Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 17 февраля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: Кутепов А.К. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; Никитина И.О. - член Комиссии, начальник отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Силичев М.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 1 по признакам нарушения ЗАО "ГУТА - Страхование" в лице филиала ЗАО "ГУТА - Страхование" в Ставрополе части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
Представителя ЗАО "ГУТА - Страхование" по доверенности от 02.12.2010 года N 1913.
Представителя ОСАО "Ингосстрах" по доверенности от 14.01.2011 N 531405-189/11.
Представителя ОСАО "Ингосстрах" по доверенности от 14.01.2011 N 531430-189/11. установила:
В адрес Ставропольского УФАС России 27.12.2010 поступила жалоба ОСАО "Ингосстрах" по вопросу недобросовестной конкуренции ЗАО "ГУТА - Страхование". Нарушение выразилось в следующем.
Заявитель и ЗАО "ГУТА - Страхование" в ноябре 2010 года принимали участие в открытом конкурсе N 98-4К на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО).
По мнению заявителя ЗАО "ГУТА - Страхование" предоставило недостоверные сведения о цене контракта. Несмотря на установленные страховые тарифы, обязательные к применению всеми страховщиками, ЗАО "ГУТА - Страхование" предложило необоснованно низкую цену контракта, рассчитанную в нарушение порядка, предусмотренного ст. 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
В результате данных действий ЗАО "ГУТА - Страхование" получило необоснованное конкурентное преимущество и стало победителем открытого конкурса N 98-4К на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО).
На рассмотрении дела представители ОСАО "Ингосстрах" поддержали доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ЗАО "ГУТА - Страхование" признал допущенные нарушения и пояснил, что нарушения произошли по вине сотрудника занимавшегося подготовкой документов на конкурс.
Комиссия Ставропольского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
1. ЗАО "ГУТА - Страхование" имеет лицензию от 05.06.2007 N 182077 на осуществление страхования. В соответствии с уставом, предметом деятельности общества является страхование: обеспечение посредством аккумулирования страховых платежей и выплат сумм по страховым обязательствам, возникшим в различных сферах их деятельности. Общество имеет филиал в городе Ставрополе.
Основной целью ОСАО "Ингосстрах", в соответствии с уставом, является осуществление всех видов страхования, перестрахования и получение прибыли. Общество имеет филиал в Ставропольском крае.
Таким образом, ЗАО "ГУТА - Страхование" и ОСАО "Ингосстрах" являются по смыслу статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" конкурентами.
2. Заказчиком открытого конкурса по отбору страховой организации для осуществления ОСАГО владельцев транспортных средств для ГУ "Автобаза Правительства Ставропольского края" является ГУ "Автобаза Правительства Ставропольского края".
Извещение о проведении открытого конкурса, а также конкурсная документация были размещены 9 ноября 2010 года на официальном сайте: http://www.torgi.stavkray.ru/ (извещение о проведении открытого конкурса N 98-4К).
В конкурсной документации был указан перечень и характеристика 123 транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности.
Конкурсная документация заказчика предполагала, что лучшим условием исполнения контракта, предложенным в заявках на участие в конкурсе является цена контракта.
Согласно протоколу N 220-98-4К от 17 декабря 2010 года, к участию в открытом конкурсе было допущено: 3 страховых компании:
ЗАО "ГУТА-Страхование" (филиал в городе Ставрополе).
ООО "Росгосстрах" (филиал в городе Ставрополе).
ОСАО "Ингосстрах" (филиал в городе Ставрополе).
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе N 98-4К, победителем конкурса было признано ЗАО "ГУТА - Страхование", предложившее цену государственного контракта ниже остальных участников 337 501,80 руб. (начальная максимальная цена лота 701 903,70 руб.).
3. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".
Следовательно, страховая премия по парку транспортных средств заказчика при применении базовых ставок и установленных коэффициентов у всех страховщиков должна быть одинаковой. Занижение стоимости страховой премии по ОСАГО владельцев транспортных средств заказчика является нарушением Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".
Из представленных в Ставропольское УФАС России расчетов страховых премий по данному конкурсу следует, что при расчете страховой премии для открытого конкурса, проведенного заказчиком, ЗАО "ГУТА-Страхование" занизило суммы страховых премий по следующим транспортным средствам:
Занижение обществом страховой премии привело к занижению цены государственного контракта, в результате чего общество получило преимущество, перед другими участниками, получив самый высокий бал 41,5.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Таким образом, ЗАО "ГУТА - Страхование" в лице филиала ЗАО "ГУТА - Страхование" в Ставрополе, допущена недобросовестная конкуренция, которая выразилась в нарушении порядка расчета страховых премий, что привело к уменьшению цены контракта и получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг. Действия ЗАО "ГУТА - Страхование" в лице филиала ЗАО "ГУТА - Страхование" в Ставрополе причинили (либо могли причинить) убытки конкурентам, поскольку они лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить клиента в лице ГУ "Автобаза Правительства Ставропольского края".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ЗАО "ГУТА - Страхование" в лице филиала ЗАО "ГУТА - Страхование" в Ставрополе нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ЗАО "ГУТА - Страхование" в лице филиала ЗАО "ГУТА - Страхование" в Ставрополе предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение изготовлено в полном объеме 21.02.2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 февраля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016