Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 17 января 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 30.12.2010
В полном объеме решение изготовлено 17.01.2011.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
в присутствии представителей:
Управления здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <_> по доверенности от 11.05.2010 N 0-2035 и <_> по доверенности от 14.01.2010 N 21 (после перерыва),
Муниципального учреждения Городская клиническая больница N 21 городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <_> по доверенности от 29.03.2010 N 549,
Муниципального учреждения "Больница скорой медицинской помощи" городского округа город Уфа Республики Башкортостан <_> по доверенности от 29.12.2010 N 1625 и <_> по доверенности от 29.12.2010 N 1626.
На заседании Комиссии присутствовал представитель Муниципального учреждения "Центр организации и проведения конкурсных процедур" <_> удостоверение N 461 от 01.01.2009 (после перерыва),
рассмотрев дело N А-504/17-10 по признакам нарушения Управлением здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450096, РБ, г. Уфа, ул. Орловская, 33), Муниципальным учреждением Городская клиническая больница N 21 городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450071, РБ, г. Уфа, ул.Лесной проезд, 3) и Муниципальным учреждением "Больница скорой медицинской помощи" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450106, РБ, г. Уфа, ул. Батырская, 39/2) части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В Башкортостанское УФАС России поступило обращение индивидуального предпринимателя <_> с жалобой на действия Управления здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450096, РБ, г. Уфа, ул. Орловская, 33), Муниципального учреждения Городская клиническая больница N 21 городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450071, РБ, г.Уфа, ул.Лесной проезд, 3) и Муниципального учреждения "Больница скорой медицинской помощи" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450106, РБ, г. Уфа, ул. Батырская, 39/2) по вопросу проведения открытого аукциона "На поставку медицинских товаров" (Извещение N 13095702 на сайте: http://goszakaz.bashkortostan.ru) для нужд: Муниципального учреждения Городская клиническая больница N 21 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципального учреждения "Больница скорой медицинской помощи" городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также Муниципального учреждения "Городской госпиталь ветеранов войн" городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
В жалобе Заявитель указал о том, что в лот N 2 Заказчик включил в спецификацию широкий спектр продукции разного назначения.
- Имплантанты для остеосинтеза, данная продукция предназначена для внутрикостной фиксации при лечении переломов.
- Имплантанты для проведения артроскопических операций, предназначены для проведения операций на колене, а так же для диагностического исследования коленного сустава. Артроскопия проводится в операционной под общим или регионарным наркозом. Сам артросккоп представляет собой тубус диаметром в несколько миллиметров, снабженный оптической системой и системой освещения; он соединен с мини-видеокамерой, подключенной к видеоэкрану.
Артроскоп вводится внутрь коленного сустава через небольшое отверстие; второе небольшое отверстие необходимо для введения в сустав миниатюризированных инструментов. В течение всей операции коленный сустав напонен жидкостью (физраствор).
- Системы для транспедикулярной фиксации позвоночника, предназначены для лечения различных повреждений позвоночника, путем закрепления имплантантов непосредственно на кости позвоночника.
- Системы наружного дренирования для нейрохирургического шунтирования, предназначены для лечения гидроцефалии, заключающийся в отведении цереброспинальной жидкости из желедочков мозга в брюшную полость (вентрикулоперитонеальное шунтирование), правое предсердие (вентркулоатриальное шунтирование) или венозную систему (вентрикуловенозное шунтирование) путем установления специальных шунтов с клапанным устройством. То есть функциональное назначение продукции, входящей в предмет лота, разнообразно (лечение переломов костей, диагностика и лечение хрящей, лечение позвоночника, лечение гидроцефалии).
http://goszakaz.bashkortostan.ru, выявил признаки нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части включения в состав 2,5 лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) наряду с установленными частями 1 и статьи 17 запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
На основании вышеизложенных фактов Башкортостанским УФАС России 27.12.2010 приказом N 919 было возбуждено дело N А-504/17-10 по признакам нарушения Управлением здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальным учреждением Городская клиническая больница N 21 городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Муниципальным учреждением "Больница скорой медицинской помощи" городского округа город Уфа Республики Башкортостан части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
Управление здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 10.11.2010 года утвердило документацию об аукционе "Поставка медицинских товаров".
Аукцион состоит из 7 лотов.
Лот N 1 - Медицинские изделия для проведения операций на базе травматологического и челюстно-лицевого отделений для нужд МУ ГКБ N21 городского круга город Уфа - 161 ед. Начальная цена контракта - 857 881,00 рублей.
