Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 2 ноября 2010 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Могилёвкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Ли Я.Х. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Рудакова А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Артюховского И.Г. - представителя ООО "Технострой";
Гейченко С.В. - председателя единой постоянно действующей комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд городского округа "Александровск-Сахалинский район",
рассмотрев дело N 242/10-к о нарушении администрацией городского округа "Александровск-Сахалинский район" (далее - заказчик), Единой постоянно действующей комиссией по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд городского округа "Александровск-Сахалинский район" (далее - единая комиссия) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона по предмету: "Капитальный ремонт здания администрации",
УСТАНОВИЛА:
26 октября 2010 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Технострой" (далее - заявитель) о признании заказчика, единой комиссии нарушившими законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению заявителя, отказ участнику размещения заказа ООО "Технострой" в допуске к участию в аукционе по причине отсутствия вида работ, необходимого для исполнения муниципального контракта, а именно: п. 12.6 "Устройство металлизационных покрытий" Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, является незаконным, так как в приложенном ООО "Технострой" свидетельстве о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданным саморегулируемой организацией, сформированным в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 09.12.2008 N 274, есть аналогичный пункт 25. "Работы по антикоррозийной защите строительных конструкций и оборудования 450157 Электрометаллизация поверхностей цинковой, алюминиевой, нихромовой и нержавеющей проволокой".
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия признает жалобу заявителя необоснованной по следующим основаниям.
Муниципальным заказчиком - администрацией городского округа "Александровск-Сахалинский район" был объявлен открытый аукцион по предмету: "Капитальный ремонт здания администрации" с начальной ценой контракта в размере 8 447 700 руб.
Извещение о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте Сахалинской области по размещению заказов www.gz.adm.sakhаlin.ru01.10.2010 и опубликовано в официальном печатном издании - газете "Губернские ведомости" от 02.10.2010 N 181 (3628).
Документация об аукционе утверждена мэром городского округа "Александровск-Сахалинский район" В.Ф. Никитиным.
Состав Единой постоянно действующей комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд городского округа "Александровск-Сахалинский район" утвержден Постановлением мэра городского округа "Александровск-Сахалинский район" от 30.08.2010 N 347.
25.10.2010 началась процедура рассмотрения заявок, поступивших от ООО "Альфа-Строй" (680001, г. Хабаровск, ул. Строительная, 27); ООО "Строитель-2007" (693010, г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 1-А); ООО "Южно-Курильское СМУ" (694500, пгт. Южно-Курильск, ул. Ильичева, 3-а); ООО "Востокстрой" (г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 32, оф. 8); ООО "Технострой" (г. Южно-Сахалинск, ул. Горького, 23, оф. 306); ООО "Белый явор" (693006, г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 72); ООО "СахСтройРесурс" (693022, г. Южно-Сахалинск, п/р Ново-Александровск, ул. 2-я Институская, 7-А); ООО "Сигал Бридж Корпорейшн" (693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 122, оф. 1); ООО "Ремсервис" (693000, г. Южно-Сахалинск, пр. Мира, 57, оф. 306-б); ООО "Дельта Индустрия" (693023, г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, 241А).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 25.10.2010 N 66 к участию в аукционе были допущены ООО "Строитель-2007", ООО "Белый явор", ООО "СахСтройРесурс", ООО "Сигал Бридж Корпорейшн", ООО "Дельта Индустрия".
Участникам размещения заказа ООО "Альфа-Строй", ООО "Южно-Курильское СМУ", ООО "Востокстрой", ООО "Технострой", ООО "Ремсервис" было отказано в допуске к участию в аукционе.
Участнику размещения заказа ООО "Технострой" было отказано в допуске к участию в аукционе, так как заявка данного участника размещения заказа не отвечала требованиям пп. 5 п. 14 раздела II информационной карты документации об аукционе, а именно: отсутствовал допуск к видам работ, предусмотренный в соответствии с п. 12.6 Перечня видов работ, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, "Устройство металлизационных покрытий".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе.
В силу п. 1 ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать в соответствии с чч. 2 и 3 ст. 35 данного закона требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению.
Согласно ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнить работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Учитывая действующее законодательство, для подтверждения соответствия требованию п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен представить в заявке свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сформированные в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
В соответствии с пп. 5 п. 14 раздела II Информационной карты документации об аукционе заявка участника размещения заказа должна содержать копию свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в соответствии Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Из анализа заявки ООО "Технострой" следует, что в составе последней представлена копия свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного в соответствии с Приказом Минрегиона России от 09.12.2008 N 274, утратившим силу с 01.07.2010.
