Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
(опубликовано 30 декабря 2010 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 30 декабря 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: - председатель Комиссии; - члены Комиссии,
в присутствии представителей:
ООО "Центр реализации перевозок и услуг" (328400, Тюменская обл., г. Сургут, ул. Майская, 10) (далее - ООО "ЦРПУ") - ;
ЗАО "Авиакомпания РусЛайн" (394000, г. Воронеж, пр-т Революции, 1а) (далее - ЗАО АК РусЛайн) - .
ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" (394025, г. Воронеж, Аэропорт) (далее - ОАО АК Воронежавиа) - , ,
рассмотрев дело N 251-10к по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Авиакомпания Воронежавиа" (далее - ОАО "АК Воронежавиа") пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), установила:
13 сентября 2010 года в Управление поступило заявление ООО "Центр реализации перевозок и услуг" (далее - ООО "ЦРПУ") (исх. N 637/10 от 07.09.2010) на действия ОАО "АК Воронежавиа" по изъятию у представителей ОАО "АК ЮТейр" пропусков в режимную зону аэропорта.
В заявлении было указано, что ООО "ЦРПУ" в рамках действующих договорных отношений оказывает ОАО "АК ЮТейр" услуги по обслуживанию рейсов указанной авиакомпании в аэропорту города Воронежа.
28.08.2010 года по решению генерального директора ОАО "АК Воронежавиа" у сотрудников ООО "ЦРПУ" были изъяты пропуска в режимную зона аэропорта, что привело к невозможности в том числе надлежащего исполнения ООО "ЦРПУ" своих обязанностей по договору.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении ОАО "АК Воронежавиа" возбуждено дело N 251-10К о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании препятствий доступу ООО "ЦРПУ" на рынок обслуживания рейсов воздушных судов в аэропорту города Воронежа.
09 ноября 2010 года в Управление поступило заявление ЗАО "АК РусЛайн" на бездействие ОАО "АК Воронежавиа", выразившееся в необоснованном уклонении от выдачи пропусков представителям авиакомпании в контролируемую зону аэропорта.
Рассмотрение дела N 251-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 16 ноября 2010 года.
При рассмотрении настоящего дела ООО "ЦРПУ" поддержало позицию, изложенную в заявлении и указало, что в соответствии с пунктом 63 Приказа Министерства транспорта РФ N 62 от 18.04.2008 "Об утверждении программы авиационной безопасности гражданской авиации РФ" предусмотрено право допуска авиационного персонала и персонала сторонних организаций, связанных с деятельностью аэропорта или осуществляющих деятельность на территории аэропорта, в контролируемую зону и её зоны ограниченного доступа по пропуску установленного образца с указанием разрешенных секторов допуска.
ОАО "АК Воронежавиа" возражало против доводов заявителя и указало, что аэропорты гражданской авиации являются режимными предприятиями и объектами повышенной опасности, и в целях усиления мер авиационной безопасности было принято решение о проверке работников сторонних организаций для их допуска в контролируемую зону аэропорта.
В связи с указанным, ОАО "АК Воронежавиа" были изъяты пропуска в контролируемую зону аэропорта у представителей ОАО "АК ЮТейр". Однако данное обстоятельство, по мнению ответчика, не повлияло на качество обслуживания рейсов в аэропорту города Воронежа, поскольку осуществление представительских функций на территории аэропорта возможно и без нахождения в контролируемой зоне. Кроме того, как указало ОАО "Воронежавиа", функции, выполняемые представителями авиакомпаний, дублируют служебные обязанности работников аэропорта, чья деятельность подлежит обязательной сертификации.
В связи с тем, что предмет рассмотрения заявлений ООО "ЦРПУ", ЗАО "АК РусЛайн" является идентичным, а также в связи с необходимостью привлечения в качестве заявителя по делу ЗАО "АК РусЛайн", в соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела было отложено на 15 декабря 2010 года.
