Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 27 декабря 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена "20" декабря 2010 года
В полном объеме решение изготовлено "27" декабря 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии
Л.Н. Галичиной, заместителя руководителя-начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией управления;
Членов Комиссии: А.П. Пивоваровой, главного специалиста-
эксперта отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
Е.Ю. Скобиной, специалиста-
эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
рассмотрев дело N 9-2010 по признакам нарушения ООО "Трансдизельсервис" (г. Челябинск, ул. Малогрузовая, 1-162) части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в отсутствие Заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела;
в присутствии Ответчика - директора ООО "Трансдизельсервис" <_>
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области обратилось ООО ТК "Магистраль-Урал" (далее также - Заявитель) с заявлением о недобросовестных конкурентных действиях ООО "Трансдизельсервис" ( далее также - Ответчик), связанных с распространением клиентам заявителя писем, содержащих ложные сведения об ООО ТК "Магистраль-Урал".
Из заявления следует, что письма содержали не соответствующие действительности сведения о совершении заявителем мошеннических действий по продаже нефтепродуктов по заниженным, несуществующим ценам, также в письме предлагалось не осуществлять с заявителем никаких сделок. Письма направлялись в адрес ООО "Полетаевское", МУП "Кунашак Спец Транс", Крестьянское хозяйство "НИВА".
Ответчика считает, что обращение ООО ТК "Магистраль-Урал" является ошибочным. Из лиц, которым, по мнению Заявителя, были направлены указанные письма, договорные отношения у Ответчика были лишь с ООО "Полетаевское" в 2008 году. При этом письмо со сведениями о мошеннических действиях было направлено только клиентам ООО "Трансдизельсервис" и являлось ответным действием на попытки Заявителя переманить клиентов ООО "Трансдизельсервис". Возможно в адрес ООО "Полетаевское" данное письмо было направлено случайно в результате ошибки секретаря ООО "Трансдизельсервис".
Изучив материалы дела и заслушав мнение директора ООО "Трансдизельсервис", Комиссия пришла к следующим выводам.
ООО ТК "Магистраль-Урал" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.05.2009 ИФНС по Центральному району г. Челябинска. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ видом деятельности ООО ТК "Магистраль-Урал" является оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин, оптовая торговля твердым топливом.
ООО "Трансдизельсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.08.2008 ИФНС по Тракторозаводскому району г. Челябинска. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ видом деятельности ООО "Трансдизельсервис" также является оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин, оптовая торговля твердым топливом.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" следует, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу положений пунктов 4,5,7 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" Заявитель и Ответчик являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по оптовой торговле моторным топливом, включая авиационный бензин, оптовой торговле твердым топливом, то есть, являются конкурентами по отношению друг к другу.
Материалами дела установлено, что в марте 2010 года ООО "Трансдизельсервис" распространило среди хозяйствующих субъектов письмо, содержащее следующие сведения: "Уважаемые клиенты! Доводим до Вашего сведения, что в последнее время участились случаи мошенничества со стороны организаций, занимающихся продажей нефтепродуктов с заниженными, несуществующими ценами. Представляются как: "Магистраль-Урал", "ТрансСервис", либо от имени нашей организации, контактные телефоны указывают <_> - <_> Убедительная просьба, не реагировать на их предложения и не осуществлять с ними никаких сделок. Мы заботимся о сохранении Ваших денежных средств и нашей положительной репутации. С Вами работают известные Вам менеджеры: <_> Контактные телефоны: <_>".
Так, указанное письмо было получено ООО "Полетаевское", которое сообщило, что письмо ООО "Трансдизельсервис" направлялось факсовым сообщением на телефонный <_> Также ООО "Полетаевское" сообщило, что состоит в договорных отношениях с ООО ТК "Магистраль-Урал".
В подтверждение получения от ООО "Трансдизельсервис" данного письма ООО "Полетаевское" представило оригинал документа, полученный по факсу.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что также письмо было получено ИП Егоровой Т.Н. Данный факт подтвержден объяснениями директора ООО "Трансдизельсервис", которая пояснила, что направила данное письмо в адрес указанного лица, а также представленной директором ООО "Трансдизельсервис" объяснительной запиской ИП Егоровой Т.Н. (N 50 от 20.12.2010), из которой следует, что в марте 2010 года она получила письмо ООО "Трансдизльсервис".
