Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 26 октября 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 11.10.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 25.10.2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: -. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
-. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- _ - специалист первого разряда отдела контроля финансовых рынков.
рассмотрев дело N 411-10-а по признакам нарушения Комитетом ЗАГС Пермского края (ул. Советская, 53, г. Пермь, 614045), Администрацией г. Перми (ул. Ленина, 23, г. Пермь, 614000), Администрацией Ленинского района г. Перми (ул. Кирова, 57,58,80, г. Пермь, 614000), Администрацией Мотовилихинского района г. Перми (ул. Уральская, 36, г. Пермь, 614104), Администрацией Свердловского района г. Перми (ул. Сибрская, 58, г. Пермь, 614990), Администацией Дзержинского района г. Перми (ул. Ленина, 85, г. Пермь, 614990), Администрацией Кировского района г. Перми (ул. Кировоградская, 33, г. Пермь, 614113), Администрацией Индустриального района г. Перми (ул. Мира, 15, г. Пермь, 614990), Администрацией Орджоникидзевского района г. Перми (ул. Щербакова, 24,а, г. Пермь, 614026), ООО "Ньютон" (ул. Куйбышева, 2, г. Пермь, 614045) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ходе рассмотрения заявления ООО "СВАДЬБА Пермь" (вх. 3974-10 от 08.04.2010 г.) были исследованы документы и информация, касающиеся действий органов ЗАГС г. Перми по факту отказа распространения журнала для молодоженов "СВАДЬБА" в районных отделах ЗАГС.
Как пояснили представители заявителя 19.03.2010 г. они обратились в Комитет ЗАГС Пермского края с просьбой разрешить присутствие журнала "СВАДЬБА" в отделах ЗАГС г.Перми по адресам:
- отдел ЗАГС Индустриального района: г. Пермь, ул. Мира, 15;
- отдел ЗАГС Дзержинского района: г. Пермь, ул. Ленина, 98;
- отдел ЗАГС Кировского района: г. Пермь, ул. Кировоградская, 31 / Ласьвинская, 4;
- отдел ЗАГС Ленинского района: г. Пермь, ул. Кирова, 57;
- отдел ЗАГС Мотовилихинского района: г. Пермь, ул. Уральская, 111;
- отдел ЗАГС Орджоникдзевского района: г. Пермь, ул. Пулковская, 7;
- отдел ЗАГС Свердловского района: г. Пермь, Комсомольский проспект, 69;
При этом, на момент направления заявления в Пермское УФАС России ответа на указанное письмо от Комитета ЗАГС Пермского края не поступило.
Кроме того, представители ООО "СВАДЬБА Пермь" пояснили, что при многочисленных разговорах с председателем Комитета ЗАГС Пермского края и с начальником сектора по взаимодействия с органами ЗАГС г. Перми им дали понять, что в отделах ЗАГС г. Перми может находиться только журнал "Свадебный марш" (Издательство "Ньютон") на условиях, прописанных в договорах, заключенных между издателем и администрациями районов г. Перми.
Представитель Комитета ЗАГС Пермского края, в свою очередь, пояснил, что при обращении ООО "СВАДЬБА Пермь", данному хозяйствующему субъекту был дан ответ, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют переданные им полномочия.
Рассмотрение вопроса о присутствии журнала "Свадьба" в отделах ЗАГС г. Перми в компетенцию Комитета ЗАГС не входит.
Кроме того, обращение ООО "СВАДЬБА Пермь", по мнению представителя Комитета ЗАГС Пермского края, касалось бесплатного распространения журнала "СВАДЬБА" для граждан в отделах ЗАГС г. Перми, в том числе, путем установления в помещениях отделов ЗАГС г. Перми журнальных стоек.
При этом, предложение о заключении договора на более выгодных, по сравнению с ООО "Ньютон", условиях на совместное издание журнала от ООО "СВАДЬБА Пермь" не поступало.
Представитель Комитета ЗАГС Пермского края также пояснил, что Комитет рекомендовал обратиться к органу местного самоуправления, полномочному решать вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
Одним из направлений деятельности Комитета ЗАГС Пермского края является разъяснительная работа по вопросам семейного законодательства среди населения края.
Так, в целях публикаций нормативных актов семейного законодательства, разъяснений их содержания, также статьей о работе отделов ЗАГС г. Перми в марте 2005 г. Комитет ЗАГС Пермского края по итогам конкурса заключил договор N 2619 ОФ с ООО "Ньютон" о совместном издании журналов.
Исполнение договора не предусматривает затраты бюджетных средств.
Данный договор заключен не в рамках Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части обязательного проведения конкурса и заключения договора на определенный срок.
Таким образом, Комитетом ЗАГС Пермского края не была ограничена конкуренция, выразившаяся в отказе распространения журнала "Свадьба Пермь" в районных отделах ЗАГС г. Перми.
Кроме того, ООО "Ньютон" и ООО "СВАДЬБА Пермь" действуют на различных товарных рынка, ввиду чего между ними отсутствует конкуренция.
Журнал "Свадьба Пермь" является периодическим печатным изданием рекламного характера, а журнал "Свадебный марш" и "Ваш малыш" являются периодическими печатными изданиями не специализирующимися на сообщениях рекламного характера и рассчитаны на лиц, вступающих в брак или ставших родителями, независимо от уровня дохода.
