Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
(опубликовано 11 февраля 2011 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела XX,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт XXX,
- ведущий специалист-эксперт XXX,
рассмотрев дело N 6975/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на светодиодном видеоэкране, расположенном по ул. Минаева (южнее дома N 13/6) в г. Ульяновске, рекламы о показе в формате 3D в мультиплексе "Кинопарк" анимационного фильма "Мегамозг", содержащей признаки нарушения пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в присутствии представителей:
заявителя - XXX, проживающего по адресу: XXX, - не явился;
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- общества с ограниченной ответственностью "Иванофф и К" (ИНН 7325061070) (далее - ООО "Иванофф и К"), расположенного по адресу: 432063, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 24/1, - Троицкой Т.В. (доверенность б/н от XXX, паспорт);
- общества с ограниченной ответственностью "СПЕКТР У" (далее - ООО "СПЕКТР У"), расположенного по адресу: 432063, г. Ульяновск, ул. Бебеля, д. 1А, - XXX (доверенность б/н от XXX, паспорт);
заинтересованного лица - депутата Законодательного Собрания Ульяновской области XXX, адрес: 432011, г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 1, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, установила:
В Ульяновское УФАС России поступило обращение депутата Законодательного Собрания Ульяновской области XXX (исх. N 098 от 16.11.2010 и N 104 от 17.11.2010) по жалобе XXX о распространении в еженедельном рекламном издании "Мозаика-Пресс" (Ульяновский выпуск) N 42(92) за 29.10.2010 в рубрике "Афиша. Кино", а также на светодиодном видеоэкране, расположенном по ул. Минаева (южнее дома N 13/6) в г. Ульяновске, недостоверной рекламы о показе в формате 3D в мультиплексе "Кинопарк" анимационного фильма "Мегамозг".
К обращению приложены жалоба XXX, диск с видеозаписью рекламного ролика анимационного фильма "Мегамозг", копии страницы указанного выпуска рекламного издания "Мозаика-Пресс" и билета (серия УЛ N 207762) на сеанс фильма "Мегамозг"в мультиплексе "Кинопарк" 03.11.2010 в 16 час 40 мин.
Из заявления XXX (вх. N 8938 от 22.11.2010) следует, что заявитель получил информацию о показе в формате 3D в мультиплексе "Кинопарк" анимационного фильма "Мегамозг", в том числе, из рекламного видеоролика, транслировавшегося на видеоэкране, расположенном по ул. Минаева в г. Ульяновске. Заявитель приобрел билет на сеанс по цене 170 рублей. Однако, анимационный фильм транслировался в простом формате, а не в формате 3D. Таким образом, рекламным роликом о показе в формате 3D анимационного фильма "Мегамозг" заявитель был введен в заблуждение, так как информация оказалась недостоверной.
Ульяновским УФАС России определением от 02.12.2010 возбуждено дело N 6975/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 22.12.2010. К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Иваноффъ и К" (ИНН 7325005653) (далее - ООО "Иваноффъ и К") и ООО "СПЕКТР У". Также к участию в деле привлечены заявитель XXX и заинтересованное лицо XXX, депутат Законодательного Собрания Ульяновской области.
На заседание комиссии по рассмотрению дела N 6975/05-2010 22.12.2010 XXX, а также представители XXX и ООО "СПЕКТР У" не явились. В материалах дела отсутствует подтверждение надлежащего уведомления указанных лиц о месте и времени рассмотрения дела.
Из письменных пояснений (исх. N 112 от 16.12.2010), а также пояснений представителя ООО "Иваноффъ и К" на рассмотрении дела 22.12.2010 следует, что общество осуществляет виды деятельности: показ фильмов, деятельность баров, ресторанов и кафе, рекламные услуги и другое. Однако, ООО "Иваноффъ и К" не осуществляет показ фильмов в мультиплексе "Кинопарк", в связи с чем не имеет возможности представить запрошенные определением Ульяновского УФАС России от 02.12.2010 документы, связанные с рекламой о показе анимационного фильма "Мегамозг", транслировавшейся на светодиодном видеоэкране, расположенном по ул. Минаева в г. Ульяновске. В мультиплексе "Кинопарк" деятельность осуществляет ООО "Иванофф и К" (ИНН 7325061070), расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, дом 24/1.
В ходе рассмотрения дела установлено, что деятельность в мультиплексе "Кинопарк" осуществляет ООО "Иванофф и К" (ИНН 7325061070), которое в данном случае и является рекламодателем.
Ульяновским УФАС России определением от 22.12.2010 срок рассмотрения дела N 6975/05-2010 продлён до 02.02.2011. Рассмотрение дела назначено на 31.01.2011. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО "Иванофф и К".
