Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
N 387 (опубликовано 14 августа 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "06" "августа" 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "10" "августа" 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: (_) - заместитель руководителя Иркутского УФАС России; члены Комиссии: (_) - начальник отдела контроля рекламы Иркутского УФАС России, (_) - специалист-эксперт отдела контроля рекламы Иркутского УФАС России,
рассмотрев дело N 1155 от 06.07.2015 г., возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в выпусках газеты "Купец" N1 (2) - 19 марта 2015 г. на странице 13, N3 - 2 апреля 2015 г. на странице 12 рекламы следующего содержания: "Будьте всегда красивыми вместе с нами! Салон красоты "Камелия" Наращивание и завивка ресниц, услуги парикмахера, маникюр, педикюр, депиляция, косметолог, визаж. Для мастеров маникюра в продаже имеется продукция CNI Мы являемся официальным представителем CNI. Для женщин При стрижке - укладка в подарок! Хомутово, ул. Колхозная, 198/3 ежедневно с 10 до 20. Записывайтесь: тел: 607-115",
в присутствии:
- лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: рекламодатель - ИП (_) (ИНН 382703631901 ОГРНИП 314385009700041, адрес: 664540, с.Хомутово, ул. Колхозная, 198/3), рекламораспространитель - ИП (_) (ИНН 383000172318 ОГРНИП 314385005100347, адрес: 664540, с.Хомутово, ул. Кирова, 8).
в отсутствии:
- заявителя (_), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление гр. (_) (вх. N 3699 от 06.04.2015 г.) с просьбой проверить на соответствие законодательству РФ о рекламе периодическое печатное издание газету "Купец".
В результате анализа представленных выпусков газеты "Купец" N1 (2) - 19 марта 2015 г. на странице 13, N3 - 2 апреля 2015 г. на странице 12 выявлена реклама следующего содержания: "Будьте всегда красивыми вместе с нами! Салон красоты "Камелия" Наращивание и завивка ресниц, услуги парикмахера, маникюр, педикюр, депиляция, косметолог, визаж. Для мастеров маникюра в продаже имеется продукция CNI Мы являемся официальным представителем CNI. Для женщин При стрижке - укладка в подарок! Хомутово, ул. Колхозная, 198/3 ежедневно с 10 до 20. Записывайтесь: тел: 607-115", имеющая признаки нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
В связи с обнаружением признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 06.07.2015 г. Иркутским УФАС России возбуждено дело N 1155 по факту распространения указанной рекламы. К участию в его рассмотрении привлечены: заявитель - (_); рекламодатель - ИП (_); рекламораспространитель - ИП (_).
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ N 508 от 17.08.2006 г. (далее - Правила) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Приказом ФАС России от 23.11.2012 г. N 711/12 (далее - Административный регламент).
Согласно п. 26 и п. 30 Правил, дело рассматривается антимонопольным органом в присутствии лиц, участвующих в деле. Рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
В соответствии с определением N 1237 от 22.07.2015 г. об отложении рассмотрения дела рассмотрение дела назначено на 06.08.2015 г.
В указанную дату в Иркутское УФАС России для участия в рассмотрении дела явились рекламодатель - ИП (_), рекламораспространитель - ИП (_). (_) на рассмотрение дела не явился.
Из материалов дела следует, что 05.08.2015 г. с электронной почты (_) поступило сообщение с просьбой рассмотрение дела N 1155 провести в его отсутствие.
Также в материалах дела присутствует телефонограмма N 49 от 05.08.2015 г. с информацией о времени и месте рассмотрения дела, полученная (_).
С учетом данных обстоятельств, Комиссией принято решение о возможности рассмотрения данного дела в отсутствии (_).
Комиссией установлено, что 05.08.2015 г. ИП (_) в антимонопольный орган представлены письменные пояснения о том, что ею в марте 2015 г. был заключен договор с руководством газеты "Купец" о рекламе салона красоты "Камелия". В заявленной рекламе говорится о наличии в салоне косметолога как специалиста. Косметологические услуги не рекламируются. Под косметологом понимаем специалист косметик-эстетист, который выполняет услуги не медицинского характера и не требующие лицензирования. Так как салон находится в сельской местности, то не всегда местным жителям понятен термин специалист косметик-эстетист и его предназначение. В качестве косметика-эстетиста в салоне работает (_), имеющая специальное образование. В мае 2015 г. макет рекламы салона красоты в газете "Купец" был изменен. В нем отсутствует реклама услуг, оказываемых в салоне.
На основании документов и пояснений, имеющихся в материалах дела, Комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.
В газете "Купец" N1 (2) - 19 марта 2015 г. на странице 13, N3 - 2 апреля 2015 г. на странице 12 распространена реклама следующего содержания: "Будьте всегда красивыми вместе с нами! Салон красоты "Камелия" Наращивание и завивка ресниц, услуги парикмахера, маникюр, педикюр, депиляция, косметолог, визаж. Для мастеров маникюра в продаже имеется продукция CNI Мы являемся официальным представителем CNI. Для женщин. При стрижке - укладка в подарок! Хомутово, ул. Колхозная, 198/3 ежедневно с 10 до 20. Записывайтесь: тел: 607-115".
