Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 17 февраля 2011 г.
Резолютивная часть оглашена 03.02.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 17.02.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
в присутствии представителя ответчика ФГУП "Пермские авиалинии" <_> действующего на основании доверенности <_>, генерального директора ООО "Партнер-Авиа" <_> действующего на основании Устава, представителя заявителя <_> <_> действующего на основании доверенности <_> представитель заинтересованного лица ЗАО "Гостиница Полет" на рассмотрение дела не явился, о времени и месте рассмотрения антимонопольного дела извещен надлежащим образом, представитель заинтересованного лица ООО "Индекс-ПМ" на рассмотрение дела не явился, о времени и месте рассмотрения дела не извещен, так как по юридическому адресу отсутствует, почтовый адрес ООО "Индекс-ПМ" не известен,
рассмотрев дело N 858-10-а а по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием "Пермские авиалинии" (614515, Пермский край, Пермский район, п. Сокол, аэропорт Большое Савино, 12) и Обществом с ограниченной ответственностью "Партнер-Авиа" (614000, г. Пермь, ул. Пушкина, 11) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Пермское УФАС России) поступило заявление <_> (далее - Заявитель) от 12.07.2010 N 8520-10 на действия организаций, предоставляющие услуги автопарковки на прилегающих территориях аэропорта Большое Савино.
Заявитель указывает на то, что до июня 2010 года ФГУП "Пермские авиалинии" (далее также - Предприятие, ФГУП "ПАЛ") и ООО "Партнер-Авиа" (далее также - Общество) были установлены цены на услуги автопарковки на территории, прилегающей к аэропорту Большое Савино, в размере 100 рублей в сутки. По мнению Заявителя, указанные цены уже на тот момент являлись высокими, так как средняя рыночная цена за одно машино-место в г. Перми и Пермском муниципальном районе составляла 50-70 рублей. А в июне 2010 года ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" относительно синхронно подняли цены за услуги автопарковки на территории, прилегающей к аэропорту Большое Савино, таким образом, что цена за сутки за одно машино-место составила 200 рублей.
В целях проверки фактов, изложенных в заявлении были проведены внеплановые выездные проверки в отношении ФГУП "Пермские авиалинии" (адрес местонахождения: аэропорт Большое Савино, корп. N 12, Соколовское сельское поселение, Пермский муниципальный район, 614515, ОГРН 1025902394462), ООО "Индекс-ПМ" (адрес место нахождения: ул. Милиционера Власова, 4 г. Пермь, 614065), ООО "Партнер-Авиа" (адрес местонахождения: аэропорт Большое Савино, п. Сокол, Пермский район, Пермский край, 614515), ЗАО "Гостиница "Полет" (адрес местонахождения: Аэропорт Большое Савино, п. Сокол, Пермский район, Пермский край, 614515).
В ходе проверок было установлено, что в действиях ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" по установлению необоснованно завышенных цен на парковки усматриваются признаки нарушения статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части установления монопольно высокой цены услуги, что приводит к ущемлению прав пользователей услугами платной автостоянки, а также признаки нарушения статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" в части осуществления согласованных действий с ООО "Партнер-Авиа" по установлению и поддержанию цен на услуги платных автостоянок, расположенных на территории, прилегающей к Аэропорту "Большое Савино". Доля ЗАО "Гостиница "Полет" на рынке предоставления услуг платных автостоянок, расположенных на территории, прилегающей к Аэропорту "Большое Савино", незначительна, следовательно, в действиях ЗАО "Гостиница "Полет" по установлению необоснованно завышенной цены парковки отсутствуют нарушения статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции". Действий ЗАО "Гостиница "Полет" согласованных с ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер Авиа" по установлению и поддержанию цен на услуги платных автостоянок не установлено. Провести проверку в отношении ООО "Индекс-ПМ" не представляется возможным так как Общество не оказывает услуги автопарковки на территории, прилегающей к аэропорту Большое Савино с 1 марта 2010 года. В связи с чем, Пермское УФАС России 15 ноября 2010 года возбудило дело в отношении ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
ФГУП "Пермские авиалинии" в своих действиях не признает нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, так как считает, что однообразный характер действий ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер -Авиа" были вызваны обстоятельствами, объективно влияющих на их поведение и вызывающие единообразную, относительно синхронную реакцию на изменение рынка. Так представитель ФГУП "Пермские авиалинии" утверждает, что повышение цены на услуги по предоставлению мест по размещению автотранспортных средств на привокзальной площади спровоцировало увеличение пассажиропотока с февраля 2010 года по март 2010 года <_> Также Предприятие указывает на то, что ему не было известно о совершении ООО "Партнер-Авиа" действий по повышению цен на услуги автопарковки, расположенных на прилегающей территории к аэропорту Большое Савино, а повышение цены на услуги автопарковки планировались Предприятием заранее, что подтверждается приказом <_> актом <_> года и служебной запиской <_> ФГУП "ПАЛ" также указывает на то, что у лиц, пользующихся услугами аэропорта Большое Савино, есть выбор: они могут поставить свое автотранспортное средство на бесплатную автостонку, расположенную слева при подъезде к аэропорту Большое Савино вдоль подъездной дороги к привокзальной площади, либо на служебную автостоянку ФГУП "Пермские авиалинии", на которой цена за сутки за одно машино-место установлена в размере 100 рублей.