В письме указывалось, что со стороны организаций, реализующих нефтепродукты, участились случаи мошенничества. При этом, после данной информации были приведены сведения о том, что представителями данных организаций являются физические лица с именами <_> действующих от организации с наименованием "Магистраль-Урал". В качестве контактной информации о данной организации в письме перечислялись конкретные телефонные номера.
Материалами дела установлено, что учредителями ООО ТК "Магистраль-Урал" являются физические лица: <_> и <_> Одновременно <_> выступает в качестве директора ООО ТК "Магистраль-Урал", а <_> - в качестве коммерческого директора ООО ТК "Магистраль-Урал".
Также из материалов дела следует, что перечисленные в письме ООО "Трансдизельсервис" телефонные номера, а именно: <_> используются ООО ТК "Магистраль-Урал" при осуществлении им хозяйственной деятельности.
Так, телефонный номер <_> используется ООО ТК "Магистраль-Урал" как основной номер предприятия и предоставлен ООО ТК "Магистраль-Урал" на правах аренды телефонной компанией "Урал-НЭТ". Телефонные номера <_> принадлежат <> являющемуся директором ООО ТК "Магистраль-Урал", и используются им в производственных целях при исполнении своих должностных обязанностей. Телефонный номер <_> принадлежит <_> - коммерческому директору ООО ТК "Магистраль-Урал" - и также используется им для выполнения должностных обязанностей.
Таким образом, материалами дела установлено, что телефонные номера, указанные в письме Ответчика, используются сотрудниками Заявителя с именами <_> Присутствие в письме сведений о том, что организация "Магистраль-Урал" с работниками по именам <_> занимается мошенничеством однозначно ассоциируется с организацией Заявителя и ее сотрудниками.
В соответствии с законодательством Российской Федерации мошеннические действия являются уголовно наказуемым деянием (статья 159 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, ООО "Трансдизельсервис" не представило доказательств, свидетельствующих о том, что на момент распространения таких писем было возбуждено уголовное дело и вынесен приговор по делу о мошенничестве, в связи с чем, такие сведения являются не соответствующими действительности.
Указание в письме ООО "Трансдизельсервис" такой информации в совокупности с предложением отказаться от сотрудничества с Заявителем и не заключать с последним никаких сделок может оказать негативное воздействие на хозяйствующих субъектов, являющихся клиентами ООО ТК "Магистраль-Урал" или которые могут стать его клиентами, и вызвать отток от оказываемых Заявителем услуг.
Присутствие информации в таком виде дискредитирует ООО ТК "Магистраль-Урал" как хозяйствующего субъекта, добросовестно осуществляющего предпринимательскую деятельность в рамках соблюдения требований законодательства Российской Федерации, способствует созданию негативного отношения к деловым и профессиональным качествам ООО ТК "Магистраль-Урал".
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция.
В указанных действиях ООО "Трансдизельсервис" присутствуют все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции":
1. Действия Ответчика направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом, поскольку распространение сведений, создающих негативное представление о Заявителе в совокупности с предложением отказаться от его услуг, может способствовать привлечению потребителей, в частности, ООО "Полетаевское", к услугам ООО "Трансдизельсервис", и их оттоку от услуг, оказываемых Заявителем.
2. Указанные действия ООО "Трансдизельсервис" противоречат обычаям
делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
3. Распространение указанных сведений способно причинить убытки ООО ТК "Магистраль-Урал" в виде снижения размера получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании ООО "Трансдизельсервис" от указанных действий (упущенная выгода), поскольку распространение не соответствующих действтиельности сведений о Заявителе в совокупности с предложением отказаться от сотрудничества с ним способствует созданию негативного представления о деятельности Заявителя.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать действия ООО "Трансдизельсервис", связанные с распространением письма, содержащего не соответствующие действительности сведения о мошеннических действиях ООО ТК "Магистраль-Урал", а также содержащего предложение не осуществлять с ним сделок, нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Трансдизельсервис" предписание о нарушении антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель Комиссии Л.Н. Галичина
Члены Комиссии А.П. Пивоварова
Е.Ю. Скобин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 декабря 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016