Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 5 октября 2010 г.
Резолютивная часть оглашена 22.09.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 05.10.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <_> заместителя руководителя управления;
Членов комиссии: - <_>, начальника отдела контроля локальных и естественных монополий,
- <_> главного специалиста - эксперта отдела контроля локальных и естественных монополий,
- в присутствии <_>, представителя МУУП Лысьвенского муниципального района "Хлебокомбинат" (далее также - МУУП "Хлебокомбинат", Заявитель) по доверенности N б/н от 10.09.2010 г.;
- в присутствии <_> представителя МУУП Лысьвенского муниципального района "Хлебокомбинат" по доверенности N б/н от 10.09.2010 г.;
- представитель Муниципального учреждения "Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг" (далее также - МУ "Служба заказчика ЖКУ", Ответчик) не явился на рассмотрение дела, в материалах дела имеется подтверждение надлежащего уведомления МУ "Служба заказчика ЖКУ" о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление за N 00711 о вручении 09.09.2010 г. определения о назначении дела N 372-10-а о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению),
рассмотрев дело N 372-10-а по признакам нарушения МУ "Служба заказчика ЖКУ" (ул. Смышляева, 25, г. Лысьва, Пермский край, 618900) п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление (вх. N 3198-10 от 26.03.2010 г.) конкурсного управляющего МУУП Лысьвенского муниципального района "Хлебокомбинат" <_> (618909, ул.Революции, 50, г.Лысьва, Пермский край) с жалобой на действия МУ "Служба заказчика ЖКУ", выразившиеся в необоснованном уклонении от заключения договора на отпуск воды и прием сточных вод при наличии технической возможности оказания данных услуг и при представлении МУУП "Хлебокомбинат" необходимого пакета документов.
По мнению директора МУ "Служба заказчика ЖКУ" <_> между МУ "Служба заказчика ЖКУ" и МУУП "Хлебокомбинат" договорные отношения отсутствуют, услуги МУУП "Хлебокомбинат" не оказываются, соответственно, отсутствует задолженность за оказанные услуги, уведомление об ограничении подачи питьевой воды и приема сточных вод в адрес МУУП "Хлебокомбинат" не направлялось.
По мнению Заявителя МУ "Служба заказчика ЖКУ" уклоняется от заключения договора, тем самым нарушает права и законные интересы МУУП "Хлебокомбинат".
В ходе рассмотрения дела МУУП "Хлебокомбинат" было заявлено ходатайство о выдаче МУ "Служба заказчика ЖКУ" предписания о понуждении последнего заключить договор на услуги водоснабжения и водоотведения с Заявителем на основании ранее представленных документов, которое было принято Комиссией и учтено при вынесении предписания.
Рассмотрев представленные Заявителем и полученные в ходе проведения расследования документы и материалы, а также заслушав доводы сторон, комиссия установила следующее.
Согласно Уставу от 30.12.1999 г. МУ "Служба заказчика ЖКУ" создано в целях совершенствования жилищно-коммунального обслуживания населения города Лысьвы. Предметом деятельности МУ "Служба заказчика ЖКУ" является управление муниципальным жилищным фондом, техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт инженерных инфраструктур, обеспечение тепловой энергией, хозяйственным питьевым водоснабжением потребителей жилищного фонда и организаций в границах муниципального образования "Лысьвенское городское поселение".
Распоряжением главы муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 22.01.2009 N 64-р объекты водоснабжения и водоотведения переданы в оперативное управление МУ "Служба заказчика ЖКУ".
МУУП "Хлебокомбинат" было создано на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации г.Лысьвы от 08.04.1994 N 125-р.
Распоряжением Администрации г.Лысьвы от 29.11.2005 N 175/1 за МУУП "Хлебокомбинат", расположенного по адресу: ул. Революции, 50, г.Лысьва, Пермский край, на праве хозяйственного ведения было закреплено недвижимое имущество, состоящее из комплекса нежилых зданий (строений) с объектами инженерной инфраструктуры, которое было передано предприятию в хозяйственное ведение по акту от 29.11.2005 г.
