Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 9 декабря 2010 г.
Резолютивная часть оглашена 25.11.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 09.12.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
в присутствии представителя ответчика ОАО "КС-Прикамье" (по доверенности от 17.06.2010 г.), представителя заинтересованного лица ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-Мед" ,
рассмотрев дело N 832-10-а по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Коммунальные системы - Прикамье" (614002, Пермский край, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 94) пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Во исполнение плана контрольных мероприятий на 4 квартал 2010 года на основании приказа о проведении плановой выездной проверки N 556-п от 02.09.2010 года Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Инспекция Пермского УФАС России) была проведена проверка деятельности Открытого акционерного общества "Коммунальные системы - Прикамье" (далее также - ОАО "КС-Прикамье") на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.
По результатам проведения настоящей проверки Инспекцией Пермского УФАС России был составлен Акт N 63 от 22.10.2010 года.
В соответствии с данным актом в ходе проверки в действиях ОАО "КС-Прикамье" были выявлены признаки нарушения п. 9 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении договора обязательного медицинского страхования работающих граждан N 5850-202 от 24.11.2009 года с ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, в связи с чем, 12 ноября 2010 года Пермское УФАС России возбудило в отношении ОАО "КС-Прикамье" дело N 832-10-а по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
ОАО "КС-Прикамье" в своих действиях не признало нарушение п. 9 ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, считает что проведение открытого конкурса или открытого аукциона не требуется для заключения договоров обязательного медицинского страхования граждан, в связи с тем, что услуги страхования, оказываемые по данным договорам, не являются необходимыми для осуществления ОАО "КС-Прикамье" основной деятельности по передаче электрической энергии.
Рассмотрев документы и материалы, полученные в ходе проведения контрольного мероприятия, а также заслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.
ОАО "КС-Прикамье" создано на основании решения собрания учредителей, запись о создании ОАО "КС-Прикамье" в единый государственный реестр юридических лиц была внесена 16 марта 2004 года за основным государственным регистрационным номером 1045900076265.
Действующая редакция устава ОАО "КС-Прикамье" утверждена решением годового Общего собрания акционеров Общества 30 июня 2009 года.
Согласно уставу основной целью ОАО "КС-Прикамье" является получение прибыли.
Для достижения своей цели ОАО "КС-Прикамье" осуществляет следующие виды деятельности:
- передача электроэнергии;
- распределение электроэнергии;
- производство пара и горячей воды (тепловой энергии);
- передача пара и горячей воды (тепловой энергии);
- распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);
- деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей;
- деятельность по работоспособности котельных;
- деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей;
- удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
- сбор и очистка воды;
- распределение воды;
- денежное посредничество;
- и т.д.
Согласно информации, представленной ОАО "КС-Прикамье" в ходе рассмотрения дела, ОАО "КС-Прикамье" не включено в реестр субъектов естественных монополий.
Согласно информации об основных показателях хозяйственной деятельности ОАО "КС-Прикамье" за период с 2008 года по 1 квартал 2010 года, представленной Обществом в ходе проведения проверки, основным видом деятельности ОАО "КС-Прикамье" является передача электроэнергии (приложение N 19 к акту проверки N 63).
24 ноября 2009 года ОАО "КС-Прикамье" заключило договор обязательного медицинского страхования работающих граждан N 5850-202 с ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед".
Согласно п. 1. предметом вышеуказанного договора является организация Страховщиком медицинской помощи работающим гражданам, включенным Страхователем в списки застрахованных по настоящему договору, в объеме и на условиях территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Пермского края.
В соответствии с п. 4.1. договор страхования заключается на срок до 24 ноября 2012 г. и вступает в силу с момента его подписания. Документов, свидетельствующих о расторжении указанного договора, в ходе проверки представлено не было, а также в рамках рассмотрения дела представитель ОАО "КС-Прикамье" и ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-Мед" подтвердили, что договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 24.11.2009 года является действующим.
Как пояснил представитель ОАО "КС-Прикамье" в ходе рассмотрения антимонопольного дела, договор обязательного медицинского страхования работающих граждан N 5850-202 от 24.11.2009 года заключен в целях страхования работников ОАО "КС-Прикамье", в том числе обслуживающих объекты электросетевого хозяйства.
При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сферах услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) субъекты естественных монополий должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:
1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;
2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;
3) предоставление кредита;
4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
5) выдача банковских гарантий;
6) услуги на рынке ценных бумаг;
7) услуги по договору лизинга;
8) страхование имущества;
9) личное страхование, в том числе медицинское страхование;
10) негосударственное пенсионное страхование;
11) страхование ответственности.