На заседание комиссии 31.01.2011 XXX не явился. Определение о продлении срока рассмотрения дела направлено заявителю 27.12.2010 исх. N 6558-05 заказным письмом с уведомлением N XXX. Представитель депутата Законодательного Собрания Ульяновской области XXX на рассмотрение дела также не явился. XXX и XXX мотивированных ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении дела не поступило.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, рассмотрение дела возможно в отсутствие сторон лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Представитель ООО "Иванофф и К" 31.01.2011 на рассмотрении дела пояснил, что общество осуществляет показ фильмов в мультиплексе "Кинопарк". Учитывая, что кинозалы мультиплекса не имеют специального оборудования для трансляции фильмов в формате 3D, анимационный фильм "Мегамозг" транслировался в простом цифровом формате. В других кинотеатрах - "Художественный", "Крылья" - указанный анимационный фильм был показан в формате 3D. В октябре 2010 года ООО "Иванофф и К" был изготовлен рекламный видеоролик мультфильма "Мегамозг". Общество обратилось к ООО "СПЕКТР У" с просьбой о возможности трансляции на светодиодных видеоэкранах рекламного ролика мультфильма. ООО "СПЕКТР У" дало согласие на технологический прокат ролика "Мегамозг" на светодиодном видеоэкране, расположенном по ул. Минаева в г. Ульяновске. В связи с тем, что видеоролик анимационного фильма "Мегамозг" был выполнен в ненадлежащем формате, на экране он прошел с техническими ошибками. ООО "СПЕКТР У" предложило ООО "Иванофф и К" доработать данный видеоролик. Однако, у общества на доработку видеоролика денежных средств не хватило, в связи с чем указанный ролик не был запущен в прокат. Договор на трансляцию рекламного ролика анимационного фильма "Мегамозг" общество с ООО "СПЕКТР У" заключать не стало.
ООО "СПЕКТР У" в письменных пояснениях (вх. N 782 от 31.01.2011) и на рассмотрении дела 31.01.2011 пояснило, что к обществу обратилось ООО "Иванофф и К" с письмом от 20.10.2010 о возможности трансляции на видеоэкранах рекламного ролика анимационного фильма "Мегамозг", изготовленного в форматах DivX и FLV. В связи с тем, что видеоэкраны ООО "СПЕКТР У" предназначены для трансляции видеороликов только в формате AVI, ООО "Иванофф и К" было предложено определить способность воспроизведения в других форматах опытным путем, то есть произвести технологический прокат видеоролика на светодиодном видеоэкране, расположенном на пересечении улиц Минаева и Железной Дивизии в г. Ульяновске. Технологический пробный прокат видеоролика анимационного фильма "Мегамозг" проходил 30.10.2010 с 9.00 до 9.30. Однако, на экране видеоролик прошел с техническими ошибками, а также не была полностью выполнена информация о проведении стимулирующего мероприятия. ООО "Иванофф и К" было предложено доработать рекламный видеоролик указанного анимационного фильма и выполнить его в соответствующих форматах DivX и FLV. ООО "Иванофф и К" по вопросу размещения рекламного видеоролика к обществу больше не обращалось, в связи с чем ООО "СПЕКТР У" с ООО "Иванофф и К" договоров на трансляцию указанного видеоролика не заключало.
Исследовав материалы дела N 6975/05-2010, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признания рекламы о показе в формате 3D в мультиплексе "Кинопарк" анимационного фильма "Мегамозг", транслировавшейся на светодиодном видеоэкране, расположенном по ул. Минаева (южнее дома N 13/6) в г. Ульяновске, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение депутата Законодательного Собрания Ульяновской области XXX (исх. N 098 от 16.11.2010 и N 104 от 17.11.2010) по жалобе XXX о распространении в еженедельном рекламном издании "Мозаика-Пресс" (Ульяновский выпуск) N 42(92) за 29.10.2010 в рубрике "Афиша. Кино", а также на светодиодном видеоэкране, расположенном по ул. Минаева (южнее дома N 13/6) в г. Ульяновске, недостоверной рекламы о показе в формате 3D в мультиплексе "Кинопарк" анимационного фильма "Мегамозг".
Из заявления XXX следует, что анимационный фильм "Мегамозг" демонстрировался в мультиплексе "Кинопарк" в простом формате, а не в формате 3D, как это было заявлено в рекламе.
Специалистами Ульяновского УФАС России проведен анализ содержания рекламы анимационного фильма "Мегамозг", транслировавшейся на светодиодном видеоэкране, установленном по адресу: г. Ульяновск, ул. Минаева (южнее дома N 13/6).