Лот N 2 - Медицинские изделия для проведения операций на базе нейрохирургического и травматологического отделений для нужд МУ ГКБ N 21 городского округа город Уфа - 1 184 ед. Начальная цена контракта - 5 551 285,00 рублей.
Лот N 3 - Эндопротезы для проведения операций на базе микрохирургического и травматологического отделений для нужд МУ ГКБ N 21 городского округа город Уфа - 50 ед. Начальная цена контракта - 793 260,00 рублей.
Лот N 4 - Металлоконструкции для проведения операций на базе травматологического отделения для нужд МУ "БСМП" - 1 251 ед. Начальная цена контракта - 3 534 198,00 рублей.
Лот N 5 - Медицинские изделия для оказания ортопедо-травматологической и нейрохирургической помощи для нужд МУ "БСМП" - 229 ед. Начальная цена контракта - 4 998 550,00 рублей.
Лот N 6 - Эндопротезы для проведения операций на базе травматологического отделения для нужд МУ "БСМП" - 24 шт. Начальная цена контракта - 581 131,00 рублей.
Лот N 7 - Медицинские изделия для травматолого-ортопедического отделения МУ ГГВВ - 120 комплектов. Начальная цена контракта - 2 433 900,00 рублей.
В названиях лотов N 1, N 2, N 3, N 5, указаны два отделения, для которых необходимо поставка медицинских товаров - это травматологическое и челюстно-лицевое отделение, нейрохирургическое и травматологическое отделение, микрохирургическое и травматологическое отделение, ортопедо-травматологическое и нейрохирургическое.
Источник финансирования заказа: внебюджетные источники (средства ОМС, средства от приносящей доход деятельности). Дата и время проведения аукциона: 21.12.2010 года 11:00 ч. (время уфимское), г. Уфа, Проспект Октября, 120/1, каб. N 3.9.
Требования, установленные к техническим характеристикам товара, требования к безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, указаны в Приложении N 1 к Техническому заданию.
Анализ Приложения N 1 к Техническому заданию выявил, что в составе лотов указаны такие наименования товаровкак:
Инструменты колющие (позиция 2.216).
Наборы травматологические (позиция 2.159, 2160, и т.д.).
Изделия травматологические (позиция 2.1 -2.9,. 2.152, 5.1, и т.д.).
Изделия для соединения костей (позиция 2.155-2.164, 5.1, и т.д.).
Наборы нейрохирургические (позиция 2.185, 2.202- 2.209, 5.126, 5.127).
Аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма (5.212, 5.213, 5.220).
По результатам анализа раздела IV "Техническое задание "Поставка медицинских товаров" следует, что вышеперечисленные медицинские изделия для проведения операций на базе нейрохирургического и травматологического отделения для нужд Муниципального учреждения Городская клиническая больница N 21 городского округа город Уфа Республики Башкортостан объединены в один лот N 2 и лот N 5 для нужд Муниципального учреждения "Больница скорой медицинской помощи" городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (с изм., внесенными Изменениями N 78/2010 ОКП, N 79/2010 ОКП, N 80/2010 ОКП, утв. Приказом Ростехрегулирования от 24.05.2010 N 80-ст), вся перечисленная в лотах N 2, N 5 продукция, относится к медицинской технике - код класса по ОКП N 94 (94 0000 - "Медицинская техника").
Общероссийский классификатор продукции (ОКП) представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам. Согласно ОКП длина кодового обозначения состоит из 6 цифровых знаков и контрольного разряда. Признаки классификации расположены в такой последовательности:
ХХ 0000 - признак продукции (класс);
ХХ Х000 - признак изделия по назначению их применения в медицине (подкласс);
ХХ ХХ00 - признак конкретного изделия (группа);
ХХ ХХХ0 - признак вида изделия и область применения (подгруппа);
ХХ ХХХХ - признак вида продукции (изделия).
Таким образом, принадлежность медицинских изделий в лотах N 2, N 5 к данному перечню определяется кодом Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
код ОКП 943200 Инструменты колющие
код ОКП 94 3700 Наборы медицинские
код ОКП 94 3720 Наборы травматологические (позиция 2.159 -2.160)
код ОКП 94 3770 Наборы нейрохирургические (позиция 2.185, 2.211, 5.126, 5.127)
код ОКП 94 3800 Изделия травматологические
код ОКП 943810 Изделия для соединения костей (позиция 2.1 -2.9,. 2.188, 5.1,и т.д.)