ООО "Партнер-Авиа" также не признает в своих действиях нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, так как считает, что основанием для повышения цен явились возросшие расходы Общества. Так, ООО "Партнер-Авиа" указывает на то, что была договоренность о повышении Арендодателем стоимости аренды, которая была повышена с декабря 2010 года до <_> рублей (при первоначальной стоимости <_> рублей), а с марта 2011 года стоимость аренды будет составлять <_> рублей. Так же ООО "Партнер-Авиа" указывает на то, что согласно договору аренды земельного участка <_> одним из условий сдачи земельного участка в аренду ООО "Партнер-Авиа" было благоустройство участка: обсыпка земельного участка щебнем и установка забора, в связи с чем Обществом были заключены договоры подряда <_> и договор подряда <_>
Рассмотрев документы и материалы, полученные в ходе проведения контрольного мероприятия и рассмотрения антимонопольного дела, а также заслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.
На привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельных участков услуги платной автостоянки (парковки) предоставляются следующими организациями: ФГУП "Пермские авиалинии", ООО "Партнер-Авиа" и ЗАО "Гостиница "Полет". Также имеется возможность бесплатной неохраняемой парковки автотранспортных средств.
ФГУП "Пермские авиалинии" на территории, прилегающей к аэропорту "Большое Савино", имеет две автостоянки: служебную, расположенную справа при подъезде к аэропорту Большое Савино вдоль подъездной дороги к привокзальной площади аэропорта, и автостоянку с применением автоматизированной парковочной системы "Парктайм", расположенную на привокзальной площади аэропорта Большое Савино.
В своих письменных пояснениях (исх N 21/264 от 27.01.2011 года) ФГУП "ПАЛ" указывает на то, что на служебной стоянке на бесплатной основе предоставляется 126 машиномест, а на платной основе 69 мест.
Согласно п. 1.5. Положения о порядке пользования служебной автостоянкой и размещения автотранспортных средств на служебной автостоянке ФГУП "Пермские авиалинии" (далее - Положение о служебной стоянке), утвержденного Генеральным директором ФГУП "Пермские авиалинии" 04.06.2010 года, размещение автотранспортных средств на служебной автостоянке осуществляется в соответствии со "Схемой размещения автомобилей на стоянке ФГУП "Пермские авиалинии" (далее - Схема служебной стоянки), приложенной к Положению и является его неотъемлемой частью. На территории служебной автостоянки Предприятия предусмотрены (в соответствии с Схемой служебной стоянки) места для размещения автотранспортных средств:
- работников ФГУП "Пермские авиалинии" - 125 мест;
- сотрудников органов, обеспечивающих функционирование пункта пропуска через границу в аэропорту Большое Савино - 7 мест;
- лиц с ограниченными возможностями - 3 мест;
- иных юридических и физических лиц в том числе иностранных лиц и лиц без гражданства (потребителей, клиентов) - 60 мест.
В соответствии с п. 1.4. Положения о служебной стоянке, пользоваться служебной стоянкой ФГУП "Пермские авиалинии" могут:
1.4.1. на безвозмездной основе:
1.4.1.1. работники ФГУП "Пермские авиалинии" в соответствии с п. 8.5. Коллективного договора ФГУП "ПАЛ" от 2008 года;
1.4.1.2. сотрудники органов, обеспечивающих функционирование пункта пропуска через границу в аэропорту Большое Савино;
1.4.1.3. лица с ограниченными возможностями;
1.4.1.4. иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
1.4.2 за плату иные, помимо указанных в п. 1.4.1. Положения о служебной стоянке, юридические и физические лица, в том числе иностранные лица и лица без гражданства, в соответствии с действующим прейскурантом ФГУП "ПАЛ" (возможно заключение договоров об оказании услуг по размещению автотранспортных средств на служебной стоянке).
Таким образом, согласно Положению о служебной стоянке, на безвозмездной основе предоставляется 135 мест для размещения автотранспортных средств, на платной основе - 60 мест.
Причем все 60 мест на служебной стоянке ФГУП "ПАЛ", предоставляемых на платной основе, согласно Схеме служебной стоянки, зарезервированы за организациями, заключившими договор об оказании услуг по размещению автотранспортных средств на служебной стоянке <_> Таким образом, Комиссией Пермского УФАС установлено, что воспользоваться услугами платной служебной стоянки ФГУП "Пермские авиалинии" для сторонних автовладельцев не представляется возможным, так как все места на служебной стоянке распределены между сотрудниками ФГУП "ПАЛ" и другими юридическими лицами.
