Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 12 августа 2015 г. N 05-04.1/107-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
< _ >
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Групп" (далее - ООО "СТМ-Групп", Заявитель) на действия акционерного общества "Омский завод транспортного машиностроения" (далее - АО "Омсктрансмаш", Заказчик, Ответчик) по проведению запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку ферросиликомарганца для нужд АО "Омсктрансмаш" (извещение о проведении запроса цен N 31502425855 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на ЭТП http://www.b2b-uvz.ru в сети "Интернет") (далее - Запрос цен, Закупка),
в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,
в присутствии:
- представителей Заказчика - АО "Омсктрансмаш" < _ >
- представителя Организатора Закупки - АО "УБТ-Уралвагонзавод" < _ > установила:
1. В Омское УФАС России из Свердловского УФАС России поступила жалоба ООО "СТМ-Групп" (вх. от 03.08.2015 N 7126) на действия комиссии по проведению Запроса цен. Заявитель считает, что закупочная комиссия неправомерно отказала ООО "СТМ-Групп" в допуске к участию в запросе цен.
Заявитель, участник Запроса цен, считает, что при проведении торгов нарушены пункт 2 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно протоколу закупочной процедуры от 19.06.2015 N ЗЦ-0320/2015/06 заявка ООО "СТМ-Групп" отклонена по причине не предоставления документа, подтверждающего обязательную сертификацию поставляемой продукции - письмо о подаче оферты содержит информацию, что товары, являющиеся предметом закупки, подлежат обязательной сертификации.
Заявитель отмечает, что товар, являющийся предметом Закупки, не подлежит обязательной сертификации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (товар не входит в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации на территории РФ), суждения Заказчика основываются на письме ООО "СТМ-Групп", в котором указано, что товары, являющиеся предметом закупки, подлежат обязательной сертификации.
Заявитель считает, что требование о предоставлении сертификата обязательной сертификации не может исходить на основании отметки участника, так как в расшифровке данного пункта Заказчиком дана однозначная трактовка о том, в каком случае у участника возникает обязанность приложить упомянутый сертификат, а именно, в случае, если товар подлежит обязательной сертификации в соответствии с требованиями законодательства РФ, а не в соответствии со сделанной участником Закупки пометкой. В соответствии с законодательством РФ такой обязательный сертификат не требуется.
По мнению Заявителя, неправомерные действия комиссии по проведению закупки не позволили ООО "СТМ-Групп" стать победителем Закупки, победителем закупки стала компания, предложившая большую цену.
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 06.08.2015 N 05-7342э АО "УБТ-Уралвагонзавод" 07.08.2015 (вх. Омского УФАС России от 07.08.2015 N 7246) представлены возражения на жалобу Заявителя, согласно которым АО "УБТ-Уралвагонзавод" с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее.
В адрес АО "УБТ-Уралвагонзавод" в соответствии с договором поручения N УБТ-136 от 26.03.2013, заключенного между АО "УБТ-Уралвагонзавод" и АО "Омсктрансмаш", поступило поручение о проведении Запроса цен.
В соответствии с Положением о закупках ОАО "НПК "Уралвагонзавод" Организатором торгов 03.06.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена информация о проведении Запроса цен, закупочная документация N ЗЦ-0320/2015/06.
На участие в Закупке в срок до 11.06.2015 18-00 час. были поданы заявки следующих участников:
- ООО "Марчел", г. Челябинск - не допущен;
- ООО ПТО "Волна", г. Москва - не допущен;
- ООО "НефтеТехнологии", г. Москва - не допущен;
- ООО ТД "ТМЗ", г. Челябинск - допущен;
- ООО "МПК", г. Екатеринбург - допущен;
- ООО "СТМ-Групп", г. Москва - не допущен,
19.06.2015 закупочной комиссией были подведены итоги запроса цен - победителем выбрана компания ООО "МПК" с ценой за единицу продукции 1218 долларов США.
22.06.2015 на официальном сайте был опубликован итоговый протокол закупочной процедуры.
