Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
(опубликовано 29 ноября 2010 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председателя комиссии:
Мильчакова В.В. - руководителя Кировского УФАС России,
Членов комиссии:
Кузнецовой А.М. - начальника отдела КРЗ Кировского УФАС России;
Видягина С.П. - специалиста отдела КРЗ Кировского УФАС России;
Парфенова А.Г. - ведущего специалиста-эксперта отдела КРЗ Кировского УФАС России,
в присутствии:
Бондаревой Т.Г. - представителя ООО "Экспресс Медицина", по доверенности;
Савельевой И.Ю. - представителя ООО "Экспресс Медицина", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Экспресс Медицина" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Управления муниципального заказа администрации города Кирова (далее - Уполномоченный орган, Аукционная комиссия уполномоченного органа) при проведении открытого аукциона N 914 на право заключения муниципального контракта на поставку прикроватных мониторов для пациентов (далее - Аукцион)
У С Т А Н О В И Л А:
16 ноября 2010 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Экспресс Медицина" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа об отказе в допуске к участию в открытом аукционе N 914 на право заключения муниципального контракта на поставку прикроватных мониторов для пациентов в связи с непредставлением документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе.
Заявитель указал, что ему отказано в допуске к участию в аукционе по п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в связи с непредставлением документов, предусмотренных Информационной картой аукциона, а именно: документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
По мнению Заявителя в составе заявки приложено платежное поручение N 323 от 03.11.2010 г. с отметкой банка об оплате.
Считает ссылку уполномоченного органа на ст. 12 Закона о размещении заказов необоснованной, так как исполненное банком платежное поручение имеется в составе заявки на участие в аукционе. Просит признать незаконным отказ в допуске, отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе и протокол открытого аукциона, обязать комиссию Уполномоченного органа повторно провести процедуру рассмотрения заявок на участие в аукционе и процедуру открытого аукциона.
Размещение данного заказа было приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
От Уполномоченного органа были запрошены дополнительные сведения по существу рассматриваемой жалобы.
Уполномоченный орган представил запрошенные документы и письменные пояснения по существу жалобы, указав следующее:
В составе заявки ООО "Экспресс Медицина" содержится платежное поручение по обеспечению заявки на участие в аукционе, которое не подтверждает факт перечисления денежных средств, так как не содержит даты списания денежных средств со счета плательщика.
Документация об аукционе содержит требования к платежному поручению, в соответствии с которыми платежное поручение должно содержать отметку (штамп) банка, подпись ответственного плательщика и дату (в верхней строке документа) списания со счета плательщика денежных средств.
Согласно пункту 3.8. Положения ЦБР N 2-П при оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле "Списано со сч. плат." проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика, в поле "Отметки банка" ставится штамп и подпись ответственного исполнителя.
По мнению Уполномоченного органа, Заявитель, подав заявку на участие в аукционе, согласился со всеми требованиями документации, следовательно, и с требованиями к платежному поручению.
Таким образом, приложив платежное поручение, не содержащее дату в поле "Списано со сч. плат.", Заявителем не был предоставлен документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, отказ в допуске участнику размещения заказа произведен правомерно, жалоба является необоснованной.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов при рассмотрении жалобы по существу проводится внеплановая проверка данного размещения заказа.
На заседании комиссии представители Заявителя полностью поддержали доводы жалобы. Дополнительно пояснили, что кредитное учреждение, в котором они обслуживаются, все платежные поручения выдает с незаполненной графой о дате списания денежных средств.
При подаче заявок на участие в иных торгах, где содержится аналогичное требование предоставления в составе заявки платежного поручения, аукционными (едиными) комиссиями заказчиков, уполномоченных органов данные платежные поручения принимаются как надлежащие.
В обоснование своей позиции представили оригиналы платежных поручений имеющихся в обществе.
Представители Уполномоченного органа, Аукционной комиссии уполномоченного органа на заседание комиссии не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.
В ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки, заслушав пояснения Заявителя и Заказчика, рассмотрев имеющиеся документы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Пункт 8 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов устанавливает, что документация об аукционе помимо сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4, 4.2 - 5, 6, 7 и 10 части 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, должна содержать сведения о размере обеспечения заявки на участие в аукционе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в аукционе.
Частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов определен состав сведений и документов которые должны содержаться в заявке на участие в аукционе.
Согласно пп. А п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
Частью 3 статьи 35 Закона о размещении заказов установлен запрет требования от участника размещения заказа иного, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и сведений.
Проверка документации открытого аукциона N 914 на право заключения муниципального контракта установила:
Документация об аукционе утверждена 14 октября 2010 г. начальником управления муниципального заказа администрации города Кирова.
