Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 26 января 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 января 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
Семенова Е.Г. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Ветрова Т.А. - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
|
|
Ростовцева Ю.Г. - специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
в отсутствие сторон,
рассмотрев дело N 70-03/10 по признакам нарушения ОАО "Челябинский молочный завод", ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", ООО Компания "Урал-Агро-Торг" части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности),
УСТАНОВИЛА:
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28.12.2009 Пр-3513, Председателя Правительства Российской Федерации от 19.01.2010 ВП - П13-239, ФАС России от 09.04.2010 N ИА10132 о проведении мониторинга реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), на основании приказа вр.и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинского УФАС России) Семеновой Е.Г. от 02.08.2010 N 310 была проведена внеплановая проверка в ООО "Урал-Агро-Торг" (далее - организация).
Предметом проводимой проверки являлось соблюдение правил, требований, ограничений, установленных Законом о торговле, при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами посредством организации торговой сети.
В ходе проведения проверки был проведен анализ договоров поставки ООО Компания "Урал-Агро-Торг" и поставщиков продукции, заключенных с 01.02.2010, в том числе проведена оценка условий договоров поставки, заключенных до вступления в силу Закона о торговле и приведенных в соответствии с ним в период с 01.02.2010 по 31.07.2010.
Согласно реестру договоров поставки продовольственных товаров, заключенных ООО "Урал-Агро-Торг", общее количество договоров составляет 151.
Из представленного реестра договоров поставки была осуществлена выборка договоров поставки по различным товарам, а также группам товаров. Особое внимание было уделено договорам поставки товаров, входящих в группу социально-значимых.
В результате проверки было проанализировано 60 договоров поставки с приложениями и дополнительными соглашениями к ним.
В организации существует практика заключения типовых договоров поставки, которые включают в себя приложения, дополнительные соглашения.
В приложениях к договорам поставки устанавливаются: ассортимент и цена товара, общие условия поставки товаров, форма предоставления информации о товаре, порядок размещения заказа.
ООО "Компания "Урал-Агро-Торг" 1.08.2010 года был заключен ряд договоров с поставщиками молочной продукции, к примеру: ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", ОАО "Магнитогорский молочный комбинат", ОАО "Чебаркульский молочный завод".
Протоколами разногласий указанные договоры согласованы в редакции поставщиков.
Согласно указанным протоколам разногласий поставщиками пункт 7.1 приложений "Общие условия поставки" к договорам поставок изменен следующим образом: "вознаграждение, выплачиваемое покупателю в связи с приобретением у поставщика определенного количества товаров, устанавливается в размере 8 % от ТО 1 000 000 рублей и выше по молочной продукции и 10 % от ТО 100 000 рублей и выше по товару - мороженое".
Согласно спецификации к договору поставки от 01.08.2008 N 660-2010, заключенному с ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", поставщик с 01.08.2010 обязуется поставлять покупателю товары в определенном ассортименте, в том числе: молоко пленка 2,5 % жирности - 1 литр, молоко пленка 2,5 % жирности - 0,5 литра, молоко пюр-пак 2,5 % жирности - 1 литр, молоко пюр-пак 3,2 % жирности - 1 литр, молоко пленка 3,2 % жирности - 1 литр.
Согласно спецификации к договору поставки от 01.08.2008 N 663-2010, заключенному с ОАО "Чебаркульский молочный завод", поставщик с 01.08.2010 обязуется поставлять покупателю товары в определенном ассортименте, в том числе: молоко Российское 3,2 % жирности 1 л. т/п; молоко 3,2 % жирности 0,5 л. м/у; молоко 2,5 % жирности Российское 1 л. т/п; молоко 2,5 % жирности Российское 0,5 л. м/у; молоко Российское 2,5 % жирности 0,5 л. м/у; молоко Российское 3,2 % жирности 1 л. м/у.
Согласно спецификации к договору поставки от 01.08.2008 N 658-2010, заключенному с ОАО "Магнитогорский молочный комбинат", поставщик с 01.08.2010 обязуется поставлять покупателю товары в определенном ассортименте, в том числе: молоко пюр-пак 2,5 % жирности - 1 литр, молоко пленка 2,5 % жирности - 1 литр, молоко пленка 2,5 % жирности - 0,5 литра, молоко пюр-пак 3,2 % жирности - 1 литр, молоко пленка 3,2 % жирности - 1 литр.
Из письменных пояснений представителей производителей молока следует, что производимое молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности со сроком годности менее 10 суток производится не в соответствии с ГОСТ Р 5290-2003, а в соответствии с ТУ 9222-150-00419785-04, в связи с чем, при реализации продукции указанного вида возможно установление вознаграждения.
В целях единообразного применения положений указанного постановления для дачи соответствующих разъяснений, является ли молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности, произведенное в соответствии с ТУ 9222-150-00419785-04 ("Молоко пастеризованное "Российское"), социально-значимой продукцией, в отношении которой должны применяться положения Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530, Челябинское УФАС России обратилось в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Согласно представленным разъяснениям Министерства промышленности и торговли Российской Федерации молоко пастеризованное 2,5-3,2% жирности, произведенное в соответствии с ТУ 9222-150-00419785-04, не является социально-значимой продукцией, за поставку которого установление вознаграждение не предусмотрено.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", ОАО "Магнитогорский молочный комбинат", ОАО "Чебаркульский молочный завод", ООО "Урал-Агро-Торг" нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, по следующим основаниям.
