Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 13 августа 2015 г. N 05-04.1/108-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
"<>"
в отсутствие:
"<>",
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу индивидуального предпринимателя "<>" (далее - Заявитель, ИП "<>") на действия акционерного общества "Омскэлектро" (далее - АО "Омскэлектро", Заказчик, Ответчик) по проведению запроса предложений на право заключения договора на поставку кабеля (извещение о проведении закупки N 31502585795 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - запрос предложений, закупка N 31502585795),
при участии Заявителя - индивидуального предпринимателя "<>" (личность удостоверена паспортом),
при участии представителей Ответчика - "<>" (доверенность от 13.08.2015 N 858юр, личность удостоверена паспортом), "<>" (доверенность от 30.03.2015 N 740юр, личность удостоверена паспортом), установила:
1. 05.08.2015 в Омское УФАС России поступила жалоба ИП "<>" (вх. N 7172) на действия АО "Омскэлектро" по проведению запроса предложений.
Заявитель отметил, что 28.07.2015 АО "Омскэлектро" на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" опубликовало извещение о проведении запроса предложений. Начальная (максимальная) цена контракта - 132 757,75 рублей.
ИП "<>" была подана заявка на участие в запросе предложений с соблюдением требований, установленных документацией о проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку кабеля (далее закупочная документация).
Согласно протоколу от 30.07.2015 N 302 до окончания срока представления заявок на участие в запросе предложений в комиссию по размещению заказа поступило 2 заявки: ООО "<>" - регистрационный N 317, ИП "<>" - регистрационный N 316. Заявка ООО "<>" на основании пункта 10.9.3.3 Положения "О закупках товаров, выполнении работ, оказании услуг для нужд ОАО "Омскэлектро", утвержденного советом директоров 26.12.2013 (далее - Положение о закупках ОАО "Омскэлектро") отклонена, предложенный кабель АСБ2л-10 3x150 ож не соответствует техническим характеристикам, а именно имеет свинцовую оболочку, запрашиваемый кабель ААБл-10 3x150 имеет алюминиевую оболочку.
В соответствии с пунктом 10.7.5 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" запрос предложений признан несостоявшимся.
На основании пункта 10.11.1 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" объявлено повторное размещение заказа.
По мнению Заявителя, отказ АО "Омскэлектро" от заключения договора с ИП "<>" неправомерен, поскольку заявка ИП "<>" соответствует всем необходимым требованиям закупочной документации.
Вместе с тем, согласно пункту 10.7.5 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, будет получена только одна заявка на участие в запросе предложений или не будет получено ни одной заявки, запрос предложений будет признан несостоявшимся.
Согласно пункту 10.7.6 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" если по окончании срока подачи заявок, установленного документацией о проведении запроса предложений, Заказчиком будет получена только одна заявка на участие в запросе предложений, несмотря на то, что запрос предложений признается несостоявшимся, Комиссия по определению поставщика материалов, исполнителя работ, услуг осуществляет вскрытие конверта с такой заявкой и рассматривает ее в порядке, установленном Положением о закупках ОАО "Омскэлектро". Если рассматриваемая заявка на участие в запросе предложений и подавший такую заявку участник закупки соответствуют требованиям и условиям, предусмотренным документацией о проведении запроса предложений, Заказчик вправе заключить договор с участником закупки, подавшим такую заявку на условиях документации о проведении запроса предложений, проекта договора и заявки, поданной участником. Такой участник не вправе отказаться от заключения договора.
Таким образом, как указывает Заявитель, пункты 10.7.5 и 10.7.6 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" противоречат друг другу, при этом Заказчик вправе принимать решения в выгодном для себя свете.
Кроме того, на участие в запросе предложений было подано 2 заявки, а не одна.
Вместе с тем, Заявитель полагает, что Положение о закупках ОАО "Омскэлектро" содержит пункты, которые противоречат принципам части 1 статьи 3 Федерального законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а именно принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Так, пунктом 10.10.6 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" установлено, что Заказчик вправе без объяснения причин отказаться от заключения договора, не возмещая победителю или иному участнику понесенные им расходы в связи с участием в процедуре запроса предложений.
