Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 14 августа 2015 г. N 06-12/15-106
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председатель комиссии Мурманского УФАС:
Попова И.Н. - зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
члены комиссии Мурманского УФАС:
Воронина К.Ф. - начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Клименко Е.В. - специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
Федерального государственного унитарного предприятия атомного флота (далее - ФГУП "Атомфлот", Заказчик, Организатор торгов) - <> (по доверенности N3525-106д от 18.06.2015 г.), <> (по доверенности N7970-31д от 19.12.2014 г.), <> (по доверенности N4743-113д от 13.08.201г.),
директора общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Заполярье" - <> (Приказ N28К от 22.06.2005 г.)
рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Заполярье" (далее - ООО "СК "Заполярье", Общество, Заявитель) на действия организатора торгов - ФГУП "Атомфлот" при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ для нужд ФГУП "Атомфлот" (номенклатурная группа N21.2 - прочие работы), в том числе: строительство площадки для складирования грузов; разборка здания очистных сооружений промстоков; ремонт здания блока вспомогательных цехов (БВЦ); ремонт части здания ремонтно-технологического корпуса (РТК) зона "А" номер извещения: 31502615847 (далее - запрос предложений), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 07 августа 2015 года обратилось Общество с жалобой на действия Заказчика при проведении запроса предложений.
Из существа поданной жалобы следует, что Заказчик в качестве единого базиса сравнение ценовых предложений использует цены предложений участников без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Заявитель считает, что данные действия ставят участников, применяющих упрощённую систему налогообложения (далее - УСН), в неравные условия с участниками, работающими по общей системе налогообложения. По мнению Общества, ограничивается свободная конкуренция.
Заявитель просит рассмотреть правомерность действий закупочной комиссии.
Организатор торгов представил письменные пояснения на жалобу от 13 августа 2015 г. N 4716, в которых указал, что с доводами Общества не согласен и считает, что процедура проведения закупки осуществлена в соответствии с действующим законодательством.
Комиссия Мурманского УФАС, проанализировав доводы Заявителя, пояснения Заказчика, изучив представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Мурманского УФАС установлено, что запрос предложений проводился Заказчиком в соответствии с единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утверждённого решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07 февраля 2012 N 37 (далее - Положение о закупке).
Заказчик 29 июля 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru опубликовал извещение о закупке N 31502615847 "выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ для нужд ФГУП "Атомфлот" (номенклатурная группа N21.2 - прочие работы), в том числе: строительство площадки для складирования грузов; разборка здания очистных сооружений промстоков; ремонт здания блока вспомогательных цехов (БВЦ); ремонт части здания ремонтно-технологического корпуса (РТК) зона "А"".
Порядок и условия проведения открытого запроса предложений регламентированы частью 19 Положения о закупке.
Согласно пункту 19.1.3 Положения о закупке в случае проведения запроса предложений в электронной форме дополнительно применяются положения подраздела Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден и раздела Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден Положения о закупке.
Критерии отбора и оценки установлены в части 12.7 Положения о закупке.
В подпункте 12.7.4.1 пункта 12.7.4 части 12.7 Положения о закупке указаны критерии оценки в конкурсе, запросе предложений, конкурентных переговорах, в том числе цена договора, цена единицы продукции.
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 12.7.11 части 12.7 Положения о закупке при определении порядка оценки по критерию "цена договора, цена единицы продукции" (п.12.7.4.1) заказчик проводит анализ назначения приобретаемой продукции для определения права заказчика произвести налоговый вычет НДС в соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации. В зависимости от результатов анализа заказчиком в документации о закупке определяется единый базис сравнения ценовых предложений в случае, если заказчик применяет налоговый вычет НДС в отношении приобретаемой продукции, то в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений используются цены предложений участников без учета НДС.
Согласно пункту 12.7.12 части 12.7 Положения о закупке порядок определения и основание выбора единого базиса сравнения ценовых предложений должны быть описаны в документации о закупке.