Решением Арбитражного суда Пермского края (дело N А50-19017/2008) от 01.07.2009 г. муниципальное унитарное предприятие Лысьвенского муниципального района "Хлебокомбинат" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим МУУП "Хлебокомбинат" утвержден <_>
Водопровод МУУП "Хлебокомбинат" от колодца N 1 ул. Смышляева до производственного корпуса МУУП "Хлебокомбинат" находится на балансе МУУП "Хлебокомбинат", что подтверждается выпиской из баланса предприятия от 01.02.2010 г. и имеет непосредственное присоединение к сетям МУ "Служба заказчика ЖКУ", что подтверждается разрешением на подключение постоянного водопровода МУУП "Хлебокомбинат" в колодце N 1 и пользование водопроводом городской сети, выданным Производственным управлением водопроводно-канализационного хозяйства Лысьвенского управления ЖКХ от 30.07.1980 N 316, техническим паспортом водопровода и схемой присоединения.
28.01.2010 г. МУ "Служба заказчика ЖКУ" направило а адрес МУУП "Хлебокомбинат" письмо с указанием перечня документов, необходимых для представления в целях заключения договора на отпуск питьевой воды и приема сточных вод.
В ответ, для заключения договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, МУУП "Хлебокомбинат" направило в адрес МУ "Служба заказчика ЖКУ" пакет, надлежащим образом заверенных документов (исх. N 3 от 02.02.2010 г.). Письмо получено МУ "Служба заказчика ЖКУ" 04.02.2010 г.
Однако, 11.02.2010 г. МУ "Служба заказчика ЖКУ" направило а адрес МУУП "Хлебокомбинат" уведомление (исх. N 997-08) о прекращении отпуска питьевой воды и приема сточных вод с 10 часов утра 01 марта 2010 г. в случае не предоставления в срок до 28.02.2010 г. следующих документов согласно требованиям п.12 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. N 167:
- подтверждающих право собственности на устройства и сооружения для присоединения систем водоснабжения и водоотведения (заверенные копии свидетельств о государственной регистрации прав);
- разрешительную документацию на присоединение (на системы водоснабжения и водоотведения);
- приказ о назначении ответственного лица за содержание узла учета.
В случае не представления вышеназванных документов в установленный срок, пользование системами водоснабжения и канализации будет расцениваться как самовольное пользование.
МУУП "Хлебокомбинат" 15.02.2010 г. дополнительно выслало в адрес МУ "Служба заказчика ЖКУ" письмо с приложением пакета документов, необходимых для заключения договора на отпуск питьевой воды и приема сточных вод, в котором сообщило, что водопровод МУУП "Хлебокомбинат" находится на балансе предприятия. Данное письмо было получено МУ "Служба заказчика ЖКУ" 18.02.2010 г.
В подтверждение права владения водопроводом, присоединенным к системе водоснабжения, конкурсным управляющим были представлены: технический паспорт водопровода, бухгалтерская справка, подтверждающая, что данный объект находится на балансе предприятия.
Справка Комитета имущественных отношений администрации Лысьвенского муниципального района подтверждает, что на балансе МУУП "Хлебокомбинат" находятся внутриплощадочный водопровод длиной 127 м, внутриплощадочный паропровод длиной 90 м, место нахождения: территория МУУП "Хлебокомбинат", ул. Революции, 50. Данные объекты строились за счет средств предприятия.
24.02.2010 г. МУУП "Хлебокомбинат" направило в адрес МУ "Служба заказчика ЖКУ" проект договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод с просьбой рассмотреть его и подписать. Данное письмо было получено МУ "Служба заказчика ЖКУ" 26.02.2010 г. Однако, до настоящего времени договор на указанные услуги не подписан.