Пунктом 10.10.7 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" установлено, что в случае отказа Заказчика от заключения договора с победителем запроса предложений и участником, заявке которого был присвоен второй номер, Заказчик размещает извещение о признании запроса предложений несостоявшимся на официальном сайте Заказчика и (или) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик, руководствуясь пунктами 10.10.6 и 10.10.7 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро", по непонятным причинам может до бесконечности объявлять закупку до тех пор, пока не сочтет нужным, или удобным для себя, или пока в закупке не будет участвовать нужный Заказчику поставщик.
На основании изложенного Заявитель считает решение комиссии АО "Омскэлектро" о признании закупки N 31502585795 несостоявшейся необоснованным и просит отменить протокол от 30.07.2015 N 302.
К жалобе Заявителя приложены копии следующих документов:
- заявки ИП "<>" на участие в закупке N 31502585795;
- протокола от 30.07.2015 N 302.
2. На основании запроса Омского УФАС России (исх. от 10.08.2015 N 05-7416) Ответчиком представлены надлежащим образом заверенные копии:
- Положения о закупках ОАО "Омскэлектро";
- извещения от 21.07.2015 N 298 (298-2107-15);
- закупочной документации (с приложением);
- журнала регистрации заявок (на 4 листах);
- протокола от 30.07.2015 N 302;
- заявок участников закупки N 31502585795 - ИП "<>", ООО "<>".
На заседании Комиссии 13.08.2015 представитель Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласился, высказался согласно возражениям АО "Омскэлектро" на жалобу ИП "<>" (вх. Омского УФАС России от 12.08.2015 N 7386), отметив следующее.
2.1 Согласно протоколу от 30.07.2015 N 302 до окончания срока представления заявок на участие в запросе предложений в комиссию по размещению заказа поступило 2 заявки: ООО "<>" - регистрационный N 317, ИП "<>" - регистрационный N 316. Заявка ООО "<>" на основании пункта 10.9.3.3 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" отклонена, предложенный кабель АСБ2л-10 3x150 ож не соответствует техническим характеристикам, а именно имеет свинцовую оболочку, запрашиваемый кабель ААБл-10 3x150 имеет алюминиевую оболочку.
В соответствии с пунктом 10.7.5 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" запрос предложений признан несостоявшимся.
На основании пункта 10.11.1 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" объявлено повторное размещение заказа.
Так, из пункта 10.7.5 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" следует, что если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, будет получена только одна заявка на участие в запросе предложений или не будет получено ни одной заявки, запрос предложений будет признан несостоявшимся.
Пунктом 10.9.3 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" установлены основания отклонения заявок в рамках проводимой процедуры.
В частности подпункт 10.9.3.3 пункта 10.9.3 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" указывает в качестве одного из оснований отклонения заявки - несоответствие предлагаемого товара, работ, услуг требованиям документации о проведении запроса предложений. Таким образом, данный критерий явился основанием отклонения заявки ООО "<>".
Пункт 10.9.6.1 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" указывает, что в случае, если при проведении отборочной стадии были признаны несоответствующими требованиям документации о проведении запроса предложений, или заявка только одного участника признана соответствующей требованиям документации (что произошло в данном случае), запрос предложений признается несостоявшимся. Эта информация вносится в протокол о результатах закупки.
Таким образом, по мнению представителя Ответчика, из совокупного анализа пунктов Положения о закупках ОАО "Омскэлектро", следует, что ввиду отклонения заявки ООО "<>" и соответствия требованиям заявки ИП "<>", запрос предложений был признан несостоявшимся правомерно.
2.2 Содержание пунктов 10.7.5 и 10.7.6 Положения ОАО "Омскэлектро", на которые ссылается Заявитель, определяют порядок действий при получении только одной заявки на участие в запросе предложений (в данном случае, было подано две заявки: ООО "<>" и ИП "<>").
Исходя из вышеизложенного, представитель Ответчика считает, что доводы Заявителя основаны на не верном толковании пунктов Положения о закупках ОАО "Омскэлектро", применительно к фактическим обстоятельствам дела.
2.3 В отношении довода Заявителя о том, что пункты 10.10.6 и 10.10.7 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" противоречат принципам части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, представитель Ответчика отметил, что ИП "<>" в своей жалобе от 05.08.2015 N 7172 не указывает по каким основаниям, указанные им пункты Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" противоречат принципам Закона о закупках.
В свою очередь, представитель Ответчика считает, что Заявитель лишая конкретики излагаемую информацию, злоупотребляет закрепленным за ним правом на обжалование результатов процедуры и как следствие, делает невозможным представление подробных объяснений АО "Омскэлектро" по существу вопроса.