20.07.2015 ООО "СТМ-Групп" была подана жалоба в Свердловское УФАС России, Заявителем пропущен 10-дневпый срок на подачу жалобы, предусмотренный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
При подаче заявки на участие в закупочной процедуре ООО "СТМ - Групп" указало, что продукция - ферросиликомаргонец МнС17 подлежит обязательной сертификации в соответствии с требованием законодательства РФ. При этом в составе заявки ООО "СТМ-Групп" не предоставило документа, подтверждающего сертификацию товара. В связи с чем, на основании пункта 4.7 закупочной документации заявка была отклонена, как не соответствующая требованиям закупочной документации.
Впоследствии в жалобе ООО "СТМ-Групп" указало, что продукция ферросиликомаргонец МнС17 не подлежит обязательной сертификации и закупочная комиссия неправомерно отклонило заявку участника. В этом случае, в составе заявки ООО "СТМ-Групп" также содержались недостоверные сведения о сертификации товара и комиссия вынуждена была бы отклонить заявку, как несоответствующую пункту 4.7 закупочной документации.
АО "УБТ-Уралвагонзавод" отмечено, что в пункте 8.6.8 Положения о закупках предусмотрено право участника до срока окончания подачи заявок изменить или отозвать свое ценовое предложение. ООО "СТМ-Групп" данным правом не воспользовалось.
На основании изложенного, АО "УБТ-Уралвагонзавод" просит признать жалобу ООО "СТМ-Групп" необоснованной.
На заседании Комиссии 12.08.2015 представитель Организатора торгов с доводами жалобы ООО "СТМ-Групп" не согласился и высказался согласно представленным АО "УБТ-Уралвагонзавод" возражениям и дополнительно пояснил, что Заявитель за разъяснением положений документации о Закупке не обращался, по результатам проведенной Закупки договор с победителем Закупки заключен. Представлена копия договора поставки от 23.07.2015 N 9097/362/15.
3. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 06.08.2015 N 05-7342э Заказчик 07.08.2015 (вх. Омского УФАС России от 07.08.2015 N 7246) представлены надлежащим образом заверенные копии, в том числе:
- извещения о проведении Запроса цен;
- Положения о закупке товаров, работ, услуг для АО "Омсктрансмаш" (далее - Положение о закупках);
- Документации по Запросу цен;
- журнала регистрации заявок на участие в Закупке;
- заявок на участие в Закупке;
- протокола закупочной процедуры N ЗЦ-0320/2015/06 от 19.06.2015.
На заседании Комиссии 12.08.2015 представитель Заказчика с доводами жалобы ООО "СТМ-Групп" не согласился и поддержал возражения, высказанные представителем АО "УБТ-Уралвагонзавод".
4. Из представленных материалов и информации следует, что 03.06.2015 АО "УБТ-Уралвагонзавод" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" было размещено извещение N 31502425855 о проведении Запроса цен, Документация по проведению Запроса цен.
Дата и время окончания подачи заявок 11.06.2015 в 18:00 час.
Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок 19.06.2015 в 16:00 час.
Начальная (максимальная) цена договора: 309 750 долларов США.
Согласно протоколу закупочной процедуры N ЗЦ-0320/2015/16 от 19.06.2015 на участие в запросе цен поступило 6 заявок на участие в Закупке:
- N 1 ООО "Марчел", г. Челябинск, 11.06.2015 в 12:19 час., предлагаемая цена контракта - 282 492,00 доллара США;
- N 2 ООО "ПТО "Волна", г. Москва, 11.06.2015 в 14:03 час., предлагаемая цена контракта - 267 750,00 долларов США;
- N 3 ООО "НефтеТехнологии", г. Москва, 11.06.2015 в 14:09 час., предлагаемая цена контракта - 308 700,00 долларов США;
- N 4 ООО ТД "ТМЗ", г. Челябинск, 11.06.2015 в 16:57 час., предлагаемая цена контракта - 257 712,00 долларов США;
- N 5 ООО "МПК", г. Екатеринбург, 11.06.2015 в 17:57 час., предлагаемая цена контракта - 255 780,00 долларов США;
- N 6 ООО "СТМ-Групп", г. Москва, 11.06.2015 в 17:59 час., предлагаемая цена контракта - 255 000,00 долларов США.