Пункт 31 Информационной карты аукциона устанавливает, что факт внесения денежных средств в обеспечение заявки на участие в аукционе подтверждается наличием платежного поручения или копией платежного поручения участника размещения заказа. Платежное поручение должно содержать отметку (штамп) банка, подпись ответственного лица плательщика и дату (в верхней строке документа) списания со счета плательщикаденежных средств.
Пунктом 2 Примера формирования документов на участие в аукционе и заполнения приложения (описи) к заявке (форма N 1) установлены такие же условия оформления платежного поручения.
Указаны реквизиты получателя денежных средств.
Таким образом, установив в пункте 31 Информационной карты аукциона требования к оформлению платежного поручения, не предусмотренные ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов, Уполномоченный орган нарушил п. 8 ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов, а так же часть 3 статьи 35 Закона о размещении заказов в силу следующего:
В соответствии со ст. 863 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) при расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Статьей 865 ГК РФ установлен порядок исполнения поручения, согласно которому банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя средств для ее зачисления на счет лица, указанного в поручении, в срок, установленный пунктом 1 статьи 863 ГК РФ.
Согласно ст. 849 ГК РФ банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.
Согласно п.4.3 ч. 2 и п. 1.6 ч. 3 Положения ЦБР N 2-П перечисление средств не ограничивается списанием их со счета клиента. Необходимо, чтобы соответствующая сумма была списана с корреспондентского счета банка и зачислена на корреспондентский счет банка, в котором открыт счет получателя средств, или на корреспондентский счет промежуточного банка. Суммы, списанные со счета клиента, но не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах, учитываются банком как просроченная кредиторская задолженность. Перечисление средств подтверждается выпиской не по счету клиента, а по корреспондентскому счету банка.
Исходя из вышеизложенного, платежное поручение, в том смысле, который предусматривается пп. А п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов даже при отсутствии отметки банка о списании денежных средств со счета является документом, подтверждающим перечисление денежных средств.
Кроме того, для зачисления денежных средств по обеспечению заявки открыт специальный счет, выписки из которого, в случае проверки на предмет недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов, позволяют отследить зачисление денежных средств участников размещения заказа.
Проверка действий аукционной комиссии по отклонению аукционной заявки ООО "Экспресс Медицина" показала:
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения такой заявки указано в об аукционе.
Согласно пп. А п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
Пунктом 4 Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе участниками размещения заказа установлено, что подача документов в составе заявки на участие в аукционе, в том числе и платежного поручения, означает, что участник размещения заказа подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе документов и сведений.
Согласно части 4 статьи 12 Закона о размещении заказов в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 31.4, частью 2 статьи 35 или частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения.
Согласно части 3 совместного Письма МЭР РФ и ФАС РФ от 19 августа 2009 года N 13613-АП/Д05 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в соответствии с подпунктом а) пункта 3 части 3 статьи 25, подпунктом а) пункта 3 части 2 статьи 35 Закона участник размещения заказа должен предоставить в составе заявки на участие в торгах документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, в случае, если в документации о торгах содержится указание на требование обеспечения заявки на участие в торгах (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, или копию такого поручения).
Минэкономразвития России и ФАС России обращают внимание, что в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить участника размещения заказа от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 35 Закона.
При этом Минэкономразвития России и ФАС России считают, что конкурсная или аукционная комиссия вправе отказать участнику в допуске к участию в торгах на основании непредставления в составе заявки платежного поручения (копии платежного поручения), а также в случае, если в представленном платежном поручении (копии платежного поручения) содержатся реквизиты заказчика и сведения о назначении платежа, не соответствующие указанным в документации о торгах, а также в случае, если сумма платежа менее указанного в документации размера обеспечения заявки. В иных случаях отказ в допуске к участию в торгах в связи с непредставлением или представлением в составе заявки ненадлежащего платежного поручения (копии платежного поручения) будет являться нарушением части 2 статьи 12 Закона.
Минэкономразвития России и ФАС России считают, что в случае непоступления в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в торгах средств в качестве обеспечения таких заявок на счет, реквизиты которого указаны в документации о торгах, или поступления таких средств в объеме, не соответствующем указанному в документации о торгах, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отклонить участника размещения заказа от участия в торгах по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 12 Закона. Также участник размещения заказа должен быть отклонен от участия в торгах на основании части 4 статьи 12 Закона в случае, если денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в торгах поступили на счет по платежному поручению, иному, чем представленное в заявке.
Из протокола N 914-1 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 16.11.2010 г. следует, что в составе заявки ООО "Экспресс Медицина" отсутствует документ, требуемый в соответствии с Информационной картой аукциона: документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (в представленном платежном порученииотсутствует датасписания денежных средств со счета плательщика, что является непредставлением документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе).