Основная задача журналов "Свадебный марш" и "Ваш малыш" привить своим читателям истинные семейные ценности, а также помочь разобраться в семейном законодательстве.
Ежегодная пролонгация договора от 30.03.2005 г., заключенного с ООО "Ньютон", не свидетельствует об ограничении допуска ООО "СВАДЬБА Пермь" на рынок информационных печатных услуг для распространения журнала "СВАДЬБА" в районных отделах ЗАГС.
Представители районных администраций, в частности представитель администрации Ленинского района, в свою очередь, пояснил, что 01.04.2002 г. между ними и ООО "Ньютон" был заключен договор N 84-3/2002, предметом которого являлись действия сторон направленные на разъяснение семейного законодательства, путем выпуска печатного издания "Справочник свадебных торжеств". Данный договор был расторгнут 01.04.2005 г.
В мае 2010 г. ООО "СВАДЬБА Пермь" обращалось в отдел ЗАГС Ленинского района за разрешением бесплатного распространения журнала "СВАДЬБА" в помещениях отдела ЗАГС. На указанное обращение был подготовлен ответ, в котором было разъяснено, что отдел не занимается распространением печатной продукции и не уполномочен давать подобные разрешения.
Журнал "Свадебный марш" был разложен в фойе помещений ЗАГС Ленинского района для посетителей. К его распространению сотрудники отдела ЗАГС отношения не имеют.
При этом, ООО "СВАДЬБА Пермь" не осуществляло действий, направленных на распространение журнала "СВАДЬБА" в помещениях отдела ЗАГС.
Согласно письменным пояснениям, представленным администрациями Мотовилихинского района г. Перми, Орджоникидзевского района г. Перми и администрацией Кировского района г. Перми, ООО "СВАДЬБА Пермь" не обращалось в их адрес с инициативой о заключении договоров иных соглашений о распространении справочно-информационной литературы.
При обращении ООО "СВАДЬБА Пермь" в администрацию Индустриального района, как пояснил представитель, данному хозяйствующему субъекту был дан ответ о том, что администрация Индустриального района (отдел ЗАГС является структурным подразделением администрации район) не имеет возможности предоставить преимущественное право каким-либо организациям, независимо от форм собственности, при осуществлении коммерческой деятельности.
Представитель Свердловской администрации, в свою очередь, пояснил, что действующими актами не предусмотрены полномочия органов ЗАГС по обеспечению функций распространения печатной продукции любой направленности, администрация района не наделен функциями по распространению журналов и иных печатных зданий.
Отдел ЗАГС Свердловского района не взаимодействует ни с одним печатным изданием.
В мае 2010 г. ООО "СВАДЬБА Пермь" обратилось с заявлением в администрацию Свердловского района г. Перми, при ответе на которое администрация пояснила, что распространение печатной продукции не входит в обязанности сотрудников отдела ЗАГС.
Аналогичный ответ был дан ООО "СВАДЬБА Пермь" администрацией Дзержинского района г. Перми.
Представитель ООО Ньютон" пояснил, что в их действиях и Комитета ЗАГС Пермского края нарушений антимонопольного законодательства, в том числе ст. 16 закона о защите конкуренции, нет. Районные администрации также действовали правомерно при отказе ООО "СВАДЬБА Пермь" по распространению журнала в отделах ЗАГС г. Перми и не препятствовали осуществлению деятельности ООО "СВАДЬБА Пермь".
Кроме того, отметил представитель ООО "Ньютон", ООО "СВАДЬБА Пермь" и ООО "Ньютон" действуют на различных товарных рынках и конкуренции между ними быть не может.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 24.07.2006 г. N15-п "Об утверждении Положения о Комитете записи актов гражданского состояния Пермского края" (далее - Положение) Комитет обладает правами юридического лица, основной целью которого является реализация полномочий РФ на государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории края.
Основными задачами Комитета являются, в том числе:
- контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных им полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;
- организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Пермского края;
- обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Пермского края в строгом соответствии с действующим законодательством в целях защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также интересов государства;
- оказание органам местного самоуправления необходимой консультационной помощи в осуществлении функций по государственной регистрации актов гражданского состояния;
- обеспечение статистического наблюдения за государственной регистрацией актов о заключении и расторжении брака на территории Пермского края;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, регистрирующих акты гражданского состояния.
Комитет в пределах своей компетенции:
- осуществляет контроль за надлежащим осуществлением органами местного самоуправления переданных им полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния:
- проводит проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению ими полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;
- проводит разъяснительную работу по вопросам семейного законодательства среди населения;
- способствует созданию условий для торжественной регистрации браков и рождений, обеспечению четкой организации и высокой культуры в работе органов записи актов гражданского состояния Пермского края;
- ведет статистическое наблюдение за государственной регистрацией актов гражданского состояния на территории Пермского края, представляет в установленном порядке сведения в органы государственной статистики;
- запрашивает в установленном порядке от органов местного самоуправления, а также других учреждений сведения, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
- заключает договоры и соглашения по вопросам деятельности Комитета;
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 08.06.2010 N 312-п)
- реализует функции главного распорядителя средств (администратора расходов краевого бюджета), зачисленных в бюджет Пермского края для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния (за счет средств федерального бюджета), контроль за их расходованием и иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
(п. 3.25 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 08.06.2010 N 312-п)
Таким образом, в полномочия Комитета входит проведение разъяснительной работы по вопросам семейного законодательства среди населения, создание условий для торжественной регистрации бракосочетания, высокой культуры работы органов ЗАГС Пермского края.
