Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 9 декабря 2010 г.
Резолютивная часть оглашена 25.11.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 09.12.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в присутствии представителя ответчика ОАО "КС-Прикамье" <_> (по доверенности от 17.06.2010 г.), представителя заинтересованного лица ООО "Росгосстрах" <_>
рассмотрев дело N 833-10-а по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Коммунальные системы - Прикамье" (614002, Пермский край, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 94) пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Во исполнение плана контрольных мероприятий на 4 квартал 2010 года на основании приказа о проведении плановой выездной проверки N 556-п от 02.09.2010 г. Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также- Инспекция Пермского УФАС России) была проведена проверка деятельности Открытого акционерного общества "Коммунальные системы - Прикамье" (далее также - ОАО "КС-Прикамье") на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.
По результатам проведения настоящей проверки Инспекцией Пермского УФАС России был составлен Акт N 63 от 22.10.2010 г.
В соответствии с данным актом в ходе проверки в действиях ОАО "КС-Прикамье" были выявлены признаки нарушения п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства с ООО "Росгосстрах" без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, в связи с чем, 12 ноября 2010 г. Пермское УФАС России возбудило в отношении ОАО "КС-Прикамье" дело N 833-10-а по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
ОАО "КС-Прикамье" в своих действиях не признало нарушение п. 11 ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, считает, что проведение открытого конкурса или открытого аукциона не требуется для заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств, в связи с тем, что услуги страхования, оказываемые по данным договорам, не являются необходимыми для осуществления ОАО "КС-Прикамье" основной деятельности по передаче электрической энергии.
ООО "Росгосстрах" не отрицает нарушение ОАО "КС-Прикамье" ст. 18 Закона о защите конкуренции", при этом указывает, что на момент заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства с ОАО "КС-Прикамье" ООО "Росгосстрах" не имело информации о том, что ООО "КС-Прикамье" является субъектом естественной монополии, в связи с чем, не могло предвидеть, а также предотвратить нарушение антимонопольного законодательства.
Рассмотрев документы и материалы, полученные в ходе проведения контрольного мероприятия, а также заслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.
В апреле и мае 2010 г. ОАО "КС-Прикамье" без проведения открытого конкурса или открытого аукциона заключило с ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Пермском крае следующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:
1. Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства от 16.04.2010 года;
2. Страховой полис ВВВ N 0536830945 обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства от 24.05.2010 года;
3. Страховой полис ВВВ N 0536830944 обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства от 24.05.2010 года;
4. Страховой полис ВВВ N 0536830943 обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства от 24.05.2010 года;
5. Страховой полис ВВВ N 0536830942 обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства от 24.05.2010 года.
Предметом настоящих договоров является обязательное страхование гражданской ответственности ОАО "КС-Прикамье" как владельца следующих транспортных средств: полис от 16.04.2010 года - КМ -317-10 (машина бурильная), полис ВВВ N 0536830945 - УАЗ-3909, государственный регистрационный знак транспортного средства 0141PY; полис ВВВ N 0536830944 - УАЗ-3909, государственный регистрационный знак транспортного средства 0167PY; полис ВВВ N 0536830943 - УАЗ-330302, государственный регистрационный знак транспортного средства 0149PY; полис ВВВ N 0536830942 - УАЗ-2206, государственный регистрационный знак транспортного средства 0175PY.
Из пояснений представителя ОАО "КС-Прикамье" на заседании Комиссии установлено, что бурильная машина КМ -317-10 используется для бурения скважин под опорные конструкции объектов электросетевого хозяйства, остальные автомобили используются в основном для перевозки персонала ОАО "КС-Прикамье", в том числе занятого обслуживанием объектов электросетевого хозяйства, непосредственно участвующих в процессе осуществления ОАО "КС-Прикамье" основанного вида деятельности по передаче электрической энергии.