По мнению представителя Ответчика, Положение о закупках ОАО "Омскэлектро" соответствует требованиям Закона о закупках и нацелено на соблюдение регламентированных Законом о закупках принципов.
3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Комиссией установлено, что 21.07.2015 в единой информационной системе Ответчик разместил извещение о проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку кабеля, а также закупочную документацию (с приложением) (извещение N 31502585795).
Прием заявок на участие в запросе предложений осуществлялся с 21.07.2015 по 28.07.2015. Дата вскрытия конвертов - 28.07.2015. Дата рассмотрения заявок на участие в запросе предложений - 30.07.2015. Дата подведения итогов запроса предложений - 30.07.2015. Начальная (максимальная) цена договора 132 757,75 рублей, с НДС.
Согласно протоколу от 30.07.2015 N 302 до окончания срока представления заявок на участие в запросе предложений в комиссию по размещению заказа поступило 2 заявки: ООО "<>" - регистрационный N 317, ИП "<>" - регистрационный N 316. Заявка ООО "<>" на основании пункта 10.9.3.3 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" отклонена, предложенный кабель АСБ2л-10 3x150 ож не соответствует техническим характеристикам, а именно имеет свинцовую оболочку, запрашиваемый кабель ААБл-10 3x150 имеет алюминиевую оболочку.
В соответствии с пунктом 10.7.5 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" запрос предложений признан несостоявшимся.
На основании пункта 10.11.1 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" объявлено повторное размещение заказа.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Так, пунктом 10.7.5 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" установлено, что если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, будет получена только одна заявка на участие в запросе предложений или не будет получено ни одной заявки, запрос предложений будет признан несостоявшимся.
Согласно пункту 10.9.6 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" в случае, если при проведении отборочной стадии заявка только одного участника признана соответствующей требованиям документации о проведении запроса предложений, такой участник считается единственным участником запроса предложений. Заказчик вправе заключить договор с участником закупки, подавшим такую заявку на условиях документации о проведении запроса предложений, проекта договора и заявки, поданной участником. Такой участник не вправе отказаться от заключения договора с Заказчиком.
В случае, если при проведении отборочной стадии были признаны несоответствующими требованиям документации о проведении запроса предложений, или заявка только одного участника признана соответствующей требованиям документации, запрос предложений признается несостоявшимся. Эта информация вносится в протокол о результатах закупки пункту (пункт 10.9.6.1 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро").
Согласно протоколу от 30.07.2015 N 302 до окончания срока представления заявок на участие в запросе предложений в комиссию по размещению заказа поступило 2 заявки: ООО "<>", ИП "<>". Заявка ООО "<>" на основании пункта 10.9.3.3 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" отклонена. В соответствии с пунктом 10.7.5 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" запрос предложений признан несостоявшимся.
Таким образом, из совокупного анализа норм Положения о закупках ОАО "Омскэлектро", учитывая, что на участие в запросе предложений было подано 2 заявки одна из которых отклонена, как несоответствующая требованиям закупочной документации, Комиссия приходит к выводу, что комиссия по размещению заказа АО "Омскэлектро" правомерно признала закупку N 31502585795 несостоявшейся, однако ей следовало руководствоваться иным пунктом Положения о закупках ОАО "Омскэлектро", поскольку пункт 10.7.5 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" определяет порядок действий при получении только одной заявки на участие в запросе предложений.
Вместе с тем, как следует из пункта 10.9.6 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" в случае, если при проведении отборочной стадии заявка только одного участника признана соответствующей требованиям документации о проведении запроса предложений, за Заказчиком закреплено вправо заключения договора с таким участником закупки, но не обязанность. Таким образом, Комиссией не может быть принят во внимание довод Заявителя о том, что АО "Омскэлектро" неправомерно отказалось от заключения договора с ИП "<>".
Довод Заявителя о том, что пункты 10.10.6 и 10.10.7 Положения о закупках ОАО "Омскэлектро" противоречат принципам части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, по мнению Комиссии, также не нашел своего подтверждения.
Учитывая указанные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя "<>" на действия акционерного общества "Омскэлектро" по проведению запроса предложений на право заключения договора на поставку кабеля (извещение о проведении закупки N 31502585795 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 августа 2015 г. N 05-04.1/108-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016