2. Законом Пермского края от 12.03.2007 г. N 18-ПК "О наделении органов местного самоуправления Пермского края полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния" (далее - Закон ПК о наделении полномочиями) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, указанными в пункте 1 статьи 10 настоящего Закона: рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти.
Согласно ст. 5 Закона ПК о наделении полномочиями органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют переданные им полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, указанных в Реестре, организуют деятельность по регистрации актов гражданского состояния в соответствующих муниципальных образованиях в пределах выделенных субвенций.
Органы местного самоуправления создают надлежащие условия для проведения государственной регистрации актов гражданского состояния, хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг).
3. Постановлением Администрации г. Перми от 10.10.2008 г. N 994 "Об утверждении Положения о секторе по взаимодействию с органами ЗАГС Администрации г. Перми" утверждено "Положение о секторе по взаимодействию с органами ЗАГС администрации города Перми" (далее - Положение), согласно которому основными задачами сектора являются:
- координация деятельности отделов ЗАГС территориальных органов администрации города Перми по регистрации актов гражданского состояния и созданию надлежащих условий для проведения государственной регистрации актов гражданского состояния, хранения книг актовых записей о государственной регистрации актов гражданского состояния.
- взаимодействие с комитетом ЗАГС Пермского края.
Сектор подотчетен главе администрации города Перми и находится в оперативном подчинении руководителя аппарата администрации города Перми.
Сектор осуществляет следующие функции:
- организует деятельность отделов ЗАГС территориальных органов администрации города Перми по осуществлению государственной регистрации актов гражданского состояния в городе Перми в соответствии с Законом Пермского края в пределах выделенных субвенций;
- рассматривает обращения граждан по вопросам организации регистрации актов гражданского состояния на территории муниципального образования город Пермь;
На запрос Пермского УФАС России о предоставлении информации по вопросу распространения в районных отделах ЗАГС г. Перми свадебных журналов, был получен ответ об отсутствии подобной информации (исх. NИ-01-42-2033 от 13.05.2010 г.).
Вместе с тем, в силу Положения, сектор по взаимодействию с органами ЗАГС Администрации г. Перми координирует работу отделов ЗАГС, взаимодействует с Комитетом ЗАГС Пермского края и пр.
Согласно Постановлению Администрации г. Перми от 01.06.2010 г. N228 "Об органах записи актов гражданского состояния на территории муниципального образования город Пермь" (далее - Постановление N228), отдел записи актов гражданского состояния территориального органа администрации г. Перми является структурным подразделением территориального органа администрации г. Перми.
Отдел находится в непосредственном подчинении руководителя территориального органа администрации г. Перми и оперативном подчинении начальника сектора по взаимодействию с органами ЗАГС администрации г. Перми.
Согласно Постановлению N228 отдел ЗАГС г. Перми:
- производит государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти;
- вносит исправления, изменения в записи актов гражданского состояния в установленном порядке;
- восстанавливает и аннулирует записи актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством;
- выдает повторные свидетельства и справки о государственной регистрации актов гражданского состояния;
- обеспечивает торжественную обстановку при регистрации заключения брака при согласии на это лиц, вступающих в брак;
- осуществляет правовую пропаганду действующего законодательства об актах гражданского состояния, изучение и обобщение опыта работы при государственной регистрации актов гражданского состояния.
Отдел имеет право:
- запрашивать и получать документы и информацию, связанные с выполнением возложенных на отдел задач;
- принимать участие в организации и проведении совещаний, семинаров по вопросам регистрации актов гражданского состояния;
- подготавливать и вносить предложения руководителю территориального органа администрации города Перми по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
4. В 2005 г. Комитетом ЗАГС Пермского края был проведен закрытый конкурс на право заключить контракт по оказанию помощи Комитету ЗАГС Пермской области и всей системе органов ЗАГС Пермской области в осуществлении функции пропаганды семейных ценностей и разъяснения семейного законодательства среди населения и совместному выпуску специализированного журнала для молодоженов (далее - Конкурс).
Согласно Протоколу N1 Конкурса от 18.03.2005 г. в конкурсе приняло участие 7 участников размещения заказов. Победителем конкурса признано издательство ООО "Ньютон".
Также в соответствии с данным Протоколом конкурс проводился в соответствии с Федеральным законом от 06.05.1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее - Закон N 97-ФЗ).
При этом, в соответствии со ст. 22 Закона N 97-ФЗ организатор конкурса по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти вправе проводить закрытые конкурсы в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если:
предметом государственного контракта являются поставки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации;
технически сложные товары (работы, услуги) производятся ограниченным числом поставщиков (исполнителей).
Кроме того, при проведении закрытого конкурса приглашение принять участие в закрытом конкурсе направляется каждому поставщику (исполнителю).
Извещение о проведении закрытого конкурса в средствах массовой информации не публикуется.
К проведению закрытых конкурсов применяются положения главы II настоящего Федерального закона, регулирующие порядок проведения открытого конкурса, если настоящей статьей не предусмотрено иное.