Порядок пользования привокзальной площадью аэропорта Большое Савино определен Положением о порядке пользования привокзальной площадью и размещения автотранспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большой Савино г. Перми (далее - Положение о привокзальной площади), утвержденного И. о. генерального директора ФГУП "Пермские авиалинии" 14.01.2010 года.
Согласно п. 1.5. Положения о привокзальной площади, движение по привокзальной площади и размещение автотранспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савино осуществляется в соответствии со схемой движения и размещения автотранспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савино (приложение N 1), являющейся неотъемлемой часть вышеуказанного Положения.
Согласно схеме движения и размещения автотранспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савино (в редакции, утвержденной приказом N 85 от 17.03.2010 года), на привокзальной площади аэропорта Большое Савино расположено 84 места для размещения автотранспортных средств. Из письменных объяснений ФГУП "ПАЛ" (исх N 21/264 от 27.01.2011 года) следует, что согласно схеме расстановки автомобилей на привокзальной площади аэропорта Большое Савино количество парковочных мест составляет 35 мест (схема расстановки прилагается). А согласно акту о учете транспортных средств на привокзальной площади от 24.05.2010 года, составленного сотрудниками ФГУП "Пермские авиалинии", на привокзальной площади размечено 45 мест для размещения транспорта. Из фотоснимков, сделанных в ходе проведения проверки ФГУП "Пермские авиалинии" видно, что расположение автотранспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савина не соответствует предоставленной в ходе рассмотрения дела схеме расстановки автомобилей на привокзальной площади аэропорта Большое Савино, а более похожа на расположение автомобилей согласно схеме движения и размещения автотранспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савино (приложение N 1 к Положению о привокзальной площади). Таким образом, Комиссией Пермского УФАС России установлено, что количество парковочных мест на привокзальной площади аэропорта Большое Савино составляет 84.
Стоимость стоянки одного транспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта "Большое Савино" г. Пермь с 08.06.2010 г. составляет (прейскурант на оказание платной услуги по предоставлению 1 места для размещения автотранспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино г. Перми с 08.06.2010, утвержденного распоряжением N 64 Вр. и. о. генерального директора от 07.06.2010):
- от 0 минут до 15 минут - бесплатно;
- от 15 минут до 60 минут - 100 руб.;
- от 1 часа до 24 часов - 200 руб.;
- более 24 часов - 200 руб/сутки.
- оплата за неполные 60 минут производится как за полные 60 минут;
- оплата за неполные сутки производится как за полные сутки.
При въезде на привокзальную площадь потребителю (клиенту) предоставляется 15 минут для принятия решения о пользовании услугой.
Пребывание на привокзальной площади более 15 минут подлежит оплате.
Выезд с привокзальной площади необходимо осуществить в течение 15 минут после оплаты времени размещения автотранспортного средства на привокзальной площади.
В случае если потребитель (клиент) не выехал с территории привокзальной площади в течение указанного времени, оплата услуг производится в соответствии с установленным тарифом.
При утрате карты въезда - выезда потребитель (клиент) оплачивает штраф в размере 2000 рублей.
В период с 26.03.2010 года по 08.06.2010 года стоимость стоянки одного транспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта "Большое Савино" составляла (прейскурант на оказание платной услуги по предоставлению 1 места для размещения автотранспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино г. Перми с 26.03.2010 г., утвержденного распоряжением N 20 И. о. генерального директора от 24.03.2010 г.):
- от 0 минут до 15 минут - бесплатно;
- от 15 минут до 60 минут - 50 руб.;
- от 1 часа до 24 часов - 100 руб.;
- более 24 часов - 100 руб./сутки.
В период с 04.02.2010 года по 26.03.2010 года стоимость стоянки одного транспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта "Большое Савино" составляла (прейскурант на оказание платной услуги по предоставлению 1 места для размещения автотранспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино г. Перми с 04.02.2010 г., утвержденного распоряжением N 7 И. о. генерального директора от 04.02.2010 г.):
- от 0 минут до 15 минут - бесплатно;
- от 15 минут до 30 минут - 50 руб.;
- от 30 минут до 60 минут - 100 руб.;
- от 60 минут до 90 минут - 150 руб.;
- от 90 минут до 24 часов - 200 руб.;
- более 24 часов - 100 руб./сутки.
В период с 14.01.2010 по 04.02.2010 года стоимость стоянки одного транспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта "Большое Савино" составляла (прейскурант на оказание платной услуги по предоставлению 1 места для размещения автотранспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино г. Перми с 14.01.2010 г., утвержденного распоряжением N 3 И. о. генерального директора от 14.01.2010 г.):
- от 0 минут до 15 минут - бесплатно;
- от 15 минут до 30 минут - 50 руб.;
- от 30 минут до 60 минут - 100 руб.;
- от 60 минут до 90 минут - 150 руб.;
- от 90 минут до 120 минут - 200 руб.;
- от 120 минут до 5 суток 200 руб./сутки
- от 5 суток до 10 суток - 150 руб./сутки;
- более 10 суток - 100 руб./сутки.
