Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 10 декабря 2010 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путём проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области в составе:
<_> - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
<_> - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
<_> - член Комиссии, специалист-эксперт отдела Управления,
в присутствии представителей:
муниципального заказчика - Муниципального медицинского учреждения "Первая городская клиническая больница":
<_> действующей на основании доверенности N <_> от 09 декабря 2010 года;
<_> действующей на основании доверенности N <_> от 09 декабря 2010 года;
уполномоченного органа по размещению муниципальных заказов - Администрации Великого Новгорода:
<_> - главного специалиста отдела правовых экспертиз правового управления Администрации Великого Новгорода, действующей на основании доверенности N <_> от 09.12.2010;
участника размещения заказа - подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Медком-МП": <_> действующего на основании доверенности N <_> от 02.03.2010,
рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Медком-МП" (далее - ООО "Медком-МП") - на действия муниципального заказчика - Муниципального медицинского учреждения "Первая городская клиническая больница" (далее - ММУ "Первая городская клиническая больница", муниципальный заказчик) - при размещении им и уполномоченным органом по размещению муниципальных заказов - Администрацией Великого Новгорода (далее - Администрация Великого Новгорода, уполномоченный орган по размещению муниципальных заказов) - муниципального заказа путем проведения запроса котировок на право заключения муниципального контракта на поставку перчаток смотровых и хирургических, дата окончания срока подачи котировочных заявок - 09 декабря 2010 года, установила:
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу. В соответствии с пунктом 4 раздела I Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. В соответствии с пунктом 45 приложения "Перечень территориальных органов Федеральной антимонопольной службы" к Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённому приказом ФАС России от 15.12.2006 N 324, Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) является территориальным органом ФАС России.
В соответствии с частью 5 статьи 57 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (с изм. и доп., далее - Закон о размещении заказов) участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для муниципальных нужд в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.
06 декабря 2010 года в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника размещения заказа - ООО "Медком-МП" - на действия муниципального заказчика - ММУ "Первая городская клиническая больница" - при размещении им и уполномоченным органом по размещению муниципальных заказов - Администрацией Великого Новгорода - муниципального заказа путем проведения запроса котировок на право заключения муниципального контракта на поставку перчаток смотровых и хирургических, дата окончания срока подачи котировочных заявок - 09 декабря 2010 года (далее - Жалоба).
Жалоба подана с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57, 58 Закона о размещении заказов.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов муниципальному заказчику - ММУ "Первая городская клиническая больница" - и уполномоченному органу по размещению муниципальных заказов - Администрации Великого Новгорода было направлено требование о приостановлении размещения вышеуказанного заказа до рассмотрения Жалобы по существу (исх. N 5107/03 от 07.11.2010 Новгородского УФАС России), которое было ими исполнено, размещение муниципального заказа приостановлено, муниципальный контракт не заключён.
Из Жалобы ООО "Медком-МП" следует, что на официальном сайте в сети "Интернет": http://www.adm.nov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключения муниципального контракта на поставку перчаток смотровых и хирургических. Одновременно с данным извещением на указанном сайте размещен проект муниципального контракта. Согласно приложению N 1 "Количество, Объём и Характеристика закупаемых товаров" (далее - Приложение N 1) к проекту муниципального контракта, муниципальным заказчиком установлены качественные и технические характеристики товаров, являющихся предметом муниципального заказа.
В Приложении N 1 ММУ "Первая городская клиническая больница" установлены точные характеристики товаров, а именно:
1) длина перчаток с точностью до миллиметра - позиции NN 1-8 Приложения N1;
2) толщина перчаток с точностью до сотых долей миллиметра - позиции NN 1-8 Приложения N 1;
3) масса перчаток с точностью до сотых долей грамма - позиции NN 1-8 Приложения N 1;
4) коэффициент качества AQL - 1,5 - позиции NN 1-8 Приложения N 1;
5) точное количество пар в упаковке.
Таким образом, ООО "Медком-МП" считает, что ММУ "Первая городская клиническая больница" установлены технические характеристики конкретных медицинских перчаток, не обусловленные потребностью в том или ином функционале. Любое функциональное и качественное назначение определяет интервал значений технических параметров, отвечающих определённому функционалу.
Установив требования к товару в виде точных значений, муниципальный заказчик, по мнению ООО "Медком-МП", нарушил часть 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
В подтверждение своих доводов ООО "Медком-МП" ссылается на судебную практику - решение Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-6900/08-25/165 от 24.11.2008.
Кроме того, часть 2 проекта муниципального контракта устанавливает цену и порядок расчётов, в том числе что "оплата может производиться по мере поступления средств обязательного медицинского страхования", однако данные сведения не содержатся в извещении о проведении запроса котировок, что является, по мнению ООО "Медком-МП", нарушением пункта 10 статьи 43 Закона о размещении заказов. В подтверждение ООО "Медком-МП" ссылается на решение N 51 от 20.05.2009 Брянского УФАС России.