ИП (_) в Иркутское УФАС России представлены прейскуранты цен косметика-эстетиста и мастера маникюра и педикюра. Согласно указанным документам мастер маникюра и педикюра осуществляет следующие услуги: различные виды маникюра и педикюра, массаж рук, покрытие лаком, снятие лака, наращивание ногтей, укрепление гелем, коррекция, снятие наращенных ногтей, ремонт ногтя, дизайн ногтя. Косметик-эстетист осуществляет следующие услуги: массаж лица и шеи, маски, гигиеническая чистка лица, уход за кожей области глаз, парафиновые ванночки, депиляция сахаром, визаж, наращивание ресниц, моделирование натуральных ресниц, оформление бровей, коррекция бровей, покраска бровей и ресниц.
В ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ указано, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В п. 7 ст. 7 ФЗ "О рекламе" закреплено, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
На основании части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации N 12 от 19.01.98 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении" медицинская услуга - это мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 от 01.01.1994, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, к медицинским услугам (код 081000) относятся, в том числе, услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (код 081500), которые включают в себя: услуги косметические (код 081501), процедуры врачебные (код 081502), электрохирургия (код 081503), пластическая хирургия (код 081504).
В соответствии с Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санитарно-курортной медицинской помощи, утвержденным Приказом Министерства социального развития РФ от 10.05.2007 N 323 (далее - Порядок), к работам, выполняемым при осуществлении доврачебной медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, санаторно-курортной помощи, специализированной медицинской помощи относится косметология (терапевтическая).
Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, определено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем (приложение к положению о лицензировании медицинской деятельности): косметология (терапевтическая), косметология (хирургическая) и др.
Таким образом, косметические услуги относятся к косметологическим услугам, которые в свою очередь являются медицинской услугой.
Проведение депиляции (код А14.01.014) относится к медицинской услуге, представляющее собой определенные виды медицинских вмешательств, направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющее самостоятельное законченное значение (класс А), в том числе уход за больными или отдельными анатомо-физиологическими элементами организма (ротовая полость, верхние дыхательные пути и т.д.) (раздел 14).
Изложенное свидетельствует о том, что косметология (терапевтическая), к которой также относится услуга по депиляция, является медицинской услугой, а поэтому должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (ч. 7 ст. 24 Закона N 38-ФЗ).
Кроме того, "Номенклатура работ и услуг в здравоохранении" утвержденная Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 относит услугу "проведение депиляции" к простой медицинской услуге (А 14.01.014).
Поскольку услуга "депиляция" не поименована в Общероссийском классификаторе услуг населению, то она не относятся к бытовым услугам, а является медицинской услугой и подлежит лицензированию.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются: Салон красоты "Камелия", а также оказываемые медицинские (косметологические, депиляция) услуги.
Вместе с тем, рассматриваемая реклама салона красоты "Камелия" и услуг косметолога не содержит предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Поскольку распространенная обществом реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугами, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие информации с предупреждением о наличии противопоказаний при применении услуг, может привести к неблагоприятным последствиям для лиц, которым противопоказаны данные виды услуг.
В рекламе медицинских услуг, которые предоставляются Салоном красоты "Камелия", отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Следовательно, данная реклама нарушает требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" в связи с отсутствием предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Кроме того, согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Иркутским УФАС России в Территориальный орган Росздравнадзора по Иркутской области направлен запрос исх. N 6672 от 10.07.2015 г. о предоставлении информации о наличии либо отсутствии у ИП (_) лицензии на оказание медицинских услуг.
16.07.2015 г. в Иркутское УФАС России поступил ответ на указанный запрос, из которого следует, что в Едином реестре лицензий на медицинскую деятельность сведения о наличии лицензии у ИП (_)отсутствуют.
В связи с отсутствием у ИП (_) лицензии на оказание медицинских услуг, рассматриваемая реклама нарушает требования п. 7 ст. 7 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований статьи 7 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с выходными данными газеты "Купец", рекламораспространителем является ИП (_) (664540, с.Хомутово, ул. Кирова, 8), согласно имеющейся в рекламе пометки, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП (_) (664540, с.Хомутово, ул. Колхозная, 198/3).
Согласно договору N 5 от 05.03.2015 г. на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов в газете "Купец" заказчик (ИП (_)) поручает, а исполнитель (ИП (_)) принимает на себя обязанность по размещению рекламы и рекламно-информационных материалов Заказчика в газете "Купец" в 2015 году в объеме и на условиях, предусмотренных указанным договором.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП (_), рекламораспространителем - ИП (_).
Руководствуясь частью 1 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Будьте всегда красивыми вместе с нами! Салон красоты "Камелия" Наращивание и завивка ресниц, услуги парикмахера, маникюр, педикюр, депиляция, косметолог, визаж. Для мастеров маникюра в продаже имеется продукция CNI Мы являемся официальным представителем CNI. Для женщин При стрижке - укладка в подарок! Хомутово, ул. Колхозная, 198/3 ежедневно с 10 до 20. Записывайтесь: тел: 607-115", распространенную в выпусках N1 (2) - 19 марта 2015 г. на странице 13, N3 - 2 апреля 2015 г. на странице 12 выявлена газеты "Купец", поскольку данная реклама не соответствует требованиям п. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе" от 13.02.2006 г. N 38-ФЗ, в связи с распространением рекламы товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, при отсутствия таких разрешений, а также в связи с распространением рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, поскольку нарушения устранены.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении виновных лиц.
Решение изготовлено в полном объеме "10" "августа" 2015 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 387 (опубликовано 14 августа 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016