Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 17 января 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: <> - председатель Комиссии; <> - члены Комиссии;
в присутствии представителя управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области: <>
представителя ООО "Медконтракт": <>
рассмотрев жалобу ООО "Медконтракт" на действия аукционной комиссии - Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области в части несоблюдения законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона на право заключить государственные контракты на поставку специальных средств при нарушении функций выделения, памперсов (подгузников) и абсорбирующего белья (впитывающих пеленок) для обеспечения граждан, имеющих право на обеспечение техническими средствами реабилитации (реестровый номер торгов 494), установила:
31.12.2010 года в Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО "Медконтракт", направленная по подведомственности ФАС России, на действия аукционной комиссии - Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области (далее - аукционная комиссия) в части несоблюдения законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона на право заключить государственные контракты на поставку специальных средств при нарушении функций выделения, памперсов (подгузников) и абсорбирующего белья (впитывающих пеленок) для обеспечения граждан, имеющих право на обеспечение техническими средствами реабилитации (реестровый номер торгов 494) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя аукционной комиссией - Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области было незаконно отказано в допуске на участие в аукционе ООО "Медконтракт" по причине непредоставления документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечении заявки на участие в аукционе.
Представитель Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия аукционной комиссии соответствующими законодательству.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч. 5 ст.17 Закона о размещении заказов, Комиссия установила следующее.
В ноябре 2010 года уполномоченным органом - управлением государственного заказа и организации торгов Воронежской области по заданию заказчика - Департамента труда и социального развития Воронежской области было размещено на официальном сайте в сети Интернет извещение о проведении открытого аукциона на право заключить государственные контракты на поставку специальных средств при нарушении функций выделения, памперсов (подгузников) и абсорбирующего белья (впитывающих пеленок) для обеспечения граждан, имеющих право на обеспечение техническими средствами реабилитации (реестровый номер торгов 494).
В соответствии с требованиями п. 3 "а" ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе или копию такого поручения).
Пунктом 24 раздела 1.2 документации об аукционе (Информационная карта аукциона) установлен размер обеспечения заявок на участие в аукционе.
Согласно п.п.3 п.16 раздела 1.2 документации об аукционе (Информационная карта аукциона) заявка на участие в аукционе должна содержать "документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе или копию такого поручения, в соответствии с требованиями п. 4.4 раздела 1.1 документации об аукционе).
Подпунктом 4.4.2 п. 4.4 раздела 1.1 документации об аукционе установлено: "факт внесения участником размещения заказа денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе подтверждается платежным поручением, соответствующим требованиям, установленным законом и банковскими правилами или копией такого платежного поручения".
Согласно п.п. 4.4.5. п. 4.4 раздела 1.1 документации об аукционе "отсутствие в составе заявки документа (копии документа), подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, а также несоблюдение установленной п.п. 4.4.2. п.4.4 раздела 1.1 документации об аукционе формы такого документа является основанием для отказа в допуске участника размещения заказа, подавшего такую заявку".
Протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе N 547-а от 21.12.2010 года заявке ООО "Медконтракт" было отказано в допуске на участие в аукционе по причине непредоставления в составе заявки документов, определенных ч.2 ст. 35 Закона о размещении заказов, а именно в составе заявки на участие в аукционе не предоставлен документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
Часть 3 статьи 863 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что порядок осуществления расчетов платежными поручениями регулируется законом, а также установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаям делового оборота.
Частью 1 ст. 864 ГК РФ определено, что содержание платежного поручения и его форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации относится к исключительной компетенции Банка России.
Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком РФ от 03.10.2002 N 2-П (далее - Положение о безналичных расчетах) установлен единый порядок оформления платежных документов.
Пунктами 2.4, 2.8 главы 2 части I Положения о безналичных расчетах определено, что расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации. Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета. Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета.
Пунктом 3.5 главы 3 части I Положения о безналичных расчетах установлено, что платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. После проверки правильности заполнения и оформления платежных поручений на всех экземплярах (кроме последнего) принятых к исполнению платежных поручений в поле "Поступ. в банк плат." ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платежного поручения. Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению.
В соответствии с пунктом 3.8 главы 3 части I Положения о безналичных расчетах при оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле "Списано со сч. плат." проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Согласно Указанию ЦБ РФ от 24.04.2003 года N 1274 -у "Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России" платежное поручение в электронной форме должно содержать реквизиты установленные указанным выше Положением N 2-П.
Таким образом, требования к форме платежного поручения императивно установлены Положением о безналичных расчетах.
Изучив заявку ООО "Медконтракт" Комиссия установила, что платежные поручения по обеспечению заявки на участие в аукционе предоставленные в составе заявки (NN 1404 1401, 1402) не соответствуют требованиям, предъявляемым к оформлению платежных поручений, а именно отсутствует подпись ответственного исполнителя банка.
Довод ООО "Медконтракт" о том, что фактическая оплата обеспечения заявки является основанием допуска к участию в Аукционе, независимо от представления документа (его копии) об оплате обеспечения заявки также не может быть принят во внимание.
Фактическая оплата обеспечения, при отсутствии в заявке документов, подтверждающих данный факт и его своевременность, не может являться основанием для допуска к участию в аукционе, поскольку рассматриваемое требование прямо установлено в законе и подлежит исполнению в определенной форме. Оплата обеспечения и представление документа о ней представляют разные понятия и являются самостоятельными основаниями при решении вопроса о допуске к участию в Аукционе, что вытекает из п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов (несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе).
По смыслу закона участник размещения заказа должен принять меры к получению в банке надлежащего платежного поручения, в соответствии с требованиями законодательства и документации об аукционе и представить такое платежное поручение аукционной комиссии для рассмотрения его заявки на участие в аукционе.
При этом, законом не предусмотрена обязанность аукционной комиссии на стадии рассмотрения заявок запрашивать у иных органов сведения о фактическом поступлении денежных средств.
В соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.12 Закона о размещении заказов в случае непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в документации об аукционе, участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе.
Таким образом, Комиссия не находит оснований для признания нарушением требований Закона о размещении заказов действий аукционной комиссии - Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области в части отказа в допуске на участие в аукционе ООО "Медконтракт".
На основании изложенного, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, ч.6 ст. 60 Закона о размещении заказов, на основании п.1 ч.9 ст.17 Закона о размещении заказов Комиссия, решила:
признать жалобу ООО "Медконтракт" на действия аукционной комиссии - управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области в части несоблюдения законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона право заключить государственные контракты на поставку специальных средств при нарушении функций выделения, памперсов (подгузников) и абсорбирующего белья (впитывающих пеленок) для обеспечения граждан, имеющих право на обеспечение техническими средствами реабилитации (реестровый номер торгов 494), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть решения объявлена 17.01.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 19.01.2011 г.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 17 января 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016