Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 19 августа 2015 г. N 06-109/15
Заместитель руководителя - начальник отдела рекламы Новосибирского УФАС России Лопаткина Т.В., рассмотрев Протокол N 06-109/15 от "13" августа 2015 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении ООО "Компания Холидей" (ИНН/КПП 5406277570/543301001; адрес места нахождения: 630559, НСО, р.п. Кольцово, 12а; дата регистрации в качестве юр. лица: 19.03.2004 г.) по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в присутствии: "_" установил:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление (вх.N5897э от 11.12.2014 г.) по факту проведения магазином "Сибириада" акции "-10% Скидка до конца года!".
Из заявления следует, что заявитель совершил в течение ноября 2014 г. покупки в магазине "Сибириада" на общую сумму, превышающую 5 000 рублей, но обещанной при покупке товаров 10% скидки с 01.12.2014 г. ему предоставлено не было.
Требования заявителя заключаются в возмещении убытков, включая упущенную выгоду, компенсацию морального вреда и публичном опровержении магазином недостоверной рекламы (контрреклама).
При рассмотрении данного обращения Новосибирским УФАС России установлено следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в полномочия антимонопольного органа не входит решение вопроса о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, а также о компенсации морального вреда.
В соответствии с п.16 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, по указанному заявлению возбуждено дело по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе ООО "Компания Холидей".
При рассмотрении данного дела Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.
С целью увеличения товарооборота в супермаркетах "Холидей Классик", "Сибириада" Новосибирской области на основании приказа N241014П от 17.10.2014 г. ООО "Компания Холидей" проводилась акция "Новый год по старым ценам".
Согласно условиям указанной акции, утвержденной данным приказом:
Участвовать в акции могут, в том числе владельцы дисконтной карты "Сибириада".
Для того чтобы стать участником акции необходимо заполнить бланк в магазине участнике акции, передать его кассиру вместе с дисконтной картой и заплатить 1 рубль. Взамен участник получает временную дисконтную карту, подтверждающую участие в акции и дополнительную скидку по карте 0,1%. Информация об участии в акции и дополнительной скидке прикрепляется к карте в течение трех дней. Ввиду того, что при печати процента скидки получаемого клиентом за покупку товаров в чеке не выводятся дробные значения процента скидки и используется математическое округление его значения, фактически печатаемое значение процента скидки не изменяется. При этом фактически получаемая клиентом скидка, после трех дней с момента покупки временной дисконтной карты увеличивается на 0,1% до конца 2014 года или возврата товара временная дисконтная карта.
Все участники акции получают скидку 10% по своей дисконтной карте при сумме покупок 5000 рублей и больше. В сумму покупок включаются все покупки, совершенные с использованием дисконтной карты, которая применялась при продаже временной дисконтной карты, с момента продажи временной дисконтной карты до текущего момента.
Информация об участии в акции и скидка 10% прикрепляется к основной карте покупателя, поэтому предоставление временной дисконтной карты при покупках не требуется.
Скидка 10% начнет действовать в течение двух дней после того, как сумма покупок достигнет 5000 рублей.
Скидка 10% не распространяется на товары выделенные цветными ценниками, а также на табачную продукцию.
Скидка 10% действует при выполнении соответствующих условий до 31 декабря 2014".
Предоставляемая скидка не изменяет цену на крепкий алкоголь ниже разрешенной законодательством минимальной цены
Акцию можно подключить в период с 7 ноября 2014 по 30 ноября 2014. Подключение акции может быть продлено до 31 декабря.
Информация о проводимой акции распространялась на фасадных баннерах, рекламных плакатах, на бланках участника акции, а также на временной дисконтной карте.
В частности на временной дисконтной карте содержалась следующая информация: одна сторона: "-10%. Скидка до конца года! Сибириада Продукты питания";
вторая сторона: "Временная дисконтная карта "Новый год" памятка покупателю: 1. Временная дисконтная карта подтверждает ваше участие в акции. Предоставление временной дисконтной карты при совершении покупок не требуется.
2. Для получения скидки 10% до конца года приобретите товар на общую сумму 5 000 руб. с использованием вашей основной дисконтной карты в течение ноября.
3. Полные правила акции находятся в уголке покупателя в магазинах участниках акции".