При этом допуска в соответствии с пп. 5 п. 14 раздела II Информационной карты документации об аукционе - п. 12.6 "Устройство металлизационных покрытий" данное свидетельство не содержит, но содержит п. 25. "Работы по антикоррозийной защите строительных конструкций и оборудования 450157 Электрометаллизация поверхностей цинковой, алюминиевой, нихромовой и нержавеющей проволокой".
Виды работ, предусмотренные Перечнем, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, в отличие от видов работ, указанных в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона РФ 09.12.2008 N 274, в большинстве случаев сформулированы в иной редакции.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 данного закона.
Согласно ч. 3 ст. 36 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона о размещении заказов.
При таких обстоятельствах, поскольку документация об аукционе содержит требование о представлении копии свидетельства к видам работ, перечень которых сформирован в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, а в составе заявки ООО "Технострой" представлена копия свидетельства, выданного на основании утратившего силу Приказа Минрегиона РФ от 09.12.2008 N 274, решение об отказе в допуске к участию в торгах данному участнику является законным и принятым единой комиссией обоснованно, так как заявка не соответствовала требованиям документации об аукционе.
Кроме этого, в силу ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 данного Кодекса перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Раздел III указанного выше Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит п. 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Таким образом, участник размещения заказа, претендующий на заключение муниципального контракта, должен обладать свидетельством о допуске к видам работ, выданным саморегулируемой организацией, содержащим п. 33 раздела III Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
В силу пп. "а" п. 1.8.2 раздела I Инструкции участникам аукциона к участникам размещения заказа устанавливаются следующие требования: соответствие участников размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющимся предметом торгов.
Анализ документации об аукционе показал, что к участникам размещения заказа было установлено требование о наличии в свидетельстве о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выданного саморегулируемой организацией, в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 следующих видов допуска:
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов).
12.6. Устройство металлизационных покрытий.
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования.
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
Однако, заказчиком не установлено требование к участникам размещения заказа о наличии в свидетельстве о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выданного саморегулируемой организацией, в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 п. 33. "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Таким образом, не установив вышеуказанного требования к участникам размещения заказа, но установив иные требования, которые не предусмотрены законодательством, заказчик тем самым нарушил п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов.
Как установлено выше, для подтверждения соответствия участника размещения заказа, претендующему на заключение муниципального контракта, требованиям п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, заявка на участие в торгах должна содержать свидетельство о допуске к видам работ, выданное саморегулируемой организацией, содержащее п. 33 раздела III Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с пп. 5 п. 14 раздела II Информационной карты документации об аукционе заявка участника размещения заказа должна содержать копию свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в соответствии Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, включающее в себя следующие виды работ, необходимые для исполнения контракта:
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов).
12.6. Устройство металлизационных покрытий.
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования.
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
Однако, документация об аукционе не содержит требования о наличии в свидетельстве о допуске к видам работ, выданного саморегулируемой организацией, допуска 33. "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
При таких обстоятельствах, не установив в пп. 5 п. 14 раздела II Информационной карты документации об аукционе требования о наличии в свидетельстве о допуске к видам работ, выданного саморегулируемой организацией, допуска 33. "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), заказчик нарушил п. 1 ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов, согласно которому документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, в том числе требование к документу в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов.
В ходе проведения проверки Комиссией Сахалинского УФАС России были выявлены иные нарушения законодательства о размещении заказов, допущенные муниципальным заказчиком.
Частями 1, 2, 3 ст. 11 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов.
Согласно ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Пунктом 1.5 раздела I Инструкции участникам аукциона, в п. 9 раздела II Информационной карты аукциона заказчик установил следующее требование: привлечение соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению муниципального контракта возможно по согласованию с заказчиком.
Согласно ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Порядок заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд регулируется также ст.ст. 763-768 ГК РФ.
Учитывая, что ни положения Гражданского кодекса, ни Закона о размещении заказов не устанавливают требования о необходимости согласования привлечения к работам по договору строительного подряда для государственных и муниципальных нужд субподрядчиков, то данное требование установлено заказчиком в нарушение ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов.
Кроме того, поскольку такое согласование возможно только после исполнения контракта, то отказ заказчиком в согласовании привлечения субподрядных организаций, влечет невозможность исполнения контракта лицом, с которым заключен контракт.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь чч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Технострой"признать необоснованной.
2. Признать муниципального заказчика нарушившим п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 11, п. 1 ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов.
3. Выдать муниципальному заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы настоящей внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства по факту нарушения Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 2 ноября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016