Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 6 декабря 2010 г.
Резолютивная часть оглашена 22.11.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 06.12.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело N 564-10-а по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "СМУ Спецстрой" (ул. Садовая, 1-1, пос. Орел, Пермский край, 618455) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление (исх. от 10.08.2010 г. N 069, вх. от 10.08.2010 г. N 9953-10) Некомммерческого партнерства "КамаРегионСтрой", находящегося по адресу: ул. Карпинского, 8а, офис 412, г. Пермь, с жалобой на действия ООО "СМУ Спецстрой", выразившиеся в необоснованном прекращении с 26.07.2010 г. подачи электрической энергии Некоммерческому партнерству "КамаРегионСтрой" для обеспечения деятельности асфальтобетонного завода по адресу: г. Березники, ул. Загородняя, 1.
По мнению Заявителя, действия ООО "СМУ Спецстрой" являются незаконными, нарушающими условия заключенного между ОАО "Пермэнергосбыт" и Заявителем договора электроснабжения, и привели к ущемлению интересов Заявителя и его партнеров в связи с причинением материального ущерба.
ОАО "Пермэнергосбыт" сообщило, что заявок на введение ограничений в отношении НП "КамаРегионСтрой" сетевым организациям - ООО "Березниковский Вторчермет" и ОАО "МРСК Урала" не выдавало. По мнению ОАО "Пермэнергосбыт", ООО "СМУ Спецстрой" не является сетевой организацией, в связи с чем, не имело права препятствовать перетоку электрической энергии через свои сети до энергопринимающих устройств заявителя, которое имеет надлежащее технологическое присоединение. Считает, что Общество, отключив от электроснабжения объект НП "КамаРегионСтрой" - хозяйствующего субъекта, не имеющего задолженности за потребленную электрическую энергию, тем самым нарушило требования антимонопольного законодательства (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ) и п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
ООО "СМУ Спецстрой" не признало факт нарушения антимонопольного законодательства.
Полагает, что НП "КамаРегионСтрой" не осуществило надлежащее технологическое присоединение своего энергопринимающего устройства к электросетевому хозяйству Общества, а потому технологическое присоединение объекта НП "КамаРегионСтрой" привело к резкому снижению параметров энергобезопасности сетей ООО "СМУ Спецстрой" и увеличению вероятности возможных аварий, нарушив права владельца сетей на стабильное энергоснабжение его технологического оборудования. В доказательство ссылается на расчет электрической нагрузки, потребляемой ООО "СМУ Спецстрой", выполненный ООО "Астарта" г. Березники.
Считает, что у заявителя имеется альтернативная возможность подключения к электросетевому хозяйству ПС КПД-110/6 кВ в ячейке N 23РУ-6кВ воздушно-кабельной линией.
Рассмотрев представленные заявителем и полученные в ходе проведения расследования документы и материалы, а также заслушав доводы сторон, комиссия установила следующее.
ОАО "Пермэнергосбыт" является хозяйствующим субъектом, основной целью деятельности которого является получение прибыли (п. 3.1 Устава).
Постановлением РЭК Пермского края от 30.03.2007 г. N 4 "О гарантирующих поставщиках Пермского края" (ред. от 22.06.2010 г.) ОАО "Пермэнергосбыт" признано приобретшим статус гарантирующего поставщика в рамках административных границ Пермского края.
ООО "СМУ Спецстрой" создано в целях получения прибыли участниками Общества, а также в целях удовлетворения потребностей рынка в квалифицированных услугах и товарах (п. 2.1 Устава).
Основными видами деятельности ООО "СМУ Спецстрой" являются строительные и реставрационные работы, производство земляных работ (п. 2.3.Устава, Выписка из ЕГРЮЛ от 11.10.2010 г.). Из устных и письменных пояснений ООО "СМУ Спецстрой", материалов дела N 564-10-а следует, что Общество не занимается передачей электрической энергии. Иного комиссией не установлено.
ООО "СМУ Спецстрой" владеет на праве собственности воздушной линией 6кВ (показания ООО "СМУ Спецстрой", согласование использования ЛЭП 6кВ от 27.05.2010 г., акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 09.03.2010 г., письмо ООО "СМУ Спецстрой" N 82 от 22.07.2010 г., письмо Западно-Уральского Управления Ростехнадзора от 16.11.2010 г. N 04/1722). Имеет в собственности асфальтосмесительную установку 1988 года выпуска (договор купли-продажи N 01/2 от 10.01.2006 г.).