Одновременно с этим, имеет место фактическое оказание услуг по водоснабжению и водоотведению МУУП "Хлебокомбинат". Данный факт подтверждается письмом МУ "Служба заказчика ЖКУ", адресованным МУУП "Хлебокомбинат", о прекращении отпуска питьевой воды и приема сточных вод с 10 часов утра 01 марта 2010 г.(исх. N 997-08 от 11.02.2010 г.). То есть, МУ "Служба заказчика ЖКУ" обладает технической возможностью оказывать услуги по водоснабжению и приему сточных вод МУУП "Хлебокомбинат". Кроме того, абонент МУУП "Хлебокомбинат" не является вновь созданным предприятием, не имеющим разрешения на подключение к системам водоснабжения и водоотведения. Отношения с ресурсоснабжающими организациями, оказывающими услуги по водоснабжению и приему сточных вод, в том числе и через имеющийся на балансе МУУП "Хлебокомбинат" водопровод, возникли давно, что подтверждается заключенными договорами между ООО "Аква-Сервис" (Исполнитель по договору) и МУУП "Хлебокомбинат" (Абонент) на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (Договор N 30 от 01.04.2002 г.), между ООО "Лысьвенская сетевая компания" (Исполнитель по договору) и МУУП "Хлебокомбинат" (Абонент) на услуги по водоснабжению и водоотведению (Договор N 135 от 01.04.2007 г.).
На сегодняшний день водоснабжение и водоотведение производственной площадки МУУП "Хлебокомбинат" не прекращалось, в том числе и 01.03.2010 г.
В ходе расследования Пермским УФАС России проведен анализ. В соответствии с анализом МУ "Служба заказчика ЖКУ" занимает 100% долю на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Лысьвенского городского поселения (Приложение к Решению).
Таким образом, МУ "Служба заказчика ЖКУ" занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в границах муниципального образования "Лысьвенское городское поселение". Это подтвердили и МУ "Служба заказчика ЖКУ" и МУУП "Хлебокомбинат".
При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.
Согласно ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Согласно п.1 ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В силу положений ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным, следовательно, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, заключение такого договора является обязательным.
Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п. 11 Правил отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст.ст. 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с п. 12 Правил, для заключения договора абонент (заказчик) представляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства следующие документы:
заявка с указанием объектов, непосредственно присоединенных (присоединяемых) к системам водоснабжения и канализации, данных о субабонентах, а также объемах водопотребления и водоотведения сточных вод абонента и субабонентов;
документы, подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения;
разрешительная документация на присоединение;
схемы водоснабжения и канализации;
баланс водопотребления и водоотведения;
план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее регистрации, возникает с момента такой регистрации. Водопроводные и канализационные устройства и сооружения для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации являются составной частью зданий и сооружений.
Руководствуясь вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
МУ "Служба заказчика ЖКУ" осуществляет такой вид деятельности, как водоснабжение и водоотведение и занимает доминирующее положение на рынке данного вида услуг. Является организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
При наличии непосредственного технологического присоединения энергопринимающих устройств МУУП "Хлебокомбинат" в колодце N 1 по ул. Смышляева к сетям Ответчика, учитывая деятельность по водоснабжению и водоотведению, у последнего возникает обязанность по заключению договора энергоснабжения.
Документы, представленные МУУП "Хлебокомбинат" в МУ "Служба заказчика ЖКУ", достаточны для заключения договора водоснабжения и водоотведения.
Имея заявку на заключение договора со всеми необходимыми документами, не ответив на данную заявку в установленный законом срок, МУ "Служба заказчика ЖКУ" нарушило требования, установленные ст. ст. 426, 445 ГК РФ, п. 11 Правил.
Комиссия не находит ни экономических, ни технологических обоснований отказа в заключении договора.
При таких обстоятельствах Комиссия считает, что МУ "Служба заказчика ЖКУ" необоснованно уклоняется от заключения договора водоснабжения и водоотведения. При этом оставляя в силе угрозу отключения водоснабжения и водоотведения.
В результате действий МУ "Служба заказчика ЖКУ", выразившихся в отказе от заключения договора, были ущемлены интересы МУУП "Хлебокомбинат", так как предприятие не знает, на каких условиях оказывается услуга, не имеет возможности оплачивать услугу, находится под постоянной угрозой отключения.