Указанная реклама имеет следующее содержание. Рекламный ролик начинается с кадров с персонажами анимационного фильма "Мегамозг": появляется ребёнок (младенец), держащий в руках стеклянный шар с рыбой. Внизу экрана появляется надпись: "Мегаканикулы". Затем на весь экран появляется заставка: в верхней левой части изображен сидящий на месяце мальчик с удочкой в руках и надпись: "DREAMWORKS ANIMATION SKG МЕГАКАНИКУЛЫ". Далее появляется текст "Кинопарк. Мегаканикулы". Буква "О" в слове "Кинопарк" стилизована под катушку с видеоплёнкой. После этого в ролике идут отрывки из анимационного фильма "Мегамозг", сопровождающиеся текстом: "Фирменная игрушка в подарок. При покупке_" (нижняя, разъяснительная строка на записи ролика не читается). Рекламный ролик заканчивается изображениями логотипов кинотеатров: в левой стороне экрана - изображение самолёта и название кинотеатра "Крылья", в правой стороне - изображение мужчины в костюме и шляпе-котелке и название кинотеатра "Художественный", в верхней части - надпись: "Кинопарк". Далее появляется текст: "Кинопарк. Смотри в профессиональных кинотеатрах. Мегамозг 3D", а в нижней части экрана с обеих сторон приводятся изображения логотипов кинотеатров с их названиями "Крылья" и "Художественный".
Светодиодный видеоэкран, установленный по ул. Минаева (южнее дома N 13/6) в г. Ульяновске, согласно разрешению N 368 на установку рекламной конструкции на период с 07.06.2008 по 07.06.2013 принадлежит ООО "СПЕКТР У".
В соответствии с п.п. 1, 8 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания неограниченного круга потребителей рекламы к тому, что в мультиплексе "Кинопарк" анимационный фильм "Мегамозг" будет демонстрироваться в формате 3D.
3D-формат - это тип кино, воздействующий на зрителя не только на эмоциональном, но и физическом уровне, представляя собой не только фильм, но и захватывающий аттракцион. Действие фильма выходит из привычной плоскости киноэкрана и разворачивается прямо перед зрителем с помощью специальных 3D-очков, которые выдаются перед сеансом и управляются сигналами цифрового проектора. Зритель получает эффект виртуального присутствия в действиях фильма.
В рекламе о показе в мультиплексе "Кинопарк" анимационного фильма "Мегамозг" указан формат демонстрации фильма 3D, то есть при приобретении билета на указанный фильм зрителю перед сеансом обязаны были выдать специальные 3D-очки и демонстрировать фильм в указанном в рекламе формате.
Однако, фактически анимационный фильм "Мегамозг" транслировался в мультиплексе "Кинопарк" в простом формате. Таким образом, в рекламе имеются сведения о характеристике, потребительских свойствах и об условиях применения товара, не соответствующие действительности, информация о показе фильма искажена, что вводит потребителей рекламы в заблуждение.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно ст. 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В рекламе анимационного фильма "Мегамозг", транслировавшейся на светодиодном видеоэкране, установленном по ул. Минаева (южнее дома N 13/6) в г. Ульяновске, рекламировалось также проведение стимулирующего мероприятия - "фирменная игрушка в подарок". Однако, в рекламе отсутствует информация о сроках проведения стимулирующего мероприятия, правилах его проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч. 3 ст. 5 указанного Федерального закона несет рекламодатель, а за нарушение ст. 9 закона - рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В данном случае документального подтверждения того, что ООО "Иванофф и К" является рекламодателем в ходе рассмотрения дела не установлено, отсутствуют договор между ООО "Иванофф и К" и ООО "СПЕКТР У", финансовые документы об оплате услуг по трансляции рекламного видеоролика. Рекламораспространителем в данном случае является ООО "СПЕКТР У".
В соответствии пунктом 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований ст. 9 настоящего Федерального закона.
Однако, действия ООО "СПЕКТР У" под п. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" не подпадают, в связи с тем, что имеется документальное подтверждение о пробном воспроизведении видеоролика в формате, не соответствующем техническим характеристикам 30.10.2010 с 09.00 до 09.30 (письма ООО "СПЕКТР У" от 25.10.2010 и письмо ООО "Иванофф и К" от 28.10.2010).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Распространение рекламы о показе в формате 3D в мультиплексе "Кинопарк" анимационного фильма "Мегамозг" прекращено 30.10.2010.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу о показе в формате 3D в мультиплексе "Кинопарк"" анимационного фильма "Мегамозг", распространенную на светодиодном видеоэкране, установленном по ул. Минаева (южнее дома N 13/6) в г. Ульяновске, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
Решение изготовлено в полном объеме 11.02.2011.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии XXX
Члены Комиссии XXX
XXX
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (опубликовано 11 февраля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016