Согласно расчета электрической нагрузки, потребляемой ООО "СМУ Спецстрой" 55-09-ЭС, выполненного 23.07.2009 г. ООО "Астарта" г. Березники, и представленной в материалы дела N 564-10-а с пояснительной запиской Общества (вх. от 22.11.2010 г. N 13721-10), воздушная линия 6кВ (алюминиевый провод сечением 25 кв.мм длиною L=1200-м от подстанции КПД ячейки 11) рассчитана на использование объектов суммарной мощностью 1050кВА (суммарная активная мощность 937,12 кВт). В соответствии с выводом, содержащимся в данном расчете (лист 2), лишь присоединение дополнительной нагрузки на данную ВЛ потребует замену провода на большее сечение, замену предохранителя (или выключателя) ячейки 11 ТП КПД и перерасчет установок релейной защиты ячейки, а также повлечет снижение качества электроэнергии и увеличение аварийных ситуаций.
Между ООО "СМУ Спецстрой" (Потребитель) и ОАО "Пермэнергосбыт" (Гарантирующий поставщик) заключен договор электроснабжения N 2011 от 01.11.2008 г. (далее - Договор N 2011). В соответствии с приложением N 1 к Договору N 2011 объект электропотребления Общества, запитан по КЛ-6кВ от яч. N 11-РУ6кВ ГПП-"КПД" 110/6 кВ.
Согласно п. 2.1.2 Договора N 2011 и приложения N 1 к нему присоединенная мощность Потребителя разрешена в размере 400 кВА. Договор N 2011 в части п.2.1.2 и приложение N 1 подписаны сторонами без разногласий.
Доказательств направления ООО "СМУ Спецстрой" в адрес ОАО "Пермэнергосбыт" обращений о согласовании увеличения объемов и мощности для собственного потребления не представлено. Более того, ОАО "Пермэнергосбыт" в адрес Общества письмом исх. от 06.08.2010 N 204-2011-1331 (получено 13.08.2010 г.) направлено уточненное приложение N 1 к Договору N 2011 в связи с заключением договора N 1391 от 31.05.2010 г. с НП "КамаРегионСтрой", в котором разрешенная присоединенная мощность установлена в размере:
- для ООО "СМУ Спецстрой" - 400 кВА,
- для НП "КамаРегионСтрой" - 200 кВА.
Согласно письму ОАО "Пермэнергосбыт" от 27.10.2010 г. N 1871 (вх. от 28.10.2010 г. N 14061-10) указанное соглашение, полученное ООО "СМУ Спецстрой" 13.08.2010 г. для рассмотрения и подписания, до настоящего времени в адрес Гарантирующего поставщика не возвращено.
Подстанция КПД 110/6 кВ, входящая в электросетевой комплекс, находится во владении и пользовании ООО "Березниковский Вторчермет" на основании договора аренды N 02-АИ от 01.04.2010 г. с ИП Битнер Н.В. (свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2010 г.). ООО "Березниковский Вторчермет" 01.01.2010 г. с ОАО "Пермэнергосбыт" заключен договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) N 424 для собственных нужд и оказания услуг по передаче электрической энергии Потребителям Гарантирующего поставщика (п. 2.2 договора N 424).
НП "КамаРегионСтрой" создано решением N 5 от 03.03.2005 г. ООО "Магистраль-Сервис". В качестве оплаты вступительного взноса ООО "Магистраль-Сервис" передало НП "КамаРегионСтрой" имущество, в том числе установку асфальтосмесительную ДС-185 (далее также - асфальто-бетонный завод, АБЗ, Объект), (акт о приеме-передаче объектов основных средств от 05.04.2005 г.). Указанная асфальтосмесительная установка ДС-185 на основании договора аренды от 26.04.2010 г. N 2/2010 передана НП "КамаРегионСтрой" (Арендодатель) во временное пользование ООО "Строительная компания "Химспецстрой" (Арендатор). В соответствии с пунктом 3.4 данного договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 26.04.2010 г.) в стоимость арендной платы входит стоимость электроснабжения. Подпунктом "в" пункта 1.2 данного договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 26.04.2010 г.) на НП "КамаРегионСтрой" возложена обязанность обеспечить бесперебойное электроснабжение Объекта и компенсировать Арендатору убытки, вызванные отсутствием подачи электроэнергии на Объекте по любым причинам и обстоятельствам.
