Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
от 28 июля 2015 г. N 11-10АМ3/14
Резолютивная часть решения объявлена 27.07.2015 г.
Полный текст решения изготовлен 28.07.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Щепелин В. П. - заместитель руководителя Управления;
Члены Комиссии:
Проничева Н.И. - начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа;
Мухин А.С. - государственный инспектор отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа,
рассмотрев дело N 11-10АМЗ/14, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ОАО "МРСК Северо-Запада" (ИНН: 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения предусмотренных договором от 29.08.2014 NВЭ2.1-13/1890 мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район, Спасское с/п, п. Можайское (земельный участок с кадастровым номером: 35:25:0706071:902), результатом которого является ущемление интересов гражданки <_> установила:
В 31.03.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление гражданки <_> (далее - заявитель) на действия ОАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго" (далее - Общество), выразившиеся в неисполнении предусмотренных договором от 29.08.2014 NВЭ2.1-13/1890 мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район, Спасское с/п, п. Можайское (земельный участок с кадастровым номером: 35:25:0706071:902).
В соответствии с приказом Управления N 137 от 30.04.2014 года возбуждено дело N11-10АМЗ/14 в отношении ОАО "МРСК Северо-Запада" по признакам нарушения части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В период с момента возбуждения дела до момента его рассмотрения ОАО "МРСК Северо-Запада" изменило фирменное наименование на ПАО "МРСК Северо-Запада" (Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"), о чем свидетельствует устав Общества в новой редакции, утвержденный годовым Общим собранием акционеров ОАО "МРСК Северо-Запада" 23.06.2015 и лист записи ЕГРЮЛ в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" от 03.07.2015.
Таким образом, Ответчиком по рассматриваемому делу следует считать ПАО "МРСК Северо-Запада" (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785, юридический адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31; (далее Ответчик, Общество)).
Исходя из содержания заявления следует, что между заявителем и Обществом заключен договор от 29.08.2014 NВЭ2.1-13/1890 (подписан заявителем 11.09.2013 г.) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договоры).
Согласно пункту 1.5 названного договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район, Спасское с/п, п. Можайское (земельный участок с кадастровым номером: 35:25:0706071:902), составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Заявителем в полном объеме произведена оплата стоимости услуг в размере 550 рублей согласно п.3.1 названного договора.
В силу императивных норм права (п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861 (далее - Правила)) и условий договора мероприятия по технологическому присоединению жилого дома заявителя к сетям ПАО "МРСК Северо-Запада" должны быть исполнены Обществом не позднее 12.03.2014. На заседании Комиссии (27.07.2015 г.) Общество представило доказательства выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств <_>
На заседании Комиссии заявитель поддержал заявленные требования. Кроме того, указал, что отсутствие технологического подключения к электросетям затягивает строительство жилого дома.
Представители Общества на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с Правилами осуществление технологического присоединения объектов заявителей должно осуществляться при сохранении условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранении качества электроэнергии) для прочих потребителей. Так в районе расположения объектов заявителей одновременно планировалось подключение еще несколько объектов иных потребителей. В связи с этим, как указано Обществом, были проведены дополнительные организационные работы и 13.12.2013 г. был заключен договор подряда на выполнение мероприятий по технологическому присоединению. Кроме того, представители Общества в обоснование пропуска срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению заявителей, указали, что мероприятия по прокладке линий электропередачи до земельных участков заявителей могут быть выполнены только путем прохождения по земельному участку гражданина А.Н. Куцевола. Обществом рассматривался вопрос приобретения электросетевого хозяйства А.Н. Куцевола. Указанный вопрос был решен 15.05.2015 г. в результате заключения договора дарения N209/529/15, согласно которому А.Н. Куцевол безвозмездно передал Общество Воздушные линии электропередач и комплексную трансформаторную подстанцию.
В связи рассмотрением в Арбитражном суде Вологодской области дела NА13-6188/2014, имеющего значение вынесения всестороннего и объективного решения, Комиссией было приостановлено настоящее дело до вступления решения суда в законную силу. В результате принятия Постановлением Четырнадцатого арбитражного суда от 25.06.2015 г., решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.02.2015 г. по делу NА13-6188/2014 вступило в законную силу. На основании изложенного, дело N11-10АМЗ/14 было возобновлено.
Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.
Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.
Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.
Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
По сведениям, имеющимся в Управлении (Выписка из ЕГРЮЛ 12238 от 24.05.2013 г., а также от 13.07.2015 г. (получена из официального сайта http:\egrul.nalog.ru)), основным видом деятельности ПАО "МРСК Северо-Запада" в настоящее время являются услуги по передаче электроэнергии (код ОКВЭД - 40.10.2), которые согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к сфере деятельности естественных монополий.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Деятельность филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго" регламентируется Положением о филиале ОАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго", утвержденным приказом Генерального директора ОАО "МРСК Северо-Запада" от 03.03.2008 N 70. В структуру филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго" входят 5 производственных отделений (Череповецкие, Великоустюгские, Тотемские, Вологодские, Кирилловские), каждое их которых осуществляет деятельность на территории нескольких муниципальных районов Вологодской области. В свою очередь, в каждое ПО входят территории организационных обособленных районов обслуживания электрических сетей (РЭС). В частности, в состав ПО "Вологодские электросети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго" Предприятие входят 8 административных районов: Вологодский, Грязовецкий, Сокольский, Сямженский, Междуреченский, Харовский, Усть-Кубенский, Вожегодский. В рассматриваемом случае, ПАО "МРСК Северо-Запада" совершило правонарушение в Вологодском районе (по месту нахождения объекта гражданина), то есть в границах территории организационного обособленного района обслуживания электрических сетей - ПО "Вологодские электросети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго".