Пропаганда семейных ценностей, разъяснения семейного законодательства среди населения и совместный выпуск специализированного журнала для молодоженов как предмет закрытого конкурса не подпадают под нормы данной статьи Закона, следовательно, проведение Комитетом ЗАГС Пермского края закрытого конкурса, с учетом также того, что предложения на участие в данном конкурсе были высланы только семи хозяйствующим субъектам, является неправомерным.
Из протокола конкурсной комиссии также не следует, что в оплату государственного контракта предусмотрены денежные средства Пермского края.
Действующий на момент проведения данного конкурса и заключения данного договора Закон N 97-ФЗ и Указ Президента РФ от 08.04.1997 г. N305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" предполагали, что государственные нужды - потребности Российской Федерации в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.
При этом, Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденное Указом Президента РФ N304 устанавливает, что положение определяет порядок размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд, осуществляемого государственными заказчиками за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов РФ, в том числе путем проведения торгов (конкурса).
Таким образом, государственные нужды субъекта РФ подразумевают совокупность двух условий: наличие государственной потребности и оплата данной потребности из средств соответствующего бюджета.
Однако, представленные документы не свидетельствуют о соблюдении Комитетом ЗАГС Пермской области данных условий.
5. Согласно Договору N2619 ОФ (далее - договор) совместного издания журнала от 30.03.2005 г., заключенного между ООО "Ньютон" и Комитетом ЗАГС Пермской области (далее - Комитет), указанные стороны договора совместно выпускают журналы-справочники для молодоженов "Свадебный марш" и для родителей "Ваш малыш".
Срок действия договора составляет 1 год, но с условием ежегодной пролонгации.
В соответствии с п. 1.2 договора Комитет через районные и городские отделы ЗАГС организует выдачу данных журналов лицам, подающим заявления на регистрацию брака и получающим свидетельства при регистрации рождения ребенка.
Согласно возложенным на ООО "Ньютон" обязанностям, не менее 10% объема журнала "Свадебный марш" предоставляется Комитету для публикаций выдержек из Семейного законодательства РФ и обращений Председателя Комитета ЗАГС с целью проведения разъяснительной работы по вопросам семейного законодательства среди населения, а также не менее 5% объема журнала "Ваш малыш".
ООО "Ньютон" обязан организовывать доставку тиражей журналов в отделы ЗАГС.
Комитет в свою очередь обязуется организовывать выдачу журналов лицам, подающим заявления на регистрацию брака и получающим свидетельства при регистрации рождения ребенка через отделы ЗАГС Пермского края.
Кроме того, Комитет обязан ежеквартально выдавать ООО "Ньютон" официальную справку о количестве поданных заявлений на регистрацию брака, о количестве рожденных детей и количестве выданных журналов.
Таким образом, согласно условиям договора ООО "Ньютон" в приоритетном порядке получает от Комитета ЗАГС Пермского края информацию, касающуюся деятельности органов ЗАГС Пермского края, то есть только данный хозяйствующий субъект получает от указанного органа власти доступ к информации о количестве поданных заявлений на регистрацию брака, о количестве рожденных детей.
6. Как следует из письменных пояснений представителя Комитета ЗАГС Пермского края, ввиду заключения договора с ООО "Ньютон", реализуется функция Комитета по пропаганде семейного законодательства среди населения.
Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России полагает, что для реализации возложенной на Комитет ЗАГС Пермского края обязанности по разъяснению семейного законодательства, информация, касающаяся семейного законодательства, должна быть доступна для всего населения Пермского края, а не только для тех, кто вступает в брак и для родителей.
Из пояснений представителя ЗАГС Пермского края следует, что иным способом, кроме как в рамках заключенного с ООО "Ньютон" договора, разъяснительная работа по пропаганде семейного законодательства для населения данным органом не ведется, поскольку основная задача журнала "Свадебный марш" - помочь разобраться в семейном законодательстве молодоженам и родителям.
Комиссией Пермского УФАС России установлено, что выдержки из семейного законодательства в журнале "Свадебный марш" (выпуск Весна-Лето N 9, Осень 2010 N 10) занимают примерно всего от 3 до 5 страниц, при этом, статьи Семейного кодекса РФ предложены в указанных выпусках журнала в редакции, которая недействует с 01.09.2008 г., ввиду принятия Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве".
Остальная часть информационного материала носит исключительно рекламный характер.
При этом, разъяснение семейного законодательства Российской Федерации предполагает толкование материала, а не копирование норм, содержащихся в Семейном кодексе РФ.
Таким образом, до молодоженов доводится неактуальная информация о нормах федерального семейного законодательства, что может повлиять на введение будущих супругов в заблуждение, в то же время данная информация не является разъяснением семейного законодательства.
Следовательно, основная цель журнала "Свадебный марш" - реклама, что подтверждается, имеющимся в материалах данного дела Свидетельством о регистрации средства массовой информации (журнала "Свадебный марш") в Управлении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Приволжскому федеральному округу от 16.04.2007 г. ПИ N ФС 18-3309, в котором данный журнал предполагает информационную, рекламную специализацию, реклама более 40%.
7. Материалами дела подтвержден факт распространения журналов "Свадебный марш" и "Ваш малыш" в районных отделах ЗАГС Пермского края, в частности г. Перми.