22.07.2009 г. ООО "СМУ Спецстрой" получило от ООО "Магистраль-Строй" письмо с просьбой разрешить подключиться к воздушной линии 6кВ и выдать технические условия на подключение.
05.08.2009 г. в ответ на письмо от 22.07.2009 г. ООО "СМУ Спецстрой" сообщило (исх. N 116) ООО "Магистраль-Строй" о том, что выдача технических условий на подключение к воздушной линии 6 кВ возможна при выполнении последним определенных мероприятий (всего 5 пунктов).
09.03.2010 г. НП "КамаРегионСтрой" заключило с ООО "Березниковский Вторчермет" договор N 25-10 на услуги по передаче электроэнергии, которым последний взял на себя обязательство предоставлять услуги по передаче электроэнергии НП "КамаРегионСтрой" от ОАО "Пермэнергосбыт" через подстанцию "КПД" 110/6 кВ. Тариф на услуги по передаче электрической энергии ООО "Березниковский Вторчермет" с 01.01.2010 г. утвержден Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 27.10.2009 г. N 32-э.
09.03.2010 г. составлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подписанный ООО "Березниковский Вторчермет", ООО "СМУ Спецстрой", НП "КамаРегионСтрой". Определена граница ответственности: для ООО "СМУ Спецстрой" (Потребитель-1) на кабельных наконечниках в яч. N 11-6кВ ГПП "КПД" (отходящие шины яч.N11), для НП "КамаРегионСтрой (Потребитель-2) на опоре N 7 ВЛ-6 кВ, принадлежащей ООО "СМУ Спецстрой" (Потребитель-1). В соответствии с примечанием к данному акту ответственность за состоянием контактных соединений на границе раздела возлагается: на владельца электропомещения, в котором находится граница ответственности; в наружных электроустановках - на владельца воздушной ЛЭП со стороны источника питания.
При этом мощность объектов электроснабжения Потребитлей определена в акте следующим образом:
- Асфально-бетонный завод ООО "СМУ Спецстрой" - 720 кВт;
- Асфально-бетонный завод НП "КамаРегионСтрой" - 200 кВт.
Таким образом, общая присоединенная мощность объектов ООО "СМУ Спецстрой" и НП "КамаРегионСтрой" к электросетевому хозяйству ООО "Березниковский Вторчермет" составляет 920 кВт (720 200).
Согласно п.3 письма Западно-Уральского Управления Ростехнадзора (исх. от 16.11.2010 г. N 04/1722, вх. от 18.11.2010 г. 3 15140-10) кабельная вставка 6 кВ со стороны источника питания находится до точки подключения АБЗ НП "КамаРегионСтрой". Возможности миновать данную кабельную линию для электроснабжения АБЗ без дополнительных больших материальных затрат НЕТ.
12.03.2010 г. письмом N 08 НП "КамаРегионСтрой" обратилось в ООО "Березниковский Вторчермет" (сетевую организацию) за выдачей техусловий на подключение к электроснабжению объекта заявителя, находящегося по адресу: г. Березники, ул. Загородная, 1.
17.03.2010 г. ООО "Березниковский Вторчермет" выдало НП "КамаРегионСтрой" условия подключения к электросети объекта, расположенного по адресу: г. Березники, ул. Загородная, 1, предусматривающие возможность первого этапа подключения объекта к электросети по временной схеме до 17.09.2010 г. Одно из условий первого этапа предусматривало согласование использования ЛЭП-6кВ от ячейки N 11 подстанции КПД с владельцем линии. Согласование использования ЛЭП 6 кВ, осуществлено ООО "СМУ Спецстой" 27.05.2010 г. на письме НП "КамаРегионСтрой", которым оно обратилось к Обществу, подписью генерального директора ООО "СМУ Спецстой" Х. без каких-либо условий.
Выполнение сторонами необходимых мероприятий, предусмотренных первым этапом подключения объекта к электросети по временной схеме, подтверждается письмом ООО "Березниковский Вторчермет" (исх. от 15.11.2010 г. N 284, вх. от 18.11.2010 г. N 15148-10):
НП "КамаРегионСтрой" согласовало с ООО "Березниковский Вторчермет"
- подключение разрешенной мощности к сетям ООО "Березниковский Вторчермет" в размере 200 кВА пунктом 2.1 договора N 25-10 от 09.03.2010 г.,
- линии 6 кВ письмом к ООО "СМУ Спецстой" от 27.05.2010 г.,
- проект и расчет схемы электроснабжения АБЗ, расположенного по адресу: г. Березники, ул. Загородняя, 1, N 20-2010 ЭС-6 - 17.05.2010 г.