ФГУП "Пермские авиалинии" в обоснование повышения стоимости 1 машиноместа на привокзальной площади аэропорта Большое Савино с 08.06.2010 приводят следующие доводы.
Основным критерием, определяющим объем предоставленных пассажирам услуг по размещению автотранспорта на привокзальной площади, является пассажиропоток. По мнению ФГУП "ПАЛ", прогноз пассажиропотока аэропорта Большое Савино в 2010 году составит 65600 человек. В мае 2010 года, на основании приказа N 188 были проведены наблюдения использования привокзальной площади личным автотранспортом пассажиров. Результаты исследования были оформлены актом об учете транспортных средств на привокзальной площади от 24.05.2010 года. Согласно данному акту, 17, 19 и 21 мая комиссия проводила учет транспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савино. Учет проводился 3 раза в день: с 5-00 ч. до 8-00 ч.; с 12-00 ч. До 13-30 ч.; с 17-00 ч. до 16-40 ч. Было установлено, что в среднем в сутки происходит 205 заездов. Исходя из этого ФГУП "Пермские авиалинии", произвели расчет за сутки:
Таким образом, ФГУП "Пермские авиалинии" планировало получить доход за 2010 год - <_>
Согласно данным, предоставленным ФГУП "Пермские авиалинии", структура затрат на услугу размещения транспорта на привокзальной площади аэропорта Большое Савино (Прогноз финансового результата от оказания услуги по размещению транспорта на привокзальной площади ФГУП "Пермские авиалинии" на 2010 год):
- доля расходов на площадь для размещения транспортных средств составляет 18 % <_>
- контроль за движением и размещением транспорта составляет 52,03% <_>
- электроосвещение, отопление для работы и термовентиляции оборудования составляет 3,18% <_>
- содержание фискального регистратора, инкассация выручки составляет 2,84% <_>
- приобретение, содержание АПС "Парктайм" составляет в общей структуре затрат 23,92% <_>
Итоговая себестоимость на оказание услуг по платной автостоянке на привокзальной площади аэропорта Большое Савино с применением АПС "Парктайм" составляет <_> тыс. руб. без НДС. Накладные расходы предприятия <_> тыс. руб., прибыль в размере 20% - <_> тыс. руб. Стоимость услуги автостоянке на привокзальной площади аэропорта Большое Савино с накладными расходами, с прибылью и с НДС составляет <_> тыс. руб.
За 2010 года объем выручки ФГУП "Пермские авиалинии" от размещения транспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савино составила <_> рублей.
Таким образом, по итогам 2010 года прибыль ФГУП "Пермские авиалинии" от услуги по размещению автотранспортных средств на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино составила 39% (<_>).
ООО "Партнер-Авиа" с 01.03.2010 года арендует земельный участок с целью организации стоянки для автомобильного транспорта у ИП <_> принадлежащий ей на праве собственности. До марта 2010 года вышеуказанный земельный участок арендовало ООО "Индекс-ПМ" для оказания услуг платной автостоянки (парковки).
Согласно договору аренды земельного участка, земельный участок расположен в Соколовском сельском поселении Пермского района Пермского края общей площадью <_> кв.м. Срок аренды составляет <_> месяцев.
В соответствии с п. 2.4. Договора аренды земельного участка Арендодатель обязан за свой счет подготовить Объект к передаче Арендатору.
Согласно акту приемки-передачи участка земли (приложение N 2 к договору аренды земельного участка <_>) земельный участок был передан 01.03.2010 года Обществу. Согласно акту приемки-передачи участка земли, на земельном участке осуществлена отсыпка щебнем согласно проекту, на земельном участке находится сторожевая будка, забор по всему периметру автостоянки согласно Проекту, а также электрические столбы с электропроводкой - 8 шт., пожарный щит и 2 автоматических шлагбаума. Арендная плата установлена в размере <_> тыс. руб. за месяц. На арендованном земельном участке выделено под автостоянку 87 машиномест.
Прейскурант цен на услуги автопарковки (распоряжение N 02) был утвержден общим собранием учредителей ООО "Партнер-Авиа" 02 июня 2010 года и введен в действие с 9 июня 2010 года.
Стоимость одного машиноместа на автопарковке ООО "Партнер-Авиа" составляет 30 руб. за первый час стоянки легкового автомобиля (50 руб. - грузового автомобиля), за последующий час стоянки 10 руб. (15 руб. - грузового автомобиля).
Автопарковка свыше 18 часов до 24 часов составляет 200 рублей (230 руб.), автопарковка свыше 30 суток по прейскуранту 100 рублей за 24 часа (150 руб.).
До 09.06.2010 года действовал прейскурант цен на услуги автопарковки (распоряжение N 01), утвержденный общим собранием учредителей ООО "Партнер-Авиа" (протокол N 3 от 28.02.2010 года).