Так, ООО "Ньютон" в материалы настоящего дела представлен перечень отделов ЗАГС уже Пермского края, в которых распространялись журналы "Свадебный марш" и "Ваш малыш" с апреля 2005 г. по сентябрь 2010 г., в частности это:
- Отдел ЗАГС администрации Александровского муниципального района;
- Отдел ЗАГС администрации г. Березники;
- Отдел ЗАГС администрации г. Кунгура;
- Отдел ЗАГС администрации г. Соликамска;
- Отдел ЗАГС администрации Дзержинского района г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации ЗАТО Звездный;
- Отдел ЗАГС администрации Индустриального района г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Кировского района г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Красновишерского муниципального района;
- Отдел ЗАГС администрации Кунгурского муниципального района;
- Отдел ЗАГС администрации Ленинского района г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Мотовилихинского района г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Орджоникидзевского района г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации поселка Новые Ляды г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Пермского муниципального района;
- Отдел ЗАГС администрации Свердловского района г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Соликамского муниципального района г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Усольского муниципального района г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Чайковского муниципального района г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Чердынского муниципального района г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Губахинского муниципального район г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Добрянского муниципального района г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Кизеловского муниципального района г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Сивинского муниципального район г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Краснокамского муниципального района г. Перми;
- Отдел ЗАГС администрации Чердынского муниципального района г. Перми.
Таким образом, Комитетом ЗАГС Пермского края определено место распространения журналов - отделы ЗАГС Пермского края, а также право одному хозяйствующему субъекту - ООО "Ньютон" на распространение своего периодического издания.
19.03.2010 г. ООО "СВАДЬБА Пермь" письменно (исх. N2-03/2010) обратилось к председателю Комитета ЗАГС Пермского края о разрешении присутствия журнала "СВАДЬБА" в отделах ЗАГС г. Перми.
В ответ было получено письмо от 30.04.2010 г. N СЭД-42-01-36-152 "Об отказе" в котором указано, что на основании Закона Пермского края от 12.03.2007 г. N18-пк "О наделении органов местного самоуправления Пермского края полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния", органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют переданные им полномочия.
Данный вопрос о присутствии журнала "СВАДЬБА" в отделах ЗАГС г. Перми в компетенцию Комитета ЗАГС не входит.
Вместе с тем, к заявлению ООО "СВАДЬБА Пермь" приложили обложку журнала "Свадебный Марш", издаваемого ООО "Ньютон" за март 2010 г., на которой указано, что журнал выпускается совместно с Комитетом ЗАГС Пермского края.
Заявителем в Пермское УФАС России представлены также копии ответов руководителей отделов ЗАГС г. Перми об отказе в бесплатном распространении журнала "Свадьба", поскольку распространение продукции рекламного характера не входит в обязанность сотрудников отдела ЗАГС.
При этом, в ответах указано, что журнал-справочник для молодоженов "Свадебный марш" издательства ООО "Ньютон" выпускается совместно с Комитетом ЗАГС Пермского края, "нашей вышестоящей организацией" на основании договора. В журнале публикуются материалы по вопросам семейного законодательства, печатаются статьи сотрудников Комитета ЗАГС и информация о работе отделов ЗАГС (исх. N16-01-11-24-31 от 26.05.2010 г. Отдела ЗАГС Администрации Свердловского района г. Перми).
Отдел ЗАГС Администрации Ленинского района в ответе N 14-03-06/329 от 24.05.2010 г. указал, что специалисты отдела ЗАГС выполняют государственную функцию по государственной регистрации актов гражданского состояния и распространение рекламных журналов не входит в должностные обязанности работников отдела ЗАГС.
Аналогичный ответ был получен из отдела ЗАГС Администрации Дзержинского района г. Перми (исх. N 16-03-05/668 от 19.05.2010 г.).
Отдел ЗАГС Администрации Индустриального района в ответе N 14-01-10-368 от 26.05.2010 г. указал, что не имеет права предоставить преимущественное право каким-либо организациям, независимо от форм собственности, при осуществлении коммерческой деятельности, в связи с чем не считает целесообразным вступать в договорные отношения в данной организацией на предмет распространения журналов рекламного характера.
ООО "СВАДЬБА Пермь", при обращении в районные отдела ЗАГС г. Перми, намеревалось лишь официально получить разрешение у "уполномоченных", как следует из ответа Комитета ЗАГС Пермского края, "органов" присутствия в помещениях районных отделов ЗАГС журнала "СВАДЬБА", что подтверждается письмом, направленном в непосредственно в Комитет ЗАГС Пермского края.
Из полномочий Комитете ЗАГС Пермского края и районных отделов ЗАГС г. Перми следует, что данные структуры взаимодействуют между собой. Комитет ЗАГС Пермского края контролирует работу отделов ЗАГС г. Перми, оказывает консультационную помощь, касающуюся осуществления последними своих функций.
Отделы ЗАГС г. Перми, в свою очередь, имеют право запрашивать у Комитета ЗАГС Пермского края необходимую информацию и документы, связанные с выполнением возложенных на них задач.
В полномочия Комитета ЗАГС Пермского края входит проведение разъяснительной работы по вопросам семейного законодательства среди населения, и в полномочия районных отделов ЗАГС г. Перми входит осуществление правовой пропаганды действующего законодательства об актах гражданского состояния.
Однако, из ответов районных администраций и Комитета ЗАГС Пермского края на обращение ООО "СВАДЬБА Пермь" следует, что ни те не другие не полномочны решать вопрос присутствия журнала "СВАДЬБА" в районных отделах ЗАГС г. Перми.
