Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 16 февраля 2011 г. N 125
Резолютивная часть решения оглашена 3 февраля 2011 г.
Решение в полном объёме изготовлено 16 февраля 2011 г. г.Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Тропин Г.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии, |
Рисов А.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии, |
рассмотрев дело N125 от 30.12.2010 г., возбуждённое по заявлению ИП Гончаренко А.П., по признакам нарушения администрацией Татарского района Новосибирской области (632122, Новосибирская область, г.Татарск, ул.Ленина, 56) и МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" (632122, Новосибирская область, г.Татарск, ул.Василевского, 5) ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии заявителя - ИП Гончаренко А.П., представителя администрации Татарского района - "_" (по доверенности); представителя МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" - "_", установила:
В Новосибирское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя Гончаренко А.П. (вх. N 9347 от 07.12.2010 г.), в котором сообщается, что действия МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" (г.Татарск), направлены на ограничение доступа на рынок ритуальных услуг.
Заявитель сообщает, что он осуществляет в г.Татарске Новосибирской области организацию похорон и предоставление связанных с ними услуг. Указанную деятельность в г.Татарске также осуществляет МУП "Дорожно-мостовое хозяйство", которое запрещает ИП Гончаренко А.П. производить захоронения на городских кладбищах, мотивируя запрет тем, что кладбище передано в аренду МУП "Дорожно-мостовое хозяйство".
В г.Татарске имеются два городских и три сельских кладбища. ИП Гончаренко А.П. сообщает, что ему разрешают хоронить только на сельских кладбищах, а МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" осуществляет захоронения на всех кладбищах г.Татарска. ИП Гончаренко А.П. просит разобраться в законности действий МУП "Дорожно-мостовое хозяйство".
В результате рассмотрения представленных документов и анализа нормативно-правовых актов установлено следующее.
Из представленных документов следует, что администрация Татарского района заключила договор аренды земельного участка от 16.03.2010 г. N 46 с МУП "Дорожно-мостовое хозяйство", предметом которого является аренда земельного участка, разрешённое использование которого - размещение и обслуживание кладбища. Договор действует с 16.03.2010 г. по 16.02.2011 г. Пункт 5.1.2. Договора предусматривает преимущественное право МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" перед другими лицами заключить договор на новый срок.
Руководствуясь указанным договором аренды МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" запретило ИП Гончаренко А.П., письмом б/н от 01.12.2010 г., производить захоронение на территории муниципальных кладбищ г.Татарска.
Согласно ст.18 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта не предусмотрена.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а в силу ст.25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" на них возложена обязанность по организации похоронного дела. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Однако Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
В соответствии со статьями 6 и 9 Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае отказа родственников и иных лиц от исполнения осуществить погребение умершего.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Предоставление администрацией Татарского района в аренду МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" кладбища ставит его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ритуальных услуг, и ограничивает права граждан при осуществлении ими погребения.
Иные хозяйствующие субъекты обязаны согласовывать свою работу с МУП "Дорожно-мостовое хозяйство". Условия работы у МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" и иных хозяйствующих субъектов не равны, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Статья 16 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещает соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в соглашении (договоре аренды земельного участка (муниципального кладбища) от 16.03.2010 г. N 46), заключённом между администрацией Татарского района и МУП "Дорожно-мостовое хозяйство", усматриваются признаки нарушения ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку оно приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 39, пунктом 1 части 3 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции", Новосибирским УФАС России было возбуждено в отношении администрации Татарского района и МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В объяснении по существу дела от 28.01.2011 г. исх.N98 администрация Татарского района сообщила, что договор аренды земельного участка от 16.03.2010 г. N46 с МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" расторгнут 27.01.2011 г. В подтверждение этого администрация Татарского района представила соглашение о расторжении договора аренды.
На рассмотрении дела заявитель и ответчики поддержали изложенные доводы.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Администрация Татарского района заключила договор аренды земельного участка от 16.03.2010 г. N 46 с МУП "Дорожно-мостовое хозяйство", предметом которого является аренда земельного участка, разрешённое использование которого - размещение и обслуживание кладбища. Договор действует с 16.03.2010 г. по 16.02.2011 г. Пункт 5.1.2. Договора предусматривает преимущественное право МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" перед другими лицами заключить договор на новый срок. На территории арендованного земельного участка находится общественное кладбище г.Татарска.
Руководствуясь указанным договором аренды МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" запретило ИП Гончаренко А.П., письмом б/н от 01.12.2010 г., производить захоронение на территории муниципальных кладбищ г.Татарска.
Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
В соответствии со статьями 6 и 9 Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае отказа родственников и иных лиц от исполнения осуществить погребение умершего.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Предоставление администрацией Татарского района в аренду МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" кладбища ставит его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ритуальных услуг, и ограничивает права граждан при осуществлении ими погребения.
Иные хозяйствующие субъекты обязаны согласовывать свою работу с МУП "Дорожно-мостовое хозяйство". Условия работы у МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" и иных хозяйствующих субъектов не равны, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Статья 16 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещает соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, соглашение - договор аренды земельного участка (муниципального кладбища) от 16.03.2010 г. N 46, заключённый между администрацией Татарского района и МУП "Дорожно-мостовое хозяйство", нарушает ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг г.Татарска.
Администрация Татарского района расторгла с МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" договор аренды земельного участка от 16.03.2010 г. N46. В подтверждение этого администрация Татарского района представила соглашение о расторжении договора аренды от 27.01.2011 г.
Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства было добровольно устранено администрацией Татарского района и МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" до рассмотрения дела.
Согласно п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать администрацию Татарского района и МУП "Дорожно-мостовое хозяйство" нарушившими ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции" путём заключения соглашения (договор аренды земельного участка (кладбища) от 16.03.2010 г. N 46), которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.
2. Прекратить дело N125 от 30.12.2010 г. в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
А.А. Ельчанинов
Г.В. Тропин
А.В. Рисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 16 февраля 2011 г. N 125
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016