Все перечисленные полисы страхования согласно их положениям на момент рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства являются действующими:
- срок действия страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства от 16.04.2010 года установлен с 00 ч. 0 мин. 27.04.2010 г. по 23 ч. 59 мин. 59 сек. 26.04.2011 г.
- срок действия страховых полисов ВВВ обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства от 24.05.2010 года, NN 0536830944, 0536830944, 0536830943, 0536830942, установлен с 00 ч. 00 мин. 26.05.2010 г. по 23 ч. 59 мин. 59 сек. 25.05.2011 г.
В ходе проведения проверки, а также в ходе рассмотрения настоящего дела N 833-10-а о нарушении п. 11 ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции ОАО "КС-Прикамье" не предоставило информации о проведении открытого конкурса или открытого аукциона с целью заключения перечисленных договоров (полисов) обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Вместе с этим Комиссией Пермского УФАС России установлено, что согласно уставу ОАО "КС-Прикамье" осуществляет следующие виды деятельности (редакция утвержденная решением годовым Общим собранием акционеров Общества 30 июня 2009 года):
- передача электроэнергии;
- распределение электроэнергии;
- производство пара и горячей воды (тепловой энергии);
- передача пара и горячей воды (тепловой энергии);
- распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);
- деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей;
- деятельность по работоспособности котельных;
- деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей;
- удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
- сбор и очистка воды;
- распределение воды;
- денежное посредничество;
- и т.д.
По данным, представленным ОАО "КС-Прикамье" в ходе рассмотрения дела, ОАО "КС-Прикамье" не включено в реестр субъектов естественных монополий.
При этом согласно информации об основных показателях хозяйственной деятельности ОАО "КС-Прикамье" за период с 2008 года по 1 квартал 2010 года, представленной Обществом в ходе проведения проверки, основным видом деятельности ОАО "КС-Прикамье" является передача электроэнергии (приложение N 19 к акту проверки N 63).
При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.
Из содержания ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального Закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:
1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;
2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;
3) предоставление кредита;
4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
5) выдача банковских гарантий;
6) услуги на рынке ценных бумаг;
7) услуги по договору лизинга;
8) страхование имущества;
9) личное страхование, в том числе медицинское страхование;
10) негосударственное пенсионное страхование;
11) страхование ответственности.
Руководствуясь вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
ОАО "КС-Прикамье" является компанией, которая фактически осуществляет на основании устава деятельность в сфере услуг по передаче электроэнергии, т.е. осуществляет деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Поэтому в силу абзаца 3 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "КС-Прикамье" является субъектом естественной монополии.
Обязанность проводить открытые конкурсы или открытые аукционы с целью отбора финансовых организаций для заключения договоров на оказание финансовых услуг, в том числе страхования ответственности, закреплена за субъектом естественных монополий статьей 18 Закона о защите конкуренции.
Данная норма Закона о защите конкуренции требует от определенной категории субъектов, в том числе субъектов естественных монополий, проведения открытого конкурса или открытого аукциона по отбору финансовых организаций, в том числе для страхования ответственности, в целях обеспечения равного доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг.
При этом статья 18 Закона о защите конкуренции не содержит исключений, предусматривающих возможность заключения субъектами естественных монополий с финансовыми организациями договоров на оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, без предшествующего этому отбору финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. Положение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции подлежит применению к субъектам естественных монополий, в том числе, в случае, когда оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, не является необходимым для осуществления (при осуществлении) данными субъектами деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
Указанный вывод Комиссии Пермского УФАС России следует из буквального толкования нормы статьи 18 Закона о защите конкуренции. Согласно этой статье, субъекты естественных монополий обязаны проводить отбор финансовых организаций при оказании следующих финансовых услуг:
- привлечению денежных средств юридических лиц во вклады;
- инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
- услуги на рынке ценных бумаг;
- личное страхование, в том числе медицинское страхование;
- негосударственное пенсионное страхование.
