Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 9 декабря 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Михайлова Н.В. |
- |
член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
Швецова О.Ю. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции. |
рассмотрев дело N 1180-ФАС52-Р-5,25-07/11-10, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "НьюМед" (г.Нижний Новгород, ул.Фрунзе, д.21) по признакам нарушения пункта 2 части 3, пункта 6 части 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя ООО "НьюМед" по доверенности от 01.06.2010 года N 5/2010 Козлова Д.И.;
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления контроля за соблюдением требований рекламного законодательства специалистами Нижегородского УФАС России установлено, что в эфире телекомпании "Волга" в период с 01 по 30 сентября 2010 года в программе "Сексуальные секреты с Анфисой Чеховой" распространялось рекламное сообщение БАД к пище "Экопам".
Из текстов рекламы следует, что БАД к пище "Экопам" рекламируется как средство, оказывающее лечебно-профилактический эффект на эректильную дисфункцию мужчин.
Однако согласно свидетельства о государственной регистрации N 77.99.23.3.У.6130.6.05 от 02.06.2005 года, санитарно-эпидемиологического заключения N 77.99.03.003.Т.000188.02.05 от 07.02.2005 года, выданных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, "Экопам" зарегистрирована как биологически активная добавка к пище, дополнительный источник витаминов
Рекламодателем рекламных сообщений является ООО "НьюМед".
В связи с указанными обстоятельствами, Управление Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области 22 ноября 2010 года вынесло Определение о возбуждении дела по признакам нарушения пункта 2 части 3, пункта 6 части 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что в эфире телекомпании "Волга" в период с 01 по 30 сентября 2010 года в программе "Сексуальные секреты с Анфисой Чеховой" распространялось рекламное сообщение БАД к пище "Экопам".
Рекламодателем рекламного сообщения биологически активной добавки к пище "Экопам" является ООО "НьюМед". Рекламное сообщение распространялось на основании договоров от 01.01.2010 N 38-01/КГ.
В рекламном сообщении биологически активной добавки к пище "Экопам" содержится информация, указывающая на комплексное и положительное влияние продукта на кровеносную, иммунную системы организма мужчины, способность устранению нарушений эректильной дисфункции мужчин.
В частности, в рекламном сообщении говорится: "Экопам не содержит гормонов, замедляет процессы старения, способствует укреплению сосудов, стимулирует половые железы, улучшает эрекцию, увеличивает длительность половых актов_Натуральные компоненты "Экопам" улучшают общее состояние мужчины, усиливают эрекцию, увеличивают продолжительность, качество и количество половых актов _Экопам поможет приобрести великолепную эрекцию, продлить половой акт и контролировать семяизвержение_".
Рекламное сообщение биологически активной добавки к пище "Экопам" распространялось в эфире телекомпании "ННТВ" в рамках программы "Сексуальное здоровье" в период с 1 по 31 мая, с 1 по 12 июня 2010 года на основании договоров от 31 декабря 2009 года N 27, от 11 января 2010 года N 5/2.
Согласно свидетельства о государственной регистрации N77.99.23.3.У.6130.6.05 от 02.06.2005 года, санитарно-эпидемиологического заключения N77.99.03.003.Т.000188.02.05 от 07.02.2005 года, выданных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, "Экопам" зарегистрирована как биологически активная добавка к пище, дополнительный источник витаминов.
В разделе "Оценка клинической эффективности БАД к пище "Экопам" Экспертного заключения от 23.12.2004 года исх.N72/Э 3680/б04, данного ГУ "Научно - исследовательский институт питания", говорится, что БАД "Экопам" представляет собой капсулы, содержащие витамины А, С, Д, Е, В1, В2, В3, В6, В12, РР, биотин, фолиевую кислоту, спирулину, олигохит, лактоглобулин, пантогематоген и может рассматриваться в качестве дополнительного источника витаминов (20-110% от адекватного уровня потребления).
Данные документы не содержат указаний на применение БАД "Экопам" именно для профилактики и восстановления импотенции и эректильной дисфункции.