Предоставлен список лиц, ответственных за электрохозяйство (письмо от 21.05.2010 г. б/N). Выполнены электромонтажные и пусконаладочные работы, что подтверждено разрешением Западно-Уральского Управления Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию электроустановки N 22/729 от 01.07.2010 г. Поверка расчетных счетчиков электроэнергии и приемка узлов учета электроэнергии подтверждается Актом ОАО "Пермэнергосбыт" N 1391 от 31.05.2010 г. Составлен 09.03.2010 г акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
31.05.2010 г. НП "КамаРегионСтрой" заключен договор электроснабжения N 1391 от 31.05.2010 г. (далее также - Договор N 1391) с ОАО "Пермэнергосбыт" для обеспечения деятельности асфальтобетонного завода по адресу: г. Березники, ул. Загородняя, 1. Данным договором предусмотрена обязанность Гарантирующего поставщика поставлять электрическую энергию и мощность Заявителю по линиям электропередачи ОАО "МРСК Урала" и ООО "Березниковский Вторчермет", в том числе через подстанцию КПД110/6 кВ (п. 2.1.1. Договора, акт N 102-36/56 разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности). Кроме того, данным договором предусмотрено, что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 09.03.2010 г. между ООО "Березниковский Вторчермет", ООО "СМУ Спецстрой", НП "КамаРегионСтрой" является неотъемлемой его частью (п.10.8 договора).
Задолженность НП "КамаРегионСтрой" перед ОАО "Пермэнергосбыт" по Договору N 1391 отсутствует, что подтверждается письмом ОАО "Пермэнергосбыт" исх. от 27.010.2010 г. 3 1871, вх от 28.10.2010 г. N 14061-10 (л. 2).
01.07.2010 г. НП "КамаРегионСтрой" и ООО "Березниковский Вторчермет" подписан акт о технологическом присоединении, выполненном по техническим условиям N 74/1 от 17.03.2010 г., подтверждающий надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств НП "КамаРегионСтрой". В последнем абзаце указанного акта отражено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям сетевой организации выполнено в соответствии с действующими правилами и нормами РФ.
21.07.2010 г. письмом N 80 ООО "СМУ Спецстрой" уведомило НП "КамаРегионСтрой" об отключении 22.07.2010 г. с 8-00 до 17-00 яч. N 11 на подстанции КПД в связи с проведением ремонтных работ. В соответствии с выпиской из оперативного журнала ПС "КПД", подписанной начальником ПС КПД О.В. Перминовым, отключение яч. N 11 осуществлено 22.07.2010 г. с 8-25 до 13-00.
22.07.2010 г. ООО "СМУ Спецстрой" направило НП "КамаРегионСтрой" письмо с указанием на то, что последним не выполнены технические условия, отсутствуют проект ПДВ на асфальтовую установку и разрешительные документы на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по адресу: г. Березники, ул. Загородная, в связи с чем, ООО "СМУ Спецстрой" вынуждено произвести отключение электроэнергии по принадлежащей Обществу воздушной линии. Дата отключения не была указана.
26.07.2010 г. ООО "СМУ Спецстрой" без объяснения причин и уведомления НП "КамаРегионСтрой" прекратило подачу электроэнергии на объект заявителя (АБЗ) путем установки металлического замка на разъединитель, которым блокирован рычаг включения тока (акт от 04.08.2010 г.). Разъединитель установлен на опоре, принадлежащей ООО "СМУ Спецстрой".
Доказательств введения прекращения подачи электрической энергии в связи с неудовлетворительным состоянием энергетических установок (энергопринимающих устройств) ООО "СМУ Спецстрой", удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей, возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов, внерегламентных отключений, в материалы дела сторонами представлены не были.
Информация о наличии в рассматриваемый период аварий, порывов электрических сетей, выхода из строя оборудования, использующегося для выработки и передачи электрической энергии в том числе и на объект заявителя (АБЗ) от сторон также не поступала.
Письмом ООО "Березниковский Вторчермет" (вх. от 18.11.2010 г. 3 15148-10) также подтверждено, что факты ограничения электрической энергии на объектах ООО "Березниковский Вторчермет", посредством которых осуществляется электроснабжение АБЗ, отсутствовали.