Учитывая, что МУ "Служба заказчика ЖКУ" занимает доминирующее положение, отказ МУУП "Хлебокомбинат" в заключении договора водоснабжения и отведения сточных вод, при установленных обстоятельствах, в том числе при угрозе отключением, Комиссия расценила как злоупотребление доминирующим положением, что запрещено ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе п. 5 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, у Ответчика имелась возможность для соблюдения требований п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. МУ "Служба заказчика ЖКУ", не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязанности, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением.
Таким образом, в действиях МУ "Служба заказчика ЖКУ", выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем экономически и технологически необоснованного отказа в заключении договора, в период с 14.02.2010 г. по настоящее время на рынке услуг по поставке питьевой воды и приему сточных вод в границах Лысьвенского городского поселения, установлено нарушение п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", результатом которого стало ущемление интересов МУУП "Хлебокомбинат".
Основания для прекращения рассмотрения дела, а также для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства, отсутствуют.
На день рассмотрения дела спор между сторонами не разрешен, угроза, направленная в адрес МУУП "Хлебокомбинат", остается в силе, доказательства разрешения спора отсутствуют. В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны МУ "Служба заказчика ЖКУ" не устранено, принято решение о выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
МУУП "Хлебокомбинат" не представило доказательства ущерба, причиненного предприятию в результате необоснованного отказа МУ "Служба заказчика ЖКУ" от заключения договора водоснабжения и водоотведения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать положение Муниципального учреждения "Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг" доминирующим на рынке водоснабжения и отведения сточных вод в границах муниципального образования "Лысьвенское городское поселение" Пермского края.
2. Признать в действиях Муниципального учреждения "Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг" нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части отказа от заключения договора водоснабжения и отведения сточных вод с МУУП Лысьвенского муниципального района "Хлебокомбинат".
3. Выдать Муниципальному учреждению "Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг" предписание:
а) в срок до 25.11.2010 г. прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части необоснованного отказа в заключении договора водоснабжения и отведения сточных вод с МУУП "Хлебокомбинат";
б) в срок до 25.11.2010 г. принять все меры по урегулированию разногласий с МУУП "Хлебокомбинат" в соответствии с порядком, установленным гражданским законодательством;
в) в срок до 25.11.2010 г. прекратить угрозу в адрес МУУП "Хлебокомбинат" (уведомление исх. от 11.02.2010 N 997-08) о прекращении подачи питьевой воды и приема сточных вод;
г) в срок до 25.11.2010 г. заключить договор на услуги водоснабжения и водоотведения с МУУП "Хлебокомбинат";
д) в срок до 30.11.2010 г. уведомить Пермское УФАС России об исполнении предписания с приложением документов подтверждающих исполнение;
е) в случае обжалования предписания исполнить его в течение 30 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта по данному предписанию. Уведомить об исполнении предписания в течение 10 дней со дня его исполнения.
4. Основания для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции отсутствуют.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 372-10-а
05.10.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <_> заместителя руководителя управления;
Членов комиссии: - <_> начальника отдела контроля локальных и естественных монополий,
- <_> главного специалиста - эксперта отдела контроля локальных и естественных монополий,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 05.10.2010 г. по делу N 372-10-а о нарушении МУ "Служба заказчика ЖКУ" пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Муниципальному учреждению "Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг":
1) в срок до 25.11.2010 г. прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части отказа от заключения договора водоснабженияи и приема сточных вод с МУУП "Хлебокомбинат";
2) в срок до 25.11.2010 г. принять все меры по урегулированию разногласий с МУУП "Хлебокомбинат" в соответствии с порядком, установленным гражданским законодательством;
3) в срок до 25.11.2010 г. прекратить угрозу в адрес МУУП "Хлебокомбинат" (уведомление исх. от 11.02.2010 N 997-08) о прекращении подачи питьевой воды и приема сточных вод;
4) в срок до 25.11.2010 г. заключить договор на услуги водоснабжения и водоотведения с МУУП "Хлебокомбинат";
5) в срок до 30.11.2010 г. уведомить Пермское УФАС России об исполнении предписания с приложением документов подтверждающих исполнение;
6) в случае обжалования предписания исполнить его в течение 30 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта по данному предписанию. Уведомить об исполнении предписания в течение 10 дней со дня его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 октября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016