ООО "Медком-МП" просит признать заказчика нарушившим Закон о размещении заказов и выдать ему предписание о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок и проект муниципального контракта на поставку перчаток смотровых и хирургических.
На рассмотрении Жалобы представитель ООО "Медком-МП" Верещагин А.Ю. поддержал доводы, изложенные в Жалобе, а также устно добавил, что ООО "Медком-МП" является не только поставщиком медицинских перчаток, изготавливаемых различными фирмами-производителями, но и производителем медицинских перчаток (смотровых и хирургических), имеющих сертификаты соответствия ГОСТам.
Муниципальный заказчик - ММУ "Первая городская клиническая больница" - считает Жалобу необоснованной по следующим причинам.
Как следует из письменных возражений на Жалобу (исх. N 952 от 09.12.2010), при оказании медицинской помощи (осмотре пациентов, оперировании и т.д.) существует большой риск инфицирования медперсонала, в связи с чем необходимы перчатки именно с такими качественными и техническими характеристиками, установленными в позициях 1-8 Приложения N 1 к проекту муниципального контракта, так как они являются более прочными, плотно облегают ладонь, не скручиваются, что позволяет минимизировать риск инфицирования медперсонала и повысить качество оказания медицинских услуг.
Указание в Жалобе на то обстоятельство, что толщина материала перчаток и их длина могут отличаться на доли миллиметров, по мнению ММУ "Первая городская клиническая больница", не имеют под собой основания, так как перчатки выпускаются производителями определённых типов размеров, а именно: соотношение длины, толщины, материала.
Уполномоченный орган по размещению муниципальных заказов - Администрация Великого Новгорода - поддержал доводы, приведённые ММУ "Первая городская клиническая больница".
Из возражений уполномоченного органа по размещению муниципальных контрактов (исх. N 319 от 09.12.2010) следует, что доводы Жалобы о том, что техническое задание к извещению о проведении запроса котировок составлено с нарушениями Закона о размещении заказов, а именно содержит требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников запроса котировок, в частности, делают участие ООО "Медком-МП" в данном запросе котировок невозможным, являются необоснованными, поскольку в соответствии со статьёй 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать, в том числе, наименование и технические характеристики поставляемых товаров, на поставку которых размещается заказ. В техническом задании муниципального заказчика не содержится указаний на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, а указаны лишь требования к функциональным характеристикам и размерам медицинских перчаток. На рынке изделий медицинского назначения существует множество производителей медицинских перчаток, которые соответствуют определённым ГОСТам. Таким образом, по мнению Администрации Великого Новгорода, ООО "Медком-МП" имел возможность закупить товар с характеристиками, установленными муниципальным заказчиком.
Кроме того, Администрация Великого Новгорода полагает, что довод Жалобы о том, что в извещении не установлены срок и условия оплаты поставок товаров, является необоснованным, так как в пункте 2.3 части 2 проекта муниципального контракта четко установлено, что оплата производится в течение 30 дней после поставки товара.
На основании пункта 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.10.2007 N 379, в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы ООО "Медком-МП" на действия на действия муниципального заказчика - ММУ "Первая городская клиническая больница" - при размещении им и уполномоченным органом по размещению муниципальных заказов - Администрацией Великого Новгорода - муниципального заказа путем проведения запроса котировок на право заключения муниципального контракта на поставку перчаток смотровых и хирургических, дата окончания срока подачи котировочных заявок - 09 декабря 2010 года, по инициативе Комиссии был объявлен перерыв до 12 часов 30 минут 10 декабря 2010 года.
У ММУ "Первая городская клиническая больница" дополнительно были запрошены надлежащим образом заверенные копии следующих документов и информация:
- обоснование установления муниципальным заказчиком указанных в приложении N 1 к проекту контракта качественных и технических характеристик поставляемого товара (толщина, масса, коэффициент качества и т.д.).
У ООО "Медком-МП" - была дополнительно запрошены следующая информация:
- имеющиеся сведения о соответствии технических характеристик, установленных муниципальным заказчиком в приложении N 1 к муниципальному контракту, конкретным маркам производителей.
Муниципальным заказчиком - ММУ "Первая городская клиническая больница" после перерыва представлены:
- пояснительная записка;
- паспорта качества на перчатки смотровые и хирургические фирмы-производителя "SFM Hospital Products GmbH";
- сертификат соответствия перчаток смотровых и хирургических требованиям нормативных документов (ГОСТ), изготавливаемых фирмой-производителем "SFM Hospital Products GmbH".
ООО "Медком-МП" после перерыва представлены:
- паспорта качества на перчатки смотровые и хирургические фирмы-производителя "SFM Hospital Products GmbH";
- технические паспорта на перчатки фирмы-производителя "ECO gloves", поставляемые ООО "Медком-МП".
