Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 6 декабря 2010 г.
Резолютивная часть объявлена 23 ноября 2010 года
В полном объеме решение изготовлено 06 декабря 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства NА-468/15-10 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", возбужденного в отношении Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, установила:
Согласно Приказу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N761 от 17.09.2010 г. "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" председателем Комиссии по рассмотрению дела NА-468/15-10 был назначен заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - "_".
В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N77-0 от 08.11.2010 г. обязанности председателя комиссий по возбужденным делам о нарушении антимонопольного законодательства возложено на заместителя руководителя "_".
Отделом контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление) была проведена плановая проверка на предмет соответствия антимонопольному законодательству нормативно-правовых актов Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан.
По результатам проверки выявлено, что Администрацией муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан было издано Постановление N1/6 от 21.01.2008 г. "О проектировании и строительстве хозяйственного дома-склада на территории бывшей деревни Тумаш-Елга Бижбулякского района РБ для Бижбулякского ДРСУ" без соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации.
Принятое Администрацией муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан Постановление N1/6 от 21.01.2008 г. "О проектировании и строительстве хозяйственного дома-склада на территории бывшей деревни Тумаш-Елга Бижбулякского района РБ для Бижбулякского ДРСУ" имеет признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части не соблюдения порядка предусмотренного Земельным кодексом РФ, в частности, отсутствия предусмотренного пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ обязательного опубликования информации в СМИ о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
На заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России представителем Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан было предоставлено следующее объяснение по рассматриваемому делу:
Акт выбора земельного участка подготовлен на основании заявления начальника Бижбулякского ДРСУ Нуриахметова Р.Г. На момент подготовки акта выбора земельного участка и постановления главы Администрации муниципального района земельный участок, на котором предлагалось строительство, был оформлен в аренду от 16 марта 2006 года N22 сроком на 49 лет.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам:
Принятое Администрацией муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан постановление N1/6 от 21.01.2008 г. "О проектировании и строительстве хозяйственного дома-склада на территории бывшей деревни Тумаш-Елга Бижбулякского района РБ для Бижбулякского ДРСУ" содержит нарушение части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части не соблюдения порядка предусмотренного Земельным кодексом РФ, в частности, отсутствия, предусмотренного п.3 ст.31 ЗК РФ, обязательного опубликования информации в СМИ о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В соответствии с п.3 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Администрацией муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан доказательств предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предполагаемой передачи данного земельного участка, а также иных доказательств соблюдения порядка, установленного законодательством Российской Федерации, на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России не представлено.
Таким образом, Администрация муниципального Бижбулякский район Республики Башкортостан не опубликовав информацию в СМИ о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, утвердила акт выбора земельного участка на проектирование хозяйственного дома-склада на территории бывшей деревни Тумаш-Елга Бижбулякского района РБ, а также разрешила Бижбулякскому ДРСУ строительство хозяйственного дома-склада на территории бывшей деревни Тумаш-Елга Бижбулякского района РБ на земельном участке площадью 22815 кв.м. Бижбулякского района РБ, тем самым предоставила преимущественное положение Бижбулякскому ДРСУ по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, чем ущемила права иных хозяйствующих субъектов.
Следовательно, факт принятия Администрацией муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан вышеуказанного постановления нарушает требования части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", и является актом ограничивающий конкуренцию, поскольку данными действиями отдельному хозяйствующему субъекту - Бижбулякскому ДРСУ были предоставлены более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, что создает условия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Данная норма носит императивный (безусловный) характер, при этом доказывания факта ограничения конкуренции не требуется.
Кроме того, отметим, что целями законодательства о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных олрганов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (статьи 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции").
Исходя из содержания норм антимонопольного законодательства, в частности статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", указанные запреты ориентированы на органы публичной власти и распространяются на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Данные запреты преследуют цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия.
Таким образом, одним из обязательных условий отнесения соответствующих отношений к подлежащим регулированию Законом о конкуренции является влияние этих отношений на конкуренцию, определение которой дано в пункте 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Конкуренция согласно п. 7 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции"- это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
При этом, признаки ограничения могут быть как поименованные в п.17 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" признаки, так и иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует что в действиях Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан содержатся нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в принятии ограничивающего конкуренцию акта - Постановления N1/6 от 21.01.2008 г. "О проектировании и строительстве хозяйственного дома-склада на территории бывшей деревни Тумаш-Елга Бижбулякского района РБ для Бижбулякского ДРСУ", и предоставлении Бижбулякскому ДРСУ более выгодных условий деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами путем утверждения акт выбора земельного участка на проектирование хозяйственного дома-склада на территории бывшей деревни Тумаш-Елга Бижбулякского района РБ, и дачи разрешения Бижбулякскому ДРСУ на строительство хозяйственного дома-склада на территории бывшей деревни Тумаш-Елга Бижбулякского района РБ на земельном участке площадью 22815 кв.м. Бижбулякского района РБ, без предварительной и заблаговременной публикации сообщения, что привело или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России решила:
1. Признать нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Администрацию муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, выразившиеся в принятии ограничивающего конкуренцию акта - Постановления N1/6 от 21.01.2008 г. "О проектировании и строительстве хозяйственного дома-склада на территории бывшей деревни Тумаш-Елга Бижбулякского района РБ для Бижбулякского ДРСУ", и предоставлении Бижбулякскому ДРСУ более выгодных условий деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, путем утверждения акт выбора земельного участка на проектирование хозяйственного дома-склада на территории бывшей деревни Тумаш-Елга Бижбулякского района РБ, и дачи разрешения Бижбулякскому ДРСУ на строительство хозяйственного дома-склада на территории бывшей деревни Тумаш-Елга Бижбулякского района РБ на земельном участке площадью 22815 кв.м. Бижбулякского района РБ, без предварительной и заблаговременной публикации сообщения.
2. Выдать предписание Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции со сроком исполнения до 20.12.2010 г. (до двадцатого декабря 2010 года).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N _______________
06 декабря 2010 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 23 ноября 2010 года (в полном объеме решение изготовлено 06 декабря 2010 года) по делу NА-468/15-10 о нарушении Администрацией муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан (452040, Республика Башкортостан, Бижбулякский район, с. Бижбуляк, ул.Победы, 13) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан в срок до 20 декабря 2010 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в принятии ограничивающего конкуренцию акта - Постановления N1/6 от 21.01.2008 г. "О проектировании и строительстве хозяйственного дома-склада на территории бывшей деревни Тумаш-Елга Бижбулякского района РБ для Бижбулякского ДРСУ", и предоставлении Бижбулякскому ДРСУ более выгодных условий деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, путем утверждения акт выбора земельного участка на проектирование хозяйственного дома-склада на территории бывшей деревни Тумаш-Елга Бижбулякского района РБ, и дачи разрешения Бижбулякскому ДРСУ на строительство хозяйственного дома-склада на территории бывшей деревни Тумаш-Елга Бижбулякского района РБ на земельном участке площадью 22815 кв.м. Бижбулякского района РБ, без предварительного и заблаговременного информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, а именно совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 6 декабря 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016