Плакаты, размещаемые во входной зоне магазина, содержали следующую информацию: "Сибириада. Продукты питания. -10%*Скидка до конца года! 1.Заполните бланк и передайте его кассиру. 2. Приобретите товар на общую сумму 5000 руб. в течение ноября. 3.Получите скидку 10% до конца года. *Полные правила акции находятся в уголке покупателя в магазинах участниках акции".
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона "О рекламе", объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, размещенная на плакатах и дисконтных картах, соответствует понятию реклама, установленному п.1 ст.3 Федерального закона "О рекламе".
Заявителем 04.11.2014 г. была приобретена временная дисконтная карта. В течение ноября 2014 г. заявитель приобретал товары в магазине "Сибириада" по адресу г. Новосибирск, ул. Шлюзовая, д.26.
Общая сумма покупок за ноябрь 2014 г. составила: 7 225,7 руб. согласно чекам, представленным заявителем, в декабре 2014 г. скидка на покупку составила 5%, вместо 10% по акции, обещанной в рекламе.
Вместе с тем, ООО "Компания Холидей" представлен перечень товаров, на которые в период с 01.12.2014 г. по 31.12.2014 г. не распространялись условия акции "Новый год по старым ценам".
Учитывая данную информацию, заявителю не была предоставлена скидка в размере 10% от стоимости покупки на ряд товаров, на которые в момент покупки распространялись условия акции, в том числе:
02.12.2014 г. на товары: Газированный напиток К-К Швепс Биттер Лимон, Молоко ДМЗ 2,5% 1л пакет;
10.12.2014 г. на товары: Мандарины Бэби вес., Бедро ОПФ цыплят-бройлеров охл;
17.12.2014 г. на товары: Хлеб Восход Бородинский Особый, Сайра Россия натуральная д/м 230.
При этом, информация о том, что данные товары, находящиеся в ассортименте магазина, не участвуют в акции "Новый год по старым ценам" в рекламе отсутствовала.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения п.4 ч.3, ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу ч. 7 ст.5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Ответственность за нарушение требований ч.3, ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель (ч.6 ст.38 Федерального закона "О рекламе").
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно представленным документам рекламодателем является ООО "Компания Холидей" (ИНН 5406277570; Новосибирская область, р.п. Кольцово, 12А).
Из пояснений ООО "Компания Холидей" следует, что карта с номером "_", используемая Заявителем не подключалась к акции "Новый по старым ценам".
Согласно п.11 Приложению N1 к приказу N241014 от 17.10.2014 г. Условия акции "Новый год по старым ценам" акцию можно было подключить с 07.11.2014 по 30.11.2014.
Также из пояснений представителя ООО "Компания Холидей" следует, что до 07.11.2014 г. временные карты не должны были продаваться покупателям магазина, информационные и рекламные стенды, временные карты акции "Новый год по старым ценам" были переданы администрации магазина для ознакомления и заблаговременного размещения на стендах, до 07.11.2014 системы подключения к акции были отключены. В результате того, что временную карту продали раньше положенного срока, покупатель не смог стать участником акции.
Материалами дела установлено, что временная карта была приобретена 04.11.2014 г. в 14:12.
Согласно объяснениям управляющей магазина ООО "Компания Холидей", расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Шлюзовая 26, в котором была продана временная карта, Никулиной С.В., за неделю до начала акции она распечатала рекламные баннеры, получила временные дисконтные карты и рассказала об условиях акции сотрудникам магазина. Сотрудник кассы магазина не правильно поняла информацию об условиях акции, в результате чего временная карта была продана раньше положенного срока.
По мнению ООО "Компания Холидей", имеет место быть как вина управляющей магазином Никулиной С.В., допустившей продажу временных карт раньше положенного срока, так и вина Заявителя жалобы, который, ознакомившись с условиями акции, приобрел временную карту раньше положенного срока.
Все временные дисконтные карты, приобретенные покупателями, после 07.11.2014, были подключены к акции. Покупатели получали положенную скидку, что подтверждается выкопировкой из базы данных по картам покупателей.
ООО "Компания Холидей" считает, что в действиях Общества отсутствуют нарушения законодательства о рекламе. Проводимая акция "Новый год по старым ценам" была добросовестной и достоверной, ее условия исполнялись.
Недоразумение с Заявителем жалобы, возникло в результате ошибки должностного лица.