15 декабря 2010 года ЗАО "АК РусЛайн" поддержало позицию, изложенную в заявлении и указало, что считает бездействие ОАО "АК Воронежавиа" направленным на создание условий, которые ставят в неравное положение ЗАО "АК РусЛайн" по сравнению с другими хозяйствующими субъектами при оказании услуг в аэропорту г. Воронежа, что является прямым нарушением пункта 3 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 г. N 599).
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, в рассмотрении дела был объявлен перерыв до 21 декабря 2010 года.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии фактов злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ОАО "АК Воронежавиа" по необоснованному изъятию у представителей ОАО "АК ЮТейр" пропусков в режимную зону аэропорта, а также в бездействии ОАО "АК Воронежавиа" по необоснованному уклонению от выдачи представителям ЗАО "АК РусЛайн" пропусков в режимную зону аэропорта.
Указанные выводы Комиссии Управления основаны на следующих фактических обстоятельствах и доказательствах, имеющихся в материалах дела.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара (Приказ Управления N 12-р от 01.07.1996), и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг аэропорта.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ "О естественных монополиях" услуги аэропорта относятся к сфере деятельности естественной монополии.
Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" предусматривает, что обеспечение авиационной безопасности относится к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах.
В соответствии с пунктами 10, 14 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 28.11.2005 N142), авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.
Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Таким образом, разработка Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме, выдача пропусков на территорию аэропорта является услугой аэропорта по обеспечению авиационной безопасности и осуществляется непосредственно конкретным аэропортом.
С учетом указанных обстоятельств, ОАО "АК Воронежавиа" является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг аэропорта, которые включают, в том числе, выдачу соответствующих пропусков в режимную зону аэропорта.
В соответствии с пунктом 7.1 Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме в международном аэропорту Воронеж "Чертовицкое", утвержденной ОАО "АК Воронежавиа" 29.11.2006 года (далее - Инструкция), лица сторонних организаций и посетители, которым необходим доступ в контролируемую зону аэропорта для выполнения служебных заданий, допускаются по разовым или временным пропускам на основании предварительных заявок при предъявлении документа, удостоверяющего личность, с указанием конкретного сектора, а в зону пограничного и таможенного контроля - по пропускам, выдаваемым администрацией аэропорта после согласования с пограничным и таможенным органами.
Из материалов дела следует, что между ООО "ЦРПУ" и ОАО "Авиакомпания "ЮТейр" заключен договор N 50/1/235/05УД от 15.06.2005 г. на оказание услуг по обслуживанию рейсов. ООО "ЦРПУ" от ОАО "АК "ЮТейр" также выдана доверенность на представление интересов последнего в аэропорту г. Воронежа.
ООО "ЦРПУ" по указанному договору обязуется обеспечить обслуживание рейсов воздушных судов ОАО "АК ЮТейр", в том числе взаимодействовать со службами и подразделениями аэропортов, обеспечивающими обслуживание воздушных судов, решать вопросы, связанные с техническим и коммерческим обслуживанием ВС, контролировать и принимать участие в мероприятиях, направленных на обеспечение безопасности и регулярности полетов и т.д.
Для выполнения своих обязательств по договору сотрудникам ООО "ЦРПУ" в соответствии с пунктом 14 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 28.11.2005 N142) необходимо иметь пропуск в контролируемую зону аэропорта.
24.08.2010 года у сотрудников, обслуживающих полеты АК "ЮТейр", были изъяты пропуски в контрольную зону аэропорта, в связи, как было указанно в письме ОАО "АК Воронежавиа" (исх. N 1811 от 24.08.10г.), с усилением реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
В письме от 27.08.2010 года N 1830, направленном ОАО "АК "Воронежавиа" в адрес представительства ОАО "АК "ЮТейр", указано, что обслуживание рейсов АК "ЮТейр" будет производиться в здании аэровокзала до окончания проверки сотрудниками линейного отдела и федеральной службой безопасности, а получение-передача корреспонденции и плана полета экипажам через работникам СОП аэропорта, имеющих доступ в контролируемую зону.
