Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
от 28 декабря 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2010 года
В полном объеме решение изготовлено 28 декабря 2010 года
от 14.12.2010 г. N 15/ 02-10
Р Е Ш Е Н И Е
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председателя комиссии:
Никоновой М.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;
Членов комиссии:
Боровченко Н.И.- ведущего специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;
Головиной Г.Ш. - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;
Секретаря:
Двининой Е.Н. - специалиста 3 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий;
в присутствии представителей:
ОАО "Кировская теплоснабжающая компания" -
Криницына А.М. по доверенности N 32 от 29.12.2009 г.
Шиляева А.Ю. N по доверенности N 11/1 от 29.12.2009 г.
рассмотрев дело N 15/02-10 по признакам нарушения ОАО "Кировская теплоснабжающая компания" п. 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области 23.09.2010 г. поступило заявление ООО "ПРОФИСТРОЙ" на неправомерные действия ОАО "Кировская теплоснабжающая компания" по включению в договор о подключении к системе коммунальной инфраструктуры от 14.05.2010 г. N 208/26/2010, заключаемый с ООО "ПРОФИСТРОЙ", п. 2.1., согласно которому плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения здания культурно-досуговой деятельности населения, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Волкова. 3 составляет 309 992,86 руб.
Заявитель ссылается на п.14 "Правил заключения и исполнения договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 г. N 360, согласно которому в случаях, не требующих проведение дополнительных мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается и просит рассмотреть вопрос о наличии в действиях ОАО "КТК" злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке.
По признакам нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было возбуждено дело N 15/02-10.
Определением о назначении дела к рассмотрению от 04.10.2010 г. у сторон была затребована информация и документы, необходимые для рассмотрения дела, которые должны быть представлены до 14 октября 2010 года. Рассмотрение дела назначено на 18.10.2010 года.
18.10.2010 года ООО "ПРОФИСТРОЙ" на заседание комиссии не явилось, представило ходатайство о прекращении производства по делу, т.к. ОАО "КТК" сообщило о наличии подписанного с его стороны протокола согласования разногласий к договору на подключение к системам коммунальной инфраструктуры N 208/26/2010 от 14.05.2010 года, который не был своевременно направлен в адрес ООО "ПРОФИСТРОЙ".
Представитель ОАО "КТК" заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела N 15/02-10, т.к. письмом N б/н от 14.10.2010 года ОАО "КТК" просило продлить срок предоставления запрашиваемых в Определении документов.
Рассмотрение дела отложено на 10 ноября 2010 года.
10 ноября 2010 года на заседание комиссии представитель ООО "ПРОФИСТРОЙ не явился, истребованные документы и информацию не представил. Рассмотрение дела N 15/02-10 было отложено на 14.12.2010 года.
09.12.2010 года ООО "ПРОФИСТРОЙ" представило запрашиваемую информацию и просило заседание комиссии провести в отсутствие представителей ООО "ПРОФИСТРОЙ".
14.12.2010 года Комиссия, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, установила следующее.
В соответствии с п. 1.1. Устава ООО "ПРОФИСТРОЙ", именуемое в дальнейшем "Общество", создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ от 08.02.1998 г.
Согласно пункту 2.1 целями деятельности Общества являются расширение товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
Предметом деятельности Общества являются: подготовка строительного участка, строительство зданий и сооружений и др.
09.11.2006 года ООО "ПРОФИСТРОЙ" были получены от ОАО "ККС" технические условия N 65/06 на присоединение к тепловым сетям пристроя здания "Кулинария" к жилому дому Волкова, 3. Срок действия технических условий - 2 года. Согласно выданным техническим условиям, присоединение к тепловым сетям возможно от существующих теплопроводов теплового узла, расположенного в доме N 3 по ул. Волкова после ЦТП-38, точка присоединения - до вводных задвижек теплового узла.
15.02.2008 года ОАО "ККС" прекратило свое существование путем реорганизации в форме разделения на открытое акционерное общество "Кировские коммунальные системы" и открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания".
Согласно Принципам распределения прав, обязанностей и имущества между организациями, созданными в результате реорганизации ОАО "ККС" в форме разделения (утверждены Президентом ОАО "ККС" от 15.02.2008 г) все права, обязанности и имущество, не вошедшие в разделительный баланс реорганизованного общества и во вступительные балансы созданных обществ делятся между вновь создаваемыми обществами по технологическому принципу исходя из назначения в технологическом процессе в соответствии с видами деятельности: деятельность по теплоснабжению - ОАО "КТК", деятельность по водоснабжению и водоотведению - ОАО "ККС".
