурсе.
Из материалов дел, а также из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что ИП Плотников С.В. и ООО "Вайт моторс" были признаны участниками конкурса и допущены к участию в торгах, ввиду того, что данными участниками были представлены дополнительные документы после выявленных экспертной комиссией нарушений, свидетельствующие об устранении таких нарушений.
ИП Плотников С.В. и ООО "Вайт моторс" по заключению экспертной комиссии вообще НЕ ИМЕЛИ оснований для допуска к участию в конкурсе, однако согласно Протоколу от 05.11.2009 г. N 5 заявки ООО "Вайт моторс" и ИП Плотников С.В. соответствуют квалификационным требованиям.
Вместе с тем, конкурсной документацией не предусмотрено условие дополнительного представления (донесения) документов участниками конкурса после выявленных экспертной комиссией нарушений, что также не предусмотрено и действующим законодательством.
7. По имеющейся в материалах дела информации, недостатки, выявленные экспертной комиссией, ИП Мастеровым В.В. были устранены.
Так, данным участником конкурса 16 сентября 2009 г. в экспертную комиссию было представлено письмо с приложением соответствующих документов об устранении выявленных нарушений (недостатков) по Акту от 11 сентября 2009 г.
Кроме того, Пермским УФАС России был направлен соответствующий запрос от 27.09.2010 г. в адрес Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю на имя Ю.П. Шашина, так как из пояснений ИП Мастерова В.В. следует, что письмо с доказательствами устранения нарушений было представлено под роспись именно данному лицу - председателю экспертной комиссии.
На данный запрос поступил ответ от 11.10.2010 г. N 957 в котором было указано, что экспертная комиссия документы от участников конкурса не принимает и не рассматривает. Поэтому, информация, поступившая от ИП Мастерова В.В., была направлена в Министерство общественной безопасности по Пермскому краю.
Однако, в соответствии с Протоколом N 5 от 05 ноября 2009 г. заседания конкурсной комиссии по результатам конкурса ИП Мастеров В.В. признан не допущенным к участию в проверке (пункт 2 Протокола).
Данный Протокол также содержит сведения о том, что по итогам рассмотрения заявления от ИП Мастерова В.В. об устранении выявленных в ходе работы экспертной комиссии недостатков, конкурсная комиссия согласилась с отрицательным заключением экспертной комиссии.
В соответствии с п. 7.1 Положения о конкурсе право заключения договора с УГИБДД ГУВД получают участники конкурса, добившиеся положительной оценки по всем основным показателям.
Согласно п. 2.1. Положения о комиссии одной из основных задач конкурсной комиссии является создание для потенциальных участников равных условий конкуренции.
На основании вышеизложенного, действия конкурсной комиссии по отношению к участникам конкурса являются различными.
Вышеуказанные действия конкурсной комиссии противоречат требованиям антимонопольного законодательства, в частности, статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая, в том числе, устанавливает запрет на создание отдельным участникам конкурса преимущественных условий участия в конкурсе, а также, запрет на необоснованное ограничение допуска к участию в торгах, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, конкурсной комиссии необходимо было либо отклонить всех участников, по которым экспертной комиссией было вынесено отрицательное экспертное заключение, в том числе отклонить и тех, кто представил дополнительные документы, свидетельствующие об устранении выявленных нарушений (так как это не предусмотрено действующим законодательством), либо допустить всех.
8. Кроме того, Комиссией Пермского УФАС России выявлены несоответствия сведений, содержащихся в Протоколе заседания конкурсной комиссии от 05.11.2009 г. N 5 и в заключении экспертной комиссии в отношении пунктов технического осмотра ООО "Вайт моторс".
Так, согласно данным экспертного заключения экспертной комиссией была осмотрена база ООО "Вайт моторс", расположенная, в том числе по адресу: Багратиона, 2.
При этом, в Протоколе конкурсной комиссии от 05.11.2009 г. N 5 ООО "Вайт моторс" было признано как соответствующее квалификационным требованиям и допущено к участию в проверке технического состояния автотранспортных средств по адресу: г. Лысьва, Багратиона, 1.
Решение конкурсной комиссии принимается на основе выводов именно экспертной комиссии.
Согласно Протоколу N 5 от 05.11.2009 г. Конкурсной комиссией при вынесении решения было принято за основу заключение по предварительной квалификационной оценке возможностей претендентов на право проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, то есть экспертное заключение.