В своих письменных объяснениях по делу (исх. N 2135 от 30.09.2010), ОАО "АК Воронежавиа" указало, что в связи с усилением реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе осуществляемых с участием правоохранительных органов было произведено изъятие пропусков в контролируемую зону у представителей ОАО "АК "ЮТейр", ОАО "АК Саратовские авиалинии" до окончания проведения проверки.
Линейный отдел внутренних дел в аэропорту г. Воронежа на запрос АК "ЮТейр" направил ответ (исх. N 2320 от 30.08.10) о том, что мероприятия, проводимые отделом, по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту г. Воронежа осуществляются в соответствии с регламентирующими правовыми актами в повседневном режиме. Предложения в администрацию ОАО "АК "Воронежавиа" об изъятии пропусков в режимные зоны аэропорта у сотрудников авиапредприятий, в том числе у сотрудников ООО "ЦРПУ" в г. Воронеже, отделом не направлялись.
При указанных обстоятельствах, комиссия Управления приходит к выводу о том, что законные основания у ОАО "АК Воронежавиа" для изъятия у представителей ОАО "АК ЮТейр" пропусков в режимную зону аэропорта отсутствовали.
16.04.2010 г. между ЗАО "АК РусЛайн" и ОАО "АК Воронежавиа" заключен договор N 60/07/10-156 на обслуживание воздушных судов в аэропорту Воронеж (Чертовицкое). В соответствии с пунктом 5.1 указанного договора перевозчик (ЗАО "АК РусЛайн") имеет право открывать представительство на территории аэропорта для осуществления контроля и качества услуг, оказываемых аэропортом. При этом согласно пункту 5.4 договора, сотрудникам представительства предоставляются пропуска в контролируемую зону аэропорта в соответствии с Инструкцией по внутриобъектовому и пропускному режиму.
Как было установлено при рассмотрении дела, ЗАО "АК РусЛайн" направило в ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" заявку на оформление пропусков представителям ЗАО "АК РусЛайн" и.
В ответе ОАО "АК Воронежавиа" (исх. от 27.08.2010 N 1839) сообщило, что обращение ЗАО "АК РусЛайн" рассмотрено и оформление пропусков представителям перевозчика будет возможно только после проведения проверки органами внутренних дел. Повторная заявка о выдаче пропусков была направлена 28.09.10 (исх. N 857), однако ответ на указанную заявку ОАО "Воронежавиа" направлен не был.
ЗАО "АК РусЛайн" направило в адрес Линейного отдела внутренних дел (далее - ЛОВД) Аэропорта Воронеж запрос о сроках рассмотрения заявки на предмет доступа представителей ЗАО АК РусЛайн в контролируемую зону аэропорта. В своем ответе от 28.10.2010 N 2787 ЛОВД Аэропорта Воронежа сообщил, что заявка от ОАО "АК Воронежавиа" на рассмотрение вопроса о допуске и в режимную зону аэропорта не поступала.
В ходе рассмотрения дела ОАО "АК Воронежавиа" пояснило, что первоначально заявка на проверку в органы внутренних дел направлялась, однако, через некоторое время руководством аэропорта было принято самостоятельное решение об изъятии имеющихся пропусков и отказе в выдаче новых пропусков в контролируемую зону аэропорта сторонним авиакомпаниям.
Указанные действия ОАО "АК Воронежавиа" противоречат пунктам 10, 14 Федеральных авиационных правил, положениям пункта 7.1 главы 7, Инструкции по внутриобъектовому и пропускному режиму в международном аэропорту Воронеж "Чертовицкое", пункту 5.4 договора N60/07/10-156 от 16.04.10, заключенного между ОАО АК "Воронежавиа" и ЗАО АК "РусЛайн", в соответствии с которыми лица сторонних организаций, в частности работники представительства перевозчика, которым необходим доступ в контролируемую зону аэропорта для выполнения служебных заданий, допускаются по разовым или временным пропускам на основании предварительных заявок.
