Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 2 февраля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 18.01.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 01.02.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N1008-10-а по признакам нарушения Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края (614065, г. Пермь, ул. Экскаваторная, 35), Государственным учреждением ветеринарии края "Пермская станция по борьбе с болезнями животных" (614065, г. Пермь, ул. Экскаваторная, 37а), Государственным учреждением ветеринарии края "Пермский ветеринарный диагностический центр" (614990, г. Пермь, ул. Б. Гагарина, 10) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, на рынке реализации продовольственного сырья животного происхождения, подвергшегося промышленной или тепловой обработке, что приводит или может привести к ограничению конкуренции. установила:
19.07.2010 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) поступило задание ФАС России (вх. N8932-10) о проверке территориальной государственной ветеринарной инспекции Пермского края (далее - ГВИ ПК) в части осуществления действий, которые создают необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке реализации продовольственного сырья животного происхождения, подвергшегося промышленной или тепловой обработке.
В ходе анализа представленных ГВИ ПК материалов было установлено, что Государственным учреждением ветеринарии края "Пермская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ГУВК "ПСББЖ"), подведомственным ГВИ ПК, осуществляется выдача ветеринарных сопроводительных документов на возмездной основе.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Пермского УФАС России свою позицию по настоящему делу высказали индивидуальные предприниматели, которые ранее также подавали совместное заявление в Пермское УФАС России (вх. N15270-10 от 22.11.2010 г.).
ИП <_> пояснили, что необоснованное препятствование деятельности хозяйствующим субъектам со стороны ГУВК "ПСББЖ" осуществляется путем осуществления ветеринарного надзора, в том числе указания на необходимость выдачи ветеринарных сопроводительных документов на каждую партию продукции животного сопровождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, для ее транспортировки. Отсутствие таких документов может повлечь наложение санкций со стороны контролирующих ветеринарных органов.
Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством готовая продукция не являются объектами государственного ветеринарного надзора и не подлежит сопровождению ветеринарными сопроводительными документами.
Представители ГВИ ПК, ГУВК "ПСББЖ", Государственного учреждения ветеринарии края "Пермский ветеринарный диагностический центр" (далее - ГУВК "ПВДЦ") в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Пермского УФАС России настаивали на необходимости выдачи ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного сопровождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке, при ее транспортировке, ссылаясь на приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 16.11.2006 г. N422 "Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов".
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Выдача ветеринарных сопроводительных документов регламентируется приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16.11.2006 г. N422 "Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов" (далее - Приказ N422).
В соответствии с п. 1.2 Приказа N422 ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Согласно п. 1.3 Приказа N422 партии грузов должны сопровождаться ветеринарными свидетельствами форм N1, 2, 3 - при перевозке грузов за пределами района (города) на территории РФ; ветеринарными справками формы N4 - при перевозке грузов в пределах района (города).
В соответствии с п. 1.4. Приказа N422 ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы РФ.
Следовательно, на все виды продукции животного сопровождения для ее перевозки необходимо получать ветеринарные сопроводительные документы, выдаваемые вышеуказанными учреждениями и органами.
В то же время, 14.12.2009 г. принято постановление Правительства РФ N1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством сельского хозяйства РФ по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов" (далее - Постановление N1009).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления N1009 установлено, что Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора:
- продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках;
- деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта.
Таким образом, в связи с вступлением в законную силу Постановления N1009, полномочия по проведению проверки деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение, перевозку и реализацию пищевых продуктов осуществляет Роспотребнадзор.
Из письма Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ от 04.06.2010 г. N25-25/1301 по вопросу ветеринарных сопроводительных документов следует, что "продукты животного происхождения, подвергшиеся промышленной или тепловой обработке, готовая продукция не являются объектами государственного ветеринарного надзора и не подлежат сопровождению ветеринарными сопроводительными документами".
Несмотря на вступившее в силу Постановление N1009, в 2010 г. ГУВК "ПСББЖ", продолжалась осуществляться деятельность по выдаче сопроводительных документов на продовольственное сырье животного происхождения, подвергшееся промышленной или тепловой обработке, что было подтверждено в ходе рассмотрения настоящего дела представителем ГУВК "ПСББЖ", а также ИП Неждановым Р.Г, ИП Домашних В.В. (квитанции на оплату ветеринарных услуг - оформление ветеринарных свидетельств формы N2 за номерами: N003484, N003477, N003459, N003605, N003399, N003455, N003393, N003396).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Следовательно, Законом о защите конкуренции не допускается установление дополнительных требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных действующим законодательством.
В Постановлении N1009 не установлен порядок организации работ по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, однако указанный нормативно-правовой акт указал на подведомственность полномочий по проведению проверки деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение, перевозку и реализацию пищевых продуктов Роспотребнадзору.
При этом им конкретизировано, что сопровождается ветеринарными документами исключительно продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке.
Таким образом, ГУВК "ПСББЖ" нарушены требования ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении государственного ветеринарного надзора в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и выдаче ветеринарных сопроводительных документов на указанную продукцию, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке реализации продовольственного сырья животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке.
Комиссией Пермского УФАС России также установлено, что ГВИ ПК, ГУВК "ПВДЦ" выдача ветеринарных сопроводительных документов на указанную продукцию не осуществляется, что не позволяет квалифицировать в отношении данных юридических субъектов нарушение антимонопольного законодательства и исключает их из числа ответчиков по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения Государственным учреждением ветеринарии края "Пермская станция по борьбе с болезнями животных" ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в осуществлении государственного ветеринарного надзора в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и выдаче ветеринарных сопроводительных документов на указанную продукцию, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке реализации продовольственного сырья животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
2. Выдать Государственному учреждению ветеринарии края "Пермская станция по борьбе с болезнями животных" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившееся в
осуществлении государственного ветеринарного надзора в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и выдаче ветеринарных сопроводительных документов на указанную продукцию, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке реализации продовольственного сырья животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
а именно: в срок до 21 марта 2011 г.
- прекратить осуществление государственного ветеринарного надзора в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке,
- прекратить выдачу ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке.
3. Прекратить настоящее дело в отношении Государственной ветеринарной инспекции Пермского края, Государственного учреждения ветеринарии края "Пермский ветеринарный диагностический центр".
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N1008-10-а
18 января 2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 18.01.2011 г. по делу N1008-10-а о нарушении Государственным учреждением ветеринарии края "Пермская станция по борьбе с болезнями животных" (614065, г. Пермь, ул. Экскаваторная, 37а) ч. 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Государственному учреждению ветеринарии края "Пермская станция по борьбе с болезнями животных" в срок до 21 марта 2011 г. прекратить нарушение ч. 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении государственного ветеринарного надзора в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и выдаче ветеринарных сопроводительных документов на указанную продукцию, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке реализации продовольственного сырья животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
а именно:
- прекратить осуществление государственного ветеринарного надзора в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке,
- прекратить выдачу ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 2 февраля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016