Следовательно, ООО "Вайт моторс" с учетом неверного указания адреса расположения производственной базы в Протоколе, а также с учетом того, что по другому адресу: Репина, 25 данный претендент НЕ ИМЕЛ оснований участия в конкурсе, ООО "Вайт моторс" не должен осуществлять соответствующую проверку автотранспортных средств, и быть допущеным к участию в конкурсе.
Более того, ввиду представления ООО Вайт моторс" и ИП Плотниковым С.В. дополнительных документов об устранении выявленных нарушений и признания данных хозяйствующих субъектов допущенными к участию в конкурсе, ИП Мастеров В.В., в свою очередь также представивший аналогичные доказательства, не должен считаться не допущенным к участию в конкурсе на проверку технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в Пермском крае.
Однако, с учетом проведенного анализа норм, регулирующих проведение конкурсов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выявление участников для проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, ИП Мастеров В.В., ввиду отрицательного экспертного заключения не может являться допущенным к участию в конкурсе, даже при представлении дополнительных документов об устранении нарушений, так как такое положение ни действующим законодательством, ни конкурсной документацией не установлено.
Как было отмечено ранее, в соответствии с ч. 15 конкурсной документации, если заявка по существу не отвечает требованиям конкурсной документации, то она отклоняется как не отвечающая требованиям конкурсной документации.
Иных условий принятия комиссией окончательно решения по итогам конкурса в конкурсной документации не установлено - либо отклонить, либо допустить.
При этом, за основу берутся данные экспертного заключения.
На основании чего, ИП Плотников С.В. и ООО "Вайт моторс" также получившие отрицательное экспертное заключение, и также представившие дополнительные документы об устранении выявленных экспертной комиссией нарушений, что не предусмотрено, должны были быть отклонены конкурсной комиссией, однако, данные участники были допущены к участию в проверке ТС согласно положениям Протокола от 05.11.2009 г. N 5.
При этом, конкурсная комиссия в протоколе от 12.03.2009 г. N 3 ни по одному из участников конкурса, указанных в пункте 2, 4, не указала детальные причины их исключения из участников конкурса со ссылками на нормы действующего законодательства и положения конкурсной документации, которым не соответствуют заявки участников.
Указанные действия конкурсной комиссии, по неуказанию в Протоколе от 05.11.2009 г. N 5 конкретных причин недопуска к участию в конкурсе, в том числе по ИП Мастерову В.В., противоречат принципам прозрачности и открытости проведения конкурсных процедур, а также затрагивают права и законные интересы участников конкурса, в частности, права и законные интересы ИП Мастерова В.В., который имеет право на обжалование результатов торгов.
9. По итогам проведения рассматриваемого конкурса ГИБДД ГУВД по Пермскому краю с ИП Плотниковым С.В. и с ООО "Вайт моторс" заключены договоры на участие в проверке транспортных средств.
При этом, договоры с ООО "Вайт моторс" и ИП Плотниковым С.В. были заключены на ограниченный срок - до 01.05.2010 г.
Однако, из пояснений сторон следует, что данные хозяйствующие субъекты и на сегодняшний день осуществляют проверку ТС, путем заключения с ГИБДД ГУВД по Пермскому краю дополнительного соглашения о продлении срока действия договора от 30.11.2009 г.
Вместе с тем, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена возможность заключения договора по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре в Пермском крае с ограничением срока действия, а также последующего продления данного договора.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем допуска к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Таким образом, действиями Конкурсной комиссии по проведению в Пермском крае конкурсов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, утвержденной Распоряжением председателя Правительства Пермского края от 07.10.2008 г. N 153-рпп, были нарушены требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся, в том числе, в создании для отдельных участников конкурса, в частности ООО "Вайт моторс" и ИП Плотникова С.В., преимущественных условий участия в конкурсе, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по проверке технического состояния транспортных средств в границах Пермского края.
При этом, в ходе рассмотрения дела также установлено, что в действиях Управления ГИБДД ГУВД по Пермскому краю отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать нарушения Конкурсной комиссией по проведению в Пермском крае конкурсов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, созданной Распоряжением председателя Правительства Пермского края от 07.10.2008 г. N 153-рпп, части 1 статьи 17 Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся, в том числе в создании для отдельных участников конкурса, в частности ООО "Вайт моторс" и ИП Плотникова С.В., преимущественных условий участия в конкурсе, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по проверке технического состояния транспортных средств.
2. На основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" дело N 530-10-а в отношении Управления ГИБДД ГУВД по Пермскому краю производством прекратить, ввиду отсутствия в рассматриваемых комиссией действиях данного органа состава нарушения.
3. Выдать Конкурсной комиссии по проведению в Пермском крае конкурсов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре рекомендацию.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 22 октября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016