Таким образом, действия ОАО "Воронежавиа" по необоснованному изъятию у представителей ООО "ЦРПУ" пропусков в режимную зону аэропорта являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ОАО "АК Воронежавиа", как субъект естественной монополии и хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оказания услуг аэропорта, имеет реальную возможность оказания решающего влияния на общие условия обращения товара на рынке обслуживания рейсов воздушных судов в аэропорту Воронеж.
Действиями ОАО "АК Воронежавиа" по необоснованному изъятию пропусков в режимную зону аэропорта были ущемлены интересы ООО "ЦРПУ", поскольку последний для осуществления деятельности по обслуживанию рейсов воздушных судов в аэропорту Воронеж и выполнению своих обязательств по договору с Авиакомпанией "ЮТейр" необходим доступ в режимную зону аэропорта для контроля качества оказываемых услуг. Без указанного доступа оказание услуг по обслуживанию рейсов воздушных судов ООО "ЦРПУ" невозможна, как и сама деятельность на рынке услуг по обслуживанию воздушных судов.
Действия ОАО "АК "Воронежавиа" по необоснованному изъятию пропусков в режимную зону аэропорта создают препятствия доступу ООО "ЦРПУ" на рынок обслуживания рейсов воздушных судов г. Воронежа, поскольку последний не может выполнять, в том числе, свои обязательства по договору, и, следовательно, действовать на указанном рынке. Указанные действия ОАО "АК Воронежавиа" направлены на устранение конкуренции на рынке обслуживания воздушных судов в аэропорту города Воронежа, т.к. изъяв пропуски в режимную зону аэропорта, ОАО "АК Воронежавиа" фактически лишило ООО "ЦРПУ" возможности действовать, а значит и конкурировать на рынке.
Кроме того, бездействие ОАО "АК Воронежавиа" по необоснованному уклонению от выдачи пропусков в режимную зону аэропорта представителям ЗАО "АК РусЛайн", ущемляет интересы последнего, поскольку, в соответствии с заключенным договором, Инструкцией и Федеральными авиационными правила, представители перевозчика имеют право доступа в контролируемую зону в соответствии с выданными пропусками. Указанное бездействие лишило ЗАО "АК РусЛайн" доступа в контролируемую зону аэропорта, что повлекло невозможность ЗАО "АК РусЛайн" контролировать исполнение ОАО "АК Воронежавиа" договора на обслуживание воздушных судов в аэропорту Воронеж (Чертовицкое), заключенного 16.04.10 г.
В целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности ОАО "Воронежавиа", Комиссия приходит к выводу о наличии оснований (подпункт "б" и подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний: о прекращении злоупотребления ОАО "АК Воронежавиа" доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" по созданию препятствий доступу ООО "ЦРПУ" на рынок услуг по обслуживанию авиарейсов путем необоснованного изъятия пропусков в режимную зону аэропорта злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Признать бездействие ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" по созданию препятствий доступу ЗАО АК "РусЛайн" в режимную зону аэропорта, выразившееся в необоснованном уклонении от выдачи ЗАО АК "РусЛайн" пропусков в режимную зону аэропорта злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту необоснованного изъятия ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" у представителей ООО "Центр реализации перевозок и услуг" пропусков в режимную зону аэропорта г. Воронежа.
4. Выдать ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту необоснованного уклонения ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" от выдачи представителям ЗАО "Авиакомпания РусЛайн" пропусков в режимную зону аэропорта в соответствии с требованиями законодательства.
5. Выдать ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, в целях предупреждения необоснованного изъятия ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" у представителей ООО "Центр реализации перевозок и услуг" пропусков в режимную зону аэропорта г. Воронежа.
6. Выдать ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в целях предупреждения необоснованного уклонения ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" от выдачи представителям ЗАО "Авиакомпания РусЛайн" пропусков в режимную зону аэропорта в соответствии с требованиями законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (опубликовано 30 декабря 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016