Частью 8 статьи 4 Закона о закупках определено, что извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В силу пункта 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
В соответствии с пунктом 8 Извещения о проведении закупки начальная (максимальная) цена договора составляет: 11 718 506 (Одиннадцать миллионов семьсот восемнадцать тысяч пятьсот шесть) рублей 00 копеек, включая НДС. В связи с тем, что заказчик применяет налоговый вычет НДС в соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении всех приобретаемых товаров (работ, услуг) - в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений используются цены предложений участников без учета НДС. Начальная (максимальная) цена договора 9 930 937 (Девять миллионов девятьсот тридцать тысяч девятьсот тридцать семь) рублей 29 копеек, без учета НДС.
Предложение участника о цене договора также не должно превышать начальную (максимальную) цену договора без учета НДС.
Цена договора включает в себя расходы, предусмотренные условиями проекта Договора (Часть 3 "Проект договора"), с учетом требований Тома 2 "Техническая часть" являющимся неотъемлемой частью Документации настоящего запроса предложений.
Согласно пункту 3.2 части 1 закупочной документации ввиду того, что в соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации заказчик имеет право применить налоговый вычет НДС в отношении приобретаемых товаров (работ, услуг), единый базис сравнения ценовых предложений: без учета НДС. Приведение ценовых предложений участников закупки к единому базису осуществляется путем вычета суммы НДС из цен, предлагаемых участниками закупки, являющимися плательщиками НДС.
В приложении N15 к положению о закупке определена методика установления требований и критериев оценки заявок в документации о закупке, рассмотрения заявок участников (отборочная и оценочная стадии).
Таким образом, Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу, что Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны соблюдать принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг организациями, перечисленными в части 2 статьи 1 указанного Закона, при этом не определяет порядок закупки, что относит к обязанности заказчиков.
Документация о закупке, как следует из положений пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Регулирование порядка выбора победителя закупочной процедуры, в силу изложенного выше, а также положений части 1 статьи 1 Закона о закупках, предполагает возможность осуществления такого выбора наиболее приемлемым для заказчика способом с учетом особенностей осуществляемой заказчиком хозяйственной деятельности, характеристик закупаемых товаров, работ, услуг и, соответственно, не исключает право последнего предусмотреть особенности порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, в части оценки и сопоставления ценовых предложений таких участников, при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации, в частности, антимонопольного, что следует из положений статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Исходя из смысла положения Закона о закупках и Налогового кодекса Российской Федерации, преимущества хозяйствующим субъектам, являющимся плательщиками НДС, участвующих в закупках не предусмотрены.
Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может, привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то есть привести к созданию неравных условий и, соответственно, ограничению конкуренции, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Данные требования законодательства согласуются с тем, что предпринимательская деятельность в силу положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Участники закупки, принимая решение об участии в закупке, самостоятельно формируют предложения по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей, с учетом интереса одержать победу. Предлагая определенную цену, участник несет риск получения меньшего количества баллов при наличии лучшего предложения другого участника закупки, что в конечном итоге определяет конкуренцию при проведении закупки.
Согласно документации о проведении запроса предложений порядок закупки, допускает уменьшение ценного предложения участника, являющегося плательщиком НДС на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными.
Таким образом, для решения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" признаков нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Мурманского УФАС приняла решение передать в ФАС России информацию для рассмотрения по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Мурманского УФАС, решила:
Признать жалобу ООО "СК "Заполярье" на действия организатора торгов - ФГУП "Атомфлот" при проведении запроса предложений действия организатора торгов - ФГУП "Атомфлот" при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ для нужд ФГУП "Атомфлот" (номенклатурная группа N21.2 - прочие работы), в том числе: строительство площадки для складирования грузов; разборка здания очистных сооружений промстоков; ремонт здания блока вспомогательных цехов (БВЦ); ремонт части здания ремонтно-технологического корпуса (РТК) зона "А" номер извещения: 31502615847 необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 14 августа 2015 г. N 06-12/15-106
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016