Согласно вышеуказанному прейскуранту, стоимость одного машиноместа составляла 30 руб. за первый час стоянки легкового автомобиля (50 руб. - грузового автомобиля), за последующий час стоянки 10 руб. (15 руб. - грузового автомобиля). Автопарковка свыше 10 часов до 24 часов составляла 100 рублей (130 руб.).
В ходе рассмотрения антимонопольного дела, Комиссия Пермского УФАС России установила, что иную деятельность кроме оказания услуг автопарковки на прилегающем к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельном участке, ООО "Партнер-Авиа" не осуществляет.
Обосновывая повышение цены на услуги автопарковки с 09.06.2010 года, ООО "Партнер-Авиа" указывает на то, что при расчете цены на услуги автопарковки была учтена себестоимость одного парковочного места за сутки. В период с 01.03.2010 года по 09.06.2010 себестоимость одного машиноместа на парковке ООО "Партнер-Авиа" за сутки составляла <_> рублей, а с 09.06.2010 - <_> рублей. В себестоимость услуги автопарковки включаются следующие затраты:
- аренда земельного участка;
- заработная плата;
- отчисления в ПФ (14%, Нс на ПР (0,4%);
- налоги (ЕНВД);
- услуги банка;
- прочие расходы (в т. ч. на возмещение непредвиденных убытков, возникших при хранении транспортного средства);
- эл/энергия;
- текущий ремонт (по договорам подряда на обустройство автомобильной стоянки планируется произвести затраты на общую сумму 3 000 000 рублей);
- уборка территории.
Основным основанием повышения стоимости парковочного места Обществом являлась договоренность о повышении Арендодателем стоимости аренды. Согласно дополнительному соглашению <_> к договору аренды земельного участка от 01.03.2010 года, начиная с 01.12.2010 года, арендная плата устанавливается в размере <_> рублей, а с 01.03.2011 года - <_>рублей.
Также ООО "Партнер-Авиа" заключило договоры подряда: договор подряда <_> на обустройство автомобильной парковки ООО "Партнер-Авиа" на сумму <_> рублей; договор подряда <_> года с целью устройства забора вокруг автомобильной автопарковки на сумму <_> рублей. Доказательств исполнения настоящих договоров со стороны ООО "Партнер-Авиа" (платежных поручений) в материалы антимонопольного дела не представлены.
На общем собрании учредителей ООО "Партнер-Авиа" от 02.06.2010 года было решено зарезервировать постоянную денежную сумму на счету предприятия в размере 500 000 -700 000 рублей как страховую сумму на случай незначительных повреждений транспортных средств на ответственной стоянке. При этом, как пояснил генеральный директор Общества на рассмотрении антимонопольного дела, из вышеуказанной страховой суммы не было выплачено ни одного возмещения.
Таким образом, по мнению ООО "Партнер-Авиа", все эти затраты увеличили себестоимость одного парковочного места на стоянке ООО "Партнер-Авиа".
ООО "Партнер-Авиа" были предоставлены два финансовых плана: финансовый план автопарковки ООО "Партнер-авиа" на 2010 года, утвержденный общим собранием учредителей от 28 февраля 2010 года (протокол N 2); финансовый план автопарковки ООО "Партнер-Авиа" на 2 полугодие 2010 года, утвержденный общим собранием учредителей от 02 июня 2010 года (протокол N 4). Согласно финансовому плану на 2010 год, ООО "Партнер-Авиа" планировало получить выручку за 2010 год от оказания услуг автопарковки в размере <_> рублей, а согласно финансовому плану на 2 полугодие 2010 года с учетом повышения стоимости одного машиноместа за сутки до 200 рублей, выручка за 2 полугодие должна была составить <_> рублей. Учитывая два этих финансовых плана, выручка за 2010 года, которая обеспечит покрытие всех расходов ООО "Партнер-Авиа" и прибыль в размере 16 %, должна была составить <_> рублей (<_>).
Согласно данным, полученным от ООО "Партнер-Авиа" выручка за 2010 года от оказания услуг автоястоянки на прилегающем к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельном участке составила <_> рублей, что на 65% превышает объем планируемой выручки.
Согласно отчету о прибылях и убытках за 1 квартал, предоставленной ООО "Партнер -Авиа" объем реализации услуг автостоянки составил <_> тыс. руб., за четыре месяца 2010 г. Все затраты, включенные в себестоимость парковки транспортных средств составляют <_> тыс. руб. Прочие расходы составили <_> тыс. руб. Прибыль полученная в результате деятельности по предоставлению услуг автопарковки составила <_> тыс. руб. Таким образом, рентабельность ООО "Партнер-Авиа" составляет 177,3%.
ЗАО "Гостиница "Полет" арендует земельный участок в Соколовском сельском поселении Пермского района Пермского края общей площадью 5722 кв.м. арендная плата установлена в размере <_>1 руб. за год. На указанном земельном участке расположена платная стоянка площадью 50 кв.м. Арендная плата за площадь находящуюся под стоянкой равна <_> руб. в год.