- страхование ответственности
При этом оказание вышеуказанных финансовых услуг не может быть напрямую связано с естественномонопольной деятельность, а только опосредованно. Таким образом, довод ОАО "КС-Прикамье" о том, что проведение открытого конкурса и аукциона не требуется, если финансовые услуги не являются необходимыми для осуществления ОАО "КС-Прикамье" основной деятельности по передаче электрической энергии, т.е. не носят естесвенномонопольный характер, является не состоятельным, так как основан на неправильном толковании нормы статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции закреплена прямая обязанность перечисленных в ней субъектах, проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций в целях заключения договоров оказания финансовых услуг вне зависимости от принадлежности данных услуг к основному виду их деятельности.
При этом Комиссией учтено то обстоятельство, что договоры обязательного страхования гражданской ответственности с ООО "Росгосстрах" опосредованно связаны с основной деятельностью ОАО "КС-Прикамье", так как по данным договорам застрахована ответственность ОАО "КС-Прикамье" как владельца транспортных средств, используемых для бурения скважин под опорные конструкции объектов электросетевого хозяйства, а также для перевозки персонала ОАО "КС-Прикамье", в том числе занятого обслуживанием объектов электросетевого хозяйства, непосредственно участвующих в процессе осуществления ОАО "КС-Прикамье" основанного вида деятельности по передаче электрической энергии.
С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что ОАО "КС-Прикамье", заключив с ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Пермском крае договоры обязательного страхования гражданской ответственности (страховой полис от 16.04.2010 г., страховые полисы ВВВ NN 0536830944, 0536830944, 0536830943, 0536830942 от 24.05.2010 г.), без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, нарушило п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.
В связи с тем, что указанные договоры, заключенные ОАО "КС-Прикамье" с нарушением положений ст. 18 Закона о защите конкуренции, являются действующими на момент рассмотрения настоящего дела, у Комиссии имеются основания для выдачи ОАО "КС-Прикамье" предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях ОАО "КС - Прикамье" нарушение пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности (страховой полис от 16.04.2010 г., страховые полисы ВВВ NN 0536830944, 0536830944, 0536830943, 0536830942 от 24.05.2010 г.) с ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Пермском крае без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
2. В связи с тем, что договоры обязательного страхования гражданской ответственности (страховой полис от 16.04.2010 г., страховые полисы ВВВ NN 0536830944, 0536830944, 0536830943, 0536830942 от 24.05.2010 г.) являются действующими на настоящий момент, выдать ОАО "КС - Прикамье" предписание, направленное на устранение нарушений антимонопольного законодательства, в том числе по проведению необходимых процедур торгов по отбору финансовых организаций в целях заключения с ними договоров на оказание финансовых услуг, в том числе по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Предписание по делу N833-10-а
09 декабря 2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 09.12.2010 г. по делу N833-10-а о нарушении Открытым акционерным обществом "Коммунальные системы - Пикамье" (614002, Пермский край, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 94) пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Открытому акционерному обществу "Коммунальные системы - Прикамье" в срок до 24.12.2010 г. прекратить нарушение п. 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности (страховой полис от 16.04.2010 г., страховые полисы ВВВ NN 0536830944, 0536830944, 0536830943, 0536830942 от 24.05.2010 г.) с ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Пермском крае без проведения открытого конкурса или открытого аукциона,
а именно:
- в срок до 24.12.2010 г. издать приказ о необходимости проведения ОАО "КС-Прикамье" открытых конкурсов или открытых аукционов в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для отбора финансовых организаций в целях оказания финансовых услуг, поименованных в ч. 1 ст. 18 закона о защите конкуренции, в том числе услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств.
- в целях соблюдения антимонопольного законодательства в дальнейшем строго руководствоваться данным приказом о необходимости проведения открытых конкурсов или открытых аукционов для отбора финансовых организаций.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее 5 (пяти) дней со дня его выполнения. В случае обжалования предписания исполнить его в течение 5 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта по данному предписанию. Уведомить об исполнении предписания в течение 5 дней со дня его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 декабря 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016