Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 27 декабря 2010 г.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: <_> <_> <_> рассмотрев, дело NР-137-10 по обращению гр. <_> (вх. N6178 от 16.07.2010 г.) материалы, а именно рекламу: "Новые и бу шины из Японии_" которая использует образ девушки в нижнем белье, размещенную на плакате, закрепленном на заборе около здания магазина автозапчастей "FAVORIT" по ул.Космонавтов, д.32 в г.Октябрьский, рекламодатель и рекламораспространитель - ООО ПКФ "Основа" (Магазин автозапчастей "FAVORIT"), установила:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение к приказу ФАС России от 15.12.2006 N324) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
Реклама: "Новые и бу шины из Японии_" которая использует образ девушки в нижнем белье, размещенная на плакате, закрепленном на заборе около здания магазина автозапчастей "FAVORIT" по ул.Космонавтов, д.32 в г.Октябрьский, рекламодатель и рекламораспространитель - магазина автозапчастей "FAVORIT" имеет признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а так же объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Данная реклама обуславливает модельный прецедент "снятия запретов" по эксплуатации биологически обусловленного сексуального влечения и является формой психологической манипуляции. В силу масштабов наружной рекламы с изображением полуобнаженного женского образа в нижнем белье, их психологического воздействия на людей, отдельными категориями граждан реклама может быть расценена как неэтичная и оскорбительная.
Ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" согласно статьи 38 Федерального закона "О рекламе" возложена на рекламодателя.
19.08.2010 представитель магазина автозапчастей "FAVORIT" на заседание Комиссии не явился. Уведомление о надлежащем уведомлении данного лица о времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
03.09.2010 г. вынесено определение о приостановлении производства по делу NР-137-10 в связи с необходимостью вынесения данного вопроса на заседание Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе.
Заседание Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе состоялось 30.09.2010 г. в 10 часов 30 минут. Представитель данного магазина автозапчастей "FAVORIT" надлежащим образом уведомлен о месте, дате и времени проведения заседания данного Экспертного совета.
В связи с вынесением решения Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе по данному вопросу, основания для дальнейшего приостановления производства по делу отсутствуют.
27.12.2010 г. от <_> ООО ПКФ "Основа" (Магазин автозапчастей "FAVORIT") поступила объяснительная (вх. N12787 от 12.12.2010 г.) о том, что в июне 2010 года ко мне обратился молодой человек, с просьбой об аренде моего помещения для оказания услуг шиномонтажа. Помещение было подобрано. По его просьбе на моем фасаде был смонтирован каркас под наружную рекламу, после чего им был установлен баннер с его рекламой. По непонятным мне причинам, в помещение он не въехал. После получения Определения по делу NР-137-10 баннер был мной демонтирован (фото прилагается), а помещение сдано в аренду другому лицу. Представлена фотография с устранением нарушения.
Анализ материалов дела NР-137-10 показал, что реклама: "Новые и бу шины из Японии_" которая использует образ девушки в нижнем белье, размещенная на плакате, закрепленном на заборе около здания магазина автозапчастей "FAVORIT" по ул.Космонавтов, д.32 в г.Октябрьский, рекламодатель и рекламораспространитель - ООО ПКФ "Основа" (магазин автозапчастей "FAVORIT"), нарушает требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а так же объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Данная реклама обуславливает модельный прецедент "снятия запретов" по эксплуатации биологически обусловленного сексуального влечения и является формой психологической манипуляции. В силу масштабов наружной рекламы с изображением полуобнаженного женского образа в нижнем белье, их психологического воздействия на людей, отдельными категориями граждан реклама может быть расценена как неэтичная и оскорбительная.
Принято во внимание, что согласно протокола N11 Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе от 30.09.2010 г. по теме: "Использование образа полуобнаженной девушки в рекламе: "Новые и бу шины из Японии_" размещенной на плакате, закрепленном на заборе около здания магазина автозапчастей "FAVORIT" в г.Октябрьский на предмет соответствия части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" членами Экспертного Совета указано, что данный рекламны продукт распространяется по средствам наружной рекламы (щит), поэтому рассмотрение данного материала производится с учетом его воздействия в условиях городской среды, массового потребителя, а не конкретно целевой аудитории потребителей данного продукта.
Так же, отмечено негативное восприятие данной рекламы потребителями. Рекомендовано ограничить использование полуобнаженных образов в условиях городской среды посредством наружной рекламы. Принято решение признать, что данная реклама нарушает общепринятые нормы морали и нравственности, нормы этики, сформировавшиеся в данном регионе, то есть на территории Республики Башкортостан. Рекомендовано Башкортостанскому УФАС России возобновить дело по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" по факту размещения рекламы с использованием образа полуобнаженной девушки в рекламе: "Новые и бу шины из Японии_" размещенной на плакате, закрепленном на заборе около здания магазина автозапчастей "FAVORIT" в г.Октябрьский. В ходе рассмотрения данного дела установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы является ООО ПКФ "Основа" и магазин автозапчастей "FAVORIT" принадлежит данному юридическому лицу.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Новые и бу шины из Японии_" которая использует образ девушки в нижнем белье, размещенная на плакате, закрепленном на заборе около здания магазина автозапчастей "FAVORIT" по ул.Космонавтов, д.32 в г.Октябрьский, рекламодатель и рекламораспространитель - ООО ПКФ "Основа" (магазин автозапчастей "FAVORIT"), так как данная реклама нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе.
2. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данных нарушений (представлена фотография), предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 27.12.2010 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 27 декабря 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016