Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 10 февраля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (УФАС по РА) по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия), в присутствии представителей Заказчика ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай - Паршуткина Евгения Анатольевича- начальника отдела информационных технологий по доверенности от 09.02.2011 г., Осокиной Марины Викторовны - начальника отдела организации назначения, перерасчета и выплаты пенсий по доверенности от 09.02.2011 г., Жукова Игоря Леонидовича - начальника юридического отдела, по доверенности от 09.02.2011 г., Казанцевой Марии Владимировны - гл. специалиста юридического отдела по доверенности от 09.02.2011 г. рассмотрела жалобу ООО "Сибстройремонт" от 03.02.2011 г. на действия Заказчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению автоматизированных рабочих мест (АРМов) по назначению и выплате пенсий, ежемесячной денежной выплаты и иных социальных выплат, конвертации пенсионных прав (АРМ "Назначение и выплата пенсий"), разработанных ООО "Эксперт" (г.УФА).
Представитель Заявителя ООО "Сибстройремонт" на рассмотрении жалобы отсутствовал, Заявитель надлежащим образом уведомлен о дате и времени рассмотрения жалобы. установила:
В Алтайское республиканское УФАС России 03.02.2011 г. обратилось ООО "Сибстройремонт" (630090, г.Новосибирск, ул.Терешковой, 8 ) с жалобой на действия Заказчика ГУ -Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению автоматизированных рабочих мест (АРМов) по назначению и выплате пенсий, ежемесячной денежной выплаты и иных социальных выплат, конвертации пенсионных прав (АРМ "Назначение и выплата пенсий"), разработанных ООО "Эксперт" (г.УФА).
Заявитель ООО "Сибстройремонт" считает, что при размещении заказа Заказчиком грубо нарушены нормы антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов, что несомненно приведет к искажению результатов по определению исполнителя государственного заказа.
1. Заявитель указывает на то, что Заказчиком нарушены требования ч.2 ст.45 Закона о размещении заказов, в части указания знаков обслуживания, фирменных наименований, полезных моделей, место происхождения товара или наименование производителя, а так же требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования ведут к ограничению количества участников размещения заказа.
В Техническом задании Заказчик определяет услуги, которые входят в перечень работ по сопровождению. Пунктом 2.1 Технического задания установлено, что участник размещения заказа должен разработать новые алгоритмы и программы, в связи с вводом в действие новых законодательных и нормативных актов, принимаемых в рамках действующего пенсионного законодательства. А так же п. 2.4 устанавливается, что участник размещения заказа должен провести корректировку программных средств по выпуску бухгалтерской и статистической отчетности, в связи с изменениями законодательных и нормативных актов и инструкций.
Выполнить данные требования, участник размещения заказа может лишь имея исходные коды, установленного у Заказчика программного продукта АРМ "Назначение и выплата пенсий", однако в техническом задании Заказчиком не указано о предоставлении данного исходного кода программного продукта.
Таким образом, Заявитель считает, что оказать услуги предусмотренные в Извещении о проведении запроса котировок и Техническом задании (приложение к проекту государственного контракта) может только разработчик программного продукта АРМ "Назначение и выплата пенсий" ООО "Эксперт" (г.Уфа).
2. В нарушение ч.3 ст. 43 ФЗ N 94-ФЗ Заказчиком в Извещении о запросе котировок не предусмотрена возможность подачи участниками котировочных заявок в форме электронного документа.
3. В Извещении о проведении запроса котировок Заказчик установил срок оказания услуг с 15 февраля 2011 г. по 30 июня 2011 г., а в п. 3.1 проекта государственного контракта установлен срок оказания услуг - с момента заключения контракта по 30.06.2011 г., что является нарушением ч. 8 ст. 47 ФЗ N 94-ФЗ о размещении заказов.
Заказчиком ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай 08.02.2011 г. представлено возражение на жалобу ООО "Сибстройремонт", согласно которому Заказчик поясняет:
28 января 2011 года ОПФР по Республике Алтай, во исполнение ч. 1 ст. 45 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ (далее - Закон) на официальном сайте www zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по сопровождению автоматизированных рабочих мест (АРМов) по назначению и выплате пенсий, ежемесячной денежной выплаты и иных социальных выплат, конвертации пенсионных прав (АРМ "Назначение и выплата пенсий"), разработанных ООО "Эксперт" (далее программный комплекс "Назначение и выплата пенсий"), номер извещения 0277100000111000004.