Согласно письму ОАО "Пермэнергосбыт" от 04.08.2010 г. N 1527 заявок на ограничение режима потребления электрической энергии в отношении НП "КамаРегионСтрой" ни сетевой организации ООО "Березниковский Вторчермет", ни смежной организации - ОАО "МРСК Урала" Гарантирующий поставщик не направлял.
Отключение Обществом электроэнергии повлекло остановку АБЗ (акт комиссии ООО "Строительная компания "Химспецстрой" от 16.08.2010 г. В связи с чем, ООО "Строительная компания "Химспецстрой" (Арендатором) НП "КамаРегионСтрой" (Арендодателю) предъявлена претензия (исх. N 1-10/2010 от 01.10.2010 г.) о возмещении причиненных отключением убытков в размере 6 526 510, 67 руб.
29.07.2010 г. ООО "СМУ Спецстрой" известило ОАО "Пермэнергосбыт" об отзыве ранее выданного согласования на использование НП "КамаРегионСтрой" линии ЛЭП 6кВ, в связи с отсутствием договорных отношений между ООО "СМУ Спецстрой" и заявителем, заключенный договор между ОАО "Пермэнергосбыт" и НП "КамаРегионСтрой" заключен без третьей стороны - владельца электросетевого хозяйства ООО "СМУ Спецстрой", а также в связи с наличием убытков за оплату электроэнергии, потребленную НП "КамаРегионСтрой" (письмо N 86 от 29.07.2010 г.).
04.08.2010 г. НП "КамаРегионСтрой" известило ОАО "Пермэнергосбыт" об отключении электрической энергии ООО "СМУ Спецстрой".
04.08.2010 г. ОАО "Пермэнергосбыт" письмом N 1527 предложило Обществу произвести подключение НП "КамаРегионСтрой", указав ООО "СМУ Спецстрой" на наличие договора N 1391 с НП "КамаРегионСтрой", по которому Общество является иным владельцем электросетевого хозяйства и акта разграничения балансовой принадлежности, подписанного в том числе ООО "СМУ Спецстрой". Кроме того сообщило о том, что расход электроэнергии за июнь 2010 г. по договору N 1391 с НП "КамаРегинСтрой" будет вычтен из расхода потребления электрической энергии по договору с ООО "СМУ Спецстрой" за июль 2010 г. Ответ на указанное письмо от ООО "СМУ Спецстрой" не направлен.
04.08.2010 г НП "КамаРегинСтрой" письмом б/N (вх. от 04.08.2010 г.) обратилось в ООО "СМУ Спецстрой" для урегулирования вопросов подключения объекта заявителя к электроснабжению.
05.08.2010 г. НП "КамаРегинСтрой" направило в адрес ОАО "Пермэнергосбыт" претензию (исх. N 64) о невыполнении Гарантирующим поставщиком обязательств по Договору N 1391 в части поставки электрической энергии с 22.07.2010 г.
05.08.2010 г. ОАО "Пермэнергосбыт" вновь направило ООО "СМУ Спецстрой" письмо (исх. N 1532) с предложением подключить НП "КамаРегионСтрой", известив его об отсутствии у заявителя задолженности за поставленную электроэнергию по договору N 1391.
Однако со стороны Общества меры по подключению объекта заявителя приняты не были.
При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.
Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции, настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.
Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции наложен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором, в том числе ущемляются права другого хозяйствующего субъекта.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и(или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и(или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и(или) производить (реализовывать товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом N 147-ФЗ, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (п. 3 ст. 8 Закона N 147-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии согласно п. 1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Лицо, занятое производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии. При этом, согласно ст. 3 Федерального Закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Закон N 35-ФЗ), под услугой по передаче электрической энергии подразумевает комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
ООО "СМУ Спецстрой" осуществляет НП "КамаРегионСтрой" переток электрической энергии через собственные объекты посредством воздушной ЛЭП 6кВ, принадлежащей Обществу на праве собственности, в условиях естественной монополии, и в силу п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции признается лицом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии.
Согласно письму ООО "СМУ Спецстрой" вх. от 22.10.2010 г. N 13731-10 Общество не является специализированной сетевой организацией.
Из договора электроснабжения N 1391 от 31.05.2010 г, письму ОАО "Пермэнергосбыт" от 04.08.2010 г. N 1527 следует, что ООО "СМУ Спецстрой" является "иным владельцем объектов электросетевого хозяйства" на рынке передачи электрической энергии.
