Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
(опубликовано 3 ноября 2010 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт.,
- ведущий специалист-эксперт.,
рассмотрев дело N 6646/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы "Толстяк" - для людей широкой души!", размещенной в газете "Симбирский курьер" N 86(3401) за 12.08.2010, содержащей признаки нарушения части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- общества с ограниченной ответственностью "Резонанс" (далее - ООО "Резонанс"), расположенного по адресу: 620072, г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 54, 4 этаж, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом;
- некоммерческого партнерства "Редакция газеты "Симбирский курьер" (далее - НП "Редакция газеты "Симбирский курьер"), расположенного по адресу: 432063, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 4, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела партнерство уведомлено надлежащим образом, установила:
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Ульяновского УФАС России в общественно-политической газете "Симбирский курьер" N 86 (3401) за 12.08.2010 на 7-й странице обнаружена статья "Толстяк" - для людей широкой души!", в которой говорится о смене имиджа пива марки "Толстяк" (служебная записка N 350 от 27.08.2010).
Ульяновским УФАС России определением от 01.09.2010 возбуждено дело N 6646/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены ООО "Резонанс" и НП "Редакция газеты "Симбирский курьер". Рассмотрение дела назначено на 30.09.2010.
Определением от 30.09.2010 срок рассмотрения дела N 6646/05-2010 продлен до 01.11.2010, рассмотрение дела назначено на 21.10.2010.
В ходе рассмотрения дела N 6646/04-2010 лицами, участвующими в деле, даны следующие пояснения.
В письменном объяснении НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" и представителем редакции на заседании Комиссии 30.09.2010 пояснено, что рекламная статья "Толстяк" - для людей широкой души!" была опубликована в газете "Симбирский курьер" N 86 (3401) за 12.08.2010 по заявке от 03.08.2010 ООО "Резонанс". Между НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" и ООО "Резонанс" 10.08.2010 заключен договор на рекламно-информационное обслуживание. Рекламная статья от ООО "Резонанс" поступила в редакцию по электронной почте. Предупредительная надпись в предложенном заказчиком варианте совершенно не читалась. Сотрудники НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" привели рекламную статью в соответствие с требованиями рекламного законодательства. Согласование макета рекламы также происходило по электронной почте. В процессе работы произошел технический сбой, и в печать вышел первоначальный вариант рекламы.
В письменном объяснении ООО "Резонанс" пояснено, что с целью размещения рекламных материалов ООО "Резонанс" обратилось в НП "Редакция газеты "Симбирский курьер". НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" направило проект договора о рекламно-информационном обслуживании в адрес "ООО "Резонанс". В свою очередь, обществом составлен протокол разногласий, по которому п. 1.2 договора излагается в новой редакции: "Объем услуг, сроки их оказания, наименование услуг указываются в Приложении к настоящему договору". Указанный проект договора и протокол разногласий не были подписаны ООО "Резонанс", соответственно договор не является заключенным, так как нет согласованного и подписанного сторонами приложения к договору, в котором указывались бы все существенные условия договора. Что касается соблюдения требований ч. 3 ст. 22 Федерального закона "О рекламе", то по этому поводу между ООО "Резонанс" и НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" велась переписка по электронной почте. НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" обязалось изготовить макет рекламы "Толстяк" - для людей широкой души!" с надписью о вреде пива размером не менее 10% текста рекламы. Сотрудники НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" привели рекламу в соответствие с требованиями рекламного законодательства, но потом в НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" произошел неизвестный ООО "Резонанс" технический сбой, и в печать вышел не соответствующий Федеральному закону "О рекламе" вариант рекламы "Толстяк" - для людей широкой души!". Оформленного в письменном виде и подписанного сторонами оригинал-макета рекламы нет, сообщения, направленные НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" по электронной почте, юридической силы не имеют. Также отсутствует письменный акт приема-передачи услуг. Между тем, ООО "Резонанс" 08.09.2010 произвело оплату в адрес НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" по незаключенному договору. Таким образом, за размещение не соответствующей рекламному законодательству рекламы ответственно НП "Редакция газеты "Симбирский курьер", которое, являясь рекламопроизводителем и рекламораспространителем, самостоятельно, без письменных указаний ООО "Резонанс" осуществило после технического сбоя размещение в N 86 (3401) за 12.08.2010 газеты "Симбирский курьер" рекламы "Толстяк" - для людей широкой души!" с предупредительной надписью менее 10% рекламной площади.
Исследовав материалы дела N 6646/05-2010, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу "Толстяк" - для людей широкой души!", размещенную в газете "Симбирский курьер" N 86 (3401) за 12.08.2010, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В общественно-политической газете "Симбирский курьер" N 86 (3401) за 12.08.2010 на 7-й странице опубликована статья "Толстяк" - для людей широкой души!", в которой говорится о смене имиджа пива марки "Толстяк".
Согласно п.п. 1-2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1-2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация, приведенная в статье "Толстяк" - для людей широкой души!", является рекламой, объектом рекламирования в которой выступает пиво марки "Толстяк" компании "Сан ИнБев".
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона "О рекламе" реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Площадь рекламной статьи "Толстяк" - для людей широкой души!", размещенной на 7-й странице общественно-политической газеты "Симбирский курьер" N 86 (3401) за 12.08.2010, составляет 251,22 кв. см (15,8 см х 15,9 см). Следовательно, площадь предупредительной надписи в рекламе должна составлять 25,12 кв. см (10% рекламной площади). Фактически предупредительной надписи в рекламной статье "Толстяк" - для людей широкой души!" отведено 15,80 кв. см (15,8 см х 1,0 см) или 6,3% рекламной площади.
Таким образом, в рекламной статье "Толстяк" - для людей широкой души!" предупреждению о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, отведено менее 10% рекламной площади.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно п.п. 6-7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с п.п. 5-7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Публикация рекламы "Толстяк" - для людей широкой души!" в газете "Симбирский курьер" N 86 (3401) за 12.08.2010 осуществлялось по заказу ООО "Резонанс" на основании договора о рекламно-информационном обслуживании от 10.08.2010, заключенного между НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" (исполнитель) и ООО "Резонанс" (заказчик). Согласно указанному договору НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" осуществило публикацию рекламы с предварительной подготовкой ее оригинал-макета, ООО "Резонанс" произвело оплату услуг исполнителя в полном объеме.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является ООО "Резонанс", а рекламопроизводителем и рекламораспространителем - НП "Редакция газеты "Симбирский курьер".
ООО "Резонанс" направило по электронной почте в редакцию газеты "Симбирский курьер" текст рекламы, а редакция газеты обязалась изготовить макет рекламы с предупредительной надписью не менее 10 % общей рекламной площади. ООО "Резонанс" готовый для публикации в газете оригинал-макет рекламы "Толстяк" - для людей широкой души!" не согласовывало. Акт приема-передачи услуг по публикации рекламы "Толстяк" - для людей широкой души!" в газете "Симбирский курьер" ООО "Резонанс" также не подписывало.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе"). Административная ответственность за нарушение ч. 3 ст. 22 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что распространение рекламы "Толстяк" - для людей широкой души!" в газете "Симбирский курьер" прекращено, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1-2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Толстяк" - для людей широкой души!", размещенную в общественно-политической газете "Симбирский курьер" N 86(3401) за 12.08.2010, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 03.11.2010.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ХХХХХХХХ
Члены Комиссии ХХХХХХХХХХ
ХХХХХХХХХХХХХ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (опубликовано 3 ноября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016