Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 13 августа 2015 г. N 06-10.1/59-2015
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 06-10.1/59-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком", Общество) рекламы по сетям электросвязи, содержащей признаки нарушения требований части 1 и части 3 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ПАО "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388, местонахождение: ул. Достоевского, дом 15, г. Санкт-Петербург, 191002) установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области 14.07.2015 в 15:40 часов был осуществлен телефонный звонок на номер справочной службы 059 (справка по расчетам) Омского филиала ПАО "Ростелеком". После телефонного соединения включился автоинформатор, с помощью которого воспроизводилась информация следующего содержания.
"Здравствуйте, Вас приветствует Ростелеком.
Для получения информации о балансе счета нажмите 1, для подключения новых услуг нажмите 2, для получения справочной информации о действующих услугах нажмите 3, для получения технической консультации и помощи в настройках нажмите 4. Подробная информация о тарифах на сайте Ростелеком. Узнайте баланс лицевого счета и управляйте услугами в личном кабинете. Чтобы прослушать меню еще раз, нажмите решетку. Для соединения с оператором нажмите 0 или дождитесь ответа оператора.
Обращаем Ваше внимание, что в целях повышения качества обслуживания ведется запись разговора. Пожалуйста, после разговора с оператором оцените качество обслуживания.
В настоящее время все операторы заняты. Ваш звонок важен для нас, оставайтесь на линии.
Единый личный кабинет - это удобный способ получения консультаций, информации о тарифах и услугах, смены тарифного плана, решения технических вопросов и оплаты за услуги связи. Адрес личного кабинета компании Ростелеком "кабинет-точка-рт-точка-ру". С помощью единого личного кабинета Вы сможете в любое время контролировать и управлять своими услугами самостоятельно".
После автоматического воспроизведения данной информации общей продолжительностью 2 минуты 59 секунд прозвучал ответ оператора (акт фиксации телефонного звонка от 14.07.2015).
Содержание вышеуказанной информации о едином личном кабинете подпадает под понятие "реклама", закрепленное в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", поскольку распространяется в адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услугам связи, оказываемым ПАО "Ростелеком".
При этом в указанной рекламная информация усматриваются признаки нарушения части 1 и части 3 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" при справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.
На определение Омского УФАС России N 06-10.1/59-2015 от 24.07.2015 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и.о. директора Омского филиала ПАО "Ростелеком" были представлены письменные объяснения (вх. N 7355 от 11.08.2015), из которых следует, что "Единый личный кабинет (далее - ЕЛК) является информационно-справочной системой, в которой возможно узнать информацию о балансе счета и услугах, обратиться в техподдержку.
ЕЛК не предназначен для продажи и обмена, иного ведения оборота.
Продуктом деятельности Общества являются услуги связи, и они предназначены для продажи. ЕЛК является круглосуточным и бесплатным сервисом дистанционного обслуживания абонентов Общества, информационной системой о продукте деятельности, не имеет в качестве основной цели продвижение товара на рынке - услуг связи_
Таким образом, информация, воспроизводимая автоинформатором после телефонного соединения на номер справочной службы (059), обязательна для предоставления в силу закона, является информационно-справочной и не отвечает признакам, изложенным в п.2 ст.3 и п.3 ст.3 ФЗ "О рекламе".
Омское УФАС России не может согласиться с позицией ПАО "Ростелеком", исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
По мнению Омского УФАС России, доводимая до потребителя информация о Едином личном кабинете не может рассматриваться в качестве справочной информации, поскольку неразрывно связана с предоставляемыми ПАО "Ростелеком" услугами телефонной связи.
В частности, в рекламе ПАО "Ростелеком" указано на возможность "смены тарифного плана" и возможность "управлять своими услугами самостоятельно", что подразумевает под собой возможность приобретения новых услуг либо изменения существующих услуг ПАО "Ростелеком".
Таким образом, любая информация, связанная с реализуемыми ПАО "Ростелеком" платными услугами связи, должна рассматриваться в качестве рекламы этих услуг, так как обладает признаками рекламы, а именно: распространяется в адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, то есть направлена на реализацию оказываемых ПАО "Ростелеком" услуг телефонной связи.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона "О рекламе".
По определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ПАО "Ростелеком" является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя ПАО "Ростелеком", Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ПАО "Ростелеком" части 1 и части 3 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу: "Единый личный кабинет - это удобный способ получения консультаций, информации о тарифах и услугах, смены тарифного плана, решения технических вопросов и оплаты за услуги связи. Адрес личного кабинета компании Ростелеком "кабинет-точка-рт-точка-ру". С помощью единого личного кабинета Вы сможете в любое время контролировать и управлять своими услугами самостоятельно", распространенную посредством использования телефонной связи при осуществлении телефонного звонка на номер справочной службы 059, ненадлежащей, поскольку данная реклама была распространена с нарушением требований части 1 и части 3 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ПАО "Ростелеком" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 13 августа 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/59-2015
13 августа 2015 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 13.08.2015 по делу N 06-10.1/59-2015 о признании рекламы, распространенной ПАО "Ростелеком" посредством использования телефонной связи при осуществлении телефонного звонка на номер справочной службы 059, ненадлежащей, нарушающей требования части 1 и части 3 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ПАО "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388, местонахождение: ул. Достоевского, дом 15, г. Санкт-Петербург, 191002) до 28 августа 2015 года прекратить нарушение требований:
- части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", а именно: не распространять рекламу Единого личного кабинета посредством использования телефонной связи без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы,
- части 3 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", а именно: при справочном телефонном обслуживании предоставлять рекламу только после сообщения запрашиваемой абонентом справки.
2. ПАО "Ростелеком" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 01 сентября 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 августа 2015 г. N 06-10.1/59-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016