Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 15 февраля 2011 г.
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <>
члены Комиссии: <>
рассмотрев дело N 311-92р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившемся в распространении рекламы глазных капель "Экстракт Алоэ по Филатову" в газете "МОЁ!" N 41 (830) от 12.10.2010 с признаками нарушения части пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе",
в отсутствие представителей: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <> заявителя <> заинтересованного лица ЗАО Издательский дом "Свободная пресса" установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступило заявление <> (вх. N 01-10/120 от 25.10.2010) относительно распространения в газете "МОЁ!" рекламы глазных капель "Экстракт Алоэ по Филатову" с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Из указанного заявления следует, что в газете "МОЁ!" от 12.10.2010 был размещен макет следующего содержания: "Если вам нужны глаза Катаракта, глаукома, теряете зрение Уникальные глазные капли - "Экстракт Алоэ по Филатову /_/ Об обширных целебных свойствах алоэ известно издревле. Его очищающие гомеостатические питательные, иммуномодулирующие, противовоспалительные и регенерирующие свойства способствуют восстановлению нормализации жизнедеятельности и правильному функционированию всех зрительных анализаторов /_/ Приготовленный с особой тщательностью, "Экстракт" вызывает уникальные восстановительные процессы на тканевом уровне. Применение "Экстракта" улучшает зрение у пациентов с сахарным диабетом. "Экстракт" воздействует не химией, а за счет натуральных компонентов. Он направлен на восстановление клеток, нервов, тканей и сосудов глаз. Применяется при катаракте, глаукоме, диабетической ретинопатии, отслоении сетчатки, макулодистрофии, блефарите, кератите, близорукости, дальнозоркости, хроническом конъюктивите, в целях профилактики."
Рассматриваемая информация, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к ним и их продвижению на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются глазные капли "Экстракт Алоэ по Филатову".
Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что глазные капли "Экстракт Алоэ по Филатову" обладают лечебными свойствами и оказывают положительное воздействие на состояние зрения у пациентов с сахарным диабетом, направлены на восстановление клеток, нервов, тканей и сосудов глаз, оказывают положительное влияние на течение таких болезней как: катаракта, глаукома, диабетическая ретинопатия, отслоение сетчатки, макулодистрофия, блефарит, кератит, близорукость, дальнозоркость, хронический конъюктивит.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе", реклама биологически активных добавок не должна, в том числе, создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
При рассмотрении дела установлено, что глазные капли "Экстракт Алоэ по Филатову" являются, на основании Сертификата соответствия N РОСС RU.АИ35. СО35654, "тоником косметическим" и, следовательно, не относятся к биологически активным и пищевым добавкам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - 86-ФЗ), лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 86-ФЗ, лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 8 статьи 19 86-ФЗ, зарегистрированное лекарственное средство заносится в государственный реестр лекарственных средств.
Как следует из материалов дела, тоник косметический глазные капли - "Экстракт Алоэ по Филатову" не относится к лекарственным средствам.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе", в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Учитывая изложенное, Комиссия находит основания для переквалификации правонарушения с пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе" на пункт 6 часть 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Тем самым, рассматриваемая реклама распространяется с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе", выраженном в указании в тексте рекламы на лечебные свойства, то есть положительное влияние тоника косметического "Экстракт Алоэ по Филатову" на течение болезней: катаракты, глаукомы, диабетической ретинопатии, отслоении сетчатки, макулодистрофии, блефарите, кератите, близорукости, дальнозоркости, хронического конъюнктивита, что не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Тем самым, рассматриваемая реклама является ненадлежащей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является Закрытое Акционерное общество Издательский дом "Свободная пресса" (г. Воронеж, ул. Л. Рябцевой, 54) (далее - ЗАО ИД "Свободная пресса").
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
<> является рекламодателем рассматриваемой рекламы, поскольку она заказала и разместила в газете "МОЁ!" N 41 (830) от 12.10.2010 рекламу глазных капель "Экстракт Алоэ по Филатову, о чем свидетельствуют распечатка переписки по электронной связи между <> и представителем ЗАО ИД "Свободная пресса", а также платежное поручение N 630 972.
Сведения об уведомлении <> о дате и месте рассмотрения дела отсутствуют. Корреспонденция, направленная по адресу, указанному в платежном поручении N 630 972, вернулась с пометной "такой улицы нет". Установить адрес места жительства и регистрации <> не представляется возможным.
Таким образом, Воронежским УФАС России предприняты все меры для обеспечения надлежащего уведомления рекламодателя данной рекламы - <> о месте и времени рассмотрения дела N311-92р.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ЗАО ИД "Свободная пресса" предписания.
Руководствуясь пунктом 6 части 5 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Если вам нужны глаза Катаракта, глаукома, теряете зрение Уникальные глазные капли - "Экстракт Алоэ по Филатову /_/ Об обширных целебных свойствах алоэ известно издревле. Его очищающие гомеостатические питательные, иммуномодулирующие, противовоспалительные и регенерирующие свойства способствуют восстановлению нормализации жизнедеятельности и правильному функционированию всех зрительных анализаторов /_/ Приготовленный с особой тщательностью, "Экстракт" вызывает уникальные восстановительные процессы на тканевом уровне. Применение "Экстракта" улучшает зрение у пациентов с сахарным диабетом. "Экстракт" воздействует не химией, а за счет натуральных компонентов. Он направлен на восстановление клеток, нервов, тканей и сосудов глаз. Применяется при катаракте, глаукоме, диабетической ретинопатии, отслоении сетчатки, макулодистрофии, блефарите, кератите, близорукости, дальнозоркости, хроническом конъюктивите, в целях профилактики", поскольку указанная реклама нарушает требования пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе", а именно: в тексте рекламы указывается на лечебные свойства, то есть положительное влияние тоника косметического "Экстракт Алоэ по Филатову" на течение болезней: катаракты, глаукомы, диабетической ретинопатии, отслоении сетчатки, макулодистрофии, блефарите, кератите, близорукости, дальнозоркости, хронического конъюнктивита,
2. Выдать ЗАО ИД "Свободная пресса" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме "21" февраля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 15 февраля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016