ООО "Компания Холидей" представила доказательства того, что рассматриваемая акция действительно проводилась, и потребителям, выполнившим необходимые условия акции, предоставлялась скидка в размере 10%.
Комиссия Новосибирского УФАС России не принимает указанные доводы лица на основании следующего.
Согласно ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В тексте рекламы: "Новый год по старым ценам" содержится подробная информации о том, какие действия необходимо совершить владельцу постоянной дисконтной карты, чтобы стать участником акции "Новый год по старым ценам". При этом, в рекламе отсутствует указание, в какие сроки происходит подключение к предлагаемой акции. Из текста условий акций не следует, каким образом происходит подключение к акции и кто его осуществляет.
Таким образом, данная информация является существенной для заявителя и ее отсутствие ввело потребителя в заблуждение относительно условий приобретения временной дисконтной карты и в дальнейшем получения скидки на покупки в магазине "Сибириада". Ошибка должностного лица ООО "Компания Холидей" повлекла недостоверность рассматриваемой рекламы для конкретного потребителя. Следовательно, Обществом нарушены требования ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, со стороны заявителя были выполнены все необходимые действия для участия в данной акции.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии ч.1 ст.5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно п. 4 ст.3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, решением Комиссии Новосибирского УФАС России реклама, размещенная в ноябре-декабре 2014 г. внутри магазина "Сибириада" по адресу г. Новосибирск, ул. Шлюзовая, д.26 следующего содержания: "Сибириада. Продукты питания. -10%*Скидка до конца года! 1.Заполните бланк и передайте его кассиру. 2. Приобретите товар на общую сумму 5000 руб. в течение ноября. 3.Получите скидку 10% до конца года. *Полные правила акции находятся в уголке покупателя в магазинах участниках акции" признана ненадлежащей, а ООО "Компания Холидей" нарушившим п. 4 ч.3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, а также ч. 7 ст.5 Федерального закона "О рекламе" в соответствии с которой, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с ч.4 ст.38 Федерального закона "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Место совершения нарушения: г. Новосибирск.
Дата совершения нарушения: ноябрь-декабрь 2014 г.
В пояснениях к протоколу представитель ООО "Компания Холидей" изложил следующее. Рассматриваемая реклама, по мнению Общества, является достоверной, ее условия исполнялись. Непредставление скидки заявителю произошло в результате ошибки должностного лица Общества и не должно повлечь ответственность юридического лица. При этом, представитель указал, что рассматриваемое деяние является малозначительным.
Антимонопольный орган не находит основания для освобождения от ответственности юридическое лицо на основании следующего.
Как указано в пунктах 18, 18.1 Постановлении Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае каких-либо исключительных обстоятельств правонарушения не установлено, нарушение выявлено в связи с поступившим заявлением о ненадлежащей рекламе и реально установленным фактом введения в заблуждение.
Оснований для уменьшения размера штрафа не установлено.
Также, в соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но все зависящие от него меры не были приняты.
Согласно ч.3 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Срок давности привлечения Общества с ограниченной ответственностью "Компания Холидей" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Учитывая характер правонарушения, имущественное и финансовое положение, наличие смягчающих обстоятельств (приняты меры по устранению нарушения), отсутствие отягчающих обстоятельств, руководствуясь статьями 4.3, 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать общество с ограниченной ответственностью "Компания Холидей" (ИНН/КПП 5406277570/543301001; адрес места нахождения: 630559, НСО, р.п. Кольцово, 12а; дата регистрации в качестве юр. лица: 19.03.2004 г.) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Применить к ООО "Компания Холидей" (ИНН/КПП 5406277570/543301001; адрес места нахождения: 630559, НСО, р.п. Кольцово, 12а; дата регистрации в качестве юр. лица: 19.03.2004 г.) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушений р/с 40101810900000010001 в Сибирском ГУ Банка России г. Новосибирск, БИК 045004001, получатель: УФК по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098 / КПП 540501001, КБК 161 1 16 26000 01 6000 140, ОКТМО 50701000 назначение платежа: административный штраф за нарушение законодательства о рекламе.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 - 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно требованиям статьи 29.11 КоАП РФ, данное Постановление по делу об административном правонарушении объявлено немедленно по окончании рассмотрения дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 19 августа 2015 г. N 06-109/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016