Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 21 января 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии: начальник отдела Бай-Бородина Л.Ю., ведущий специалист-эксперт Студенова А.В., специалист-эксперт Самсонов А.Н.,
рассмотрев дело N 04-01/72-10 по факту размещения на рекламной конструкции рекламы страховых услуг без указания наименования лица, предоставляющего эту услугу, в присутствии, общества с ограниченной ответственностью "Промышленная страховая группа "ОСНОВА" (далее - ООО "ПСГ "ОСНОВА") в лице <_> общества с ограниченной ответственностью "Красивый город" (далее - ООО "Красивый город") в лице <_>
УСТАНОВИЛ:
24 сентября 2010 года в городе Ярославле по адресу: ул. Свободы, д. 2/ул. Ушинского, д. 40 у входа в здание со стороны площади им. Волкова была расположена двухсторонняя рекламная конструкция с рекламой следующего содержания: "ОСНОВА страховые услуги все виды СТРАХОВАНИЯ автокаско для подержанных авто старше 3 лет СКИДКА 20% Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Свободы, 2, офис 405 Тел/факс: (4852) 73-22-72, 30-90-95 www.osnova.org". Данная реклама размещена на обеих сторонах рекламной конструкции.
В рекламе отсутствует наименование лица, представляющего страховые услуги, что нарушает требования части 1 статьи 28 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе", ФЗ "О рекламе", Закон).
Представители ООО "ПСГ "ОСНОВА" и ООО "Красивый город" не согласны с вменяемым нарушением, считают, что данная информация является не рекламой, а вывеской-указателем, так как она расположена около места осуществления деятельности филиала ООО "ПСГ "ОСНОВА" в г. Ярославле, предназначена для идентификации места осуществления деятельности и была демонтирована при переезде филиала. В настоящее время данная информация о ООО "ПСГ "ОСНОВА" отсутствует, что подтверждается письменным объяснением ООО "Красивый город" и письмом N 75 от 20.08.2010 г. филиала ООО "ПСГ "ОСНОВА" в г. Ярославль с просьбой о расторжении с 01.10.2010 г. договора на предоставление услуг размещения рекламы на рекламной конструкции.
Комиссия рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей ООО "ПСГ "ОСНОВА" и ООО "Красивый город" пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари) на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются страховые услуги, оказываемые ООО "ПСГ "ОСНОВА".
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (в частности, для юридического лица - наименование).
Таким образом, ФЗ "О рекламе" содержит требование к указанию наименования лица, при рекламе страховых услуг, которые рекламирует ООО "ПСГ "ОСНОВА".
Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Часть 2 статьи 1473 ГК РФ определяет, что фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Исходя из части 2 статьи 87 ГК РФ фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью"
Часть 3 статья 4.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в редакции от 29.11.2010) "Об организациях страхового дела в Российской Федерации" определяет что наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела - юридического лица должно содержать: 1) указание на организационно-правовую форму субъекта; 2) указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо "страхование" и (или) "перестрахование", либо "взаимное страхование", либо "страховой брокер", а также производных от таких слов и словосочетаний; 3) обозначение индивидуализирующее субъект страхового дела.
Реклама страховых услуг ООО "ПСГ "ОСНОВА" не содержит наименования лица, оказывающего эти услуги, тем самым нарушены требования части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Комиссия не принимает доводы ООО "ПСГ "ОСНОВА" и ООО "Красивый город" о том, что рассматриваемая реклама является вывеской, так как содержащаяся в ней информация - "_ страховые услуги все виды СТРАХОВАНИЯ автокаско для подержанных авто старше 3 лет СКИДКА 20% _", направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (страховым услугам), формирование и поддержание интереса к нему, не является обязательной к раскрытию или распространению и доведению до потребителя в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе", и не может быть отнесена к обычаям делового оборота. Кроме того, предметом договора на размещение рекламы от 12.11.2007 г., заключенного между ООО "ПСГ "ОСНОВА" и ООО "Красивый город", является - предоставление услуги по размещению рекламы на рекламной конструкции типа "Сити-формат", а не вывески-указателя.
Согласно части 6, 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из договора на размещение рекламы рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "ПСГ "ОСНОВА", рекламораспространителем ООО "Красивый город".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу следующего содержания: "ОСНОВА страховые услуги все виды СТРАХОВАНИЯ автокаско для подержанных авто старше 3 лет СКИДКА 20% Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Свободы, 2, офис 405 Тел/факс: (4852) 73-22-72, 30-90-95 www.osnova.org", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "ПСГ "ОСНОВА" и ООО "Красивый город"предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "__" февраля 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.А. Балабаев
Члены Комиссии Л.Ю. Бай-Бородина А.В. Студенова А.Н. Самсонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 января 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016