В связи с поступлением Жалобы, на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения вышеуказанного муниципального заказа.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
1. 30 ноября 2010 года муниципальным заказчиком - ММУ "Первая городская клиническая больница" - и уполномоченным органом по размещению муниципальных заказов - Администрацией Великого Новгорода на официальном сайте Администрации Великого Новгорода было размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключения муниципального контракта на поставку перчаток смотровых и хирургических, дата окончания срока подачи котировочных заявок - 09 декабря 2010 года.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно Приложению N 1 к проекту муниципального контракта "Количество, объём и характеристика закупаемых товаров" товары, являющиеся предметом муниципального заказа, имеют следующие качественные и технические характеристики:
позиция N 1: перчатки латексные нестерильные смотровые (размер S):
1) длина перчатки - 245 мм.;
2) толщина ладони - 0,20 мм.;
3) толщина среднего пальца - 0,26 мм.;
4) толщина манжеты - 0,15 мм.;
5) масса перчатки - 5,56 гр.;
6) коэффициент AQL - 1,5,
позиция N 2: перчатки латексные нестерильные смотровые (размер M):
1) длина перчатки - 245 мм.;
2) толщина ладони - 0,20 мм.;
3) толщина среднего пальца - 0,26 мм.;
4) толщина манжеты - 0,15 мм.;
5) масса перчатки - 5,56 гр.;
6) коэффициент AQL - 1,5,
позиция N 3: перчатки латексные нестерильные хирургические (размер 7):
1) длина перчатки - 285 мм.;
2) толщина ладони - 0,27 мм.;
3) толщина среднего пальца - 0,29 мм.;
4) толщина манжеты - 0,20 мм.;
5) масса перчатки - 7,00 гр.;
6) коэффициент AQL - 1,5,
позиция N 4: перчатки латексные нестерильные хирургические (размер 8):
1) длина перчатки - 285 мм.;
2) толщина ладони - 0,27 мм.;
3) толщина среднего пальца - 0,29 мм.;
4) толщина манжеты - 0,20 мм.;
5) масса перчатки - 7,00 гр.;
6) коэффициент AQL - 1,5,
позиция N 5: перчатки неопреновые (синтетические) нестерильные смотровые (размер S):
1) длина перчатки - 245 мм.;
2) толщина ладони - 0,30 мм.;
3) толщина среднего пальца - 0,40 мм.;
4) толщина манжеты - 0,24 мм.;
5) масса перчатки - 9,19 гр.;
6) коэффициент AQL - 1,5,
позиция N 6: перчатки неопреновые (синтетические) нестерильные смотровые (размер М):
1) длина перчатки - 245 мм.;
2) толщина ладони - 0,30 мм.;
3) толщина среднего пальца - 0,40 мм.;
4) толщина манжеты - 0,24 мм.;
5) масса перчатки - 9,19 гр.;
6) коэффициент AQL - 1,5,
позиция N 7: перчатки неопреновые (синтетические) стерильные хирургические (размер 7):
1) длина перчатки - 300 мм.;
2) толщина ладони - 0,35 мм.;
3) толщина среднего пальца - 0,41 мм.;
4) толщина манжеты - 0,36 мм.;
5) масса перчатки - 12,74 гр.;
6) коэффициент AQL - 1,0,
позиция N 8: перчатки неопреновые (синтетические) стерильные хирургические (размер 8):
1) длина перчатки - 300 мм.;
2) толщина ладони - 0,35 мм.;
3) толщина среднего пальца - 0,41 мм.;
4) толщина манжеты - 0,36 мм.;
5) масса перчатки - 12,74 гр.;
6) коэффициент AQL - 1,0.
В соответствии с сертификатом соответствия N РОСС DE.ИМ26. В00194, представленным ММУ "Первая городская клиническая больница" на медицинские изделия фирмы-производителя "SFM Hospital Products GmbH" (перчатки латексные и синтетические хирургические, смотровые, диагностические медицинские нестерильные и стерильные), качественные и технические характеристики которых установлены муниципальным заказчиком в Приложении N 1 к проекту муниципального контракта, данные медицинские изделия должны соответствовать требованиям нормативных документов, а именно ГОСТ Р ИСО 10993-99 (части - 1; 5; 10; 12), ГОСТ Р 52770-2007 (п. 5.1), ГОСТ Р 52238-2004, ГОСТ Р 52239-2004, ГОСТ 3-88.
Вышеуказанные показатели (качественные и технические характеристики) перчаток смотровых и хирургических, а именно: длина, толщина, масса, вес, коэффициент AQL установлены ГОСТ Р 52238-2004, ГОСТ Р 52239-2004.