Программный комплекс "Назначение и выплата пенсий" приобретен для нужд ОПФР по Республике Алтай по государственному контракту N 06-ПФ/2002 от 30 декабря 2001 года (далее - Контракт) у разработчика - Общества с ограниченной ответственностью "Эксперт".
В соответствие с условиями Контракта ОПФР по Республике Алтай приобрело право владения и тиражирования программного комплекса только в подведомственных территориальных Управлениях ПФР по Республике Алтай (п. 1.1. Контракта), в соответствии с п. 4.2.3 Контракта Заказчику запрещено передавать программные комплексы и документацию третьему лицу без согласия Поставщика.
Передача Заказчиком исходных кодов программного комплекса, повлечет, по сути, передачу самого программного продукта и как следствие - нарушение, как условий Контракта, так и норм действующего законодательства, направленных на охрану результатов интеллектуальной деятельности.
ООО "Сибстройремонт" для оказания услуг по сопровождению программного комплекса "Назначение и выплата пенсий" имело право заключить лицензионное соглашение с правообладателем, которое позволило бы получить доступ к исходным кодам программы не нарушая установленных действующим законодательством норм.
Кроме того, в соответствие с условиями проекта государственного контракта на оказание услуг по сопровождению программного комплекса "Назначение и выплата пенсий" заказчик приобретает право на владение, пользование и тиражирование программных комплексов (п. 1.2.).
Следовательно, Исполнитель по Контракту должен сам располагать правомочиями правообладателя. Законодатель в ч. 2 ст. 11 Закона предоставляет заказчику право при проведении торгов устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа в том числе -обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности. Законодатель не усматривает в такой ситуации признаков ограничения конкуренции.
Таким образом, если бы ОПФР по Республике Алтай размещало обжалуемый заказ в форме торгов, то установление требования о наличии у участника размещения заказа исключительных прав на программный комплекс "Назначение и выплата пенсий" было бы правом заказчика.
ООО "Сибстройремонт" полагает, что указание в извещении о проведении запроса котировок срока оказания услуг - с 15.02.2011 по 30.06.2011, а проекте государственного контракта - с момента заключения по 30.06.2011 противоречит нормам Закона. Однако, установленные ч. 7.1. ст. 47 Закона нормы позволяли заключить государственный контракт 15 февраля 2011 года.
Так же ООО "Сибстройремонт" в жалобе указывает на то, что Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок не установлена возможность подачи котировочной заявки в форме электронного документа.
Извещение о проведении запроса котировок отвечает всем установленным ст. 43 Закона требованиям, в том числе в п. 6 Извещения указан адрес электронной почты Заказчика, а приложение N 1 к Извещению содержит форму котировочной заявки, следовательно, все необходимые исходные данные у потенциальных участников размещения заказа для подачи заявки в форме электронного документа имелись. В силу этого, довод об отсутствии возможности подать заявку в форме электронного документа представляется несостоятельным.
Комиссия в сфере размещения заказов УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей Заказчика, полагает, что доводы жалобы являются частично обоснованными по следующим основаниям:
28.01.2011 г. на официальном сайте РФ ГУ -Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай размещено Извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по сопровождению автоматизированных рабочих мест по назначению и выплате пенсий, ежемесячной денежной выплаты и иных социальных выплат, конвертации пенсионных прав (АРМ "Назначение и выплата пенсий"), разработанных ООО "Эксперт" (г.УФА).
- начальная (максимальная) цена контракта - 230 625 рублей.
- прием заявок - с 31 января 2011 года по 04 февраля 2011 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 ФЗ N 94-ФЗ о размещении заказов Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Государственному контракту) п. 2.1 Раздела "Содержание услуг" Заказчиком установлено, что в перечень работ по сопровождению услуг входит - разработка новых алгоритмов и программ в связи с вводом новых законодательных и нормативных актов, а так же п. 2.4 - корректировка программных средств.
Указание в возражениях о праве Заказчика об установлении дополнительных требований - обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности (согласно ч.2 ст. 11 ФЗ N 94-ФЗ) является несостоятельным, так как данное требования к участникам размещения заказа Заказчиком может установлено только при проведении торгов.