Инструкция по применению БАД "Экопам" размещается на упаковке. В инструкции указано, что БАД "Экопам" рекомендуется в качестве дополнительного источника витаминов, принимать взрослым по 1 капсуле в день во время еды. Прием одной капсулы (рекомендованная суточная доза) обеспечит поступление: витамина С, В1, В2, В3, В5, В6, В12, Н, Е, Д. Противопоказания: индивидуальная непереносимость компонентов БАД, перед применением рекомендуется проконсультироваться с врачом, не является лекарством.
Комиссия Нижегородского УФАС России полагает, что текст рекламных сообщений свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие на эректильную дисфункцию мужчин, а не как к витаминному комплексу.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года N 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Между тем установлено, что "Экопам" зарегистрирован как биологически активная добавка к пище, дополнительный источник витаминов. Как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его профилактическое и иное восстановительное воздействие на половую функцию.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что ООО "НьюМед" не имеет правовых оснований для распространения иных сведений о БАД "Экопам", кроме как указанных в Свидетельстве о регистрации.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Рекламное сообщение БАД "Экопам" содержит указание на профилактическое и восстановительное воздействие на эректильную дисфункцию мужчин, что противоречит пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они обладают лечебными свойствами. Комиссия Нижегородского УФАС России полагает, что рекламное сообщение в целом создает впечатление, что БАД "Экопам" обладает лечебными свойствами, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах. "Экопам" зарегистрирован как биологически активная добавка к пище, дополнительный источник витаминов, документов о том, что БАД к пище "Экопам" замедляет процессы старения, способствует укреплению сосудов, положительно воздействует и восстанавливает эректильную функцию мужчин не представлено, в связи с чем, рекламное сообщение противоречит пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Следовательно, указанное выше рекламное сообщение противоречит требованиям пункта 2 части 3, пункта 6 части 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 3, 6 и 7 статьи 5, статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рекламных сообщений "Экопам" является ООО "НьюМед".
Таким образом, реклама ООО "НьюМед" противоречит требованиям пункта 2 части 3, пункта 6 части 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела представитель общества нарушение Федерального закона "О рекламе" признал, но факт прекращения распространения ненадлежащей рекламы в настоящее время подтвердить не смог.
Исходя из изложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России выдает ООО "НьюМед" предписания об устранении нарушения рекламного законодательства.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО "НьюМед" (г.Нижний Новгород, ул.Фрунзе, д.21) в эфире телекомпании "Волга" в период с 01 по 30 сентября 2010 года в программе "Сексуальные секреты с Анфисой Чеховой", поскольку она противоречит требованиям пункта 2 части 3, пункта 6 части 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "НьюМед" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО "НьюМед".
Решение изготовлено в полном объеме 10 декабря 2010 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 1180-ФАС52-Р-5,25-07/11-10-01
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
<_>
1. ООО "НьюМед" в срок до 16 декабря 2010 года прекратить нарушение пункта 2 части 3, пункта 6 части 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе", а именно: не указывать в рекламном сообщении, распространяемом в эфире телекомпании "Волга", на профилактическое и восстановительное, то есть лечебное, воздействие на эректильную функцию мужчин БАД к пище "Экопам".
2. ООО "НьюМед" представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 17 декабря 2010 года.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 1180-ФАС52-Р-5,25-07/11-10-02
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
<_>
1. ООО "НьюМед" в срок до 16 декабря 2010 года прекратить нарушение пункта 2 части 3, пункта 6 части 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе", а именно: не распространять в рекламном сообщении, распространяемом в эфире телекомпании "Волга", не соответствующие действительности сведения относительно характеристик рекламируемого товара - БАД к пище "Экопам".
2. ООО "НьюМед" представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 17 декабря 2010 года.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 1180-ФАС52-Р-5,25-07/11-10-03
<_>
1. ООО "НьюМед" в срок до 16 декабря 2010 года прекратить нарушение пункта 2 части 3, пункта 6 части 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе", а именно: не создавать в рекламном сообщении, распространяемом в эфире телекомпании "Волга", впечатление о лечебных свойствах БАД к пище "Экопам".
2. ООО "НьюМед" представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 17 декабря 2010 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 9 декабря 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016