На площади выделенной под автостоянку имеется 18 машиномест, из них:
- 6 мест для сотрудников организации;
- 8 мест для гостей и проживающих в отеле "Полет";
- 4 места под платную парковку.
Стоимость одного машиноместа составляет 100 руб. в сутки.
При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
В соответствии со статьей 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Руководствуясь вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГУП "Пермские авиалинии", ООО "Партнер-Авиа" и ЗАО "Гостиница "Полет" действуют на одном товарном рынке. Все вышеперечисленные хозяйствующие субъекты оказывают платные услуги автостоянки (парковки) на привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельных участков. Иных хозяйствующих субъектов, способных оказывать услуги автостоянки (парковки) в указанных географических границах, нет.
Потребителями услуг по временному размещению автотранспорта на парковках (стоянках), расположенных на прилегающих к аэропорту Большое Савино территориях, являются в основном лица, пользующиеся услугами аэровокзала (авиапассажиры). При этом востребованной услугой является не только кратковременная стоянка (менее 1 часа), в случае если авиапассажиры прибыли к аэропорту Большое Савино на транспортных средствах провожающих либо встречающих лиц, но и длительная стоянка (более 1 часа), в случае если авиапассажиры прибыли к аэропорту на личном транспорте.
Исходя из фактических обстоятельств, повышение тарифов ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" произошло относительно единообразно и синхронно (повышение произошло 8 июня и 9 июня 2010 года, решение о повышении цены были приняты 02 июня 2010 года и 07 июня 2010 года, цена за одно парковочное место за сутки стала 200 рублей).
Действия ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" подпадают под критерии согласованных действий, указанные в части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции.
Цены на услуги автостоянки (парковки) не подлежат государственному регулированию и складываются в условиях рынка, в том числе в ходе конкуренции между его участниками.
Хозяйствующие субъекты ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" не входят в одну группу лиц, их синхронное единообразное ценовое поведение возможно только при соответствующем одинаковом действии на них объективных причин, влияющих на ценообразование.
ФГУП "Пермские авиалинии" в качестве такой причины указывает увеличение роста пассажиропотока с февраля 2010 года. Так по отношению к январю 2010 года, процент роста пассажиропотока в марте составил 25%, в апреле - 35%.
Данный довод Комиссией Пермского УФАС России отклоняется по следующим основаниям. Исходя из письменных пояснений ООО "Партнер-Авиа", работа аэропорта Большое Савино имеет сезонный характер (низкий сезон с октября по март, высокий сезон с апреля по сентябрь). Сезонность изменения пассажиропотока также подтверждается информацией, полученной от ФГУП "Пермские авиалинии" в ходе проведения проверки. Так исходя из данных за 2009 год о количестве авиапассажиров, обслуженных в аэропорту Большое Савино, рост пассажиропотока наблюдается с марта 2009 года (увеличение по отношению к январю 2009 года на 8%) по август 2009 года (увеличение по отношению к январю 2009 года на 122%). Самое низкое количество авиапассажиров приходится на январь и февраль. Таким образом, увеличение роста пассажиропотока в марте 2010 года было прогнозируемым и ФГУП "Пермские авиалинии" не могли не знать об этом, так как является организацией, обслуживающей авиапассажиров. Таким образом, утверждая прейскурант на оказание платной услуги по предоставлению 1 места для размещения автотранспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино с 26.03.2010 г., ФГУП "Пермские авиалинии" могло учесть увеличение роста пассажиропотока. Более того увеличение роста пассажиропотока приводит к увеличению прибыли организаций, оказывающих услуги автостоянки (парковки) на привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади земельных участков.
Отсутствие общерыночной необходимости для повышения цен именно в первой декаде июня 2010 года, действующей для всех участников рынка, подтверждается наличием на нем субъектов, которые не изменили цену на услугу автопарковки (стоянки). Так, ЗАО "Гостиница "Полет" оставило цены на прежнем уровне.
Довод ФГУП "Пермские авиалинии" о том, что у лиц, пользующихся услугами аэропорта Большое Савино, есть возможность поставить свое транспортное средство на бесплатную стоянку расположенную слева при подъезде к аэропорту Большое Савино вдоль подъездной дороги к привокзальной площади, либо на служебную автостоянку ФГУП "Пермские авиалинии", на которой цена за сутки за одно машино-место установлена в размере 100 рублей, отклоняется Комиссией по следующим основаниям.
Бесплатная стоянка, расположенная слева при подъезде к аэропорту Большое Савино вдоль подъездной дороги к привокзальной площади, является не охраняемой. В соответствии с п. 1 ст. 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную другой стороной (поклажедателем), и возвратить ее в надлежащем виде. То есть если обустроено место для стоянки, но за порчу или утрату автомобилей никто не отвечает, говорить об услугах хранения нельзя.
Также, оставляя свое транспортное средство на бесплатной неохраняемой стоянке на достаточно длительное время (более 1 часа), потребитель не может быть уверен в сохранности своего транспортного средства. Также бесплатная парковка расположена на значительном расстоянии от привокзальной площади. Таким образом, она не может быть признана альтернативной в случае долговременной стоянки автотранспортного средства.