Таблицами NN 1 и 2 ГОСТ Р 52238-2004 "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые" установлены такие характеристики, как длина, толщина, ширина, допустимые уровни качества (AQL), размер. Данные характеристики установлены как числовые значения с показателями "+" и "-", либо как числовые значения с примечанием "не менее".
Таблицами NN 1 и 2 ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые" установлены такие характеристики, как длина, толщина, ширина, допустимые уровни качества (AQL), номинальный размер. Данные характеристики также установлены как числовые значения с показателями "+", "-", "", либо как числовые значения с примечанием "не менее".
Следовательно, изложенные в запросе котировок требования ММУ "Первая городская клиническая больница" к товарам (перчаткам), ограничивают количество участников размещения заказа, поскольку описание требований к перчаткам соответствует модельному ряду ограниченного количества фирм-производителей. Установление столь точных требований к перчаткам (длина и толщина в миллиметрах с точностью до сотых долей, масса в граммах с точностью до сотых долей), а не требований, установленным вышеуказанными ГОСТами, привело к тому, что ММУ "Первая городская клиническая больница", не указывая товарные знаки конкретных производителей, достаточно точно описала характеристики выпускаемого данными производителями товара.
Таким образом, установив конкретные качественные и технические характеристики в Приложении N 1 к проекту контракта, муниципальный заказчик нарушил часть 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
Учитывая вышеизложенное, в данной части Жалоба является обоснованным.
2. В соответствии с пунктом 10 статьи 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В извещении о проведении запроса котировок рассматриваемого муниципального заказа, размещённом на официальном сайте Администрации Великого Новгорода 30.11.2010 установлено, что оплата производится в течение 30 дней после поставки товара и предоставления накладной. Предложенная участником цена должна включать все расходы на доставку, погрузочные и разгрузочные работы, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей; является фиксированной и не подлежит изменению в течение срока действия предложения и контракта. Авансирование не предусматривается.
Частью 2 "Цена и порядок расчётов" проекта муниципального контракта установлено:
пункт 2.1: стоимость поставки по настоящему контракту составляет_____рублей. Источник финансирования: средства обязательного медицинского страхования;
пункт 2.2: цена по контракту является твёрдой и не может изменяться в ходе его исполнения;
пункт 2.3: заказчик перечисляет денежные средства на счёт Поставщика в течении 30 дней после поставки, получения товарно-транспортной накладной, счёта и счёта-фактуры;
пункт 2.4: датой оплаты считается дата списания денежных средств с лицевого счёта Заказчика;
пункт 2.5: оплата может производиться по мере поступления средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов муниципальный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учётом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
На основании пункта 2.3 части 2 проекта муниципального контракта событием для начала течения срока оплаты является "поставка, получение товарно-транспортной накладной, счёта и счёта-фактуры".
В соответствии с пунктом 2.5 части 2 проекта муниципального контракта событием для начала течения срока оплаты также может являться поступление средств обязательного медицинского страхования на счёт муниципального заказчика.
Следовательно, часть 2 проекта муниципального контракта конкретизирует срок и условия оплаты поставки товаров, указанных в извещении о проведении рассматриваемого запроса котировок.
Таким образом, ММУ "Первая городская клиническая больница" надлежащим образом соблюло требования, предъявляемые к запросу котировок в части установления срока и условий оплаты поставок товаров в соответствии со статьёй 43 Закона о размещении заказов.
Следовательно, в данной части Жалоба является необоснованной.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа иных нарушений законодательства о размещении заказов в действиях (бездействии) муниципального заказчика - ММУ "Первая городская клиническая больница" и (или) уполномоченного органа на размещение муниципальных заказов - Администрации Великого Новгорода, которые повлияли или могли повлиять на результаты размещения заказа не установлено.
Руководствуясь частями 5 и 9 статьи 17, статьёй 43, частью 2 статьи 45, статьёй 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Медком-МП" - на действия муниципального заказчика - Муниципального медицинского учреждения "Первая городская клиническая больница" - при размещении им и уполномоченным органом по размещению муниципальных заказов - Администрацией Великого Новгорода - муниципального заказа путём проведения запроса котировок на право заключения муниципального контракта на поставку перчаток смотровых и хирургических, дата окончания срока подачи котировочных заявок - 09 декабря 2010 года, частично обоснованной в части наличия в действиях Муниципального заказчика - ММУ "Первая городская клиническая больница" - нарушения части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов, выразившегося в установлении требований к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - "Муниципального медицинского учреждения "Первая городская клиническая больница" - нарушение части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
3. Выдать муниципальному заказчику - ММУ "Первая городская клиническая больница" - обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
4. Выдать уполномоченному органу на размещение муниципальных заказов - Администрации Великого Новгорода - обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
5. Направить материалы Жалобы и внеплановой проверки размещения заказа уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица муниципального заказчика - ММУ "Первая городская клиническая больница".
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 10 декабря 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016