Руководствуясь вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
ОАО "КС-Прикамье" является компанией, осуществляющей деятельность в сфере услуг по передаче электроэнергии, т.е. осуществляет деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Поэтому в силу абзаца 3 статьи 3 ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "КС-Прикамье" является субъектом естественной монополии.
Обязанность проводить открытые конкурсы или открытые аукционы с целью отбора финансовых организаций для заключения договоров на оказание финансовых услуг, в том числе обязательного медицинского страхования, закреплена за субъектом естественных статьей 18 Закона о защите конкуренции.
Статья 18 Закона о защите конкуренции не содержит исключений, предусматривающих возможность заключения субъектами естественных монополий с финансовыми организациями договоров на оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, без предшествующего этому отбору финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. Положение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции подлежит применению к субъектам естественных монополий, в том числе, в случае, когда оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, не является необходимым для осуществления (при осуществлении) данными субъектами деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
Данный вывод Комиссии Пермского УФАС России следует из буквального толкования нормы статьи 18 Закона о защите конкуренции. Согласно этой статье, субъекты естественных монополий обязаны проводить отбор финансовых организаций при оказании следующих финансовых услуг:
- привлечению денежных средств юридических лиц во вклады;
- инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
- услуги на рынке ценных бумаг;
- личное страхование, в том числе медицинское страхование;
- негосударственное пенсионное страхование.
При этом оказание вышеуказанных финансовых услуг не может быть напрямую связано с естественномонопольной деятельностью, а только опосредованно. Таким образом, довод ОАО "КС-Прикамье" о том, что проведение открытого конкурса или аукциона не требуется, если финансовые услуги не являются необходимыми для осуществления ОАО "КС-Прикамье" основной деятельности по передаче электрической энергии, т.е. не носят естесвенномонопольный характер, является не состоятельным, так как основан на неправильном толковании нормы статьи 18 Закона о защите конкуренции.
А также Комиссия Пермского УФАС России учла то, что договор обязательного медицинского страхования работающих граждан N 5850-202 от 24.11.2009 года опосредованно связан с деятельностью ОАО "КС-Прикамье" по передаче электроэнергии, так как договор заключен в том числе для страхования работников, обслуживающих объекты электросетового хозяйства.
Таким образом, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что ОАО "КС-Прикамье", заключив с ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" договор обязательного медицинского страхования работающих граждан N 5850-202 от 24.11.2009 года, без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, нарушило п. 9 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ОАО "КС - Прикамье" нарушившим пункт 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении договора обязательного медицинского страхования работающих граждан N 5850-202 от 24.11.2009 года с ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке страховых услуг.
2. В связи с тем, что договор обязательного медицинского страхования работающих граждан N 5850-202 от 24.11.2009 года с ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" является действующим, Комиссией Пермского УФАС России было принято решение выдать ОАО "КС - Прикамье" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать Открытому акционерному обществу "Коммунальные системы - Прикамье" предписание, направленное на устранение нарушений, в том числе путем проведения необходимых процедур торгов для заключения договора обязательного медицинского страхования работающих граждан.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание по делу N832-10-а
09 декабря 2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 09.12.2010 г. по делу N832-10-а о нарушении Открытым акционерным обществом "Коммунальные системы - Прикамье" (614002, Пермский край, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 94) пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Открытому акционерному обществу "Коммунальные системы - Прикамье" в срок до 24.12.2010 г. прекратить нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении договора обязательного медицинского страхования работающих граждан N 5850-202 от 24.11.2009 года с ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке страховых услуг,
а именно:
1) в срок до 24.12.2010 года издать приказ о проведении открытых конкурсов или открытых аукционов в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в целях заключения с финансовыми организациями договоров оказания финансовых услуг, поименованных в ч. 1 ст. 18 закона о защите конкуренции, в том числе услуг по обязательному медицинскому страхованию работающих граждан.
2) в целях соблюдения антимонопольного законодательства в дальнейшем строго руководствоваться данным приказом о проведении открытых конкурсов или открытых аукционов для отбора финансовых организаций.
3) в срок до 24.12.2010 года внести изменения в часть 4 договора обязательного медицинского страхования работающих граждан N 5850-202 от 24.11.2009 г. в части установления срока действия данного договора: "договор действует до момента определения победителя, выбранного по результатам проведенного открытого конкурса/открытого аукциона на право заключения договора обязательного медицинского страхования работающих граждан, но не позднее, чем до 30.03.2011 года"
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее 5 (пяти) дней со дня его выполнения. В случае обжалования предписания исполнить его в течение 5 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта по данному предписанию. Уведомить об исполнении предписания в течение 5 дней со дня его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 декабря 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016