В силу положений абз. 3 п. 4 ст. 26 Закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и(или) от указанных устройств или объектов.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, установлена процедура технологического присоединения, в завершение которой составляется акт о технологическом присоединении.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения названных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В силу пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение передачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке.
Согласно п.161 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила) ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:
а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);
б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);
в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;
г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;
д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
е) возникновение внерегламентных отключений;
ж) наличие обращения потребителя.
Доказательств наличия вышеуказанных оснований для введения ограничения электрической энергии по состоянию на 22.07.2010, 26.07.2010 г. сторонами не представлено.
В силу разъяснений Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 в п. 4, а также системного толкования ст. 10 ГК РФ и ст. 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действия (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
На основании изложенного Комиссия пришла к следующим выводам.
1. ООО "СМУ Спецстрой", согласовав использование НП "КамаРегионСтрой" принадлежащей Обществу на праве собственности воздушной кабельной линии 6кВ, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в географических границах указанной электрической сети, посредством которой осуществляется передача электрической энергии на объект, находящийся по адресу: г. Березники, ул. Загородняя, 1.
2. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств НП "КамаРегионСтрой" к электросетевому хозяйству, владельцем которого является, в том числе, и ООО "СМУ Спецстрой" (воздушная линия 6 кВ), посредством которого осуществляется передача электрической энергии на Объект заявителя, осуществлено в соответствии с действующим законодательством и является, о чем указано выше, надлежащим.
В связи с чем, отклоняется довод Общества о ненадлежащем технологическом присоединении энергопринимающих устройств НП "КамаРегионСтрой".
3. Прекращение ООО "СМУ Спецстрой" перетока электрической энергии с 26.07.2010 г. ООО НП "КамаРегионСтрой" для обеспечения деятельности асфальтобетонного завода по адресу: г. Березники, ул. Загородняя, 1, произведено в нарушение п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Таким образом, у ООО "СМУ Спецстрой" отсутствовали правовые основания для прекращения перетока электроэнергии абоненту ОАО "Пермэнергосбыт" - НП "КамаРегионСтрой".
Прекратив переток электрической энергии НП "КамаРегионСтрой" с 26.07.2010 г., ООО "СМУ Спецстрой" допустило необоснованное ограничение и прекращение услуги по передаче электрической энергии, на которую имеется спрос (что подтверждается отсутствием задолженности заявителя перед Гарантирующим поставщиком), необходимость прекращения не была обусловлена экономически или технологически, прекращение подачи электрической энергии не предусмотрено нормативными правовыми актами.
4. Действия Общества создали препятствия для исполнения НП "КамаРегионСтрой" своих обязанностей по договору аренды от 26.04.2010 г. N 2/2010 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 26.04.2010 г.) в период с 26.07.2010 г. по настоящее время перед ООО "Строительная компания "Химспецстрой" по обеспечению бесперебойного электроснабжения Объекта заявителя, нуждающегося в предоставлении такой услуги.
5. У Общества имелась возможность для соблюдения вышеперечисленных правил и норм, так как оно было извещено ОАО "Пермэнергосбыт" об отсутствии у НП "КамаРегионСтрой" задолженности за поставленную электрическую энергию по договору N 1391 (письмо от 05.08.2010 г. N 1532), но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (соблюдение п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861).
Доводы ООО "СМУ Спецстрой" о нарушении права Общества, как владельца сетей, на стабильное энергоснабжение его технологического оборудования, снижении параметров энергобезопасности сетей Общества и увеличении вероятности возможных аварий в результате технологического присоединения АБЗ НП "КамаРегионСтрой", не подтверждены материалами дела.
Так, в соответствии с расчетом электрической нагрузки, потребляемой ООО "СМУ Спецстрой" 55-09-ЭС, выполненным 23.07.2009 г. ООО "Астарта" г. Березники, воздушная линия 6кВ (алюминиевый провод сечением 25 кв.мм длиною L=1200-м от подстанции КПД ячейки 11) рассчитана на использование объектов суммарной мощностью 1050кВА (суммарная активная мощность 937,12 кВт).
Общая присоединенная мощность объектов ООО "СМУ Спецстрой" и НП "КамаРегионСтрой" к электросетевому хозяйству ООО "Березниковский Вторчермет" в яч. 11 составляет (720 200) 920 кВт (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 09.03.2010 г., подписанный ООО "Березниковский Вторчермет", ООО "СМУ Спецстрой", НП "КамаРегионСтрой"), из которых разрешенная мощность Общества составляет 400 кВА.