Письмом ОАО "КТК" от 27.10.2009 г. N 01-3760 срок действия технических условий продлен до 21.10.2011 г., изменена редакция п. 18.4. Технических условий: "до получения ООО "ПРОФИСТРОЙ" разрешения на производство строительно-монтажных работ заключить с ОАО "КТК" договор на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
ООО "ПРОФИСТРОЙ" обратилось в ОАО "КТК" с заявлением о заключении договора на подключение к системе коммунальной инфраструктуры. ОАО "КТК" направило в адрес ООО "ПРОФИСТРОЙ" договор на подключение к системам коммунальной инфраструктуры N 208/26/2010 от 14.05.2010 года, согласно которому ОАО "КТК" обязуется подготовить сети инженерно- технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства: здания культурно-досуговой деятельности населения по адресу: г. Киров, ул. Волкова, 3, а ООО "ПРОФИСТРОЙ" выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги ОАО "КТК". Согласно п. 2.1 договора размер платы составил 309 992 руб.86 коп., в том числе НДС- 42 287 руб.05 коп.
В соответствии с пп.3 п.14 "Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 в случае, когда не требуется проведение дополнительных мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается
Согласно техническим условиям подключение объекта по адресу: г. Киров, ул. Волкова, 3 должно осуществляться от существующих теплопроводов теплового узла, расположенного в доме ул. Волкова, 3 после ЦТП-38. В технических условиях не предусмотрено увеличения мощности или пропускной способности сетей, отсутствует обязанность ОАО "КТК" производить работы по созданию или реконструкции сетей, к которым будет подключаться объект культурно-досуговой деятельности населения.
23.07.2010 года ООО "ПРОФИСТРОЙ" направило в адрес ОАО "КТК" протокол разногласий, в котором просило исключить из договора пункты 2.1, 4.3.6, 5.3 о выполнении ОАО "КТК" работ и их оплате. Несмотря на то, что в силу пп. 3 п.14 "Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 в случае, когда не требуется проведение дополнительных мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается, в ответе от 26.07.2010 года ОАО "КТК" отказалось исключить данные пункты из договора и предложило заключить договор в первоначальной редакции.
11.08.2010 года ООО "ПРОФИСТРОЙ" направило в адрес ОАО "КТК" письмо с просьбой предоставить смету расходов, связанных с подключением объекта, но ответа не получило.
Согласно п. 3.2 Устава ОАО "КТК" основными видами деятельности ОАО "КТК" являются: производство тепловой энергии, передача электрической и тепловой энергии, поставка тепловой энергии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с ч. 5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим.
Приказом Кировского УФАС N 36 от 13.03.2009 года ОАО "КТК" включено в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов", по передаче тепловой энергии код по ОКВЭД 40.30.2 в границах присоединенных тепловых сетей на территории МО г. Киров с долей более 50 процентов и по распределению тепловой энергии код по ОКВЭД 40.30.3 с долей более 50 процентов.
Передача тепловой энергии неразрывно связана с подключением к тепловым сетям, услуги по осуществлению мероприятий по подключению к тепловой сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи тепловой энергии для потребителя, следовательно, услуги по осуществлению подключения к тепловой системе не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи тепловой энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
По договору аренды имущества N 1343/6308 от 01.12.2006, заключенному между Департаментом государственной собственности в Кировской области в качестве арендодателя и ОАО "КТК" (является правопреемником ОАО "ККС") в качестве арендатора ОАО "КТК" переданы тепловые сети, используя которые Общество оказывает потребителям услуги теплоснабжения и услуги по передаче тепловой энергии. Договором предусмотрена обязанность обеспечивать сохранность арендуемого имущества, содержать имущество в порядке, предусмотренном техническими, санитарными и противопожарными правилами, осуществлять технический надзор, связанный с эксплуатацией имущества.
Только организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, оказывает услуги по подключению объекта капитального строительства к указанным сетям. Тепловые сети г. Кирова согласно указанному договору эксплуатирует ОАО "КТК".
Следовательно, ОАО "КТК" занимает доминирующее положение и на рынке услуг по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения в границах расположения тепловых сетей.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.
21.09.2010 года, до возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства, ОАО "КТК" подписало протокол урегулирования разногласий к протоколу согласования разногласий от 23.07.2010 года к договору о подключении к системам коммунальной инфраструктуры N 208/26/2010, согласно которому, п. 2.1, 4.3.6, 5.3 исключены, но своевременно не направило в адрес ООО "ПРОФИСТРОЙ".
18.10.2010 года ООО "ПРОФИСТРОЙ" направило в адрес Кировского УФАС России ходатайство о прекращении производства по делу N 15/02-10, т.к. все спорные вопросы в части согласования ряда условий договора на подключение к системам коммунальной инфраструктуры N 208/26/2010 от 14.05.2010 г. являются урегулированными путем подписания протокола согласования разногласий к договору от 21.09.2010 г. (до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 15/02-10). Взаимное урегулирование разногласий сторон было осуществлено в гражданско - правовом порядке.
Таким образом, комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО "КТК" нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Производство по делу N 15/02-10 прекратить в виду отсутствия в действиях ОАО "КТК" нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель комиссии М.Л. Никонова
Н.И. Боровченко
Г.Ш.Головина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 28 декабря 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016