ООО "Компания "Урал-Агро-Торг" 01.08.2010 был заключен ряд договоров с поставщиками молочной продукции, к примеру: ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", ОАО "Магнитогорский молочный комбинат", ОАО "Чебаркульский молочный завод".
Протоколами разногласий указанные договоры согласованы в редакции поставщиков.
Согласно указанным протоколам разногласий поставщиками пункт 7.1 приложений "Общие условия поставки" к договорам поставок изменен следующим образом: "вознаграждение, выплачиваемое покупателю в связи с приобретением у поставщика определенного количества товаров, устанавливается в размере 8 % от ТО 1 000 000 рублей и выше по молочной продукции и 10 % от ТО 100 000 рублей и выше по товару - мороженое".
Согласно спецификации к договору поставки от 01.08.2008 N 660-2010, заключенному с ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", поставщик с 01.08.2010 обязуется поставлять покупателю товары в определенном ассортименте, в том числе: молоко пленка 2,5 % жирности - 1 литр, молоко пленка 2,5 % жирности - 0,5 литра, молоко пюр-пак 2,5 % жирности - 1 литр, молоко пюр-пак 3,2 % жирности - 1 литр, молоко пленка 3,2 % жирности - 1 литр.
Согласно спецификации к договору поставки от 01.08.2008 N 663-2010, заключенному с ОАО "Чебаркульский молочный завод", поставщик с 01.08.2010 обязуется поставлять покупателю товары в определенном ассортименте, в том числе: молоко Российское 3,2 % жирности 1 л. т/п; молоко 3,2 % жирности 0,5 л. м/у; молоко 2,5 % жирности Российское 1 л. т/п; молоко 2,5 % жирности Российское 0,5 л. м/у; молоко Российское 2,5 % жирности 0,5 л. м/у; молоко Российское 3,2 % жирности 1 л. м/у.
Согласно спецификации к договору поставки от 01.08.2008 N 658-2010, заключенному с ОАО "Магнитогорский молочный комбинат", поставщик с 01.08.2010 обязуется поставлять покупателю товары в определенном ассортименте, в том числе: молоко пюр-пак 2,5 % жирности - 1 литр, молоко пленка 2,5 % жирности - 1 литр, молоко пленка 2,5 % жирности - 0,5 литра, молоко пюр-пак 3,2 % жирности - 1 литр, молоко пленка 3,2 % жирности - 1 литр.
Частью 4 статьи 9 Закона о торговой деятельности предусмотрено, что соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530 "Об утверждении правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения" в перечень товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения, также включены: молоко питьевое пастеризованное 2,5 - 3,2% жирности по ГОСТ Р 5290-2003 со сроком годности менее 10 дней.
Челябинское УФАС России принимает во внимание, что поставляемое в рамках договоров поставки, заключенных с ООО "Компания "Урал-Агро-Торг", молоко питьевое пастеризованное 2,5 - 3,2% жирности со сроком годности менее 10 дней производится ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", ОАО "Магнитогорский молочный комбинат", ОАО "Чебаркульский молочный завод" в соответствии с ТУ 9222-150-00419785-04.
Согласно представленным разъяснениям Министерства промышленности и торговли Российской Федерации молоко пастеризованное 2,5-3,2% жирности, произведенное в соответствии с ТУ 9222-150-00419785-04, не является социально-значимой продукцией, за поставку которого установление вознаграждение не предусмотрено.
Таким образом, установление ООО "Компания "Урал-Агро-Торг" вознаграждения ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", ОАО "Магнитогорский молочный комбинат", ОАО "Чебаркульский молочный завод" за поставку молока питьевого пастеризованного 2,5 - 3,2% жирности со сроком годности менее 10 дней, изготовленного в соответствии с ТУ 9222-150-00419785-04, не противоречит действующему законодательству.
Таким образом, в действиях ООО "Компания "Урал-Агро-Торг", ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", ОАО "Магнитогорский молочный комбинат", ОАО "Чебаркульский молочный завод" отсутствует нарушение статьи 9, 13 Закона о торговой деятельности.
Вместе с тем, учитывая, что ГОСТ определяет общие технические условия, по которым производится молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности, а также идентичные потребительские свойства, технологические особенности производства, качественные характеристики молока питьевого пастеризованного 2,5-3,2% жирности со сроком годности менее 10 дней, изготавливаемых в соответствии с ГОСТ Р 5290-2003 и ТУ 9222-150-00419785-04, Челябинское УФАС России считает необходимым внесение в перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения, молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности со сроком годности менее 10 дней, изготовленное по ТУ 9222-150-00419785-04.
В связи с чем, Челябинское УФАС России обратилось в Федеральную антимонопольную службу о выступлении в Правительство Российской Федерации с законодательной инициативой о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Дело N 70-03/10 о нарушении ООО "Компания "Урал-Агро-Торг", ОАО "Челябинский молочный завод", ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", ОАО "Челябинский городской молочный комбинат" части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности производством прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях;
Рекомендовать ООО "Компания "Урал-Агро-Торг" исключить из договоров поставки условие о вознаграждении торговой сети за приобретение определенного количества молока питьевого пастеризованного 2,5-3,2% жирности со сроком годности менее 10 дней, изготовленного по ТУ 9222-150-00419785-04.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
Т.А. Ветрова
Ю.Г. Ростовцева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 января 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016