Исходя из вышеизложенного, Управление приходит к выводу о том, что ПАО "МРСК Северо-Запада", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в Вологодском районе в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих предприятию сетей, составной частью которого являются услуги по технологическому присоединению.
Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
29.08.2013 г. между заявителем и Обществом заключен договор NВЭ2.1-13/1890 (подписан со стороны заявителя 11.09.2013 г.) на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенных по адресу: Вологодский район, Спасское с/п, п. Можайское, (земельный участок с кадастровым номером: 35:25:0706071:902).
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами.
Согласно пп. б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, указанных в п. 12.1, 14 и 34 настоящих правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составляет 6 месяцев.
Согласно п. 16.3 Правил в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
<_>как заявитель соответствует критериям, указанным в п. 14 Правил.
При таких обстоятельствах в силу императивных норм права (п.16 и п. 16.3 Правил) и условий Договора мероприятия по технологическому присоединению жилого дома к электрическим сетям ПАО "МРСК Северо-Запада", включая все необходимые согласования с третьими лицами должны быть исполнены не позднее 12.03.2013 г.
Материалами дела установлено, что в нарушении требований Правил Обществом не были исполнены в установленные сроки, предусмотренные договором, мероприятия по технологическому присоединению жилого дома заявителя.
Пункт 9, 10 Правил содержит исчерпывающий перечень документов и сведений, которые заявитель должен представить сетевой организации для осуществления технологического присоединения. Заявка, направленная гражданкой в адрес Общества, была принята, в результате чего был составлен договор NВЭ2.1-13/1890. Таким образом, все необходимые сведения и информация для технологического присоединения у Общества имелись. Вместе с тем, Обществом были нарушены сроки для выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Необходимые мероприятия были выполнены Обществом 30.05.2015 г. (то есть спустя более года со дня окончания сроков по Договору, предусмотренных для сетевой организации).
ПО "МРСК Северо-Запада", в обоснование своей позиции, не представлено письменных доказательств, объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенных с гражданами договоров при соблюдении баланса интересов заказчиков и сетевой организации.
Так, ПАО "МРСК Северо-Запада" на заседании Комиссии подтвердили, а материалами дела установлено, что по вопросам согласования прокладки линий электропередач по участку А.Н. Куцевола Общество впервые обратилось 11.02.2014 г. (письмо исх. N08/151), то есть за месяц до истечения сроков исполнения договора технологического присоединения.
Кроме того, дальнейшее урегулирование разногласий с А.Н. Куцеволом в 2014-2015 годах происходило в связи с проведением Вологодским УФАС России контрольных мероприятий в отношении Общества в результате поступивших заявлений, а также в связи с выданным Обществу предписанием от 14.04.2014 г. по делу N06-10АМЗ/14.
Доказательств, подтверждающих добросовестность и своевременность выполнения ПАО "МРСК Северо-Запада" договорных обязательств по отношению к заявителям, Обществом не представлено.
Указанные бездействия Общества по исполнению договора NВЭ2.1-13/1890 ущемляет права гражданки на получение услуги по технологическому присоединению в установленные сроки. Нарушение сроков приводит к затягиванию продолжения строительства заявителем жилого дома на принадлежащем ей участке.
Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ПАО "МРСК Северо-Запада" доминирующим положением путем нарушения ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в несоблюдении требований (срок выполнения мероприятий) Правил при исполнении договора от 29.08.2013 г. NВЭ2.1-13/1890 по технологическому присоединению жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район, Спасское с/п, п. Можайское (земельный участок с кадастровым номером: 35:25:0706071:902) к сетям Общества, результатом которого явилось ущемление интересов <_>
На момент рассмотрения дела в УФАС России по Вологодской области, а именно 30.05.2015, со стороны Ответчика выполнены мероприятия, необходимые для технического присоединения жилого дома Заявителя, о чем свидетельствует уведомление от 15.06.2015 г. N09/2610, а также договор дарения от 15.05.2015 г. N209/529/15. Таким образом, Комиссия считает нецелесообразным выдавать Ответчику предписание, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ПАО "МРСК Северо-Запада" (ИНН: 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31) нарушившим ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительством РФ N 861 от 27.12.2004 г. при исполнении договора от 29.08.2013 г. NВЭ2.1-13/1890 по технологическому присоединению жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район, Спасское с/п, п. Можайское (земельный участок с кадастровым номером: 35:25:0706071:902) к сетям Общества, результатом которого явилось ущемление интересов <_>
2. Прекратить рассмотрение дела N 11-10АМЗ/14 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
В. П. Щепелин |
|
|
|
Члены комиссии: |
|
Н. И. Проничева |
|
|
|
|
|
А.С. Мухин |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 28 июля 2015 г. N 11-10АМ3/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016