код ОКП 944480 Аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма (2.210, 5.212, 5.213, 5.220)
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, указанные в аукционной документации товары также имеют различные коды ОКВЭД:
Код 3311000 медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления
Код 3311101 инструменты сшивающие
Код 3311110 инструменты колющие
Код 3311111 иглы стержневые
Код 3311120 инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой
Код 3311140 инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные)
Код 3311141 зажимы
Код 3311144 держатели
Код 3311160 наборы медицинские
Код 3311162 наборы травматологические
Код 3311167 наборы нейрохирургические
Код 3311170 изделия травматологические
Код 3311171 изделия для соединения костей
Код 3311172 изделия для воздействия на кости
Код 3311173 изделия коррегирующие
Кроме того, согласно разделу 3 "Виды деятельности учреждения" Устава Муниципального учреждения Городская клиническая больница N 21 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, установлено, что медицинская деятельность (амбулаторно-поликлиническая помощь) разделяется на следующие работы и услуги по специальности:
03.020 - работы и услуги по специальности неврология,
03.041 - работы и услуги по специальности травматология и ортопедия,
03.045 - работы и услуги по специальности хирургия,
03.047 - работы и услуги по специальности нейрохирургия,
03.051 - работы и услуги по специальности челюстно-лицевая хирургия.
И медицинская деятельность (стационарная помощь) также разделяется на следующие работы и услуги по специальности:
05.011 - работы и услуги по специальности неврология,
05.038 - работы и услуги по специальности травматология и ортопедия,
05.041 - работы и услуги по специальности хирургия,
05.043 - работы и услуги по специальности нейрохирургия,
05.048 - работы и услуги по специальности челюстно-лицевая хирургия
Следовательно, на основании изложенного, можно сделать вывод о том, что в предмете лота N 2, указана продукция принципиально разная по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, предназначена для разных отделений лечебного учреждения, как по техническим, так и по функциональным характеристикам.
Травматология - раздел медицины, изучающий воздействие на организм человека различных травмирующих воздействий, последствия травм, методы их лечения, а нейрохирургия - раздел хирургии, занимающийся вопросами оперативного лечения заболеваний нервной системы.
Между тем в Муниципальном учреждении Городская клиническая больница N 21 городского округа город Уфа Республики Башкортостан выделены отделения травматологии, нейрохирургии с койко-местом, в которых больные с соответствующим диагнозом получают стационарное лечение. Основные методы лечения в травматологическом отделении - терапевтические (повязки и методы иммобилизации поврежденного участка), хирургические (первичная и вторичная хирургическая обработка раны, металлоостеосинтез, накостный, внутрикостный и посредством аппаратов). В отделении нейрохирургии оказывается лечение острых черепно-мозговых и позвоночно-спинномозговых травм и их последствий (удаление гематом и очагов ушиба мозга, вдавленных и оскольчатых переломов черепа, пластика дефектов черепа и мягких тканей головы, стабилизация позвоночника, оперативное лечение при ликворе, абсцессах мозга и др.).
Таким образом, Управлением здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заказ на "Поставку медицинских изделий" для Муниципального учреждения Городская клиническая больница N 21 городского округа город Уфа Республики Башкортостан был размещен в виде одного лота в отношении всех получателей товара.
Аналогичная ситуация наблюдается по лоту N 5 данного аукциона, где заказчиком является Муниципальное учреждение "Больница скорой медицинской помощи" г. Уфа. Наименование лота N 5 - "Медицинские изделия для оказания ортопедо-травматологической и нейрохирургической помощи для нужд МУ "БСМП". Однако медицинские изделия, включенные в лот N 5, имеют различные коды экономической деятельности по ОК 004 93. Так, в данный лот вошли медицинские изделия, например, винты, пластины, фиксаторы и др., которые относятся к травматологическим изделиям и предназначены для соединения костей, которые соответствуют коду ОКДП 3311171. В то же время в состав данного лота также включены медицинские изделия, используемые в нейрохирургии, такие как люмбальная система наружного дренирования для нейрохирургического шунтирования, вентрикулярная система наружного дренирования для нейрохирургического шунтирования, вентрикулоперитонеальная система среднего давления контурная и фрезевая.
Таким образом, в лот N 5 включены разные виды медицинских изделий, имеющие различные коды экономической деятельности, следовательно увеличен объем закупаемых товаров, включенных в один лот, что необоснованно ограничивает конкуренцию, а именно ведет к уменьшению количества потенциальных участников размещения заказа, не позволяет малым и средним предприятиям участвовать в аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными частями 1 и статьи 17 запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.2
На основании вышеизложенных фактов Башкортостанским УФАС России 27.12.2010 приказом N 919 было возбуждено дело N А-504/17-10 по признакам нарушения Управлением здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальным учреждением Городская клиническая больница N 21 городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Муниципальным учреждением "Больница скорой медицинской помощи" городского округа город Уфа Республики Башкортостан части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 19 статьи 65 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов н поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.
