Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 20 октября 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя Управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии: начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л.Ю., ведущий специалист-эксперт Студенова А.В., специалист-эксперт Самсонов А.Н., специалист 2 разряда Орлова М.И.
рассмотрев дело N 04-01/53-10 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете "Ва-банк - Ярославль" N 36 (749) за 03 сентября 2010 года на стр. 12 рекламы медицинских услуг, в присутствии общества с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Комсомольская правда в Ярославле" (далее - ООО "ИД "Комсомольская правда в Ярославле", ООО "ИД "КП в Ярославле") в лице <_>
УСТАНОВИЛА:
ООО Клуб "Сакура", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела N 04-01/53-10, не явилось на рассмотрение дела, предварительно уведомив об этом письмом от 18.10.2010, с просьбой о рассмотрении дела без их участия. В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствии ООО Клуб "Сакура".
В газете "Ва-банк - Ярославль" N 36 (749) за 03 сентября 2010 года на стр. 12 размещена информация следующего содержания: "Гастроэнтеролог, окулист, кардиолог, ЭКГ, массаж. Тел. 98-66-32".
Исходя из договора на оказание рекламных услуг от 01.09.2010, приходного кассового ордера N 3299 от 02.09.2010 - лицом, определившим объект рекламирования, является ООО Клуб "Сакура".
Реклама медицинских услуг ООО Клуб "Сакура" (лицензия на осуществление медицинской деятельности N ЛО-76-01-000333 от 20.10.2010 года) не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов.
Представители ООО "ИД "Комсомольская правда в Ярославле"пояснили, что с вменяемыми правонарушениями согласны, поскольку рассматриваемая реклама содержит рекламу медицинской услуги - массаж, которая не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста. Данное нарушение явилось следствием ненадлежащего исполнения должностных обязанностей работниками ООО "ИД "КП в Ярославле". ООО "Издательским домом "Комсомольская правда в Ярославле" в материалы дела было представлено Объяснение по факту возбуждения дела N 04-01/53-10 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, подписанное генеральным директором К.И. Фаерманом с приложением следующих копий документов: объяснительная Ермоловой Е.С., объяснительная Николаевой Л.И., служебная записка; приказ N 344-од от 16.09.2010 года, приказ N 67-к от 19.10.2010 года, положение о премировании работников ООО "ИД "Комсомольская правда в Ярославле", должностная инструкция менеджера по рекламе (проект "ВБ"), должностная инструкция директора по рекламе (проект "ВБ"), журнал инструктажа. Кроме того, была представлена газета "Ва-банк-Ярославль" N 39 (752) от 24.09.2010 с внесенными изменениями в рассматриваемую рекламу.
Комиссия рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей ООО "ИД "Комсомольская правда в Ярославле" пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе", ФЗ "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари) на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемом рекламном материале являются медицинские услуги (массаж), оказываемые ООО Клуб "Сакура".
Согласно Отраслевым стандартам "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
На основании раздела 21 Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), утвержденного Приказом Минздрава РФ от 10.04.2001 N 113, массаж относится к виду лечения с помощью простых физических воздействий на пациента. Услуга - массаж - согласно данному классификатору отнесена к простым медицинским услугам.
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Данное предупреждение должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе допущено нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", выразившееся в размещении рекламы медицинских услуг ООО Клуб "Сакура" без сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и получения консультации специалистов.
Рассматриваемое рекламное объявление ООО Клуб "Сакура" формирует интерес к услуге - массаж, и направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться. Поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы. Отсутствие в рекламе существенной части информации о противопоказаниях и необходимости получения консультации специалистов приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым видом услуг.
Согласно части 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 7 статьи 24 Закона несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из договора на оказание рекламных услуг рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО Клуб "Сакура", а рекламораспространителем ООО "ИД "Комсомольская правда в Ярославле".
Комиссия оценивает критически представленную ООО "ИД "Комсомольская правда в Ярославле" в качестве доказательства прекращения нарушений части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" рассматриваемую рекламу медицинских услуг с предупреждением: "для выявления противопоказаний проводятся консультации специалистов", поскольку данное предупреждение фактически является рекламой проводимых организацией консультаций и не соответствует требованиям ч. 7 ст. 24 Закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за данное правонарушение предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу следующего содержания: "Гастроэнтеролог, окулист, кардиолог, ЭКГ, массаж. Тел. 98-66-32", размещенную в газете "Ва-банк - Ярославль" N 36 (749) за 03 сентября 2010 года на стр. 12, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО Клуб "Сакура" и ООО "Издательский дом "Комсомольская правда в Ярославле" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 27 октября 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ N 04-01/53-10
"20" октября 2010 года город Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии: начальник отдела Бай-Бородина Л.Ю., ведущий специалист-эксперт Студенова А.В., специалист-эксперт Самсонов А.Н., специалист 2 разряда Орлова М.И.
на основании своего решения от "20" октября 2010 г. по делу N 04-01/53-10 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг ООО Клуб "Сакура", размещенную в газете "Ва-банк - Ярославль" N 36 (749) за 03 сентября 2010 года на стр. 12, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Обществу с ограниченной ответственностью Клуб "Сакура", 150065, г. Ярославль, пр-т Машиностроителей, д. 48 А, в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: размещение рекламы медицинских услуг без сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, использованию и необходимости получения консультации специалистов.
2. Обществу с ограниченной ответственностью Клуб "Сакура", 150065, г. Ярославль, пр-т Машиностроителей, д. 48 А, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 26 ноября 2010 г.
3. Обществу с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Комсомольская правда в Ярославле", 150003, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 3, в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение рекламы медицинских услуг ООО Клуб "Сакура" без сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, использованию и необходимости получения консультации специалистов.
4. Обществу с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Комсомольская правда в Ярославле", 150003, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 3, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 3 настоящего предписания до 26 ноября 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 октября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016