Заявки ООО "Марчел", ООО "ПТО "Волна", ООО "НефтеТехнологии", ООО "СТМ-Групп" признаны не соответствующими требованиям закупочной документации и не допущены к стадии оценки и сопоставления заявок.
Основание отказа заявки ООО "СТМ-Групп" указано: "заявка не соответствует требованиям пункта 5.1.1 закупочной документации (не представлен документ, подтверждающий обязательную сертификацию поставляемой продукции - письмо о подаче оферты содержит информацию, что товары, являющиеся предметом закупки, подлежат обязательной сертификации".
Победителем Запроса цен признано ООО "МПК" с ценой договора 255 780,00 долларов США. Договор с победителем Закупки заключен, договор от 23.07.2015 N 9097/362/15.
5. Рассмотрев жалобу Заявителя, полученные к заседанию Комиссии документы, заслушав доводы представителей Заказчика, Организатора торгов, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В пункте 3.2.1 раздела 3.2 главы 3 Положения о закупке установлено, что закупка товаров, работ, услуг может осуществляться, в том числе, путем проведения запроса цен.
В главе 8 Положения о закупке установлен порядок закупки указанным способом.
Согласно пункту 8.6.1 Положения о закупке для участия в запросе цен участник запроса цен направляет Заказчику ценовое предложение или альтернативное предложение. Требование к содержанию, оформлению и составу ценового предложения указываются в закупочной документации с учетом требований Положения о закупках.
В соответствии с пунктом 4.4.1 раздела 4.4 Закупочной документации описание участниками закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик осуществляется в соответствии с требованиями части 2 "Техническое задание" и по форме "Письмо о подаче оферты" (Форма 1), приведенной в части 5 "Образцы основных форм документов, включаемых в заявку". При описании условий и предложений участнику закупки необходимо применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, если иное не указано в части 2 "Техническое задание".
Рассмотрение и оценка ценовых и альтернативных предложений определена в разделе 8.9 главы 9 Положения о закупках.
Согласно пункту 8.9.3 раздела 8.9 Положения о закупках основанием для отказа в допуске к участию в запросе цен, в том числе, является несоответствие заявки на участие в запросе цен требованиям закупочной документации.
Согласно подпункту "с" пункта 4.7 Закупочной документации основанием для отказа в допуске к участию в запросе цен, в том числе, является не соответствие заявки на участие в запросе цен требованиям закупочной документации.
Согласно письму о подаче оферты (Форма 1), приведенной в части 5 "Образцы основных форм документов, включаемых в заявку" участник закупки подтверждает, что товары, являющиеся предметом закупки, ___ подлежат/___ не подлежат (нужное отметить) обязательной сертификации, декларированию, лицензированию и т.п. в соответствии с требованиям законодательства Российской Федерации (в случае, если товары, являющиеся предметом закупки, подлежат обязательной сертификации, декларированию, лицензированию и т.п. в соответствии с требованиям законодательства РФ, участник обязан предоставить в составе заявки копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п., в случае несоблюдения данного требования, заявка подлежит отклонению как несоответствующая требованиям закупочной документации).
Комиссией установлено, что в письме о подаче оферты ООО "СТМ-Групп" указано, следующее: "товары, являющиеся предметом закупки, подлежат/___ не подлежат обязательной сертификации, декларированию, лицензированию и т.п. в соответствии с требованиям законодательства Российской Федерации". К заявке ООО "СТМ-Групп" сертификат либо декларация, лицензия не приложены.
Комиссия считает, что заявка ООО "СТМ-Групп" на участие в Запросе цен отклонена правомерно.
Нарушения порядка, сроков подачи и рассмотрения заявок на участие в Запросе цен, порядка определения победителя Запроса цен Комиссией не установлены.
Комиссией учитывается, что ООО "СТМ-Групп" не подавало запрос о разъяснении Закупочной документации. Договор с победителем Запроса цен заключен.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Групп" на действия акционерного общества "Омский завод транспортного машиностроения" по проведению запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку ферросиликомарганца для нужд АО "Омсктрансмаш" (извещение о проведении запроса цен N 31502425855 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на ЭТП http://www.b2b-uvz.ru в сети "Интернет").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 августа 2015 г. N 05-04.1/107-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016