Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 28 января 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 20.01.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 28.01.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее по тексту - Комиссия УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев 20.01.2011 г. дело N 39 от 20.10.2010 г. по признакам нарушения ГУ РА "Республиканская станция по борьбе с болезнями животных" (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Заводская, 1) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о конкуренции), в присутствии представителя Комитета ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай, установила:
В соответствии с Поручением ФАС России от 16.07.2010 N ИА/22604 УФАС по РА в сентябре 2010 года были проверены государственные учреждения ветеринарии, подведомственные Комитету ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай на предмет выявления нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, при осуществлении государственного ветеринарного надзора в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и выдаче ветеринарных сопроводительных документов на указанную продукцию.
По результатам анализа запрошенной информации у государственных учреждений - станций по борьбе с болезнями животных Управлением установлено, что ГУ РА "Республиканская станция по борьбе с болезнями животных" в период с 01.01.2010 г. по 25.06.2010 г. выдано на продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке, ветеринарных свидетельств формы N 2 - 3151 шт., ветеринарных справок формы N 4 - 15588 шт.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции 20.10.2010 г. было возбуждено дело N 39 в отношении ГУ РА "Республиканская станция по борьбе с болезнями животных".
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив представленные документы, заслушав лиц, участвующих в деле, пришла к выводу:
Порядок выдачи ветеринарных сопроводительных документов регламентирован Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (далее - Правила), утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422.
Согласно пункту 1.2 Правил ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Пунктом 1.3 Правил определено, что партии грузов, перечисленных в Приложении N 19 к Правилам, должны сопровождаться ветеринарным свидетельством формы N 2 в случаях перевозки грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации, либо ветеринарной справкой формы N 4, в случаях перевозки грузов в пределах района (города). В пункте 2.1 Перечня грузов, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, указаны мясные продукты.
Однако, 14.12.2009 было принято постановление Правительства Российской Федерации N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством сельского хозяйства РФ функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" (далее - Постановление N 1009). Целью принятия Постановления N 1009 было снятие административных барьеров, связанных с осуществлением учреждениями, подведомственными Минздравсоцразвития России и Минсельхозу России, контроля и надзора в отношении одной и той же продукции.
Подпункт "б" пункта 1 Постановления N 1009 установлено, что "нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора:
- продовольственное сырьё животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках;
- деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта.
Таким образом, в связи с вступлением в законную силу Постановления N 1009, полномочия по проведению проверки деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение, перевозку и реализацию пищевых продуктов осуществляет Роспотребнадзор.
Согласно письму Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 04.06.2010 N 25-25/1301 по вопросу ветеринарных сопроводительных документов, продукты животного происхождения, подвергшиеся промышленной или тепловой обработке (колбасные изделия, копчености мясные и мясорастительные консервы) не являются объектами государственного ветеринарного надзора и не подлежат сопровождению ветеринарными сопроводительными документами.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В связи с тем, что ГУ РА "Республиканская станция по борьбе с болезнями животных" с 01.01.2010 г. по 25.06.2010 г. продолжало выдавать ветеринарные сопроводительные документы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 20.10.2010 г. было возбуждено дело N 39 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заседание Комиссии по рассматриваемому делу было назначено на 18.11.2010 г. Однако, при рассмотрении дела было принято решение отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела специалиста органа исполнительной власти Республики Алтай - Комитета ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай (Определение 18.11.2010 г.).
После отложения заседания Комиссии по делу N 39 22.11.2010 г. состоялось очередное заседание, на котором представитель Комитета ветеринарии Савченко Евгений Васильевич пояснил, что действительно в соответствии с Постановлением N 1009 полномочия по проведению проверок в отношении продукции подвергшейся промышленной и тепловой обработке возложены на органы Роспотребнадзора. В связи с чем, подведомственные Комитету ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай государственные учреждения ветеринарии не осуществляют процедуры проверки в отношении продукции подвергшейся промышленной и тепловой обработке. Однако, осуществляют оформление сопроводительных документов (ветеринарных свидетельств формы N 2 и ветеринарных справок формы N 4) хозяйствующим субъектам, обратившимся в учреждения ветеринарии.
Определением от 23.11.2010 г. рассмотрение дела N 39 было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
По результатам дополнительной проверки Комиссией УФАС по РА было установлено, что действительно ГУ РА "Республиканская станция по борьбе с болезнями животных" не осуществляются проверки в отношении продукции подвергшейся промышленной или тепловой обработке. При этом учреждением продолжается выдача ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке, ветеринарных свидетельств формы N 2 и ветеринарных справок формы N 4 хозяйствующим субъектам на добровольной основе, т.е. каждому лицу которое обратилось за получением данных документов.
Таким образом, в действиях ГУ РА "Республиканская станция по борьбе с болезнями животных" отсутствуют признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, а именно отсутствует необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. В действиях ГУ РА "Республиканская станция по борьбе с болезнями животных" отсутствуют признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, а именно отсутствует обязательный порядок выдачи ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке, ветеринарных свидетельств формы N 2 и ветеринарных справок формы N 4, т.е. отсутствует необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
2. Прекратить рассмотрение дела N 39 от 20.10.2010 г. в отношении ГУ РА "Республиканская станция по борьбе с болезнями животных" на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 28 января 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016