Согласно пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
В соответствии с частью 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Безусловное право при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов выделять (или не выделять) лоты ограничивается запретом на включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Этим гарантируется наличие условий для существования конкурентной среды в ходе осуществления заказчиком (организатором торгов) предусмотренных законом прав, для чего также антимонопольным законодательством установлены запреты (включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов; координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников).
Объединение в один лот различных по функциональным характеристикам видов работ и наименований товара влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов, ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров, поскольку исходя из положений аукционной документации и требований части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участник размещения заказа не допускается к участию в аукционе в случае, если его заявка не соответствует требованиям аукционной документации, при этом заключение контракта на поставку отдельных позиций лота не допускается.
Негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лотов за счет включения дополнительных товаров (работ, услуг), технологически и функционально не связанных с товарами (работами, услугами), составляющими основной предмет торгов, проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта, и пр.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными 2 статьи 17 запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Из письменных пояснений МУ Городская клиническая больница N 21 городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.12.2010 N 2715 следует, что "в среднем за сутки в приемное отделение МУ ГКБ N 21 к дежурным травматологам, нейрохирургам и челюстно-лицевым хирургам обращается до 60 человек. _ Требуется госпитализация от 40% до 70% обратившихся. Из них 75% требуется, согласно Федеральным стандартам оказания специализированной медицинской помощи, оперативное лечение с применением различных имплантатов. На сегодняшний день, в связи с внедрением в широкую практику активной тактики лечения различного рода переломов, подразумевающую оперативную фиксацию перелома каким-либо имплантатом, удалось значительно (не менее чем на 25%) снизить срок пребывания пострадавших в стационаре и на больничном листе в период амбулаторного долечивания.
Согласно представленной информации, МУ "Больница скорой медицинской помощи" городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.12.2010 N 1529 следует, что "техническое задание к лоту N 5 "Медицинские изделия для оказания ортопедо-травматологической и нейрохирургической помощи для нужд МУ "БСМП" составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", с учетом нужд ЛПУ, исключающее ограничение конкуренции". Более того, на заседании Комиссии представители МУ "Больница скорой медицинской помощи" городского округа город Уфа Республики Башкортостан пояснили, что от МУ "БСМП" был сформирован перечень необходимых медицинских товаров для нужд ЛПУ, в который вошли товары для отделения нейрохирургии и травматологии. Решение об объеме, о способе размещения заказа было принято Управлением здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которое и утвердило документацию об аукционе "Поставка медицинских товаров".
Также были даны пояснения представителем Управлением здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о том, что "в спецификации лотов NN 2, 5 указан широкий спектр продукции, который отвечает нуждам травматологического и нейрохирургического отделений, входит в объем МЭС и оплачивается средствами РФОМС, вся продукция является имплантатами, поэтому считаем, что считать данную продукцию принципиально разнородной неправильно". В подтверждение были приложены следующие сертификаты соответствия на медицинские товары:
- Имплантаты для остеосинтеза (код ОКП 94 3800) предназначены для стабилизации позвоночника (балки, блоки, блок-решетки, болты, бранши, винты, вкладыши, втулки, гайки, гвозди, головки, гранулы, диски зажимы, замки, клипсы, кейджи, колпачки, кольца, коннекторы, костные имплантаты, кронштейны, крышки, крючки, меши, муфты, наконечники, накладки, пластины, полукольца, пробки, прокладки, проволочки, рамы, решетки, саморезы, скобки, спицы, стержни, стяжки, тросики, трубки, удлинители, фиксаторы, шайбы, шарниры, штанги, штифты, штыри). Сертификат соответствия N РОСС СН.МЕ20.В06481 выдан фирме "SYNTHES GmbHH", Швецария.
- Имплантаты для стабилизации позвоночника (код ОКП 94 3800) предназначены для остеосинтеза (болты, гайки, головки, крючки, кронштейны, лезвия, фиксаторы, штифты; блок-решетки, зажимы, замки, клеммы, колпачки, коннекторы, пружины, рамы, решетки, скобки, скрепки, сетки; винты, гвозди, саморезы; вкладыши, диски кейджи, кольца, планки, пластины, полукольца, полосы, пробки, протезы тела позвонка, протезы межпозвонковых дисков, рассасывающиеся имплантаты (пластины, винты, штифты); держатели, дистракторы, заклепки, наконечники, направители, ограничители; материал для замещения костных дефектов, проволоки, спицы, стержни, трубки, уголки, удлинители, упоры, шайбы, шарниры, штанги, штыри, экраны) производитель США. Сертификат соответствия N РОСС US.ИМ24.В02226 выдан Medtronic Sofamor Danek, Inc, США.