Вместе с тем, указанные структуры, не указали ООО "СВАДЬБА Пермь" и не разъяснили рамках какого правового порядка возможно присутствие журнала "СВАДЬБА" в районных отделах ЗАГС г. Перми, наряду с журналом "Свадебный марш", который распространяется в районных отделах ЗАГС г. Перми.
Кроме того, ответы районных отделов ЗАГС г. Перми и Комитета ЗАГС Пермского края данные ООО "СВАДЬБА Пермь", исключают возможность присутствия, в том числе распространения, журнала "СВАДЬБА" наряду с журналом "Свадебный марш" и содержат категоричный отказ, что свидетельствует о
договоренности между данными структурами - ограничить доступ ООО "СВАДЬБА Пермь" присутствовать в районных отделах ЗАГС г. Перми журнала "СВАДЬБА", путем немотивированного отказа.
8. Необходимо также отметить, что довод представителей ООО "Ньютон" и Комитета ЗАГС Пермского края о том, что данная организация и ООО "СВАДЬБА Пермь" действуют на различных товарных рынках, ввиду того, что журнал "СВАДЬБА" является информационно-печатным изданием рекламного характера, а журнал "Свадебный марш" не специализируется на сообщениях рекламного характера (что опровергается имеющимися в деле доказательствами) и соответствует требованиям ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", которая указывает на то, что объем рекламы не должен превышать 40% объема одного номера, является несостоятельным ввиду того, что обе организации осуществляют свою деятельность на рынке издания журналов и периодических публикаций, в частности журналов для молодоженов.
Проведя в 2005 г. конкурс по оказанию помощи Комитету ЗАГС Пермской области и всей системе органов ЗАГС Пермской области в осуществлении функции пропаганды семейных ценностей и разъяснения семейного законодательства среди населения и совместному выпуску специализированного журнала для молодоженов, и заключив по итогам его договор с ООО "Ньютон", по условиям которого Комитет ЗАГС Пермского края обязуется организовать выдачу Журналов лицам, подающим заявления на регистрацию брака и получающим свидетельства при регистрации рождения ребенка через отделы ЗАГС Пермского края, Комитетом ЗАГС Пермского края были определены границы товарного рынка - отделы ЗАГС Пермского края и потребителя товара - молодожены и лица, получающим свидетельства при регистрации рождения ребенка.
Из положений Устава ООО "Ньютон" следует, что общество образовалось в 1996 г. под названием ООО "Рекламная группа "О", в 2000 г. переименовано в ООО "Ньютон".
ООО "СВАДЬБА Пермь" было образовано в феврале 2010 г.
В соответствии с положениями ч. 2 Устава ООО "СВАДЬБА Пермь", данный хозяйствующий субъект осуществляет, в том числе, издательскую деятельность.
Устав ООО "Ньютон" также содержит указания на осуществление данным юридическим лицом деятельности по изданию журналов и периодических публикаций (п. 2.4. Устава).
Таким образом, данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами на рынке по изданию журналов и иных периодических публикаций на территории Пермского края.
9. Необходимо отметить, что ООО "СВАДЬБА Пермь" обращались не во все районные администрации г. Перми с просьбой распространения журнала "СВАДЬБА", в частности данная организация не обращалась в адрес Администрации Кировского района г. Перми, Администрации Оржоникидзевского района г. Перми, Администрации Мотовилихинского района г. Перми.
В адрес Администрации г. Перми, как следует из материалов дела, ООО "СВАДЬБА Пермь" также не обращалась.
При этом, из пояснений представителей районных администраций, а также ООО "Ньютон" следует, что на сегодняшний день журнал "Свадебный марш" и "Ваш малыш", которые совместно издавались Комитетом ЗАГС Пермского края и ООО "Ньютон" по итогам заключенного 30.03.2005 г. договора совместного издания журнала, в районных отделах ЗАГС Пермского края не распространяются.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства расторжения договора N2619 ОФ совместного издания журнала от 30.03.2005 г., заключенного между ООО "Ньютон" и Комитетом ЗАГС Пермской области, а также, доказательства прекращения распространения издаваемых ООО "Ньютон" журналов в районных отделах ЗАГС Пермского края.
Таким образом, факт нарушения антимонопольного законодательства, ст. 16 Закона о защите конкуренции Комитетом ЗАГС Пермского края, районными администрациями и ООО "Ньютон" имел место на момент возбуждения настоящего дела.
10. В материалы данного дела Комитетом ЗАГС Пермского края были представлены письменные пояснения, из которых следует, что 17 сентября 2010 г. Комитетом ЗАГС Пермского края на официальном сайте goszakaz.perm.ru был размещен заказ "Оказание услуг по публикации разъяснений семейного законодательства" путем запроса котировок.
По окончании срока подачи котировочных заявок (18-00 ч. 29.09.2010 г.) составлен Протокол N 9567494 рассмотрения и оценки котировочных заявок, согласно которому единственная заявка поступила от ООО "Издательство "НьюТОН"
Данной организации, являющейся победителем, направлен проект контракта.
Согласно п. 3 ст. 45 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок вправе направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.
В соответствии с п. 6 ст. 46 Закона N 94-ФЗ в случае, если после дня окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, заказчик, уполномоченный орган продлевают срок подачи котировочных заявок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи котировочных заявок размещают на официальном сайте извещение о продлении срока подачи таких заявок.