На момент прекращения ООО "СМУ Спецстрой" перетока электрической энергии на АБЗ заявителя, документального подтверждения увеличения объемов и мощности электроэнергии, получаемой через указанную воздушную линию Общества, сторонами не представлено.
Довод Общества о том, что у НП "КамаРегионСтрой" имеется альтернативная возможность подключения к электросетевому хозяйству ПС КПД-110/6 кВ в ячейке N 23РУ-6кВ воздушно-кабельной линией отклонен Комиссией как документально не подтвержденный (п.4 письма Западно-Уральского Управления Ростехнадзора (исх. от 16.11.2010 г. N 04/1722, вх. от 18.11.2010 г. 3 15140-10).
Таким образом, учитывая, что ООО "СМУ Спецстрой" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в географических границах электрической сети (ЛЭП 6 кВ), посредством которой осуществляется передача электрической энергии на объект, находящийся по адресу: г. Березники, ул. Загородняя, 1, а также учитывая установленный законодателем запрет для организации, являющейся законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя (НП "КамаРегионСтрой"), препятствовать перетоку электрической энергии для такого потребителя, действия Ответчика по введению в отношении объекта НП "КамаРегионСтрой" прекращения пперетока электрической энергии в период с 26.07.2010 г. по настоящее время Комиссия расценила как злоупотребление доминирующим положением, что запрещено пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Кроме того, у Ответчика имелась возможность для соблюдения требований п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции" п. 6 Правил N 530, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ООО "СМУ Спецстрой", не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением.
Таким образом, в действиях ООО "СМУ Спецстрой", лица занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в географических границах электрической сети (ЛЭП 6 кВ), посредством которой осуществляется передача электрической энергии на объект, находящийся по адресу: г. Березники, ул. Загородняя, 1, Комиссией установлено нарушение п. 4 ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", результатом которого стало ущемление интересов заявителя и других лиц (ООО "Строительная компания "Химспецстрой", ОАО "Пермэнергосбыт).
В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны ООО "СМУ Спецстрой" не устранено, Комиссией принято решение о выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Основания для прекращения рассмотрения дела, а также для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Основания для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление Спецстрой" нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном прекращении с 26.07.2010 г. по настоящее время перетока электрической энергии в отношении объекта НП "КамаРегионСтрой" (асфальтобетонного завода по адресу: г. Березники, ул. Загородняя, 1), которое привело к ущемлению интересов НП "КамаРегионСтрой", ООО "Строительная компания "Химспецстрой", ОАО "Пермэнергосбыт".
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление Спецстрой" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путём принятия всех необходимых мер по урегулированию отношений с НП "КамаРегионСтрой" в части обеспечения перетока электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ООО "СМУ Спецстрой" на асфальтобетонный завод по адресу: г. Березники, ул. Загородняя, 1 при наличии такой потребности (обращения) НП "КамаРегионСтрой".
.Председатель комиссии
Члены комиссии
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 564-10-а
22.11.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 22.11.2010 г. по делу N 564-10-а о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление Спецстрой" (ул. Садовая, 1-1, пос. Орел, Пермский край, 618455) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление Спецстрой" прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением путем необоснованного прекращения с 26.07.2010 г. перетока электрической энергии в отношении объекта НП "КамаРегионСтрой" (асфальтобетонного завода по адресу: г. Березники, ул. Загородняя, 1), которое привело к ущемлению интересов НП "КамаРегионСтрой", ООО "Строительная компания "Химспецстрой", ОАО "Пермэнергосбыт",
а именно:
1. в срок до 01.03.2011 г. отозвать, направленное в адрес НП "КамаРегионСтрой" предупреждение (уведомление) N 82 от 22.07.2010 г. о введении в отношении асфальтобетонного завода, расположенного по адресу: г. Березники, ул. Загородняя, 1, прекращения перетока электрической энергии, как несоответствующее п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
2. принять все необходимые меры по урегулированию отношений с НП "КамаРегионСтрой" в части обеспечения перетока электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ООО "СМУ Спецстрой" на асфальтобетонный завод по адресу: г. Березники, ул. Загородняя, 1 при наличии такой потребности (обращения) у НП "КамаРегионСтрой".
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
В случае обжалования предписания исполнить его в течение 5 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта по данному предписанию.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 декабря 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016