Служебная стоянка ФГУП "Пермские авиалинии" также не может рассматриваться в качестве альтернативы стоянке ФГУП "Пермские авиалинии", расположенной на привокзальной площади аэропорта Большое Савино, и парковке ООО "Партнер-Авиа", так как все места на данной парковке заняты сотрудниками ФГУП "ПАЛ" и других юридических лиц, заключивших договоры об оказании услуг по размещению автотранспортных средств на служебной стоянке.
Стоянка ЗАО "Гостиница "Полет" в случае долговременной стоянки не может составлять конкуренцию автостоянкам (парковкам) ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа", так как на этой стоянке предоставляется всего 4 места под платную парковку.
Из сравнительного анализа общих показателей деятельности субъектов, следует, что их единообразное ценовое поведение осуществлялось при различных условиях хозяйствования.
Так ФГУП "Пермские авиалинии", устанавливая цену за автостоянку (парковку) на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино в размере 200 рублей за сутки, руководствовалось затратами, понесенными на данную услугу. Самую большую долю в структуре затрат занимают расходы на контроль за движением и размещением транспорта инспекторами (52,03 %) и на приобретение и содержание АПС "Парктайм" (23,92%), а так же проведенным наблюдением использования привокзальной площади личным автотранспортом пассажиров.
Комиссия Пермского УФАС считает, что результаты проведенного ФГУП "Пермские авиалинии" наблюдения использования привокзальной площади личным автотранспортом пассажиров, не отражают действительности, так как учет транспортных средств проводился комиссией всего 3 дня и 3 раза в день и не установлено сколько из заездов на привокзальную площадь осуществлялось платно, хотя установленная АПС "Парктайм" позволяет отслеживать количество заезжающих транспортных средств и устанавливать сколько времени они находились на привокзальной площади аэропорта Большое Савино. Такая информация предоставлялась ФГУП "Пермские авиалинии" в ходе проверки за период с января по март 2010 года. За март 2010 года услугами автопарковки воспользовались:
Количество заездов за месяц Время стоянки Количество заездов в среднем в сутки
<_> До 15 минут <_>
<_> До 1 часа <_>
<_> До 2 часов <_>
<_> Более 2 часов <_>
Также при расчете предполагаемых доходов за сутки и соответственно дохода за год ФГУП "Пермские авиалинии" исходили из иных тарифов за автостоянку, чем те, которые были установлены с 08.06.2010. Тарифа в размере 50 рублей прейскурант на оказание платной услуги по предоставлению 1 места для размещения автотранспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино с 08.06.2010 г. не предусмотрено, а тариф 200 рублей действует после 1 часа стоянки. Так, если рассчитать примерный суточный доход ФГУП "Пермские авиалинии" исходя из среднесуточных показателей заездов за март и тарифов, установленных с 08.06.2010 года:
Количество заездов Время стоянки Тариф Доходы
<_> От 15 до 1 часа 100 руб. <_>
<_> более 1 часа 200 руб. <_>
<_> - - <_>
Таким образом, учитывая тот факт, что пассажиропоток в мае повысился, ФГУП "Пермские авиалинии" при расчете дохода за сутки занизило ожидаемый доход.
ООО "Партнер-Авиа", увеличивая цену на услуги автопарковки, руководствовалось затратами, которые Общество понесет в будущем (арендная плата увеличилась в декабря 2010 года, договоры подряда были заключены в августе и ноябре 2010 года, была зарезервирована постоянная денежная сумма на счету предприятия в размере 500 - 700 тыс. рублей). При этом ООО "Партнер-Авиа" указывает на то, что о повышении арендной платы было известно до июня 2010 года, при этом иных доказательств, кроме протокола N 4 общего собрания учредителей от 02.06.2010 года, например письменного извещения от Арендодателя, не представило. Таким образом, Комиссия Пермского УФАС считает, что объективных доказательств об осведомленности Общества о повышении арендной платы до июня 2010 года нет.
Также Комиссия Пермского УФАС России, основываясь на доказательствах, имеющихся в материалах дела (части 2 "Права и обязанности сторон" договора аренды земельного участка от 01.03.2010 года, акта приемки-передачи участка земли от 01.03.2010 г., фотоснимков, сделанных в ходе проведения проверки в отношении ООО "Партнер-Авиа"), сделала вывод о фиктивности договоров подряда <_> и договора подряда <_>
Учитывая тот факт, что из резервного фонда ООО "Партнер-Авиа" на покрытие незначительных повреждений транспортных средств на ответственной стоянке не было произведено ни одной выплаты, Комиссия Пермского УФАС не может принять эти затраты в качестве статьи расходов, увеличивающих себестоимость одного парковочного места.
Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что при составлении финансового плана на 2010 года ООО "Партнер-Авиа" занизило ожидаемый доход, о чем свидетельствует что объем реальной выручки за 2010 года на 65% превышает объем планируемой выручки, которая должна была обеспечить покрытие всех расходов ООО "партнер-авиа" и прибыль в размере 16%.
Так же Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым отметить, что цена на услуги автостоянки (парковки), которая была установлена ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" до июня 2010 года, обеспечивала данным хозяйствующим субъектам достаточную прибыль от этой деятельности.
Таким образом, действия хозяйствующих субъектов ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" по единовременному увеличению цены услуги на одинаковую величину были совершены относительно синхронно и единообразно при отсутствии на то объективных причин, что говорит об известности каждому из хозяйствующих субъектов о предстоящих действиях.
Об известности каждому из хозяйствующих субъектов о предстоящих действиях, может свидетельствовать также тот факт, что ФГУП "Пермские авиалинии" перед планируемым повышением цен проводило наблюдение использования привокзальной площади личным транспортом, а в силу близкого географического расположения парковки ООО "Партнер-Авиа", Общество не могло не знать о проводимых мероприятиях ФГУП "ПАЛ".
Совершение субъектами повышения цен в условиях известности о предстоящих действиях соответствуют интересам каждого из них.
Каждый из субъектов повышая цены, не рискует возможной потерей потребителей, поскольку, исходя из достигнутой предсказуемости действий конкурентов, осознает, что они также повысят цены. Синхронное ценовое поведение позволяет участникам рынка в одностороннем порядке воздействовать на общее условие обращения товара - его цену.
В результате хозяйствующие субъекты могут устанавливать цены на том уровне, который соответствует интересам каждого из них, минимизируя издержки, связанные с ведением конкурентной борьбы друг с другом.
Совершение субъектами взаимовыгодных заранее известных действий по повышению цен при отсутствии на то объективных причин свидетельствует о том, что данные действия не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке и вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов.
Таким образом, действия хозяйствующих ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" отвечают критериям, установленным частью 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции для признания данных действий согласованными, и являются ограничивающими конкуренцию.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся:
- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке,
- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,
- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;
Как следует из материалов дела, в рассматриваемый период (первая декада июля) произошел рост цены на услугу автостоянки (парковки), расположенных на привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельных участков, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения услуги на товарном рынке. Следовательно, цена установленная участниками рынка превышает цену, которая сложилась бы на рынке в условиях конкуренции между субъектами
С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что действия ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" по установлению и поддержанию цены на услуги автостоянки (парковки) на территории привокзальной площади аэропорта большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта большое Савино земельных участков являются нарушением п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в согласованных действиях по установлению цен (тарифов) на услуги автостоянки (парковки) на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельных участков начиная с июня 2010 года.
2. В связи с тем, что на момент вынесения настоящего решения нарушение антимонопольного законодательства не устранено, выдать ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" предписание, направленное на устранение нарушений нарушения антимонопольного законодательства, путем прекращения согласованных действий по установлению цен (тарифов) на услуги автостоянки (парковки) на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельных участков и установления обоснованных цен (тарифов) на услуги автостоянки (парковки).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного особлюдениигана.
Предписание по делу N858-10-а
17 февраля 2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 17.02.2011 г. по делу N858-10-а о нарушении Федеральным государственным унитарным предприятием "Пермские авиалинии" (614515, Пермский край, Пермский район, п. Сокол, аэропорт Большое Савино, 12) и Обществом с ограниченной ответственностью "Партнер-Авиа" (614000, г. Пермь, ул. Пушкина, 11) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Федеральному государственному унитарному предприятию "Пермские авиалинии" и Обществу с ограниченной ответственностью "Партнер-Авиа" в течение 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в согласованных действия по установлению цен (тарифов) на услуги автостоянки (парковки) на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельных участков, начиная с июня 2010 года,
а именно:
1) в течение 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания исключить установление цен (тарифов) на рынке услуг автостоянки (парковки) на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельных участков в результате согласованных действий.
2) в течение 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания принять меры по установлению обоснованных цен (тарифов) на услуги автостоянки (парковки) на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельных участков. При этом под обоснованными ценами (тарифами) на услуги автостоянки (парковки) следует понимать цену (тариф), которая необходима для производства и реализации соответствующего товара и прибыли.
3) в срок до 31.12.2011 года ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала, представлять в Пермское УФАС России информацию о p п.1 ч.1 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" при оказании услуг автостоянки (парковки) на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельных участков
4) в срок до 31.12.2011 года при принятии решения об изменении цены (тарифа) услуги не позднее 5 дней со дня принятия такого решения представлять в Пермское УФАС России соответствующее документальное подтверждение с обоснованием изменения цены (экономическое, правовое и иное).
О выполнении пункта 1 и 2 настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее 5 (пяти) дней со дня его выполнения. В случае обжалования предписания исполнить его в течение 5 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта по данному предписанию. Уведомить об исполнении предписания в течение 5 дней со дня его исполнения.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 февраля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016