При этом заказчик, уполномоченный орган обязаны направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Как следует из письменных пояснений, представленных Комитетом ЗАГС Пермского края, по итогам размещения котировки на "Оказание услуг по публикации разъяснений семейного законодательства" была подана только одна заявка - ООО "НьюТОН", следовательно, заказчику необходимо было разместить на официальном сайте извещение о продлении срока подачи заявок.
Однако, доказательств размещения на официальном сайте извещения о продлении срока подачи заявок Комитетом ЗАГС Пермского края в материалы настоящего дела не представлено.
Кроме того, данный запрос котировок был размещен Комитетом ЗАГС Пермского края в период рассмотрения дела в Пермском УФАС России и данному органу государственной власти было известно, что ООО "СВАДЬБА Пермь" также заинтересовано было в распространении журналов-справочников для молодоженов в районных отделах ЗАГС г. Перми, в том числе, с публикацией информации о разъяснении семейного законодательства.
Вместе с тем, предложение об участии в данном запросе котировок от Комитета ЗАГС Пермского края в адрес ООО "СВАДЬБА Пермь" не поступало.
При этом, что касается организации, которая признана победителем по запросу котировок, (ООО "НьюТОН"), ее директором и директором ООО "Ньютон" является одно лицо.
Также, фактический адрес расположения ООО "НьюТОН" совпадает с адресом расположения ООО "Ньютон": г. Пермь, ул. Куйбышева, 2.
Кроме того, необходимо отметить, что Пермским УФАС России при поступлении заявления ООО "СВАДЬБА Пермь" были направлены соответствующие запросы, в частности в Комитет ЗАГС Пермского края.
В ответе от 14.05.2010 г. N СЭД-42-01-36-165 на запрос от 27.04ж.2010 г. N 3159-10 Комитет ЗАГС Пермского края называет организацию, выигравшую конкурс по совместному изданию журналов - как Издательство "НьюТОН", при этом, договор совместного издания журнала от 30.03.2005 г. N ОФ заключен Комитетом ЗАГС Пермского края с организацией с иным название - ООО "Ньютон".
Вышеуказанное свидетельствует о том, что ООО "Ньютон", выигравшее в 2005 г. конкурс по изданию совместного журнала с Комитетом ЗАГС Пермского края по разъяснению семейного законодательства, с которым данным органом местного самоуправления ежегодно продлевался договор от 30.03.2005 г., и ООО "НьюТОН", которое выиграло размещение заказа, путем запроса котировок в 2010 г. являются одним лицом.
Тот факт, что вышеуказанный договор с ООО "Ньютон" ежегодно пролонгировался, новых торгов (до возбуждения Пермским УФАС России данного дела) Комитетом ЗАГС Пермского края не проводилось, ООО "СВАДЬБА Пермь" отказывали в присутствии в районных отделах ЗАГС г. Перми, а также факт не приглашения ООО "СВАДЬБА Пермь" участвовать в котировках, свидетельствуют о том, что Комитет ЗАГС Пермского края и районные отделы ЗАГС г. Перми имели заинтересованность в распространении в районных отделах ЗАГС г. Перми только журнала "Свадебный марш" и "Ваш малыш".
Таким образом, Комитетом ЗАГС Пермского края и по настоящее время совершаются согласованные действия, направленные на недопуск иных хозяйствующих субъектов, в частности ООО "СВАДЬБА Пермь", на рынок по оказанию информационно-печатных услуг по изданию журналов и периодических публикаций для молодоженов и их распространению в отделах ЗАГС Пермского края.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 гг. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
При этом, из смысла данной статьи закона следует, что согласованные действия должны быть заранее известные каждому из них, результаты которых соответствовали интересу сторон - ограничить конкуренцию.
Согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.
Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из лиц, - может быть сделан из фактических обстоятельств их совершения.
Исходя из анализа имеющихся документов, следует, что отделы ЗАГС г. Перми осведомлены о наличии договорных отношений между Комитетом ЗАГС Пермского края и ООО "Ньютон" о распространении среди отделов ЗАГС г. Перми журналов "Свадебный марш".
Как следует из письменных пояснений, представленных Комитетом ЗАГС Пермского края, что, в свою очередь, также подтверждает согласованность действий данного органа местного самоуправлении и ООО "Ньютон", за исполнением ООО "Ньютон" обязательств по размещению в журналах "Свадебный марш" и "Ваш малыш" информации, касающееся деятельности органов ЗАГС и "пропаганды" семейного законодательства, Комитет ЗАГС Пермского края осуществлял контроль, который выражался путем предварительного, до размещения статьей в журнале, согласования, а также последующего прочтения председателем Комитета ЗАГС Пермского края после публикации. Материалы для публикации согласовывались посредством электронной почты.
Между тем, ни Комитет ЗАГС Пермского края, ни отделы ЗАГС г. Перми не желали допустить ООО "СВАДЬБА Пермь" на рынок информационных печатных услуг в границах г. Перми (в отделах ЗАГС г. Перми), путем направления немотивированных отказов данной организации в присутствии в районных отделах ЗАГС г. Перми, не приглашения принять участия в котировках.