- Набор пластин и винтов титановых для операционного накостного остеосинтеза "Рыбинск" (код ОКП 94 3720). Сертификат соответствия N РОСС RU.ИМ25.В03508 выдан ООО "Остеосинтез".
- Системы нейрохирургические для наружного дренирования и мониторинга, с принадлежностями (код ОКП 94 4480). Сертификат соответствия N РОСС US.ИМ22.В01480 выдан "Медтроник Инк", производитель США. Между тем данные системы делятся на два класса: люмбальные и вентрикулярные. Система наружного люмбального дренирования предназначена для дренирования спинномозговой жидкости из субарахноидального пространства, а также мониторинга давления и скорости течения СМЖ. Система наружного вентрикулярного дренирования предназначена для дренирования спинномозговой жидкости из боковых желудочков головного мозга, а также мониторинга давления и скорости течения СМЖ.
- Системы нейрохирургические. Имплантируюмые шунтирующие (код ОКП 94 4480). Сертификат соответствия N РОСС RU.ИМ22.В01398, производитель "Медтроник Инк". США, в которые входят
- Contoured (клапан (клапан с фиксированным давлением для контроля оттока жидкости), вентрикулярный катетер, катетер кардио-перитонеальный). Шунтирующие системы для лечения гидроцефалии;
- Delta (клапан (клапан с фиксированным давлением, предупреждающий гипердринирование), вентрикулярный катетер, катетер кардио-перитонеальный);
- Ultra Small (клапан, катетер кардио-перитонеальный).
- Люмбо-перитональная (катетер люмбо-перитональный, коннектор, игла Туоки, фиксатор).
Вышеуказанные сертификаты соответствия на медицинские товары - системы нейрохирургические, являются подтверждением факта назначения и области применения - нейрохирургия. Данные нейрохирургические системы входят в подгруппу "Аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма" код ОКП 94 4480, которая в свою очередь является составной частью группы "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма" код ОКП 94 4400. Имплантаты для остеосинтеза, имплантаты для стабилизации позвоночника относится к группе изделия травматологические код ОКП 94 3800, соответственно область их применения - травматология, которые входят в подкласс "Инструменты медицинские" код ОКП 94 3000.
Таким образом, было подтверждено материалами дела, что Управление здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан объединило в один лот поставки товаров для отделений нейрохирургического и травматологического.
Между тем, Ответчики не обосновали технологическую и функциональную связь между предметом аукциона. Более того, представленным материалом Управления здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был опровергнут свой же довод, что "вся продукция является имплантатами".
Согласно пункту 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
По смыслу приведенных положений, при размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг).
Из вышеизложенного следует, что документация об аукционе разрабатывается заказчиком и утверждается им исходя из потребностей ЛПУ. Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов (товары медицинского назначения), который в силу своей специфики может быть поделен и на мелкие части (в данном случае по конкретным отделениям ЛПУ).
Комиссия считает, что такое объединение препятствует участию в открытом аукционе специализированным на выполнении определенных видов работ и на поставках определенного вида продукции организациям и товаропроизводителям, что ограничивает конкуренцию при проведении данного аукциона.
Объединение в один лот различных по функциональным характеристикам видов работ и наименований товара влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов, ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров, поскольку исходя из положений аукционной документации и требований части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в аукционе в случае, если его заявка не соответствует требованиям аукционной документации, при этом заключение контракта на поставку отдельных позиций лота не допускается, что противоречит частям 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
частями 1 и 2 статьи 17 запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь частью 3 статьи 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Управление здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450096, РБ, г. Уфа, ул. Орловская, 33) нарушившим часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
2. Выдать Управлению здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: привести аукционную документацию открытого аукциона N 13095702 "Поставка медицинских товаров", в соответствие с требованиями части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ПРЕДПИСАНИЕ N 1 по делу А-504/17-10
20.01.2011 г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 30.12.2010 (в полном объеме решение изготовлено 20.01.2011) по делу N А-504/17-10 о нарушении Управлением здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450096, РБ, г.Уфа, ул. Орловская, 33) ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
Управлению здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450096, РБ, г. Уфа, ул. Орловская, 33) в срок до 30.01.2011 прекратить нарушение ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во включении в состав 2 и 5 лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно - привести аукционную документацию открытого аукциона N 13095702 "Поставка медицинских товаров", в соответствие с требованиями части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
О выполнении настоящего Предписания Управлению здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщить в Башкортостанское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением надлежаще заверенных доказательств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 января 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016