Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 11 ноября 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии - Чеченина С.А.,
члены комиссии: Мороз С.В., Сирота А.В., Ким Е.Г.
рассмотрев материалы дела от 26.10.2010 N 06-03-10/38 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
представителя филиала ФГУП "ВГТРК" - "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Мурман" (ГТРК "Мурман") (доверенность N б/н от 29.04.2010 г.), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило заявление от гражданки о распространении на телеканале ГТРК "Мурман" в новостном выпуске рекламного сюжета автомобиля "WV POLO Sedan" с признаками нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В эфире телеканала Государственной телевизионной и радиовещательной компании "Мурман"( Филиал ФГУП ВГТРК) в выпуске новостей "Вести.Мурман" 17.09.2010 г. распространялся рекламный сюжет следующего содержания:
"За кадром: "Фольксваген Поло Седан" подготовлен немецким концерном специально для России. Конструкторы разработали высокую посадку, экономичный, но мощный мотор, просторный салон и не менее просторный багажник, специалисты уверяют, это-настоящее немецкое качество, которое говорит само за себя. Анна Григорьева, менеджер отдела продаж компании "Гуд-авто" рассказывает: "Очереди большие за этим автомобилем, заказы начали принимать с начала июня 2010 г. Он уже стал массовым автомобилем, в ближайшие дни сентября будет несколько автомобилей ездить по городу, первые автомобили уже начинают приходить. За кадром: цена базовой комплектации нового автомобиля - около 399 тысяч рублей. За эти деньги покупатель приобретает европейскую машину. Впрочем, оценить ее можно до покупки в автосалоне "Гуд-Авто", на улице Марата, 1. Можно записаться на тест-драйв. Фольксваген Поло Седан - ждет Северян!" (далее - рекламный сюжет автомобиля "WV POLO Sedan").
На протяжении рекламного сюжета демонстрировался автомобиль "Фольксваген Поло Седан" и автосалон "Гуд-Авто".
Заявительница указывает на тот факт, что рекламный сюжет не был предварительно объявлен, и на протяжении всей рекламы не появилось сообщения "реклама" или на "правах рекламы".
Рассмотрев материалы дела, изучив содержание рекламы, представленные документы и объяснения, комиссия установила следующее.
Согласно эфирному отчету о прохождении в программе ГТРК "Мурман" видеоматериалов, рекламный сюжет презентация автомобиля "WV POLO Sedan" выходил в эфир программы "Вести.Мурман" 17.09.2010 года в интервалах 07.35-07.41, 11.30-11.50, 14.25-14.45, 17.15-17.35 и 20.30-20.50.
Представленные Государственной телевизионной и радиовещательной компанией "Мурман" видеоматериалы программы "Вести.Мурман" от 17.09.2010 года на DVD носителе подтвердили факт отсутствия предварительного сообщения о рекламном сюжете автомобиля "WV POLO Sedan".
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о рекламе прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона о рекламе:
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, изложенная в сюжете, формирует интерес к автомобилю "WV POLO Sedan" и автосалону "Гуд-Авто" (Марата, 1) неограниченного круга лиц, побуждая посетить автосалон и стать обладателем автомобиля.
Подтверждение тому построение сюжета и закадровый текст рекламного сюжета: "Фольксваген Поло Седан" подготовлен немецким концерном специально для России. цена базовой комплектации нового автомобиля - около 399 тысяч рублей. За эти деньги покупатель приобретает европейскую машину. Впрочем, оценить ее можно до покупки в автосалоне "Гуд-Авто", на улице Марата, 1. Можно записаться на тест-драйв. Фольксваген Поло Седан - ждет Северян!".
На протяжении всего сюжета демонстрируется автосалон "Гуд-Авто" указывается его адрес (автосалон "Гуд-Авто", на улице Марата, 1). Менеджер отдела продаж автосалона Анна Григорьевна, находясь в автосалоне, ведет рассказ об автомобиле"WV POLO Sedan" (в кадре присутствует рекламируемый автомобиль).
Комиссия выделила объекты рекламирования:
1. автомобиль "WV POLO Sedan";
2. автосалон "Гуд-Авто".
В нарушение нормы Закона о рекламе, в новостном выпуске рекламный сюжет автомобиля "WV POLO Sedan" не предварялся сообщением о последующей трансляции рекламы.
Исследовав представленные материалы, комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 14 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона является ненадлежащей.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 14 Закона возложена на рекламораспространителя.
Согласно договору от 09.09.2010 N 206/10-195 на оказание услуг по размещению видеоматериала заказчика рекламораспространителем является ФГУП "ВГТРК" (Юридический адрес: 125040, г. Москва, 5-я ул. Ямского Поля, 19-21, почтовый адрес: 183032, г. Мурманск, сопка Варничная).
Договор N 206/10-195 на оказание услуг по размещению видеоматериалов в региональном эфире электронного средства массовой информации "Российское телевидение" (далее - Телеканал) в программе "Вести.Мурман" 17 сентября 2010 года в интервалах 07.35-07.41, 11.30-11.50, 14.25-14.45, 17.15-17.35 и 20.30-20.50 был заключен 09.09.2010. между ООО "Гуд-Авто" и Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" в лице директора филиала "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Мурман" (по доверенности).
При этом под региональном эфиром ЭСМИ "Российское телевидение" понимается режим включения программы регионального филиала ГТРК "Мурман" в телепрограмму "Российское телевидение" на Территории Мурманской области.
Акт N 597/206 от 17 сентября 2010 г. выполненных работ подписан сторонами без претензий к объёму, качеству и срокам оказания услуг.
Видеоматериал изготовлен на основе информации предоставленной заказчиком, что подтверждается материалами дела.
Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Мурман" письменным объяснением признает, что нарушила Закон о рекламе, разместив в региональном эфире рекламу без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламный сюжет "презентация автомобиля "WV POLO Sedan", размещенный в региональном эфире электронного средства массовой информации "Российское телевидение" в программе "Вести.Мурман" 17 сентября 2010 года в интервалах 07.35-07.41, 11.30-11.50, 14.25-14.45, 17.15-17.35 и 20.30-20.50, ненадлежащей рекламой, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 14 Закона о рекламе.
2. Выдать ФГУП "ВГТРК" предписание об устранении нарушения части 1 статьи 14 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГУП "ВГТРК".
Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2010 года. Решение в полном объеме изготовлено 12 ноября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Председатель комиссии: С.А.Чеченина
Члены комиссии: Е.Г.Ким, А.В. Сирота, С.В.Мороз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 11 ноября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016