На вопрос Комиссии УФАС по РА к представителям Заказчика, почему выбрана короткая форма размещения заказа - путем запроса котировок (4 дня), и каким образом участники должны в течении 4 дней заключить соглашение с разработчиком ООО "Эксперт", представителем Заказчика дано пояснение, что начальная (максимальная) цена контракта менее 500 тыс. рублей, и участники запроса котировок могли бы заключить лицензионное соглашение с разработчиком ООО "Эксперт" (г.Уфа) на программный продукт.
Однако требования о заключении лицензионного соглашения с разработчиком ни в Извещении, ни в Техническом задании Заказчиком не установлены, а предоставление исходных кодов программного продукта Заказчик не вправе устанавливать, так как данные коды в соответствии с п.1 ч.1 ст. 1225 ГК РФ являются результатом интеллектуальной деятельности разработчика, а Заказчик является лишь пользователем на основании государственного контракта N 06-ПФ/2002 от 30 декабря 2001 года.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 43 ФЗ N 94-ФЗ о размещении заказов запрос котировок должен содержать следующие сведения: форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
В п. 6 Извещения о запросе котировок Заказчиком указан только адрес электронной почты (п.1 ст. 43), однако требования к электронному документу Заказчиком не установлены (формат, подписание ЭЦП).
Следовательно, доводы жалобы о том, что Заказчиком не предусмотрена возможность подачи участниками котировочных заявок, в форме электронного документа, являются обоснованными.
3. В соответствии с ч.8 ст. 47 ФЗ N 94-ФЗ о размещении заказов Государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.
Так, в Извещении о запросе котировок сроки оказания услуг Заказчиком установлены с 15 февраля 2011 г. по 30 июня 2011 г., а в п. 3.1 проекта Государственного контракта срок оказания услуг - с момента заключения контракта по 30.06.2011 г.
Таким образом, в Извещении и проекте государственного контракта установлены различные сроки начала оказания услуг, так как дата заключения контракта необязательно может быть 15.02.2011 г. как указано в Извещении о запросе котировок.
Комиссия, оценив изложенные представителями Заказчика обстоятельства, изучив представленные документы, руководствуясь частями 1,2,4 статьи 57 и частью 6 статьи 60 Федерального Закона N 94-ФЗ от 21.07.05г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Жалобу ООО "Сибстройремонт" на действия Заказчика ГУ -Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению автоматизированных рабочих мест (АРМов) по назначению и выплате пенсий, ежемесячной денежной выплаты и иных социальных выплат, конвертации пенсионных прав (АРМ "Назначение и выплата пенсий"), разработанных ООО "Эксперт" (г.УФА) признать частично обоснованной.
2. Признать Заказчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай нарушившим ч. 3 ст. 43, ч. 2 ст. 45, ч.8 ст.47 ФЗ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать Заказчику Предписание о прекращении нарушений законодательства о размещении заказов путем отмены запроса котировок на оказание услуг по сопровождению автоматизированных рабочих мест (АРМов) по назначению и выплате пенсий, ежемесячной денежной выплаты и иных социальных выплат, конвертации пенсионных прав (АРМ "Назначение и выплата пенсий"), разработанных ООО "Эксперт" (г.УФА)
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушений
законодательства о размещения заказов
"10" февраля 2011 года г.Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере размещения заказов (далее -Комиссия) на основании Решения N 13-К/11, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Сибстройремонт" на действия Заказчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению автоматизированных рабочих мест (АРМов) по назначению и выплате пенсий, ежемесячной денежной выплаты и иных социальных выплат, конвертации пенсионных прав (АРМ "Назначение и выплата пенсий"), разработанных ООО "Эксперт" (г.УФА) и руководствуясь ч. 10 статьи 17, частью 6 статьи 60, Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ N 94 -ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предписывает:
1. Заказчику - ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай прекратить нарушения ч.3 ст.43, ч.2 ст. 45, ч.8 ст. 47 ФЗ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" путем отмены запроса котировок на оказание услуг по сопровождению автоматизированных рабочих мест (АРМов) по назначению и выплате пенсий, ежемесячной денежной выплаты и иных социальных выплат, конвертации пенсионных прав (АРМ "Назначение и выплата пенсий"), разработанных ООО "Эксперт" (г.УФА).
2. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай до 28.02.2011 г. доказательство об исполнении настоящего Предписания
В случае неисполнения настоящего предписания, Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 15 статьи 17 Федерального закона N 94-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 10 февраля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016