По такому же основанию отклонен и участник размещения заказа ООО "Техмедимпекс".
Указанием Банка России от 24 апреля 2003 г. N 1274-У "Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России" (далее - Указание N 1274-У) установлен порядок применения кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России, не являющимися кредитными организациями (филиалами), расчетных документов в электронной форме при осуществлении безналичных расчетов через расчетную сеть Банка России.
Из представленной копии заявки ООО "Экспресс Медицина" следует, что платежное поручение N 323 от 03.11.2010 г. в поле "Отметки банка" содержит сведения о наименовании филиала банка, где производится обслуживание ООО "Экспресс Медицина", реквизиты БИК и кор. счета банка, проставлена дата - 03.11.2010 г. Поле "Списано со сч. плат." является незаполненным. Видно, что расчеты между ООО "Экспресс Медицина" и обслуживающим филиалом банка осуществляются в электронном виде.
Согласно требованиям Указания N 1274-У поле "Списано со сч. плат." заполняют кредитные организации (филиалы).
Согласно пункту 3.8 Положения Банка России N 2-П при оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле "Списано со сч. плат." проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика, в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Буквальное толкование данного пункта показывает, что при оплате платежного поручения штамп банка и подпись ответственного исполнителя ставится в платежном поручении лишь после того, как произведено списание денежных средств, т.е. после проставления даты списания денежных средств.
При этом Положение Банка России N 2-П не может применяться в полном объеме в отношении электронных расчетов между организацией и кредитным учреждением.
Как следует из представленных в составе жалобы документов, платежное поручение от 03.11.2010 N 323 на сумму 240 000 руб. является надлежащим доказательством уплаты обеспечения заявки на участие в аукционе, поскольку электронный платеж ООО "Экспресс Медицина" произведен через операционный офис "Кировский" Нижегородского филиала ОАО АКБ "РОСБАНК" г. Нижний Новгород 03.11.2010 г. в соответствии с положениями Указания Центрального банка Российской Федерации от 24.04.2003 N 1274-У.
Следовательно, платежное поручение, предусмотренное пп. А п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 35 Закона о размещении заказов, имеется в составе заявки на участие в аукционе, аукционная комиссия Уполномоченного органа неправомерно отказала Заявителю в допуске к участию в открытом аукционе по п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов в связи с непредставлением документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Экспресс Медицина" на действия аукционной комиссии управления муниципального заказа администрации МО "Город Киров", выразившиеся в нарушении пункта 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона N 914 на право заключения муниципального контракта на поставку прикроватных мониторов для пациентов.
2. Признать нарушение управлением муниципального заказа администрации МО "Город Киров" пункта 8 части 4 статьи 34, части 3 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого аукциона N 914 на право заключения муниципального контракта на поставку прикроватных мониторов для пациентов.
3. Выдать аукционной комиссии управления муниципального заказа администрации МО "Город Киров" и управлению муниципального заказа администрации МО "Город Киров" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы начальнику отдела Кузнецовой Алевтине Михайловне для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении начальника управления муниципального заказа администрации МО "Город Киров" Матковского С.В.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 ФЗ Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
23.11.2010 г.
П Р Е Д П И С А Н И Е
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председателя комиссии:
Мильчакова В.В. - руководителя Кировского УФАС России,
Членов комиссии:
Кузнецовой А.М. - начальника отдела КРЗ Кировского УФАС России,
Видягина С.П. - специалиста отдела КРЗ Кировского УФАС России,
Парфенова А.Г. - ведущего специалиста-эксперта отдела КРЗ Кировского УФАС России
на основании своего решения от 23.11.2010 года по делу N 119/03-10-з о нарушении Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. Аукционной комиссии Управления муниципального заказа администрации МО "Город Киров" прекратить нарушение п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов:
- отменить протокол открытого аукциона N 914-2 от 17.11.2010 г.;
- отменить протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 914-1 от 16.11.2010 г.;
- допустить ООО "Экспресс Медицина" и иных участников размещения заказа, отклоненных по п. 3 ч.1 ст. 12 Закона о размещении заказов, к участию в открытом аукционе;
- повторно провести процедуру открытого аукциона.
2. Управлению муниципального заказа администрации МО "Город Киров" при последующих размещениях заказов прекратить нарушение п. 8 ч. 4 ст. 34, ч. 3 ст. 35 Закона о размещении заказов:
- не включать в документации об аукционе требований к оформлению платежного поручения, не предусмотренных пунктом 8 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов.
3. Сообщить об исполнении указанного предписания в срок до 07.12.2010 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (опубликовано 29 ноября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016