При этом, довод Комитета ЗАГС Пермского края о том, что Закон о защите конкуренции вступил в силу в 2006 г., то есть до заключения договора от 30.03.2005 г. и соответственно, положения ст. 16 данного Закона в указанном случае не применимы, является несостоятельным ввиду того, что согласованные действия между Комитетом ЗАГС Пермского края, районными администрациями и ООО "Ньютон", выразились в последовательных действиях данных органов местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, направленных на ограничение конкуренции на рынке оказанию информационно-печатных услуг по изданию журналов и периодических публикаций для молодоженов и их распространению в отделах ЗАГС Пермского края в течение длительного периода, путем ежегодной пролонгации договора от 30.03.2005 г. с ООО "Ньютон" и в распространении только журналов "Свадебный марш" "Ваш малыш" в отделах ЗАГС Пермского края.
Таким образом, действиями Комитета ЗАГС по Пермскому краю, Администрации Ленинского района г. Перми, Администрации Свердловского района г. Перми, Администрации Дзержинского района г. Перми, Администрации Индустриального района г. Перми, а также ООО "Ньютон" нарушена ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в ведении согласованных действий между Комитетом ЗАГС Пермского края, Администрацией Ленинского района г. Перми, Администрацией Свердловского района г. Перми, Администрацией Дзержинского района г. Перми, Администрацией Индустриального района г. Перми, ООО "Ньютон", заранее известных каждому из них, результаты которых соответствуют интересу сторон - не допустить ООО "СВАДЬБА Пермь" на рынок по оказанию информационно-печатных услуг по изданию журналов и периодических публикаций для молодоженов и их присутствия и (или) распространения в отделах ЗАГС Пермского края, а также путем заключения Комитетом ЗАГС Пермского края и ООО "Ньютон" договора от 30.03.2005 г. N ОФ совместного издания журналов и его ежегодной пролонгации, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке по оказанию информационно-печатных услуг по изданию журналов и периодических публикаций для молодоженов и их присутствия и (или) распространения в отделах ЗАГС Пермского края.
Ввиду того, что районные отделы ЗАГС г. Перми, в частности отделы Администрации Орджоникидзевского района, Администрации Кировского района, Администрации Мотовилихинского района, а также Администрация г. Перми не отказывали в присутствии журнала "СВАДЬБА" в районных отделах ЗАГС г. Перми, поскольку, что данная организация к ним не обращалась, Комиссией Пермского УФАС России в действиях данных органов власти не установлено согласованных действий, что влечет в отношении них прекращение дела N 411-10-а в связи с отсутствием в действиях данных органов местного самоуправления нарушений антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Пермского УФАС России, решила:
1. Признать факт нарушения Комитетом ЗАГС Пермского края, Администрацией Ленинского района г. Перми, Администрацией Индустриального района г. Перми, Администрацией Свердловского района г. Перми, Администрацией Дзержинского района г. Перми и ООО "Ньютон" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в ведении согласованных действий Комитетом ЗАГС Пермского края, Администрацией Ленинского района г. Перми, Администрацией Свердловского района г. Перми, Администрацией Дзержинского района г. Перми, Администрацией Индустриального района г. Перми, ООО "Ньютон", заранее известных каждому из них, результаты которых соответствуют интересу сторон - не допустить ООО "СВАДЬБА Пермь" на рынок по оказанию информационно-печатных услуг по изданию журналов и периодических публикаций для молодоженов и их присутствия и (или) распространения в отделах ЗАГС Пермского края, а также путем заключения Комитетом ЗАГС Пермского края и ООО "Ньютон" договора от 30.03.2005 г. N ОФ совместного издания журналов и его ежегодной пролонгации, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке по оказанию информационно-печатных услуг по изданию журналов и периодических публикаций для молодоженов и их присутствия и (или) распространения в отделах ЗАГС Пермского края.
2. Выдать Комитету ЗАГС Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе, в рамках имеющихся полномочий принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок по оказанию информационно-печатных услуг по изданию журналов и периодических публикаций для молодоженов и их присутствию и (или) распространению в отделах ЗАГС Пермского края, в т.ч. в последующем, посредством проведения торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных муниципальных нужд".
3. Учитывая устные утверждения представителя Комитета ЗАГС Пермского края, представителей Администрации Ленинского района г. Перми, Администрации Свердловского района г. Перми, Администрации Дзержинского района г. Перми, Администрации Индустриального района г. Перми и ООО "Ньютон" о том, что на момент вынесения решения по делу журналы "Свадебный марш" и "Ваш малыш" в районных отделах ЗАГС г. Перми не распространяются, а Комитетом ЗАГС Пермского края был проведен запрос котировок, предписание ООО "Ньютон" и районным отделам ЗАГС г. Перми указанных администраций не выдавать.
4. Рекомендовать Администрации Ленинского района г. Перми, Администрации Свердловского района г. Перми, Администрации Дзержинского района г. Перми, Администрации Индустриального района г. Перми от лица отделов ЗАГС данных администраций г. Перми направить мотивированный ответ на обращение ООО "СВАДЬБА Пермь" от 04.05.2010 г. о распространении журнала "СВАДЬБА" в их отделах ЗАГС г. Перми.
5. Дело N 411-10-а в отношении Администрации г. Перми, Администрации Орджоникидзевского района г. Перми, Администрации Кировского района г. Перми, Администрации Мотовилихинского района г. Перми прекратить, ввиду отсутствия в действиях данных органов местного самоуправления нарушений антимонопольного законодательства.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 26 октября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016